МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Агрофитоценология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
проф.Терехина Т.А.

Рецензент(ы):
проф. Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Агрофитоценология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф.Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой проф.Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с важнейшими понятиями агрофитоценологии и подходами к изучению растительных фитосистем антропогенного происхождения.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
– получить представления о важнейших понятиях агрофитоценологии;
– знать основные подходы к выделению типологических единиц разного ранга в нарушенных сообществах;
– иметь представления о математических методах, используемых в агрофитоценологии;
– получить представление о динамике и формировании структуры агрофитоценозов;
– иметь представления о основных видах участвующих в сложении изучаемых растительных сообществах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-2 готовностью использовать современные экспериментальные методы работы с ботаническими объектами для выполнения научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О основных современных теоретических положениях агрофитоценологии
Об основных чертах характеризующих типы нарушенной растительности
О флористической структуре нарушенных сообществ
3.2.Уметь:
3.2.1.Дать определение основным типам нарушенных фитосистем
Объяснить основные современные теоретические положения агрофитоценологии
Перечислить основные черты характеризующие типы нарушенной растительности
Назвать основные виды и роды растений нарушенных местообитаний
Описать флористическую структуру нарушенного сообщества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Описания флористической структуры нарушенного сообщества
Использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации нарушенных типов местообитаний
Характеристики основных диагностических признаков растительных ассоциаций
Использования в работе методов картографии
Применять на практике принципы флористической и доминантной классификации растительности
Оценить изменения происходящие в растительном покрове

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Состав и строение агрофитоценозов.
1.1. Состав и строение агрофитоценозов. Лекции 7 2 СПК-2 Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Составление опорного конспекта по характеристике состава и строения агроценозов Сам. работа 7 6 СПК-2
Раздел 2. Агрофитоценоз и его местообитание.
2.1. Агрофитоценоз и его местообитание. Лекции 7 4 СПК-2 Л2.3, Л1.1
2.2. Определение засоренности почвы. Лабораторные 7 4 СПК-2
2.3. Семена растений. Их типы. Лабораторные 7 4 Л2.1
2.4. Составление опорного конспекта про особенностям структуры агрофитоценозов. Сам. работа 7 5 СПК-2 Л2.2
Раздел 3. Система взаимоотношений между компонентами агрофитоценоза.
3.1. Система взаимоотношений между компонентами агрофитоценоза. Лекции 7 2 СПК-2 Л2.3, Л1.1
Раздел 4. Динамика агрофитоценоза.
4.1. Виды динамики агрофитоценозов. Лекции 7 2 СПК-2 Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Составление феноспектров. Лабораторные 7 4 СПК-2
4.3. Составление схем динамики сообществ . Сам. работа 7 5 СПК-2 Л2.2
Раздел 5. Происхождение элементов антропогенного ландшафта.
5.1. Происхождение элементов антропогенного ландшафта. Лекции 7 4 СПК-2 Л2.3, Л1.1
5.2. Характеристика основных видов сорных растений Лабораторные 7 4 СПК-2 Л2.1
5.3. составление сравнительной характеристики изучаемых ландшафтов. Сам. работа 7 5 СПК-2 Л2.2
Раздел 6. Другие виды антропогенных фитосистем
6.1. Антропогенные фитосистемы, свойства и особенности. Лекции 7 2 СПК-2 Л2.3, Л1.1
6.2. Обработка описаний растительности Лабораторные 7 4 СПК-2
6.3. Состаление опорного конспекта по характеристике изучаемых фитосистем. Сам. работа 7 4 СПК-2 Л2.2
Раздел 7. Изучение флоры и растительности населенных пунктов.
7.1. Особенности флоры и растительности населенных пунктов. Лекции 7 2 СПК-2 Л2.3, Л1.1
7.2. Картирование агроценозов. Выявление дифференциальных видов Лабораторные 7 4 СПК-2 Л2.1
7.3. составление алгоритма по изучению растительного покрова определенной территории. Сам. работа 7 6 СПК-2 Л2.2
Раздел 8. Методы изучения нарушенных местообитаний.
8.1. Методы изучения нарушенных местообитаний. Лекции 7 2 СПК-2 Л2.3, Л1.1
8.2. Составление сравнительной характеристики изучаемых ландшафтов. Сам. работа 7 6 СПК-2 Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы по курсу.
1.Понятие об агроценозе. Видовой состав агрофитоценозов. Высеваемые человеком расте¬ния.
2. Сорные высшие растения. Биолого-экологические особенности сорных растений.
3. Паразитические организмы. Микроорганизмы почвы и ризосферы культурных и сорных растений.
4.Животное население агрофитоценоза. Беспозвоночные животные почвы, вредные насекомые и др.
5.Cтруктура агрофитоценоза. Ярусная структура: в пространстве и во времени.
6. Популяционный состав агрофитоценоза. Жизненность видов в агро¬фитоценозе.
7.Количественные отношения между видами. Характер распределения растений по площади. Агрофитоценоз как биосистема.
8.Развитие агрофитоценоза. Доминанты и эдификаторы агрофитоценоза - высеян¬ные человеком растения.
9.Второстепенные виды - сорные растения. Процесс формирования надземной и подземной ярусности.
10.Популяционный состав видов и экологические ниши.
11.Система взаимотношений между компонентами агрофитоценоза. Трофические отношения. Взаимосредообразование. Соревнование.
12.Физиолого-биохимические основы взаимодействия растений в агрофитоценозах.
13.Динамика агрофитоценозов. Сезонная изменчивость агрофитоценозов. Разногодичная изменчи¬вость агрофитоценозов.
14.Чередование агрофитоценозов в севообороте. Учение о предшественниках. 15.Характеристика банка семян в почве.
16.Влияние на растительный покров распашки,внесения минеральных удобрений и других агротехнических мероприятий.
17.Процесс становления агрофитоценозов в истории земледелия (филагроценогенез). 18.Классификация агрофитоценозов. Основные таксономические единицы классификации. Наименование агрофитоценозов.
19.Общая характеристика культурных растений, их происхождение и особенности. 20.Происхождение культурных и сорных растений.
21.Центры происхожнения культурных растений / каждый центр рассмотреть отдельно/.
22.Основные хлебные культуры. Второстепенные хлебные растения.
23.Значение работ Вавилова Н.И. Области древнейшего земледелия. Культурно – исторические факторы в распределении растений.
24.Другие типы антропогенных фитосистем. Типы нарушенных территорий и их характеристика.
25.Классификация и основные особенности антропогенных фитосистем.
26.Понятие о гемерофитах. Происхождение растений нарушенных земель /сорные, адвентивные, рудеральные/.
27.Анализ видового состава гемерофитов Южной Сибири. Адвентивные виды растений и их роль в формировании современного растительного покрова.
28.Антропогенные изменения растительного покрова.
29.Изменение флоры и растительности населенных пунктов.
30.Формирование растительности на техногенно-нарушенных землях.
31.Тенденции развития современной науки о растительности.
32.Методы изучения растительных сообществ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1 Состав и строение агрофитоценозов. Составление опорного
конспекта по характеристике состава и строения агроценозов
2 Агрофитоценоз и его местообитание. Чтение текстов учебников и составление опорного конспекта
4 Система взаимоотношений между компонентами агрофитоценоза. Составление реферата по системе взаимоотношений
5 Происхождение элементов антропогенного ландшафта.Составление схем динамики сообществ
6 Другие виды антропогенных фитосистем.. Чтение текстов учебников и составление сравнительной характеристики изучаемых ландшафтов
7 Изучение флоры и растительности населенных пунктов. Составление опорного конспекта по характеристике изучаемых фитосистем
8 Методы изучения нарушенных местообитаний. Чтение текстов учебников и составление алгоритма по изучению растительного покрова определенной территории
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для семинаров, коллоквиумов
по дисциплине «Агрофитоценология»

