МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биология индивидуального развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Кудряшова И.В., доцент каф. зоологии и физиологии, к.б.н.

Рецензент(ы):
Овчаренко Н.Д., профессор, д.б.н.

Рабочая программа дисциплины
Биология индивидуального развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В., професор, д.б.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В., професор, д.б.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов как фундаментальной основой жизненных процессов.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– изучить основные этапы онтогенеза, фаз эмбрионального развития и уметь изложить и проиллюстрировать схематическими рисунками основные процессы развития в их реальной последовательности и взаимосвязи;
- получить представление о механизмах морфогенеза, цитодифференцировки и роста;
- получить представление о связи онтогенеза и эволюции;
– знать основные причины появления аномалий развития;
– овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала.







– овладеть навыками работы с эмбриональными препаратами, иметь представление о методах получения и исследования эмбрионального материала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-9 способностью использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные методы и практические достижения биологии развития, ее историю, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности;
Основные методы и практические достижения биологии развития, ее историю, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности, у разных групп животных, факторы морфогенетических процессов на разных этапах онтогенеза;
3.2.Уметь:
3.2.1.Переводить информацию о некоторых основных процессах развития в графическую форму;сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у модельных видов животных; иметь представление о процессах детерминации,эмбриональной регуляции, эмбриональной индукции;
Переводить информацию об основных процессах развития в графическую форму; сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у основных групп позвоночных животных;
формировать суждения о взаимовлиянии частей развивающегося зародыша (эмбриональной регуляции), процессах детерминации и регуляции развития, роста, регенерации, факторах тератогенеза.
Овободно рассуждать о механизмах детерминации, регуляции. эмбриональной индукции, иллюстрируя свои пояснения схемами и графическими изображениями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Некоторыми методами работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов модельных видов животных и их графического изображения, применять полученные знания из области биологии развития в повседневной деятельности;
Общими методами получения и работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных и их графического изображения;применять полученные знания из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности;
Собщими методами получения и работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных и их графического изображения;пециальными методами получения и работы с эмбриональным материалом в научно-исследовательских целях;применять полученные знания из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет, методы, методология, биологии индивидуального развития Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.2
1.2. История эмбриологии как борьба преформизма и эпигенеза Сам. работа 7 8 ОПК-9 Л2.1, Л2.5
1.3. Основные достижения эволюционной и экспериментальной эмбриологии Сам. работа 7 10 ОПК-9 Л2.1
Раздел 2. Гаметогенез
2.1. Сперматогенез и оогенез Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.3, Л2.1, Л2.5
2.2. Сравнительный анализ спермато- и оогенеза Сам. работа 7 6 ОПК-9 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.5
2.3. Изучение гаметогенеза и строения гамет у разных групп животных Лабораторные 7 6 ОПК-9 Л2.6, Л1.1
Раздел 3. Оплодотворение
3.1. Особенности процесса оплодотворения Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.4, Л2.5
3.2. Изучение процесса оплодотворения на примере аскариды Лабораторные 7 3 ОПК-9 Л1.1
Раздел 4. Дробление и бластуляция
4.1. Особенности процесса дробления Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.4, Л2.5
4.2. Изучение процессов дробления и бластуляции у разных групп животных Лабораторные 7 3 ОПК-9 Л2.3, Л1.1
Раздел 5. Гаструляция и нейруляция у позвоночных животных
5.1. Особенности гаструляции и нейруляции Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.4, Л2.5
5.2. Детерминация и регуляция Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.6, Л2.5
5.3. Эмбриональная индукция Лекции 7 2 Л2.6, Л2.5
5.4. Изучение процессов гаструляции и нейруляции на примере амфибий и птиц Лабораторные 7 8 ОПК-9 Л2.3, Л2.6, Л1.1
Раздел 6. Некоторые сведения об органогенезах. Внезародышевые оболочки позвоночных
