Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физико-химическая биология и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физхим-12-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 50 | 50 | 50 | 50 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины История и методология в биологии является: - сформировать представление о теоретических основах и методических подходах истории и методологии биологии, и использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОПК-5 | способностью применять знание истории и методологии биологических наук для решения фундаментальных профессиональных задач |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о месте биологии в общей системе естественных наук; о основных этапах и их особенностях в развитии биологических знаний; о основных исторических и современных методах изучения биологических объектов; о методологических подходах отдельных биологических наук; о основных понятиях биологической науки как системой знаний. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Знать основные закономерности развития биологии в мире; историю возникновения и развития фундаментальных биологических наук; историю развития основных научных направлений, теорий и концепций биологии; историческую роль и вклад выдающихся ученых в развитие биологии; методологические особенности основных исторических этапов развития биологии; сущность методологических подходов и методов практикуемых в современной биологии. Давать оценку исторической роли выдающихся ученых в развитии биологической науки. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализировать связь современного состояния биологических наук с историей их развития; способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для адаптации к по-стоянно изменяющемуся внешнему миру, для повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде; быть способным соотносить полученые предаставления о методах в биологии применительно к теме своей исследавательской работы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Ведение в предмет. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. | ||||||
1.1. | Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Характерные черты и темпы развития науки. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.18, Л2.4, Л2.12, Л2.7, Л1.2 |
1.2. | Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. | Практические | 3 | 2 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.18, Л2.4, Л2.12, Л2.7, Л1.2 |
1.3. | Классификация методов научного познания. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.18, Л2.9, Л2.12, Л2.7, Л1.2 |
Раздел 2. Естественно-научные знания в древности и в средневековье. | ||||||
2.1. | Представление о сущности живого в первобытном обществе. Биологические воззрения философов Древнего мира. Основные черты мировоззрения эпохи Средневековья. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.18, Л2.9, Л2.4, Л2.7, Л1.2 |
2.2. | Особенности древнегреческой натурфилософии и ее влиние на развитие естественно-научных знаний и современного мировозрения. | Практические | 3 | 2 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.13, Л2.4, Л2.12, Л2.7, Л1.2, Л2.3 |
2.3. | Анализ мировозренческих взглядов древнегреческих натурфилософов. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.9, Л2.13, Л2.4, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л2.14 |
2.4. | Учение Аристотеля | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.9, Л2.4, Л2.7, Л2.3 |
2.5. | Развите естественно-научных знаний в Древней Индии, Китае и Ближнем Востоке | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-5 | Л2.9, Л2.7, Л2.3, Л2.20 |
Раздел 3. Зарождение опытного естествознания в эпоху Возрождения. | ||||||
3.1. | Эпоха Возрождения – метафизический этап в развитии естествознания.Принципы и методы естественнонаучного познания природы в трудах философов XVII века. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.11, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.14 |
3.2. | Механистическая картина мира в трудах и взглядов философов и ученых эпохи возрождения. | Практические | 3 | 4 | ОПК-5 | Л2.4, Л2.7 |
3.3. | Изучение биографии, научных взглядов и достижений Исаака Ньютона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница | Сам. работа | 3 | 7 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.19, Л2.13, Л2.4, Л2.7, Л2.14 |
Раздел 4. Расширение и систематизация биологических знаний в XVI-XVIII веке. | ||||||
4.1. | Заложение основ биологических наук в трудах ученых и философов XVI-XVIII века. Развитие естествознания в России. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л1.1, Л2.4 |
4.2. | Развитие естествознания в России. Великие открытия и путешествия. | Практические | 3 | 2 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.16 |
4.3. | Раскрытие вопросов развития природы в трудах философов-материалистов 18 века | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-5 | Л2.9, Л2.13, Л2.15, Л2.4, Л2.14 |
4.4. | Великие российские путешественники и первооткрыватели российских земель | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-5 | Л2.1, Л2.13, Л2.10, Л2.4 |
Раздел 5. Философская мысль, характерные черты и основные тенденции естествознания в первой половине XIX века. | ||||||
5.1. | Влияние немецкой натурфилософии на развитие естествознания. Основные тенденции естествознания в первой половине XIX века. Предпосылки создания эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. | Практические | 3 | 1 | ОПК-5 | Л2.8, Л2.3, Л2.14, Л2.6 |
5.2. | Обсуждение эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. | Практические | 3 | 1 | ОПК-5 | Л2.8, Л2.6 |
5.3. | Анализ трудов Чарльза Дарвина | Сам. работа | 3 | 3 | ОПК-5 | Л2.13, Л2.15, Л2.8, Л2.6 |
Раздел 6. Развитие основных направлений биологии в XX веке. | ||||||
6.1. | Формирование новых отраслей экспериментальной биологии. Интеграция с другими естественными науками. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л2.17, Л2.5, Л2.2, Л2.8 |
