МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы в биологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ваганов А.В.

Рецензент(ы):
Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы в биологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины математические методы в биологии является формирование у студентов умения и навыки прикладного использования информации полученной в результате биологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о базовых знаниях в области математики и естественных наук, экспериментальных методах работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, анализе и синтезе полевой и лабор. биол. информации, научно-техн. проектах и отчетах.
3.2.Уметь:
3.2.1.Перечислить виды математических методов применяемых в современной биологии. Основные понятия компьютерной и вычислительной биологии. Прикладные математические задачи современной биологии в эволюционной биологии и молекулярных исследованиях. Применять правильно различные виды математических расчетов и анализов в компьютерных средах при обработке данных полученных в результате биологических исследований; верно трактовать результаты полученные в результаты практических исследований полученных в результате полевой и лабораторной работы. Применить на практике выбор необходимого вида программы для выполнения конкретных задач в своей профессиональной деятельности. Самостоятельно обрабатывать и подготавливать данные полевой и лабораторной информации для научно технических отчетов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть знаниями в прикладной математической статистике в биологии; обрабатывать биологические данные и проводить необходимые виды анализов. выполнять компьютерную визуализацию результатов биологических исследований; проводить обработку и создание биологической графики. Проводить сравнительный анализ флор; высчитывать индексы видового богатства и строить модели видового обилия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в биометрию
1.1. Введение в биометрию. История биометрии. Биометрия и биоинформатики (вычислительная биология). Сбор и первичная обработка данных. Лекции 3 4 ПК-2 Л2.1, Л2.6, Л2.8, Л1.2, Л1.1
1.2. Обзор разновидностей программных сред для обработки статистических данных. Лабораторные 3 4 ПК-2 Л2.7, Л2.1, Л2.8, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Описательная статистика
2.1. Основные понятия биометрии. Лекции 3 4 ПК-2 Л2.1, Л2.4, Л2.8, Л1.2, Л1.1
2.2. Средние величины. Ошибка средней арифметической. Среднее квадратическое отклонение. Дисперсия, медиана, мода выборки. Лабораторные 3 4 ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л2.5, Л2.9, Л2.8, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Корреляционный анализ
3.1. Функциональная зависимость и корреляция. Разновидности корреляционных связей. Коэффициент корреляции и его вычисление. Лекции 3 2 ПК-2 Л2.8, Л1.2, Л1.1
3.2. Связь корреляционного и регрессионного анализов. Множественная и частная корреляция. Лабораторные 3 4 ПК-2 Л2.3, Л2.8, Л1.1
3.3. Статистические методы моделирования связи. Сам. работа 3 16 ПК-2 Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л1.1
Раздел 4. Регрессионный анализ
4.1. Линейная регрессия. Коэффициент регрессии. Лекции 3 2 ПК-2 Л2.5, Л2.9, Л2.8, Л1.3
4.2. Степени достоверности линии регрессии и коэффициента регрессии. Криволинейная регрессия. Лабораторные 3 4 ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л2.8, Л1.3
4.3. Полиномиальная регрессия. Множественная линейная регрессия. Связь между коэффициентами регрессии и корреляции. Сам. работа 3 14 ПК-2 Л2.6, Л2.8, Л1.3
Раздел 5. Дисперсионный анализ
5.1. Дисперсионный анализ Лекции 3 4 ПК-2 Л2.8, Л1.3
5.2. Доказательство эффективности дисперсионного анализа. Лабораторные 3 2 ПК-2 Л2.5, Л2.9, Л2.8, Л1.3
5.3. Двухфакторный дисперсионный анализ. Сам. работа 3 16 ПК-2 Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Профильные математические методы
6.1. Сравнительный анализ флор по мерам включения по Сёмкину. Графические методы анализа матриц включения и сходства. Лекции 3 4 ПК-2 Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2
6.2. Построение дендрограммы методом усредненного среднего арифметического связывания. Лабораторные 3 6 ПК-2 Л2.1, Л2.5, Л1.2
6.3. Оценка видового сходства биоценозов. Индексы видового богатства и модели видового обилия. Геометрический и логарифмический ряды. Модель разломанного стержня. Сам. работа 3 18 ПК-2 Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Каковы особенности сбора и первичной обработки информации?
2. В чем практическая разница использования профессиональных, популярных и специализированных программ для статистической обработке биологических данных?
3. Перечислите виды и назовите основные характеристики профессиональных программ для статистической обработке биологических данных.
4. Перечислите виды и назовите основные характеристики популярных программ для статистической обработке биологических данных.
5. Перечислите виды и назовите основные характеристики специализированных программ для статистической обработке биологических данных.
6. Что для биолога единица наблюдения, приведите примеры?
7. Что является предметом биометрии?
8. Как классифицируют биологические признаки?
9. Мерные и счетные количественные признаки – в чем разница?
10. В следствии чего может возникнуть ошибка в результатах наблюдений и по какому принципу их группируют?
11. Виды средних величин?
12. Что характеризует среднее квадратическое отклонение?
13. Каково значение процента уровня значимости для биологических исследований достаточно?
14. О чем судят по критерию Стьюдента?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Исторические персонажи в истории биометрии и вариационной статистики (информационное сообщение); программы для статистической обработки биологической информации (составление глоссария). Сбор биологических данных с последующей статистической обработкой и написании методики проведения исследований (метод проектов). Сбор биологических данных с последующей статистической обработкой (кейс-метод). Сбор биологических данных с последующей статистической обработкой (кейс-метод). Сбор биологических данных с последующей статистической обработкой (кейс-метод). Математическая обработка биологических данных профильного направления (подготовка и защита группового проекта-презентации, метод проектов).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа. В 2-х частях. Часть 2: учебник СПб. : Лань, 2021 e.lanbook.com
Л1.2 Дронов, Сергей Вадимович Математическая статистика: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа. В 2-х частях. часть 1: учебник СПб.: Лань, 2022 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Артюхов В.Г., Пантявин А.А. Математические методы в биологии: учеб. метод. пособие для вузов Воронеж: Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2007
Л2.2 Шмидт В.М Математические методы в ботанике: учеб. пособие Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1984
Л2.3 Зайцев Г.Н. Математика в экспериментальной ботанике: М.: Наука, 1990
Л2.4 Малков П.Ю. Количественный анализ биологических данных: учебное пособие Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009
Л2.5 Макаров Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel: учеб. пособие М.: финансы и статистика, 2002
Л2.6 Рокитский П.Ф. Биологическая статистика: . Минск, «Вышэйш. школа», 1973 http://bookre.org/reader?file=473412
Л2.7 И. А. Зайцев Высшая математика: учеб. для с. -х. вузов М.: Дрофа, 2005
Л2.8 Байкин А.А., Казанцева Л.Л. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для студентов экономических специальностей Барнаул: Алт. ун-та, 2007
Л2.9 Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica: учебник МедиаСфера. – М., 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биометрика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biometrica.tomsk.ru. – Загл. с экрана.
Э2 Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова Биологический факультет Кафедра биофизики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biophys.msu.ru. – Загл. с экрана.
Э3 bioinformatics.ru/Bioinformatics and data analysis [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bioinformatics.ru. – Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС «Windows»; Microsoft Office (Excel, пакет анализа); Foxit Reader (freeware).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Персональный компьютер (15 машин)
Компьютерный класс
Лекционные аудитории
Мультимедийный проектор с экраном

