МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ареалогия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Силантьева М.М.

Рецензент(ы):
Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Ареалогия

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) утвержденный Министерством образования и науки РФ «07» августа 2014 г., № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Ареалогия» является формирование представлений об ареалах растений и сообществ как о динамическом историческом явлении – результате расселения вида, таксона или синтаксона, обусловленном современными климатическими, эдафическими и биотическими причинами, геологической историей и эволюцией видов и сообществ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-1 способностью различать и оценивать фиторазнообразие на разных уровнях его организации
СПК-2 готовностью использовать современные экспериментальные методы работы с ботаническими объектами для выполнения научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;
об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции;
об основах общей, системной и прикладной экологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать: место дисципАккаунт — дословно «учетная запись». Описание пользователя, которое хранится на компьютере. Обычно включает в себя имя пользователя в системе, настоящее имя, пароль, права пользователя.

Административная (техническая) консультация ряд

административных операций проводимых специалистом по работе с дистанционной системой обучения.

Е-таП — сокращение от английского «электронная почта». Е-mail это обмен наборами данных между различными компьютерами, объединенными в компьютерную сеть. По Е-mail можно передавать не только текстовую информацию, но и аудио- и видеофайлы.

Антиплагиат - российский интернет-проект, в рамках которого предлагается сервис по проверке текстовых документов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников.

Вебинар - онлайн мероприятие, на котором один или несколько спикеров могут проводить презентации, тренинги, сейлс-митинги, совещания для группы от нескольких до нескольких тысяч участников в Интернет или корпоративной сети. Основные возможности вебинаров проводить видеоконференции, телеконференции, чат, демонстрации презентаций и документо, демонстрацию экрана, онлайн-опросы, возможность пригласить любое количество участников или спикеров из любой точки мира.

Вэбэссе - запись пользователя в режиме индивидуального планирования. Запись производится на веб-камеру с последующей трансляцией преподавателю и или студентам группы и возможным размещением на онлайн ресурсе Института.

Видеолекции - «банк данных» видеоматериалов по дисциплинам, которые в качестве эксперимента обработаны и подготовлены для интерактивного просмотра и размещены в закрытой части сайта и в читальном зале ИЭАУ.

Внутриинститутская информационная система студентов и слушателей - интерактивная система, размещенная на сайте института (ieay.ru), которая включает в себя доску объявлений, доставку личных объявлений, нормативные акты института, инновационную информационную институтскую рассылка - по статусу и др.

Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных, ситуаций или информационной неопределённости. Проводится в виде Вебинара.

Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий м автоматизированных компьютерных систем при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».



Дидактические средства дистанционного обучения - учебные материалы, методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности, при отсутствии непосредственного общения с преподавателем.

Инновационная система тестирования ИЭАУ - программный комплекс, НС размещенный на сайте института, в основу которого положены инновационные методики оценки знаний, умений, навыков студентов (слушателей) и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий.

Диагностическое тестирование - входное тестирование, позволяющее определить исходный уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент при изучении вузовских дисциплин. Диагностическое тестирование студентов-первокурсников дает возможность определить исходный уровень знаний и умений студентов. Тестирование проводится по трем учебным предметам школьного курса «Математика», «Русский язык», «Иностранный язык». Данный контроль, проверка, оценивание, анализ статистических данных и прогнозирование дальнейшего обучения студентов. Диагностическое тестирование на Факультете дополнительного образования, проводимое для слушателей, позволяет выявить акценты распределения преподавателем лекционного времени, а также выявить возможности усиления структуры раздаточного материала, предоставляемого ФДО в рамках проводимого обучения.

Итоговое тестирование - это диагностика результатов образовательного процесса по всей дисциплине (по теме дисциплины), характеризующая не только уровень знаний и умений студентов, но и организацию образовательного процесса на кафедре и в учебном заведении в целом. Применяется в конце семестра (программы обучения) в виде оценки качества знаний по дисциплине и допуска студента (слушателя) к экзамену или зачету или в качестве экзамена или зачета по дисциплине.



Индивидуальные скайп тренинги (консультации) - интерактивные тренинги направлены на развитие логического мышления, приобретения практических навыков в областях знаний и закрепление теоретических основ изучаемой дисциплины. Могут применяться 4 в качестве инструмента для проведения индивидуальной консультации со студентом (слушателем) и (или) проведения текущей аттестации в режиме онлайн.

Интернет- технология (сетевая технология) - это дистанционная образовательная технология, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов.

Контроль остаточных знаний - это диагностика знаний студентов (слушателей) по всем разделам или темам дисциплины, позволяющая оценить усвоения учебного материала и проводимая в семестре, следующим за семестром, в котором изучалась дисциплина.