6.2. | Проблема возникновения жизни на Земле. Обсуждение гипотез, теорий и современных представлений. | Практические | 3 | 2 | ОПК-5 | Л2.17, Л2.8 |
6.3. | Гипотеза Опарина и современные взгляды на происхождение жизни | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-5 | Л2.17 |
Раздел 7. Основные обобщения теоретической биологии. Современная естественнонаучная картина мира. | ||||||
7.1. | Современная естественнонаучная картина мира. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-2 | Л2.8 |
7.2. | Современные проблемы и тенденции развития биологии в мире. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-5 | Л2.8 |
7.3. | Современные методы биологических исследований. | Практические | 3 | 2 | ОПК-5 | |
7.4. | Ведущие современные разделы биологических знаний. | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, итоговое письменное тестирование, вопросы к зачёту. [Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины]. Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы; устный опрос; выступление с докладом, выступление на семинаре, защита реферата. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, письменное тестирование, вопросы к зачёту. Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы; устный опрос; выступление с докладом, выступление на семинаре. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | : | , | ||
Л1.2 | Б. Н. Бессонов | История и философия науки: учеб. пособие | М. : Юрайт, 2010 | 3 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. В. Андреева, М. Ф. Хартанович | Русская наука в биографических очерках: | Дмитрий Буланин, 2003 | |
Л2.2 | Ю. П. Фролов | И. П. Павлов-великий русский ученый: редкая книга: | М. : Воениздат, 1949 | |
Л2.3 | В. В. Лункевич | От Гераклита до Дарвина: очерки по истории биологии. В 2 т.: | М. : Учпедгиз, 1960 | 3 |
Л2.4 | Кефели И. Ф. | История науки и техники: учебное пособие | , 1995 | |
Л2.5 | В. И. Вернадский | Начало и вечность жизни: | М. : Сов. Россия, 1989 | |
Л2.6 | А. Б. Георгиевский | Дарвинизм: [учеб. пособие для биол. и хим. спец. пед. ин-тов]: | М. : Просвещение, 1985 | |
Л2.7 | А. А. Зеленин, Е. С. Генина | История мировой естественнонаучной и технической мысли. Ч.1: учеб. пособие | Кемерово : Кузбассвузиздат, 2001 | |
Л2.8 | ред. Л. Я. Бляхер | История биологии с начала ХХ века до наших дней. Т.2: | М. : Наука, 1975 | 10 |
Л2.9 | В. С. Поликарпов | История науки и техники: учеб. пособие для вузов | Ростов н/Д : Феникс, 1999 | |
Л2.10 | Л. П. Белковец | Иоганн Георг Гмелин, 1709-1755: [ученый энциклопедист, исследователь Сибири]: | Наука, 1990 | |
Л2.11 | И. Н. Веселовский, Ю. А. Белый | Николай Коперник: 1473-1543: | М. : Наука, 1974 | |
Л2.12 | Мел Томпсон; [пер. с англ. А. Гарькавого] | Философия науки: | М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003 | |
Л2.13 | История и методология естественных наук. Вып 18.: | Изд-во МГУ, 1976 | ||
Л2.14 | Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов | Философия природы: коэволюционная стратегия: | М. : Интерпракс, 1995 | |
Л2.15 | Т. С. Кун; пер. с англ. И. З. Налетова | Структура научных революций/ : | М. : Прогресс, 1978 | |
Л2.16 | Т. В. Андреева, М. Ф. Хартанович | Деятели русской науки XIX-XX веков Вып. 2: | СПб. : [Дмитрий Буланин], 2001 | |
Л2.17 | Т. В. Андреева, М. Ф. Хартанович | Деятели русской науки XIX-XX веков: | , 2000 | |
Л2.18 | И. Г. Башмакова | История и методология естественных наук: | Изд-во МГУ., 1978 | |
Л2.19 | О. Б. Шулепова | Феномен несогласия в истории науки и биографиях ученых: хрестоматия: | , 2000 | |
Л2.20 | Литовка И.И. | Естествознание и точные науки Древней Месопотамии и Египта как элемент генезиса научного знания : монография | Параллель, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Концепция современного естествознания: интерактивный учебный курс: мультимедийный курс.- М. : РАВНОВЕСИЕ, 2006.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-([Интерактивные лекции для студентов]) | |||
Э2 | 2. История и методология биологии и биофизики [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / В. А. Кратасюк, Е. В. Немцева, Е. Н. Есимбекова и др. – Электрон. дан. (12 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – (История и методология биологии и биофизики : УМКД № 1314/599-2008 / рук. творч. коллектива В. А. Кратасюк). – 1 электрон. опт. диск (DVD). | |||
Э3 | www.Molbiol.ru | |||
Э4 | www.evolbiol.ru | |||
Э5 | www.eimb.relarn.ru/molbio.ru | |||
Э6 | www.elementy.ru/biology | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.Molbiol.ru www.evolbiol.ru ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: - Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: - Видеопроектор, ноутбук, переносной экран. |
По учебной дисциплине «История и методология биологии» предусмотрены контрольные работы и домашние задания как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – зачет после второго семестра. Учитывается его работа в течении изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, домашние и индивидуальные задания. Тематика самостоятельных работ: 1.Классификация методов научного познания. 2.Анализ мировозренческих взглядов древнегреческих натурфилософов. 3.Учение Аристотеля. 4.Развите естественно-научных знаний в Древней Индии, Китае и Ближнем. 5.Изучение биографии, научных взглядов и достижений Исаака Ньютона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница. 6. Раскрытие вопросов развития природы в трудах философов- материалистов 18 века. 7. Великие российские путешественники и первооткрыватели российских земель. 8. Анализ трудов Чарльза Дарвина. 9. Гипотеза Опарина и современные взгляды на происхождение жизни. 10.Современные проблемы и тенденции развития биологии в мире. 11.Современнейший проблемы и перспективы биологии. Биоинженерии, молекулярная биология, генетика, эпигенетика. |