Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Китай и китайский язык |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_01_КиКЯ-1234-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | - формирование у студентов целостного представления об истории мировой культуры; - уяснение специфики культур Востока и Запада и особенностей их взаимодействия в ходе всемирной истории; - знакомство с важнейшими достижениями культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития; - в конечном итоге – формирование у студентов понимания мировой культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие мира в прошлом и настоящем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОК-3 | способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Ход историко-культурного процесса Особенности формирования культуры в различных регионах мира (на примере Востока и Запада), Выдающиеся памятники культуры, входящие в мировое культурное наследие Памятники культуры и традиции народов России и других стран, позволяющие понимать и уважительно и бережно относится к культуре собственного народа и других народов мира Основные закономерности историко-культурного процесса, памятники историко-культурного наследия и культурным традициям народов России и зарубежья Ведущие принципы западно-европейкой и азиатских культуры и их воплощение в материальных памятниках культуры |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Различать особенности историко-культурного процесса по историческим периодам и регионам; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов мира |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками применения в профессиональной деятельности научных методов историко-культурных исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теория культуры. | ||||||
1.1. | История мировой культуры: понятие, периодизация, источники и основные исследовательские подходы | Лекции | 2 | 4 | ОК-3 | |
Раздел 2. Раздел 2. Культура первобытного общества | ||||||
2.1. | Культура первобытного общества | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | |
Раздел 3. Раздел 3. Культура Древнего мира | ||||||
3.1. | Культура Древней Месопотамии | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | |
3.2. | Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | |
3.3. | Культура Малой и Передней Азии | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3 | |
3.4. | Культура Древнего Египта | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | Л1.2 |
3.5. | Этико-религиозное учение Конфуция | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Культура Древней Индии | Лекции | 2 | 4 | ОК-3 | Л1.3 |
3.7. | Религиозная культура Древней и Средневековой Индии | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | |
3.8. | Искусство стран Южной и Восточной Азии | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3 | |
3.9. | Культура Древней Греции | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | |
3.10. | Культура Древнего Рима | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | |
Раздел 4. Раздел 4. Культура Средневековья | ||||||
4.1. | Арабо-мусульманск ая культура | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3 | |
4.2. | Культура Византии | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | |
4.3. | Культура средневековой Японии | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3 | |
4.4. | Культура Нового времени. Культура европейского Просвещения | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | |
4.5. | Западноевропейское средневековье как тип культуры | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | |
4.6. | Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика | Практические | 2 | 4 | ОК-3 | |
Раздел 5. Раздел 5. Культура эпохи Возрождения | ||||||
5.1. | Культура Возрождения | Лекции | 2 | 2 | ОК-3 | |
5.2. | Культура Итальянского и Северного Возрождения | Сам. работа | 2 | 2 | ОК-3 | |
Раздел 6. Раздел 6. Культура Нового времени | ||||||
6.1. | Искусство XVII века | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | |
6.2. | Масонство, как явление культуры XVIII века | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | |
6.3. | Основные направления в развитии искусства XIX в. | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | |
Раздел 7. Раздел 7. Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. | ||||||
7.1. | Современная культура. Эпоха модерна и постмодерна в культуре. Традиции и новации в культуре. | Лекции | 2 | 4 | ОК-3 | |
7.2. | Мода XIX - XX веков, как явление культуры | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | |
7.3. | Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века | Практические | 2 | 2 | ОК-3 | |
7.4. | Искусство XX века: основные понятия, развитие архитектуры, живописи, скульптуры, вклад в мировую культуру, памятники | Лекции | 2 | 4 | ОК-3 | |
7.5. | Развитие науки и техники в XX веке | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3 | |
7.6. | Литература XX века, ее вклад в мировую сокровищницу литературы | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Определение понятия культура и ее разновидности. Основные формы культуры. Элементы культуры. Функции культуры. 2. Основные подходы к изучению истории мировой культуры и ее периодизация. Источники по истории мировой культуры, особенности и методы работы с ними. 3. Искусство как феномен культуры: происхождение, виды, жанры. 4. Историко-культурная характеристика первобытной эпохи: периодизация, восприятие мира первобытным человеком; представления о пространстве и времени. 5. Религиозно-мифологическое мировосприятие первобытного человека. Основные разновидности языческих верований первобытного человека. 6. Первобытное искусство: особенности, основные разновидности, наиболее известные памятники. 7. Культура Древней Месопотамии, Малой и Передней Азии. 8. Культура Древнего Ирана: религиозно-мифологические представления. 9. Культура Древнего Египта: особенности развития Древнего Египта, периодизация, источники по истории культуры Древнего Египта; социально-политическая структура Древнего Египта; религиозно-мифологические представления египтян; сакральные знания египтян; литературное и музыкальное творчество египтян; система образования у египтян. 10. Культура Древнего Китая. Сложение пятичленной космологической модели сущего в Китае и ее отражение в культуре Этико-религиозное учение Конфуция. 11. Особенности формирования культуры Древней Индии, этапы ее развития. Искусство Древней Индии. 12. Религиозная культура Древней и Средневековой Индии. 13. Культура Древней Греции. 14. Культура Древнего Рима. 15. Мусульманская культура. 