МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История мировой культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доц. Иванова Наталья Петровна

Рецензент(ы):
к.и.н., доц. Гребенникова Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
История мировой культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 41.03.01 Зарубежное регионоведение (квалификация (степень) «бакалавр»)Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013г. N 1061.

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов целостного представления об истории мировой культуры;
- уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории;
- знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития;
- в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Ход историко-культурного процесса

Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада),
Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие
Памятники культуры и традиции народов России и других стран, позволяющие понимать и уважительно и бережно относится к культуре собственного народа и других народов мира
Основные закономерности историко-культурного процесса, памятники историко-культурного наследия и культурным традициям народов России и зарубежья
Ведущие принципы западно-европейкой и азиатских культуры и их воплощение в материальных памятниках культуры
3.2.Уметь:
3.2.1.Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения в профессиональной деятельности научных методов историко-культурных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры.
1.1. История мировой культуры: понятие, периодизация, источники и основные исследовательские подходы Лекции 2 4 ОК-3
Раздел 2. Раздел 2. Культура первобытного общества
2.1. Культура первобытного общества Лекции 2 2 ОК-3
Раздел 3. Раздел 3. Культура Древнего мира
3.1. Культура Древней Месопотамии Лекции 2 2 ОК-3
3.2. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления Лекции 2 2 ОК-3
3.3. Культура Малой и Передней Азии Сам. работа 2 2 ОК-3
3.4. Культура Древнего Египта Лекции 2 2 ОК-3 Л1.2
3.5. Этико-религиозное учение Конфуция Практические 2 2 ОК-3 Л1.1, Л2.1
3.6. Культура Древней Индии Лекции 2 4 ОК-3 Л1.3
3.7. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии Практические 2 2 ОК-3
3.8. Искусство стран Южной и Восточной Азии Сам. работа 2 2 ОК-3
3.9. Культура Древней Греции Лекции 2 2 ОК-3
3.10. Культура Древнего Рима Лекции 2 2 ОК-3
Раздел 4. Раздел 4. Культура Средневековья
4.1. Арабо-мусульманск ая культура Сам. работа 2 2 ОК-3
4.2. Культура Византии Лекции 2 2 ОК-3
4.3. Культура средневековой Японии Сам. работа 2 2 ОК-3
4.4. Культура Нового времени. Культура европейского Просвещения Лекции 2 2 ОК-3
4.5. Западноевропейское средневековье как тип культуры Лекции 2 2 ОК-3
4.6. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика Практические 2 4 ОК-3
Раздел 5. Раздел 5. Культура эпохи Возрождения
5.1. Культура Возрождения Лекции 2 2 ОК-3
5.2. Культура Итальянского и Северного Возрождения Сам. работа 2 2 ОК-3
Раздел 6. Раздел 6. Культура Нового времени
6.1. Искусство XVII века Практические 2 2 ОК-3
6.2. Масонство, как явление культуры XVIII века Практические 2 2 ОК-3
6.3. Основные направления в развитии искусства XIX в. Практические 2 2 ОК-3
Раздел 7. Раздел 7. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре.
7.1. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. Лекции 2 4 ОК-3
7.2. Мода XIX - XX веков, как явление культуры Практические 2 2 ОК-3
7.3. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века Практические 2 2 ОК-3
7.4. Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники Лекции 2 4 ОК-3
7.5. Развитие науки и техники в XX веке Сам. работа 2 4 ОК-3
7.6. Литература XX века, ее вклад в мировую сокровищницу литературы Сам. работа 2 4 ОК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятия культура и ее разновидности. Основные формы культуры. Элементы культуры. Функции культуры.
2. Основные подходы к изучению истории мировой культуры и ее периодизация. Источники по истории мировой культуры, особенности и методы работы с ними.
3. Искусство как феномен культуры: происхождение, виды, жанры.
4. Историко-культурная характеристика первобытной эпохи: периодизация, восприятие мира первобытным человеком; представления о пространстве и времени.
5. Религиозно-мифологическое мировосприятие первобытного человека. Основные разновидности языческих верований первобытного человека.
6. Первобытное искусство: особенности, основные разновидности, наиболее известные памятники.
7. Культура Древней Месопотамии, Малой и Передней Азии.
8. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления.
9. Культура Древнего Египта: особенности развития Древнего Египта, периодизация, источники по истории культуры Древнего Египта; социально-политическая структура Древнего Египта; религиозно-мифологические представления египтян; сакральные знания египтян; литературное и музыкальное творчество египтян; система образования у египтян.
10. Культура Древнего Китая. Сложение пятичленной космологической модели сущего в Китае и ее отражение в культуре Этико-религиозное учение Конфуция.
11. Особенности формирования культуры Древней Индии, этапы ее развития. Искусство Древней Индии.
12. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии.
13. Культура Древней Греции.
14. Культура Древнего Рима.
15. Мусульманская культура.
16. Особенности исторического развития Византии и их влияние на развитие культуры.
17. Синтез искусств в храмовой архитектуре Византии (мозаика, иконопись, музыкальное искусство, декоративно прикладное искусство и т.п.).
18. Культура средневековой Японии.
19. Западноевропейское средневековье как тип культуры.
20. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика.
21. Эпоха Возрождения: этапы, эстетика, деятели культуры, памятники.
22. Титаны Возрождения.
23. Северное Возрождение (общая характеристика культуры). Живопись Северного Возрождения.
24. Новое время в культуре: ведущие сферы, новации, памятники. Культура XVII века: основные направления и особенности развития.
25. Искусство XVII века: основные направления и особенности развития.
26. Культура XVIII века: основные направления и особенности развития.
27. Масонство, как явление культуры XVIII века.
28. Культура XIX века: основные направления и особенности развития.
29. Основные направления в развитии искусства XIX в.
30. Культура XX века: основные направления и особенности развития. Глобализация и культура: соотношение общего и особенного в современной культуре.
31. Мода XIX-XX веков, как явление культуры.
32. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века.
33. Современная культура: основные понятия, вклад в мировую культуру, памятники.
34. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Эссе и контрольные письменные работы по истории мировой культуры
1. Культура: понятие, социальные функции, место в современной жизни.
2. Этика и эстетика: взаимосвязь понятий.
3. Искусство: понятие, виды, предназначение.
4. Становление культуры: от периода «детства человечества» до новейшего времени.
5. Изобразительное искусство и его ведущие памятники (на примере одного из исторических периодов).
6. Экология культуры: понятие, роль различных культурных институтов в сохранении ценностей культуры.
7. Византийский художественный стиль: истоки и воплощение.
8. Романское искусство и искусство готики: зарождение стилей, признаки, памятники.
9. Классический стиль в искусстве: истоки, признаки, европейская и отечественная классика.
10. Искусство Востока: содержание, специфика, памятники.
11. Идеология Возрождения и европейская культура (итальянский вариант).
12. Северное Возрождение: отличительные признаки, ведущие персонажи, памятники.
13 .Идеология Просвещения: европейский и отечественный варианты.
14 .Искусство реализма – прошлое и настоящее.
15 .Искусство модерна и постомодерна.
16. Прошлое толкует нас: история культуры и современное общество.
17. Глобализация и культура.
18. Ведущие музеи мира, их роль в сохранении культурного наследия.
19. Современное искусство в музеях мира.
20. Экзотические музеи: их место в современной культуре.
21. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен комплектом тестовых вопросов и заданий к лекциям и семинарским заданиям, которые представлены на едином образовательном портале АГУ http://portal.edu.asu.ru/question/edit.php?courseid=2139

