МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биогеография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Силантьева М.М., Сперанская Н.Ю.

Рецензент(ы):
Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Биогеография

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) утвержденный Министерством образования и науки РФ «07» августа 2014 г., № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с географическим распределением организмов и их сообществ и показать факторы их определяющие.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– получить представление о биогеографии как синтетической биологической и географической развивающейся науке;
– знать основные термины и законы различных разделов биогеографии;
– иметь четкие представление об закономерностях географического распространения организмов и их комплексов, об основных климатически обусловленных группах наземных экосистем (биомах) и их биоценозах;
– получить представление о трофических связях в биомах и биоценозах
– знать подходы применяемые при флористическом, фаунистическом и биотическом районировании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы.
о методах наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов.
3.2.Уметь:
3.2.1.сформулировать базовые представления о биомах и биотах, а также факторах их определяющих; основные определения и современные теоретические положения биогеографии, типы биомов Земного шара; принципы и методы биотического районирования.
основные методы биогеографии, основные диагностические и биологические признаки видов растений и животных различных биомов; назначение и особенности использования методов: картографирования, районирования, кладистического, палеонтологического и исторического анализа ареалов.
оценить уровень богатства биоразнообразия биомов; уникальность и историю формирования биот.
использовать в работе методы районирования, картографии; применить на практике способы картографирования биологической информации (объектов и систем) с использованием интернет-ресурсов; сравнить морфофизиологические и анато-морфологические и адаптационные признаки видов флоры и фауны различных биомов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками подготовки характеристик биотических хорионов; подходами сравнения и подготовки характеристики биомов и хорионов.
Владеть способом картирования ареалов и биотических хорионов; навыками подготовки сообщений по особенностям строения, биологии и физиологии видов биоты какого-либо биома.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учение об ареалах
1.1. Учение об ареалах Лекции 4 4 ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Картирование ареалов Лабораторные 4 8 ОПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Составление сводной таблицы по этапам развития биогеографии Сам. работа 4 11 ОПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Биогеографическое районирование
2.1. Биогеографическое районирование. Основные типы биомов. Оробиомы. Островная биогеография. Биогеография континентальных водоемов Лекции 4 10 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
2.2. Характеристика основных биотических царств. Пути формирования островных биомов и биот. Высотная поясность Анд, Альп, Алтая и Гималаев.Особенности биот водоемов и водотоков Лабораторные 4 12 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Подготовка презентации по биотическим царствам, подготовка серии карт по флористическому, фаунистическому, биотическому районированию Сам. работа 4 14 ОПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Биогеография и проблемы сохранения биологического разнообразия
3.1. Биогеография и проблемы сохранения биологического разнообразия Лекции 4 6 ОПК-2 Л2.2, Л1.1
3.2. Особенности охраны биологического разнообразия в биомах разного типа Лабораторные 4 4 ОПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.3. Подготовка и написание рефератов по особенностям охраны биомов Сам. работа 4 12 ОПК-2 Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История возникновения биогеографии как науки. Основные этапы развития. Разделы биогеографии. Прикладное значение.
2. Флора, фауна, растительность, животное население, биота, биом, природная зона, климатический (географический) пояс, трофические группы (сапрофаги, копрофаги, миофаги, антофаги и т.п.), ареалы, космополиты, эндемики, реликты, викарианты.
3. Метод картографирования в биогеографии. Тематические карты, карты природы, способы изображения биологической информации, в том числе картирование ареалов.
4. Принципы и методы биотического районирования. Характеристика основных биотических царств.
5. Фаунистическое районирование. Принципы и методы. Характеристика основных царств и областей.
6. Флористическое районирование. Принципы и методы. Характеристика основных царств.
7. Биогеография Мирового океана. Биота Мирового океана. Подходы к районированию.
8. Понятие об ареале. Факторы формирования ареала. Динамика ареалов. Формы и типы ареалов.
9. Структура ареала. Границы ареалов. Космополиты, эндемики и реликты. Викарирующие виды. Разрывы ареалов и их причины.
10. Тип биомов: Влажные экваториальные и тропические леса.
11. Тип биомов: Тропические сезонные леса, редколесья и колючие кустарники.
12. Тип биомов: Саванны.
13. Тип биомов: Пустыни – тропические, субтропические и умеренно-широтные.
14. Тип биомов: Субтропические леса, редколесья и кустарниковые сообщества.
15. Тип биомов: Степи, прерии, пампа, туссок.
16. Тип биомов: Широколиственные леса умеренного пояса.
17. Тип биомов: Бореальные хвойные леса умеренного пояса.
18. Тип биомов: Тундры и их аналоги в южном полушарии.
19. Особенности островных биомов и биот.
20. Особенности биот внутренних водоемов.
21.Высотная поясность. Влияние на характер поясов географической зональности, экспозиции и крутизны склонов. Особенности оробиомов.
22. Сравнить биомы: саванны и степи.
23. Сравнить биомы: влажные экваториальные леса и субтропические леса.
24. Сравнить биомы: широколиственные леса и бореальные хвойные леса.
25. Сравнить биомы: степи и тундры.
26. Сравнить биомы: тропические сезонные леса и широколиственные леса.
27. Сравнить сообщества пустынь умеренного, субтропического и тропического поясов.
28. Сравнить биомы: субтропические леса, редколесья и кустарниковые сообщества и хвойные бореальные леса.
29. Сравнить биомы: тундры и пустыни.
30. Биогеография и проблемы сохранения биологического разнообразия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