6.1. Изучение процессов формирования внезародышевых оболочек и основных органов у позвоночных животных Лабораторные 7 4 ОПК-9 Л2.3, Л2.2, Л1.1
6.2. Производные зародышевых листков. Раннее развитие позвоночных животных. Сам. работа 7 22 ОПК-9 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.5
Раздел 7. Механизмы клеточной дифференцировки
7.1. Механизмы клеточной дифференцировки Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.1, Л2.6, Л2.5
Раздел 8. Рост
8.1. Рост Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.6, Л2.4
Раздел 9. Регенерация
9.1. Регенерация и онтогенез. Виды и способы регенерации. Соматический эмбриогенез. Сам. работа 7 8 ОПК-9 Л2.6, Л2.5
Раздел 10. Тератогенез
10.1. Тератогенез и его механизмы Лекции 7 2 ОПК-9 Л2.4, Л2.5
10.2. Критические периоды развития зародыша. Влияние абиогенных и биогенных факторов. Сам. работа 7 10 ОПК-9 Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет, теоретические источники и методы БИР.
2. Экспериментальный метод: задачи, методики, оценка.
3. Системный (синтетический) подход: общая характеристика.
4. Первичные половые клетки – гоноциты, их особенности, происхождение, место возникновения у разных классов позвоночных.
5. Гонии. Этапы развития гониев в зрелые половые клетки. Различия между развитием мужских и женских половых клеток.
6. Сперматогенез. Строение сперматозоида.
7. Типы семенников. Строение и функции фолликулярного эпителия семенников позвоночных.
8. Оогенез. Особенности периода роста. Формы обеспечения ооцита питательными веществами.
9. Оогенез. Созревание ооцита. Варианты блока мейоза. Овуляция.
10. Строение яйцеклетки. Яйцевые оболочки. Типы яйцеклеток.
11. Оплодотворение. Дистантные взаимодействия гамет. Контактные взаимодействия гамет: акросомная реакция.
12. Контактные взаимодействия гамет: кортикальная реакция и активация яйцеклетки. Сингамия.
13. Особенности процесса дробления и его функции. Синхронный и асинхронный периоды дробления.
14. Пространственная организация дробления: правила Сакса-Гертвига. Основные типы дробления.
15. Закономерности голобластического дробления на примере дробления олиголецитальных яйцеклеток.
16. Характеристика спирального типа дробления.
17. Ооплазматическая сегрегация в ходе оплодотворения и дробления, ее роль. Бластуляция. Типы бластул.
18. Гаструляция. Основные типы гаструляции у зародышей с голобластическим типом дробления. Способы закладки мезодермы. Понятие о первичноротых и вторичноротых животных.
19. Характеристика процесса нейруляции на примере бесхвостых амфибий. Осевой комплекс органов. Основные мезодермальные закладки.
20. Понятие об анамниях и амниотах. Различия в их эмбриональном развитии. Развитие зародышевых оболочек амниот на примере птиц.
21. Понятие детерминации. Детерминированное и недетерминированное развитие, мозаичные и регуляционные яйца. Детерминация на ранних этапах развития и при органогенезах. Поля органов и их свойства.
22. Эмбриональные регуляции. Закон Дриша. Позиционная информация. Недришевские регуляции.
23. Понятие эмбриональной индукции. Первичная эмбриональная индукция. Директивные и разрешающие индукции. Индукционные процессы в раннем развитии (на примере амфибий).
24. Индукционные процессы при органогенезах. Механизмы индукции. Индукционная теория Г. Шпемана и ее роль в биологии развития.
25. Морфологические преобразования и клеточные процессы, лежащие в основе органогенезов.
26. Определение понятия «дифференцировка». Синтез специфических белков как основа клеточной дифференцировки: Роль клеточной мембраны и цитоскелета. Уровни регуляции клеточной дифференцировки.
27. Дифференциальная активность генов. Гены гомеобокса и гены гомеозиса, их регулирующая роль в реализации общего плана строения зародыша (на примере дрозофилы) и в эволюции.
28. Факторы клеточной дифференцировки, ее устойчивость. Трансдифференцировка. Малигнизация.
29. Рост. Формы роста. Временнàя динамика ростовых процессов. Факторы роста.
30. Физические пределы роста. Изометрический и аллометрический рост. Конформный рост. Роль характера роста в эволюционном процессе.
31. Восстановительные морфогенезы – регенерация и соматический эмбриогенез. Виды регенерации. Изменение способности к регенерации в эволюционном ряду животных.
32. Тератогенез, его факторы. Критические периоды в развитии зародыша.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные достижения сравнительно-эволюционной эмбриологии
2. Преформизм и эпигенез
3. Раннее развитие позвоночных животных различных классов
4. Развитие производных зародышевых листков (на примере различных систем органов)
5. Основные достижения механики развития
6. Развитие зародыша и теория самоорганизации
7. Особенности реализации системного подхода в биологии развития.
8. Наиболее значимые открытия биологии развития в 20-21 вв.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»
Кафедра зоологии и физиологии










ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине (модулю)

Биология индивидуального развития_
(наименование дисциплины/модуля)

Направление 06.03.01 «Биология»

профиль: Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология (профиль/специализация)






Разработчик:
Доцент кафедры зоологии и физиологии

____________/И.В. Кудряшова /
подпись









Барнаул 2017



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой Мацюра А.В., профессор
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность




1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень формируемых компетенций:
ОПК-9 – способность использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами.
Компетенции/контролируемые этапы Показатели Наименование оценочного средства
Начальный этап формирования компетенции (ий) осуществляется в период освоения учебной дисциплины и характеризуется освоением учебного материала
ОПК-9 – способность использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами
Знает: основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, особенности их протекания у разных групп животных.
Умеет: переводить информацию о некоторых основных процессах развития в графическую форму;
сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у модельных видов животных,
Владеет: общими методами получения и работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных. Тест,
эмбриональная задача,
практическое задание, проверка альбома (рабочей тетради), проверка заданий по самостоятельной работе, собеседование
Базовый этап формирования компетенции (ий) (формируется по окончании изучения дисциплины (модуля))
ОПК-9 – способность использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами
Знает: основные методы и практические достижения биологии развития, ее историю и теоретическую базу, основные этапы онтогенеза и фазы эмбрионального развития, их особенности у позвоночных животных, механизмы развития и роста, причины тератогенеза.
Умеет: переводить информацию о некоторых основных процессах развития в графическую форму;
сравнивать особенности протекания фаз эмбрионального развития у модельных видов животных,
формировать суждения о взаимовлиянии частей развивающегося зародыша, процессах детерминации, регуляции развития, роста, регенерации, факторах тератогенеза.
Владеет: общими методами получения и работы с эмбриональным материалом; способами распознавания стадий развития на препаратах эмбрионов различных видов животных, применять полученные знания из области биологии развития в профессиональной и повседневной деятельности. Вопросы к зачету
Полностью зачтенные практические задания по темам лабораторных занятий в альбоме (рабочей тетради) и задания по самостоятельной работе
Заключительный этап формирования компетенций направлен на закрепление определенных компетенций в период прохождения практик, НИР, ГИА

1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освоения) Отлично
(повышенный уровень) Хорошо
(базовый уровень) Удовлетворительно
(пороговый уровень) Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
100-балльная шкала 85-100 70-84 50-69 0-49
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено

Оценивание выполнения практических заданий

Бинарная шкала Критерии
Зачтено Студентом выполнены все рисунки по теме занятия без ошибок или с незначительными ошибками, которые устраняются после замечания преподавателя, сделаны все необходимые обозначения; рисунки оформлены в соответствии с требованиями и иллюстрируют хороший уровень понимания студентом изучаемого процесса, даны ответы на контрольные вопросы в устной или письменной форме.
Не зачтено Студентом выполнены не все рисунки по теме занятия, имеются существенные ошибки в изображении изучаемых структур и стадий развития, отсутствует часть предусмотренных обозначений, рисунки небрежные, не оформлены в соответствии с требованиями, иллюстрируют непонимание или неверное понимание изучаемых процессов, не даются ответы на контрольные вопросы.

