МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизико-химическая биология и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физхим-12-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Овчарова Н.В.

Рецензент(ы):
Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
История и методология биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.04.01 «Биология» (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «23» сентября 2015 г. № 1052

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология : Физико-химическая биология и биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины История и методология в биологии является:
- сформировать представление о теоретических основах и методических подходах истории и методологии биологии, и использовать полученные знания и навыки для решения профессиональных задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-5 способностью применять знание истории и методологии биологических наук для решения фундаментальных профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о месте биологии в общей системе естественных наук; о основных этапах и их особенностях в развитии биологических знаний; о основных исторических и современных методах изучения биологических объектов; о методологических подходах отдельных биологических наук; о основных понятиях биологической науки как системой знаний.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать основные закономерности развития биологии в мире;
историю возникновения и развития фундаментальных биологических наук;
историю развития основных научных направлений, теорий и концепций биологии;
историческую роль и вклад выдающихся ученых в развитие биологии;
методологические особенности основных исторических этапов развития биологии;
сущность методологических подходов и методов практикуемых в современной биологии.
Давать оценку исторической роли выдающихся ученых в развитии биологической науки.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать связь современного состояния биологических наук с историей их развития;
способностью к самообучению и саморазвитию, что необходимо для адаптации к по-стоянно изменяющемуся внешнему миру, для повышения квалификации и реализации себя в профессиональном труде;
быть способным соотносить полученые предаставления о методах в биологии применительно к теме своей исследавательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ведение в предмет. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания.
1.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Характерные черты и темпы развития науки. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.18, Л2.4, Л2.12, Л2.7, Л1.2
1.2. Классификация методов научного познания. Критерии и структура естественнонаучного познания. Практические 3 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.18, Л2.4, Л2.12, Л2.7, Л1.2
1.3. Классификация методов научного познания. Сам. работа 3 10 ОПК-5 Л1.1, Л2.18, Л2.9, Л2.12, Л2.7, Л1.2
Раздел 2. Естественно-научные знания в древности и в средневековье.
2.1. Представление о сущности живого в первобытном обществе. Биологические воззрения философов Древнего мира. Основные черты мировоззрения эпохи Средневековья. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.18, Л2.9, Л2.4, Л2.7, Л1.2
2.2. Особенности древнегреческой натурфилософии и ее влиние на развитие естественно-научных знаний и современного мировозрения. Практические 3 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.13, Л2.4, Л2.12, Л2.7, Л1.2, Л2.3
2.3. Анализ мировозренческих взглядов древнегреческих натурфилософов. Сам. работа 3 10 ОПК-5 Л1.1, Л2.9, Л2.13, Л2.4, Л2.7, Л1.2, Л2.3, Л2.14
2.4. Учение Аристотеля Сам. работа 3 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.9, Л2.4, Л2.7, Л2.3
2.5. Развите естественно-научных знаний в Древней Индии, Китае и Ближнем Востоке Сам. работа 3 4 ОПК-5 Л2.9, Л2.7, Л2.3, Л2.20
Раздел 3. Зарождение опытного естествознания в эпоху Возрождения.
3.1. Эпоха Возрождения – метафизический этап в развитии естествознания.Принципы и методы естественнонаучного познания природы в трудах философов XVII века. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.11, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.14
3.2. Механистическая картина мира в трудах и взглядов философов и ученых эпохи возрождения. Практические 3 4 ОПК-5 Л2.4, Л2.7
3.3. Изучение биографии, научных взглядов и достижений Исаака Ньютона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница Сам. работа 3 7 ОПК-5 Л1.1, Л2.19, Л2.13, Л2.4, Л2.7, Л2.14
Раздел 4. Расширение и систематизация биологических знаний в XVI-XVIII веке.
4.1. Заложение основ биологических наук в трудах ученых и философов XVI-XVIII века. Развитие естествознания в России. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.4
4.2. Развитие естествознания в России. Великие открытия и путешествия. Практические 3 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.16
4.3. Раскрытие вопросов развития природы в трудах философов-материалистов 18 века Сам. работа 3 2 ОПК-5 Л2.9, Л2.13, Л2.15, Л2.4, Л2.14
4.4. Великие российские путешественники и первооткрыватели российских земель Сам. работа 3 2 ОПК-5 Л2.1, Л2.13, Л2.10, Л2.4
Раздел 5. Философская мысль, характерные черты и основные тенденции естествознания в первой половине XIX века.
5.1. Влияние немецкой натурфилософии на развитие естествознания. Основные тенденции естествознания в первой половине XIX века. Предпосылки создания эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 3 1 ОПК-5 Л2.8, Л2.3, Л2.14, Л2.6
5.2. Обсуждение эволюционной теории Чарльза Дарвина и ее влияние на развитие естествознания. Практические 3 1 ОПК-5 Л2.8, Л2.6
5.3. Анализ трудов Чарльза Дарвина Сам. работа 3 3 ОПК-5 Л2.13, Л2.15, Л2.8, Л2.6
Раздел 6. Развитие основных направлений биологии в XX веке.
6.1. Формирование новых отраслей экспериментальной биологии. Интеграция с другими естественными науками. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.17, Л2.5, Л2.2, Л2.8
6.2. Проблема возникновения жизни на Земле. Обсуждение гипотез, теорий и современных представлений. Практические 3 2 ОПК-5 Л2.17, Л2.8
6.3. Гипотеза Опарина и современные взгляды на происхождение жизни Сам. работа 3 2 ОПК-5 Л2.17
Раздел 7. Основные обобщения теоретической биологии. Современная естественнонаучная картина мира.