16. Особенности исторического развития Византии и их влияние на развитие культуры. 17. Синтез искусств в храмовой архитектуре Византии (мозаика, иконопись, музыкальное искусство, декоративно прикладное искусство и т.п.). 18. Культура средневековой Японии. 19. Западноевропейское средневековье как тип культуры. 20. Западноевропейская культура в эпоху средневековья и Возрождения: сравнительная характеристика. 21. Эпоха Возрождения: этапы, эстетика, деятели культуры, памятники. 22. Титаны Возрождения. 23. Северное Возрождение (общая характеристика культуры). Живопись Северного Возрождения. 24. Новое время в культуре: ведущие сферы, новации, памятники. Культура XVII века: основные направления и особенности развития. 25. Искусство XVII века: основные направления и особенности развития. 26. Культура XVIII века: основные направления и особенности развития. 27. Масонство, как явление культуры XVIII века. 28. Культура XIX века: основные направления и особенности развития. 29. Основные направления в развитии искусства XIX в. 30. Культура XX века: основные направления и особенности развития. Глобализация и культура: соотношение общего и особенного в современной культуре. 31. Мода XIX-XX веков, как явление культуры. 32. Театр, кино и мультипликация: новые тенденции в развитии культуры XX века. 33. Современная культура: основные понятия, вклад в мировую культуру, памятники. 34. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Эссе и контрольные письменные работы по истории мировой культуры 1. Культура: понятие, социальные функции, место в современной жизни. 2. Этика и эстетика: взаимосвязь понятий. 3. Искусство: понятие, виды, предназначение. 4. Становление культуры: от периода «детства человечества» до новейшего времени. 5. Изобразительное искусство и его ведущие памятники (на примере одного из исторических периодов). 6. Экология культуры: понятие, роль различных культурных институтов в сохранении ценностей культуры. 7. Византийский художественный стиль: истоки и воплощение. 8. Романское искусство и искусство готики: зарождение стилей, признаки, памятники. 9. Классический стиль в искусстве: истоки, признаки, европейская и отечественная классика. 10. Искусство Востока: содержание, специфика, памятники. 11. Идеология Возрождения и европейская культура (итальянский вариант). 12. Северное Возрождение: отличительные признаки, ведущие персонажи, памятники. 13 .Идеология Просвещения: европейский и отечественный варианты. 14 .Искусство реализма – прошлое и настоящее. 15 .Искусство модерна и постомодерна. 16. Прошлое толкует нас: история культуры и современное общество. 17. Глобализация и культура. 18. Ведущие музеи мира, их роль в сохранении культурного наследия. 19. Современное искусство в музеях мира. 20. Экзотические музеи: их место в современной культуре. 21. Роль ЮНЕСКО в сохранении мирового культурного наследия |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен комплектом тестовых вопросов и заданий к лекциям и семинарским заданиям, которые представлены на едином образовательном портале АГУ http://portal.edu.asu.ru/question/edit.php?courseid=2139 Примеры тестовых вопросов и заданий приведены ниже: 1. Выберите составляющие, которые входят в понятие «духовная культура»? Выберите один или несколько ответов: • интеллектуальная культура • религиозно-мифологическая культура • педагогическая культура • художественная культура • нравственная культура • культура досуга • объекты архитектуры и градостроительства • правовая культура • культура речи • материальная культура 2. Выберите основные литературные памятники Вавилона Выберите один или несколько ответов: • «Беседа разочарованного со своим духом» • «Диалог между господином и рабом о смысле жизни» • О мучениях невинного страдальца» • «Песнь арфиста» • Энума элиш» («Когда сверху») 3 Выберите одно из произведений шумеро-аккадской, вавилонской, ассирийской переднеазиатской или палестинской литературы и выявите, какие аспекты мировоззрения этих народов можно реконструировать на основании этого произведения. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова | История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие | АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Садохин А.П. | Мировая культура и искусство: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, , 2015. | biblioclub.ru |
Л1.3 | Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. | Культурология: история мировой культуры : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая | История мировой культуры : учебное пособие | М. : Юнити-Дана, 2015 | https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684783 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства «Юрайт» | biblio-online.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оснащенность учебного процесса программными продуктами (компьютерный класс исторического факультета, общеуниверситетские классы) № Наименование № лицензионного соглашения / договора 1 Microsoft Office Professional 2003 1991936 2 Microsoft Office 2010 Professional Plus 61035295, 60674616 3 Microsoft Office 2007 Professional Plus 47774402 4 Adobe Creative Suite 5 Design Premium Adobe: order number: WS-905-L 5 Corel Draw X4, Corel Draw X5 Corel: order number 4087317, 3064780 6 IBM SPSS Statistics 20 S120504 7 MapInfo 11 Professional Электронные поставки 8 Abbyy Lingvo X5 Сертификат без номера | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
История культурологической мысли. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/ Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/ Культура и искусство http://art-history.ru Мировая художественная культура http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/ |
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: аудитории оборудованные мультемедиа. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет. |
В ходе изучения дисциплины «История мировой культуры» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 7 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачет. единиц. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (24 часа лекционных и 36 часов практических занятий) и 12 часов самостоятельной работы студентов. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям, осуществлении периодического контроля путем решения тестов, представленных на едином образовательном портале АГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2139. Для организации всех форм контроля используется балльно-рейтинговая система оценивания. Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой. Итоговая аттестация осуществляется в форме итогового теста, структурированного по крупным хронологическим периодам курса, и устного зачета. |