Оценивание выполнения тестов и решения эмбриологических задач

Бинарная шкала Критерии
Зачтено Выполнено не менее 50% заданий предложенного теста и решено не менее 50% эмбриологических задач
Не зачтено Выполнено менее 50% заданий предложенного теста и решено менее 50% эмбриологических задач

4-балльная шкала
(уровень освоения) Критерии
Отлично
(повышенный уровень) выполнено не менее 85% заданий предложенного теста и эмбриологических задач, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо
(базовый уровень) выполнено не менее 70% заданий предложенного теста и эмбриологических задач, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) выполнено не менее 50% заданий предложенного теста и эмбриологических задач, в заданиях открытого типа дан не полный, ответ на поставленный вопрос;
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) выполнено менее 50% заданий предложенного теста и эмбриологических задач, в заданиях открытого типа на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

Оценивание ответа на зачете
Бинарная шкала Критерии
Зачтено Студентом дан полный и логичный ответ на поставленный вопрос, который демонстрирует знание предмета в объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает процессы развития, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, способен применять полученные знания в реальных ситуациях, выполнил все практические задания и задания по самостоятельной работе. Допускаются несколько незначительных ошибок в содержании ответа, которые исправляются наводящими вопросами преподавателя.
Не зачтено Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя. Практические задания и задания по самостоятельной работе не выполнены.

2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий

1. Изучить микропрепараты по теме «Гаметогенез», выполнить перечень необходимых рисунков и сделать обозначения к ним. Ответить на контрольные вопросы.
2. Изучить микропрепараты по теме «Оплодотворениез», выполнить перечень необходимых рисунков и сделать обозначения к ним. Ответить на контрольные вопросы.
3. Изучить микропрепараты по теме «Дробление и бластуляция», выполнить перечень необходимых рисунков и сделать обозначения к ним. Ответить на контрольные вопросы.
4. Приготовить и изучить временные препараты зародышей птиц, а также микропрепараты по теме «Гаструляция и нейруляция», выполнить перечень необходимых рисунков и сделать обозначения к ним. Ответить на контрольные вопросы.
5. Изучить микропрепараты по теме «Внезародышевые оболочки. Органогенез.» выполнить перечень необходимых рисунков и сделать обозначения к ним. Ответить на контрольные вопросы.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Перечень типовых вопросов и эмбриологических задач
1. Рост первичных сперматоцитов происходит:
а) только в эмбриональный период; б) в два этапа; в) равномерно; г) с начала полового созревания; д) с резким нарушением ядерно-плазменного отношения.
2. . Набор хроматид и хромосом 1n2с имеют:
а) сперматогонии; б) сперматоциты I порядка; в) сперматоциты II порядка; г) сперматиды; д) сперматозоиды.
3. . В период роста сперматоцит I порядка использует:
а) только собственные ресурсы; б) ресурсы клеток Лейдига; в) ресурсы клеток Сертоли; г) собственные ресурсы и ресурсы клеток Лейдига; д) собственные ресурсы и ресурсы клеток Сертоли.
4. В шейке сперматозоида находятся:
а) эндоплазматическая сеть; б) центриоли; в) митохондрии; г) немного цитоплазмы; д) рибосомы.
5. Размножение дифференцирующихся сперматогониев происходит:
а) в эмбриогенезе; б) при рождении; в) до полового созревания; г) только в период полового созревания; д) в репродуктивный период.
6. . Набор хроматид и хромосом 1n1с имеют
а) сперматогонии; б) сперматоциты I порядка; в) сперматоциты II порядка; г) сперматиды; д) сперматозоиды.
7. Сперматогониальные деления…:
а) это те деления, которые проходят гоноциты перед вселением в гонаду; б) которые проходят стволовые сперматогонии; в) которые проходят дифференцирующиеся сперматогонии; г) их число невелико и видоспецифично;
д) происходят нерегулярно.
8. Сперматоцитогенез включает:
а) период роста; б) период созревания; в) период роста и период созревания; г) часть периода роста и период созревания; д) период роста и часть периода созревания.
9. Какие структуры находятся в головке зрелого сперматозоида?
а) ядро; б) митохондрии; в) комплекс Гольджи; г) центриоли; д) акросома.
10. . Самыми короткоживущими из клеток сперматогенного ряда являются:
а) сперматогонии; б) сперматоциты I порядка; в) сперматоциты II порядка; г) сперматиды.
11. Яйцеклетка содержит умеренное количество желтка, и распределен он неравномерно. Определите тип яйцеклетки, характер дробления, вид бластулы будущего зародыша. Каким представителям животного мира свойственны такие яйцеклетки?
12. В процессе дробления зародыша последовательно образуется 2, 4, 8 и т. д. одинаковых бластомеров. Определите тип яйцеклетки, тип дробления и его период
13. В результате дробления зиготы образуется три различных по величине бластомера. Определите тип дробления и его период.
14. Даны два зародыша одного вида животных: один на стадии двух бластомеров, другой на стадии морулы. Какой зародыш больше по массе?
15. На препарате виден зародыш, состоящий из чётного числа бластомеров, имеющих одинаковую величину. Определите, какой тип дробления характерен для этого зародыша.
16. У зародыша дробление отмечено только на анимальном полюсе. Как называется такой тип дробления и тип яйцеклетки? Какая получится бластула? Для каких животных это характерно?
17. На препарате видна бластула с многослойной стенкой, образованной бластомерами разной величины. Бластоцель располагается эксцентрично. Определите тип яйцеклетки и характер дробления. Каким группам животных это свойственно?
18. В результате дробления зародыша возникла целобластула. Определите тип яйцеклетки и характер её дробления. Для каких животных это свойственно?
19. . У зародыша митозы начинаются в центре яйцеклетки, но затем ядра перемещаются на периферию. Как называется такой тип дробления и тип яйцеклетки? Какая получится бластула? Для каких животных это характерно?
20. В процессе дробления после 4-го деления образовался 16-клеточный зародыш. Определите тип дробления и тип яйцеклетки. Какая бластула может образоваться?
21.


ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
(в рамках самостоятельной работы)
Перечень тем
1. История эмбриологии как борьба преформизма и эпигенеза
2. Основные достижения сравнительно-эволюционной эмбриологии
3. Основные достижения механики развития
4. Основные достижения экспериментальной эмбриологии
5. Некоторые сведения об органогенезах у позвоночных
6. Раннее развитие хордовых


ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ

Перечень заданий /вопросов
1. Предмет, теоретические источники и методы БИР.
2. Достижения сравнительно-эволюционной эмбриологии. Онтогенез и эволюция.
3. Экспериментальный метод: задачи, методики, оценка.
4. Системный (синтетический) подход: общая характеристика.
5. Первичные половые клетки – гоноциты, их особенности, происхождение, место возникновения у разных классов позвоночных.
6. Гонии. Этапы развития гониев в зрелые половые клетки. Различия между развитием мужских и женских половых клеток.
7. Сперматогенез. Строение сперматозоида.
8. Типы семенников. Строение и функции фолликулярного эпителия семенников позвоночных.
9. Оогенез. Особенности периода роста. Формы обеспечения ооцита питательными веществами.
10. Оогенез. Созревание ооцита. Варианты блока мейоза. Овуляция.
11. Строение яйцеклетки. Яйцевые оболочки. Типы яйцеклеток.
12. Оплодотворение. Дистантные взаимодействия гамет. Контактные взаимодействия гамет: акросомная реакция.
13. Контактные взаимодействия гамет: кортикальная реакция и активация яйцеклетки. Сингамия.
14. Особенности процесса дробления и его функции. Синхронный и асинхронный периоды дробления.
15. Пространственная организация дробления: правила Сакса-Гертвига. Основные типы дробления.
16. Закономерности голобластического дробления на примере дробления олиголецитальных яйцеклеток.
17. Характеристика спирального типа дробления.
18. Ооплазматическая сегрегация в ходе оплодотворения и дробления, ее роль. Бластуляция. Типы бластул.
19. Гаструляция. Основные типы гаструляции у зародышей с голобластическим типом дробления. Способы закладки мезодермы. Понятие о первичноротых и вторичноротых животных.
20. Характеристика процесса нейруляции на примере бесхвостых амфибий. Осевой комплекс органов. Основные мезодермальные закладки.
21. Понятие об анамниях и амниотах. Различия в их эмбриональном развитии. Развитие зародышевых оболочек амниот на примере птиц.
22. Понятие детерминации. Детерминированное и недетерминированное развитие, мозаичные и регуляционные яйца. Детерминация на ранних этапах развития и при органогенезах. Поля органов и их свойства.
23. Эмбриональные регуляции. Закон Дриша. Позиционная информация. Недришевские регуляции.
24. Понятие эмбриональной индукции. Первичная эмбриональная индукция. Директивные и разрешающие индукции. Индукционные процессы в раннем развитии (на примере амфибий).
25. Индукционные процессы при органогенезах. Механизмы индукции. Индукционная теория Г. Шпемана и ее роль в биологии развития.
26. Морфологические преобразования и клеточные процессы, лежащие в основе органогенезов.
27. Определение понятия «дифференцировка». Синтез специфических белков как основа клеточной дифференцировки: Роль клеточной мембраны и цитоскелета. Уровни регуляции клеточной дифференцировки.
28. Дифференциальная активность генов. Гены гомеобокса и гены гомеозиса, их регулирующая роль в реализации общего плана строения зародыша (на примере дрозофилы) и в эволюции.
29. Факторы клеточной дифференцировки, ее устойчивость. Трансдифференцировка. Малигнизация.
30. Рост. Формы роста. Временнàя динамика ростовых процессов. Факторы роста.
31. Физические пределы роста. Изометрический и аллометрический рост. Конформный рост. Роль характера роста в эволюционном процессе.
32. Восстановительные морфогенезы – регенерация и соматический эмбриогенез. Виды регенерации. Изменение способности к регенерации в эволюционном ряду животных.
33. Тератогенез, его факторы. Критические периоды в развитии зародыша.