Консультант плюс - справочная правовая система, включающая в себя сборники нормативных актов, судебных решений, комментариев, обзоров и т.д. Надежный помощник для многих специалистов: юристов, бухгалтеров, руководителей организаций, а также для специалистов государственных органов, ученых и студентов. В ней содержится огромный массив правовой и справочной информации.

Коллективные тренинги - вид практического занятия, проводимого с использованием системы Вебинар. Для организации коллективного тренига требуется наличие у каждого участника не только компьютера с колонками, подключенного к интернет, но и веб-камеры с микрофоном.

Коллоквиум — форма проверки и оценивания знаний студентов (слушателей), проводимая с использованием системы Вебинар. Как правило, представляет собой мини-экзамен, проводимый в середине семестра и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене.

Логин — любое сочетание букв и/или цифр, необходимых для Вашей идентификации и авторизации на сайте. Логин должен состоять из латинских букв и/или цифр.

Научная среда ИЭАУ - часть внутриинститутской информационной системы, включающая в себя основные нормативные документы, регламентирующие научную работу в ИЭАУ, сборники научных трудов, изданные в ИЭАУ, результаты научных изысканий студентов, слушателей, аспирантов, магистрантов, преподавателей и др. ИЭАУ, опубликованные на сайте института в открытой и закрытой части. Включает в себя также подбор тематических интернет-ссылок на другие сайты по теме.

Обратная связь с преподавателем - технологический процесс (Е-mail,
скайп, вебинар-консультация и др.), посредством которого происходит связь
студента (слушателя) с преподавателем. Различают два вида обратной связи с
преподавателем: онлайн связь (скайп, вебинар, телефонный разговор, чат в
вебинаре) и оффлайн связь (письмо по Е-mail, общение в форуме, общение с
преподавателем в социальных сетях). *

Обучающиеся - студенты, слушатели, магистранты, аспиранты зачисленные на одну из предусмотренных законодательством форм обучения, которым предоставляется доступ к информационным ресурсам ИЭАУ в режиме дистанционного доступа;

Тренировочное тестирование - это программный комплекс, в основу которого положена оригинальная методика проверки усвоения знаний, умений, навыков студентов (слушателей) и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного решения тестовых заданий. Применяется в качестве самостоятельной диагностики результатов образовательного процесса по всей дисциплине (по отдельным темам дисциплины), позволяющая оценить целостность и прочность усвоения учебного материала достаточно большого объема. Применяется студентами в течение семестра изучения дисциплины. Самостоятельная работа студентов (слушателей) с использованием системы тестирования разделяется на самоподготовку и самотестирование и включает тестирование по отдельным темам, разделам и всей изучаемой дисциплине. В соответствии с программой дисциплины * самостоятельная работа с использованием системы тестирования проводится но заданию преподавателя или по желанию студента (слушателя) самостоятельно оценить свои знания.

Пароль (фр. раго1е — слово) — это секретное слово или набор символов, предназначенный для подтверждения личности или полномочий.



Профессионально - тематическая консультация - консультация проводимая преподавателями при помощи современных информационных технологий (Скайп, Е-mail, Вебинар, чат, форум, социальные сети) со студентами (слушателями). Возможно проведение как групповых, так и индивидуальных консультаций.

Расписание - вид календаря (то есть, упорядоченность по времени), для которого указана информации о предстоящих (планируемых или потом произошедших) событиях. Расписание является частью внутриинститутской информационной системы и размещается в закрытой части сайта ИЭАУ. Расписание может быть групповым и индивидуальным. Индивидуальное расписание размещается на личной страничке студента на сайте ИЭАУ.

Семинар (лат. — буквально: рассадник") — форма учебных практических занятий, при которой учащиеся (студенты) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателя. Проводится при помощи Вебинара.

Система информированности общественности - система обеспечения своевременной, достоверной и качественной информации, которая происходит из следующих источников:

1. Внутренние пользователи (студенты, преподавательский состав; обслуживающий персонал (специалисты, методисты и др.), руководство ИЭАУ, ученый Совет ИЭАУ)

2. Внешние пользователи (работодатели, родители, органы государственной власти, партнеры ИЭАУ и другие категории внешних пользователей).



Слайд-лекции - лекции в цифровом формате, в которых учебный материал представлен в виде слайдов, схем, рисунков и текстовых материалов.

Техническая консультация - ряд технических операций проводимых специалистом в качестве устранений неисправностей с работой дистанционной системы обучения.

Текущий контроль - это диагностика знаний студентов (слушателей) по отдельным разделам или темам дисциплины, позволяющая оценить целостность и прочность усвоения учебного материала достаточно большого объема. Применяется в течение семестра изучения дисциплины или перед аттестацией по дисциплине и является частью инновационной системы тестирования ИЭАУ.