Примеры тестовых вопросов и заданий приведены ниже:
1. Выберите составляющие, которые входят в понятие «духовная культура»?
Выберите один или несколько ответов:
• интеллектуальная культура
• религиозно-мифологическая культура
• педагогическая культура
• художественная культура
• нравственная культура
• культура досуга
• объекты архитектуры и градостроительства
• правовая культура
• культура речи
• материальная культура
2. Выберите основные литературные памятники Вавилона
Выберите один или несколько ответов:
• «Беседа разочарованного со своим духом»
• «Диалог между господином и рабом о смысле жизни»
• О мучениях невинного страдальца»
• «Песнь арфиста»
• Энума элиш» («Когда сверху»)
3 Выберите одно из произведений шумеро-аккадской, вавилонской, ассирийской переднеазиатской или палестинской литературы и выявите, какие аспекты мировоззрения этих народов можно реконструировать на основании этого произведения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
Л1.3 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. Культурология: история мировой культуры : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая История мировой культуры : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» biblio-online.ru
Э3 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оснащенность учебного процесса программными продуктами

(компьютерный класс исторического факультета, общеуниверситетские классы)

№ Наименование № лицензионного соглашения / договора
1 Microsoft Office Professional 2003 1991936
2 Microsoft Office 2010 Professional Plus 61035295, 60674616
3 Microsoft Office 2007 Professional Plus 47774402
4 Adobe Creative Suite 5 Design Premium Adobe: order number: WS-905-L
5 Corel Draw X4, Corel Draw X5 Corel: order number 4087317, 3064780
6 IBM SPSS Statistics 20 S120504
7 MapInfo 11 Professional Электронные поставки
8 Abbyy Lingvo X5 Сертификат без номера

6.4. Перечень информационных справочных систем
История культурологической мысли. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/

Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/
Культура и искусство http://art-history.ru
Мировая художественная культура http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm
Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: аудитории оборудованные мультемедиа.

Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История мировой культуры» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 7 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачет. единиц.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (24 часа лекционных и 36 часов практических занятий) и 12 часов самостоятельной работы студентов. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям, осуществлении периодического контроля путем решения тестов, представленных на едином образовательном портале АГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2139. Для организации всех форм контроля используется балльно-рейтинговая система оценивания.
Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Итоговая аттестация осуществляется в форме итогового теста, структурированного по крупным хронологическим периодам курса, и устного зачета.