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шапиро Я.С. Агробиология: учебное пособие Проспект Науки, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Терехина Т.А. Агрофитоценология: учебное пособие АлтГУ, 1992
Л2.2 Дымина Г.Д. Классификация, динамика и онтогенез фитоценозов (на примере регионов Сибири).: изд-воНГПУ, 2010
Л2.3 Зверева Г.К. Агроценозы. : учебниик Новосибирский государственный педагогический университет, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 zoomet/ru
Э2 http:/herba/msu/ru/Shipunov/school/sch-ru.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Гербарий сорных растений 120 листов
На весь курс подготовлены таблицы в количестве 30 шт., презентации в количестве 10.
Имеется учебный материал в виде фотографий агрофитоценозов 35 шт.
Коллекция семян для определения (900 образцов).
Микроскопы моно и бинокулярные, компьютер, мульти медийный проектор.


8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса Агрофитоценологии студент знакомится с основными понятиями и подходами в изучении антропогенных экосистем разного ранга. При изучении данного вопроса следует обратить внимание на основные понятия и определения антропогенных экосистем. Для успешного изучения данной дисциплины необходимо прежде всего знать отличия антропогенно нарушенных экосистем разного уровня от естественно нарушенных сообществ.
Студенту следует иметь представление о математических и полевых методах используемых при изучении агроэкосистем. Начинается процесс изучения с рассмотрения вопросов по динамике сезонной и разногодичной. Студенты следует четко различать эти два понятия и уметь объяснить в чем их сходство и отличие. Студент должен иметь представление об основных видах растений участвующих в формировании ярусности. Различать вклад каждого вида в структуру сообщества.
Студент должен уметь оценить воздействие человека на экосистемы, уметь провести оценку степени нарушенности экосистем. Знать видовой состав карантинных, рудеральных, сегетальных сорных растений.
Основные теоретические положения агрофитоценологии касающиеся эволюции агроэкосистем.
Студентам следует обратить внимание на изменение ареалов возделывания культурных растений. Знать основные центры происхождения их.
Часть времени студентам отводится на знакомство с методами обработки описаний и составление сводных таблиц с указанием степени нарушенности. На практических занятиях студенты определяют степень засоренности почвы, видовой состав семян находящихся в почве, составляют феноспектры.
При выполнении различных видов самостоятельной работы студенты отчитываются рефератами и презентациями, которые рассматриваются на семинарских занятиях.