1. Реликты в царстве растений и животных.
2. Реликтовые сообщества на территории России.
3. Реликтовые сообщества на территории Сибири.
4. Реликтовые сообщества в Алтайском крае.
5. Реликтовые виды растений и животных Алтайского края.
6. Типы ареалов у животных.
7. Эндемичные растения и животные Северной Азии.
8. Эндемичные растения и животные Южной Сибири.
9. Эндемичные растения и животные Алтая и Алтайского края.
10. Особенности основных биомов и биот.
11. Особенности Капского биотического царства.
12. Особенности Голарктического биотического царства.
13. Особенности Австралийского биотического царства.
14. Особенности Африканского биотического царства.
15. Особенности Антарктического биотического царства.
16. Особенности Ориентального биотического царства.
17. Особенности Голантарктического биотического царства.
18. Основные биомы Азии.
19. Основные биомы Австралии.
20. Основные биомы Северной Америки.
21. Основные биомы Южной Америки.
22. Основные биомы Евразии.
23. Основные биомы Африки.
24. Особенности оробиомов Европы и Азии. Сходства и различия.
25. Особенности оробиомов Азии.
26. Сходства и различия влажных экваториальных лесов Африки и Южной Америки.
27. Сходства и различия широколиственных лесов Евразии и Северной Америке.
28. Особенности биома субтропического леса и редколесья на разных континентах.
29. Саванны и степи. Сходства и различия.
30. Степи Евразии и прерии Северной Америки. Сходства и различия.
31. Степи Евразии. Приспособления растений и животных к жизни в степи.
32. Причины безлесия степей.
33. Пустыни и полупустыни Казахстана, Средней и Центральной Азии.
34. Сахаро-Гобийская пустынная область.
35. Приспособление растений и животных к жизни в пустыне.
36. Тундры и пустыни. Сходства и различия.
37. Жизнь в экстремальных условиях (растения, грибы, водоросли, лишайники, животные).
38. Широколиственные и хвойные леса. Сходства и различия.
39. Бореальные биоценозы Евразии и Северной Америки.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. М. Абдурахманов, Е. Г. Мяло, Г. Н. Огуреева Биогеография: учебник М. : Академия, 2014 50
Л1.2 М. М. Силантьева, Н. Ю. Сперанская Биогеография: семинар. и практ. занятия, самост. работа студентов : учеб. пособие : Учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/116
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии: Изд-во МГУ, 1987 40
Л2.2 Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография: Учебник для студентов вузов. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 53
Л2.3 Лебедева Н.В., Дроздов Н.Н., Криволуцкий Д.А. Биологическое разнообразие: Учебн. пособие для вузов М.: ВЛАДОС, 2004 36
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biogeography.ru/ – материалы в помощь студенту
Э2 http://www.evolbiol.ru/geography.htm – научные идеи и открытия в биогеографии
Э3 www.bposter.net/bookmarks/tag/биогеография – материалы по биогеографии
Э4 http://vipbook.info/video/19618-A.-G.-Voronov-N.-N.-Drozdov.-M-Biogeografiya-mira.html – . Воронов А.Г., Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Биогеография мира.
Э5 http://abc.vvsu.ru/Books/biogeografij_posob/page0001.asp – книга – Биогеография. Автор: Киселев А.Н., редактор: С.Г. Масленникова
Э6 http://evolution.powernet.ru/library/biogeography_abdurahmanov/biogeography_abdurahmanov.html – книга – Биогеография: Учебник для студентов вузов / Г. М. Абдурахманов, Д.А. Криволуцкий, Е.Г. Мяло, Г.Н. Огуреева.
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Картографический материал
1. Климатические пояса и природные зоны Земного шара.
2. Физико-географическая карта Земного шара
3. Физико-географическая карта России
4. Почвенная карта Земного шара
5. Физико-географические атласы земного шара и отдельных континентов.
6. Электронные карт-основы: «Флористическое, фаунистическое, биотическое районирование», «Основные биомы земного шара»
Видеофильмы и фотографический материал
1. Дождевые тропические леса
2. Величайшие пустыни мира
3. Тайная жизнь растений (8 серий).
4. Саванны Окаванго
5. Леса Амазонки.
6. Африканские саванны.
7. Мировой океан
8. 50 цветных фотографий формата А4 с изображением ключевых объектов лекционного курса и семинарских занятий.
Лекции: в электронном варианте в «PowerPoint» по всем разделам
Гербарий более 100 листов по тропическим и субтропическим типам биомов

Технические средства: видеопроектор, ноутбук, переносной экран.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Биогеография» слушателям предстоит актуализировать имеющиеся знания по географии, биологии и экологии для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы.
В рамках первого раздела «Учение об ареалах» предметом обсуждения выступают основные постулаты теории ареалов. Важно понять причины распространения таксонов в том или ином направлении, оценить их возраст, влияние внешних факторов и геологических процессов.
Знакомство с содержанием второго раздела «Биогеографическое районирование» позволит обучаемым усвоить основные принципы районирования, механизмы распределения живых организмов по разным территориям. Во второй теме раздела особое внимание будет уделено закономерностям распределения сообществ, а также их характеристике. Слушателям предстоит расширить и углубить имеющиеся знания о биологическом богатстве Земли.
Третий раздел дисциплины «Биогеография и проблемы сохранения биологического разнообразия» связан с вопросами организации природоохранной деятельности в современном мире. Участники программы должны понять структуру биоразнообразия, уметь выделять его уровни, оценивать значимость различных экосистем как в мировом масштабе так и в пределах России.