Тьютор - преподаватель-консультант, который руководит самостоятельной работой обучающихся, проводит отдельные виды аудиторных и внеаудиторных занятий и осуществляет контроль выполнения ими учебного плана и усвоения учебного материала.

Форум - дискуссионные площадки для обсуждения. Используется для обсуждения вопросов связанных с образовательным процессом, дискуссионной площадки для обсуждения отдельной дисциплины (темы дисциплины), научной дискуссионной площадки, студенческой жизни, воспитательной работы и др.



Форум располагается в закрытой части сайта ИЭАУ, но в отдельных случаях используются открытые и закрытые Форумы в социальных сетях.

Учебно-методическое обеспечение - обеспечение и сопровождение образовательных программ, осуществляемых на основе информационных технологий по дисциплинам (рассмотрение планов семинарских и практических занятий, заданий для самостоятельной работы, тематики лекционных циклов и т.д.). Размещается в закрытой части сайта. Разрабатывается с учетом требований, регламентированных различными законодательными актами и локальными документами ИЭАУ.

Электронный заказ книг в библиотеке - система электронного заказа книг в библиотеке, позволяющая бронировать учебную и научную литературу, контролировать сроки сдачи литературы в библиотеку ИЭАУ, осуществлять проверку наличия литературы в библиотеке. Является частью электронного института ИЭАУ и размещается в закрытой части сайта.

Электронный рабочий учебник по модулю дисциплины - учебный продукт, выполненный в виде гипертекста.



Электронный конспект лекций - учебный материал по дисциплине, структурированный по темам, промодерированный преподавателем и размещенный в закрытой части сайта.