7.1. Современная естественнонаучная картина мира. Лекции 3 1 ОПК-2 Л2.8
7.2. Современные проблемы и тенденции развития биологии в мире. Сам. работа 3 2 ОПК-5 Л2.8
7.3. Современные методы биологических исследований. Практические 3 2 ОПК-5
7.4. Ведущие современные разделы биологических знаний. Сам. работа 3 2 ОПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, итоговое письменное тестирование, вопросы к зачёту. [Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины].
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы; устный опрос; выступление с докладом, выступление на семинаре, защита реферата.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, письменное тестирование, вопросы к зачёту.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные работы; устный опрос; выступление с докладом, выступление на семинаре.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : ,
Л1.2 Б. Н. Бессонов История и философия науки: учеб. пособие М. : Юрайт, 2010 3
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Андреева, М. Ф. Хартанович Русская наука в биографических очерках: Дмитрий Буланин, 2003
Л2.2 Ю. П. Фролов И. П. Павлов-великий русский ученый: редкая книга: М. : Воениздат, 1949
Л2.3 В. В. Лункевич От Гераклита до Дарвина: очерки по истории биологии. В 2 т.: М. : Учпедгиз, 1960 3
Л2.4 Кефели И. Ф. История науки и техники: учебное пособие , 1995
Л2.5 В. И. Вернадский Начало и вечность жизни: М. : Сов. Россия, 1989
Л2.6 А. Б. Георгиевский Дарвинизм: [учеб. пособие для биол. и хим. спец. пед. ин-тов]: М. : Просвещение, 1985
Л2.7 А. А. Зеленин, Е. С. Генина История мировой естественнонаучной и технической мысли. Ч.1: учеб. пособие Кемерово : Кузбассвузиздат, 2001
Л2.8 ред. Л. Я. Бляхер История биологии с начала ХХ века до наших дней. Т.2: М. : Наука, 1975 10
Л2.9 В. С. Поликарпов История науки и техники: учеб. пособие для вузов Ростов н/Д : Феникс, 1999
Л2.10 Л. П. Белковец Иоганн Георг Гмелин, 1709-1755: [ученый энциклопедист, исследователь Сибири]: Наука, 1990
Л2.11 И. Н. Веселовский, Ю. А. Белый Николай Коперник: 1473-1543: М. : Наука, 1974
Л2.12 Мел Томпсон; [пер. с англ. А. Гарькавого] Философия науки: М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003
Л2.13 История и методология естественных наук. Вып 18.: Изд-во МГУ, 1976
Л2.14 Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов Философия природы: коэволюционная стратегия: М. : Интерпракс, 1995
Л2.15 Т. С. Кун; пер. с англ. И. З. Налетова Структура научных революций/ : М. : Прогресс, 1978
Л2.16 Т. В. Андреева, М. Ф. Хартанович Деятели русской науки XIX-XX веков Вып. 2: СПб. : [Дмитрий Буланин], 2001
Л2.17 Т. В. Андреева, М. Ф. Хартанович Деятели русской науки XIX-XX веков: , 2000
Л2.18 И. Г. Башмакова История и методология естественных наук: Изд-во МГУ., 1978
Л2.19 О. Б. Шулепова Феномен несогласия в истории науки и биографиях ученых: хрестоматия: , 2000
Л2.20 Литовка И.И. Естествознание и точные науки Древней Месопотамии и Египта как элемент генезиса научного знания : монография Параллель, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Концепция современного естествознания: интерактивный учебный курс: мультимедийный курс.- М. : РАВНОВЕСИЕ, 2006.- 1o=эл. опт. диск (CD-ROM).-([Интерактивные лекции для студентов])
Э2 2. История и методология биологии и биофизики [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / В. А. Кратасюк, Е. В. Немцева, Е. Н. Есимбекова и др. – Электрон. дан. (12 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2009. – (История и методология биологии и биофизики : УМКД № 1314/599-2008 / рук. творч. коллектива В. А. Кратасюк). – 1 электрон. опт. диск (DVD).
Э3 www.Molbiol.ru
Э4 www.evolbiol.ru
Э5 www.eimb.relarn.ru/molbio.ru
Э6 www.elementy.ru/biology
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.Molbiol.ru
www.evolbiol.ru
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:
- Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный.
Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся:
- Видеопроектор, ноутбук, переносной экран.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По учебной дисциплине «История и методология биологии» предусмотрены контрольные работы и домашние задания как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – зачет после второго семестра. Учитывается его работа в течении изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, домашние и индивидуальные задания.
Тематика самостоятельных работ:
1.Классификация методов научного познания.
2.Анализ мировозренческих взглядов древнегреческих натурфилософов.
3.Учение Аристотеля.
4.Развите естественно-научных знаний в Древней Индии, Китае и Ближнем.
5.Изучение биографии, научных взглядов и достижений Исаака Ньютона, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы и Готфрида Лейбница.
6. Раскрытие вопросов развития природы в трудах философов- материалистов 18 века.
7. Великие российские путешественники и первооткрыватели российских земель.
8. Анализ трудов Чарльза Дарвина.
9. Гипотеза Опарина и современные взгляды на происхождение жизни.
10.Современные проблемы и тенденции развития биологии в мире.
11.Современнейший проблемы и перспективы биологии. Биоинженерии, молекулярная биология, генетика, эпигенетика.