3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Лабораторные занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают большинство разделов.
Основной формой проведения лабораторных занятий является изучение эмбриологических микропрепаратов с использованием микроскопа с последующей зарисовкой и обозначением важнейших структур. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на лабораторных занятиях оценивается по следующим критериям:
• выполнение тестовых заданий и контрольных работ;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• проверка качества выполненных рисунков и правильности обозначений.
Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку.
Проведение тестирования
Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов и эмбриологические задачи, предполагающих развернутый ответ в виде одного-двух предложений. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 15 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной системе, однако при демонстрации базового и повышенного уровня знаний (см. выше), для данного студента вопросы по соответствующей теме исключаются из перечня зачетных вопросов. Таким образом, количество вопросов при подготовке к зачету для каждого студента будет индивидуальным.

Оценивание выполнения практического задания (проверка альбома)
Изучение процессов развития традиционно проходит с обязательной зарисовкой эмбриологических препаратов и обозначением на рисунках соответствующих структур. Разъяснение важности этого метода познания и рекомендации к выполнению эмбриологических рисунков приводятся в учебном пособии Л. 1.3. Практические занятия по эмбриологии. Чтобы получить зачет по дисциплине, студент должен выполнить все практические задания по темам лабораторных занятий. Тема занятия зачитывается при предоставлении альбома с набором предусмотренных рисунков, выполненных с реальных препаратов, на которых изображены и обозначены все важные структуры, иллюстрирующие процессы развития. В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов. В крайнем случае, не имея возможности посещать занятия по состоянию здоровья или иной уважительной причине можно использовать для изучения темы микрофотографии, сделанные с реальных препаратов и оформленные в презентацию.
Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
• просматривать основные определения и факты;
• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации, схемы и конспекты наиболее важных моментов;
• готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях.
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Может проходить в двух формах: коллективного собеседования на занятии, в котором принимают участие все студенты группы, используя подготовленные конспекты, таблицы и схемы по темам самостоятельной работы, или в форме индивидуальной проверки конспектов и индивидуального собеседования.
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Проведение зачета
Во время зачета студенты получают билет, в котором содержится один вопрос. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал. На подготовку отводится 15-20 мин. Оценивание происходит по бинарной системе с учетом работы обучающегося на лабораторных занятиях и выполнения самостоятельной работы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кудряшова И.В. Практические занятия по эмбриологии: учебное пособие АлтГУ, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белоусов Л.В. Основы общей эмбриологии: Учебник для вузов по спец. «Биология» М.: Изд-во Моск. ун-та,, 1993 55
Л2.2 А. К. Дондуа Биология развития. Начала сравнительной эмбриологии. Т.1: учеб. для ун-тов Изд-во СПбГУ, 2005 50
Л2.3 Под ред В.А. Голиченкова, М.Л. Семеновой Практикум по эмбриологии:: Учеб. пособие для биол. спец. ун-тов. Издат центр «Академия», 2004 71
Л2.4 Гилберт С. Ф. Биология развития: Т.1: М. : Мир., 1993 60
Л2.5 Голиченков В.А., Иванов В.А., Никерясова Е.Н. Эмбриология: Учебник для биол. спец. ун-тов. М.: Изд. центр «Академия, 2004 64
Л2.6 Токин Б.П. Общая эмбриология: Учеб. для биол. спец. ун-тов М.: Высш. шк, 1987 91
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1912
Э2 www. embryo.pu. ru.
Э3 http://www.bio.bsu.by/physioha/bir.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word 2007
Microsoft Excel 2007
Microsoft PowerPoint 2007
Acrobat Reader
Opera / Google Chrome / Internet Explorer / Mozilla
6.4. Перечень информационных справочных систем



Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт №389-44/17 от 06.03.2017) (http://e.lanbook.com/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/)
электронно-библиотечная система издательства "Юрайт" (Контракт № 1212-223/17 от 16.06.2017
Кафедра эмбриологии СПбГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. embryo.pu. ru. – Загл. с экрана.
Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с
экрана.
Кафедра физиологии человека и животных биологического факультета БГУ. Научно-образовательный сайт по эмбриологии и биологии развития[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bio.bsu.by/physioha/bir.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Микроскопы
2. Стереоскопические микроскопы
3. Наборы микроскопических препаратов"Эмбриология"
4. Ноутбук, мультимедийный проектор
5. Чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Лабораторные занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают большинство разделов.
Основной формой проведения лабораторных занятий является изучение эмбриологических микропрепаратов с использованием микроскопа с последующей зарисовкой и обозначением важнейших структур. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на лабораторных занятиях оценивается по следующим критериям:
• выполнение тестовых заданий и контрольных работ;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• проверка качества выполненных рисунков и правильности обозначений.
Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку.
Проведение тестирования
Тест содержит 10 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов и эмбриологические задачи, предполагающих развернутый ответ в виде одного-двух предложений. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 15 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной системе, однако при демонстрации базового и повышенного уровня знаний (см. выше), для данного студента вопросы по соответствующей теме исключаются из перечня зачетных вопросов. Таким образом, количество вопросов при подготовке к зачету для каждого студента будет индивидуальным.
Оценивание выполнения практического задания (проверка альбома)
Изучение процессов развития традиционно проходит с обязательной зарисовкой эмбриологических препаратов и обозначением на рисунках соответствующих структур. Разъяснение важности этого метода познания и рекомендации к выполнению эмбриологических рисунков приводятся в учебном пособии Л. 1.3. Практические занятия по эмбриологии. Чтобы получить зачет по дисциплине, студент должен выполнить все практические задания по темам лабораторных занятий. Тема занятия зачитывается при предоставлении альбома с набором предусмотренных рисунков, выполненных с реальных препаратов, на которых изображены и обозначены все важные структуры, иллюстрирующие процессы развития. В случае отсутствия на лабораторном занятии студент имеет возможность отработать тему занятия, обратившись на кафедру и получив микроскоп и набор препаратов. В крайнем случае, не имея возможности посещать занятия по состоянию здоровья или иной уважительной причине можно использовать для изучения темы микрофотографии, сделанные с реальных препаратов и оформленные в презентацию.
Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
• просматривать основные определения и факты;
• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации, схемы и конспекты наиболее важных моментов;
• готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях.
Оценивание выполнения самостоятельной работы
Может проходить в двух формах: коллективного собеседования на занятии, в котором принимают участие все студенты группы, используя подготовленные конспекты, таблицы и схемы по темам самостоятельной работы, или в форме индивидуальной проверки конспектов и индивидуального собеседования.
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Проведение зачета
Во время зачета студенты получают билет, в котором содержится один вопрос. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал. На подготовку отводится 15-20 мин. Оценивание происходит по бинарной системе с учетом работы обучающегося на лабораторных занятиях и выполнения самостоятельной работы.