Электронный банк знаний - совокупность электронных баз данных учебного назначения, связанных системой автоматизированного документооборота и управления учебным процессом.
Оценивает особенности внешних и внутренних границ ареалов видов и родов
Оценивает уровень богатства флористических хорионов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Получения и критической оценки информации через глобальную сеть Интернет, из научной литературы; выполнять письменные, аналитические реферативные работы по предмету;
сравнения флористических царств и фитохорионов России по природно-климатическим показателям и особенностям растительного покрова;
составления характеристик флористического хориона, исходя из принципов и методов районирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учение об ареалах. Принципы общей теории ареалов
1.1. Учение об ареалах. Принципы общей теории ареалов. Факторы формирования ареалов Лекции 5 8 СПК-1 Л2.2, Л2.4, Л2.7, Л2.5, Л1.1
1.2. Способы картирования ареалов. Лабораторные 5 8 СПК-2 Л2.8, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.3. Выполнение индивидуального задания по подготовке карт ареалов видов Сам. работа 5 12 СПК-1 Л2.8, Л2.1, Л2.6
Раздел 2. Исторический анализ ареалов
2.1. Исторический анализ ареалов. Основные типы современных ареалов. Классификация ареалов Лекции 5 6 СПК-1 Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Классификация ареалов. Вторично измененные ареалы. Метод биогеографических координат Лабораторные 5 8 СПК-2 Л2.4, Л2.8, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.3. Разработка проекта классификации ареалогических элементов Сам. работа 5 12 СПК-1 Л2.8, Л2.6, Л1.2
Раздел 3. Ареалы растительных сообществ и синтаксонов растительности
3.1. Ареалы растительных сообществ и синтаксонов растительности. Лекции 5 6 СПК-1 Л2.7, Л2.8, Л2.6, Л1.2, Л1.1
3.2. Критерии, принципы и методы флористического районирования. Лабораторные 5 8 СПК-2 Л2.2, Л2.8, Л1.1
3.3. Написание реферата и подготовка презентации по флористическому районированию Сам. работа 5 13 СПК-1 Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для контрольной работы по ареалогии
1. Какой способ картирования ареалов позволяет отразить особенности характеризующие популяции вида, его биомассу, фенофазы и т.д.? Приведите примеры
2.Каковы признаки сплошного ареала? Сформулируйте правило порога дизъюнкции.
3. Какими факторами определяются внешние границы, с какими факторами связаны внутренние границы ареала таксона?
4. Назовите все факторы формирования ареалов.
5. Назовите все типы границ ареалов.
6. Может ли реальный ареал быть больше потенциального и почему?
7. Что такое ценоареал вида, дайте определение активным и неактивным видам.
8. Дайте определение и приведите примеры эндемичных видов.
9.Что С.И. Коржинский называл «бионтом» вида?
10. Сформулируйте основные постулаты теории ареалов. Справедливы ли они для других организмов?
11. Исходя из правил Декандоля предположите, какой ареал будет иметь эфемер, представитель семейства злаковых, небольшего до 10 см размера.
12. Исходя из теории Вильямса объяснить почему близкие по морфологии виды растений обладают очень различными ареалами?
13. Какими факторами определяется распространение растений по теории толерантности ОГуда
14. Каковы современные доказательства теории ОГуда?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Факторы формирования ареалов
2. Границы ареалов внешние и внутренние
3. Принципы общейтеории ареалов.
4. Причины дизъюнкций
5. Значение ареалогии для ботанических исследований
6. Типы синхорологических карт
7. Критерии, принципы и методы флористического районирования.
8. Особенности ареалов надвидовых таксонов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Силантьева Конспект флоры Алтайского края: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Б. Т. Янин Палеобиогеография: Учебник М. : Академия, 2009 17
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт Ботаника: учеб. для вузов. 4 т.: Раздел 14. Ареалы растений: Академия, 2007
Л2.2 Тахтаджян А.Л. Флористические области Земли. : Наука, 1978 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42376
Л2.3 И. Г. Чухина Культурные растения и их дикие родичи : АзБука, 2007 elibrary.asu.ru
Л2.4 Вавилов Н.И. Пять континентов. : Наука, Ленинградское отд-ние, 1987 3
Л2.5 Камелин Р.В. Великая селекция зари человечества: АзБука, 2005 16
Л2.6 П. Зитте, Э. В. Вайлер, Й. В. Кадерайт Ботаника: учебник для вузов. Т. 3. Раздел 14 Ареалы растений: Академия, 2007 7
Л2.7 Юрцев Б.А., Камелин Р.В. Основные понятия и термины флористики: , 1991
Л2.8 Сочава В.Б. Растительный покров на тематических картах: Наука, 1979
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.siteknig.com/priroda_i_nauka/page/14/ – ботаническая литература
Э2 http://www.rulex.ru/01272010.htm – географии растений
Э3 http://wwwgeobotany.narod.ru/authors.htm – сайт о географии растений
Э4 http://www. herba.msu.ru/shipunov/.../sch-ru.htm – ботаническая литература
Э5 www.ecosystema.ru/08nature/ – ареалы, их особенности
6.3. Перечень программного обеспечения
На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Таблицы
1. Флористическое районирование России по Р.В. Камелину
2. Флористическое районирование Земного шара по А.Л. Тахтаджану.
3. Способы картирования ареалов.
4. Формы и типы ареалов.
Гербарий
1. Более 100 листов тропических и субтропических видов растений.
2. Эндемичные виды растений – 20 листов.
Лекции в электронном виде в «PowerPoint» по всем разделам
Технические средства
Видеопроектор, ноутбук, переносной экран.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Ареалогия» является формирование представлений об ареалах растений и сообществ как о динамическом историческом явлении – результате расселения вида, таксона или синтаксона, обусловленном современными климатическими, эдафическими и биотическими причинами, геологической историей и эволюцией видов и сообществ
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: география, ботаника (низшие и высшие растения), экология, фитоценология. Полученные знания важны при изучении дисциплин: «Теории эволюции», «Учение о биосфере» базовой части ПД, «Флористика», «Геоботаника», «Экология растений» вариативной части ПД.
В курсе ареалогии студенты получают знания об ареалах как о динамическом и историческом явлении на основе синтеза двух подходов – биологического и географического; учаться анализировать внешние и внутренние границы ареалов, исходя из представлений о факторах формирования ареалов, а также выделять и называть географические элементы, типы и подтипы ареалов. Кроме того, важно сформировать представление о флористических царствах Земного шара как о центрах, отражающих основные очаги флорогенеза.
При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления о факторах формирования ареалов и объяснить основные современные теоретические положения ареалогии, особенности внешних и внутренних границ ареалов видов и родов; перечислить основные типы геоэлементов, типов и подтипов ареалов, эндемичные, космополитные и широкоареальные виды растений и показывать их на карте.
При изучении второго раздела необходимо научиться использовать на практике методы картографии.
При изучении третьего раздела необходимо выработать навыки сравнения флористических царств и фитохорионов России по природно-климатическим показателям и особенностям растительного покрова. В качестве индивидуального задания предстоит подготовить характеристику любой флористической провинции на территории России.
Четвертый раздел представляет для студента сложность в том, что необходимо использовать сведения по палеогеографии, палеонтологии и современному распространению видов для интерпретации динамики ареалов.
В пятом разделе студенты знакомятся с растительным покровом флористических царств и подцарств Земного шара экологические и эколого-морфологические особенности основных ландшафтообразующих типов растительности и готовит самостоятельно презентации по выбранным темам