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины математические методы в биологии является формирование у студентов умения и навыки прикладного использования информации полученной в результате биологических исследований.

1 введение в биометрию
История биометрии. Биометрия и биоинформатики (вычислительная биология). Сбор и первичная обработка данных. Обзор разновидностей программных сред для обработки статистических данных.
исторические персонажи в истории биометрии и вариационной статистики (информационное сообщение); программы для статистической обработки биологической информации
(составление глоссария)

2 описательная статистика
Основные понятия биометрии. Средние величины. Ошибка средней арифметической. Среднее квадратическое отклонение. Дисперсия, медиана, мода выборки.
сбор биологических данных с последующей статистической обработкой и написании методики проведения исследований (метод проектов)

3 корреляционный анализ
Функциональная зависимость и корреляция. Разновидности корреляционных связей. Коэффициент корреляции и его вычисление. Связь корреляционного и регрессионного анализов. Множественная и частная корреляция. Статистические методы моделирования связи.
сбор биологических данных с последующей статистической обработкой (кейс-метод)

4 регрессионный анализ
Линейная регрессия. Коэффициент регрессии. Степени достоверности линии регрессии и коэффициента регрессии. Криволинейная регрессия. Полиномиальная регрессия. Множественная линейная регрессия. Связь между коэффициентами регрессии и корреляции.
сбор биологических данных с последующей статистической обработкой (кейс-метод)

5 дисперсионный анализ
Дисперсионный анализ. Доказательство эффективности дисперсионного анализа. Двухфакторный дисперсионный анализ.
сбор биологических данных с последующей статистической обработкой (кейс-метод)

6 профильные математические методы
Сравнительный анализ флор по мерам включения по Сёмкину. Графические методы анализа матриц включения и сходства. Построение дендрограммы методом усредненного среднего арифметического связывания. Оценка видового сходства биоценозов. Индексы видового богатства и модели видового обилия. Геометрический и логарифмический ряды. Модель разломанного стержня.
математическая обработка биологических данных профильного направления (подготовка и защита группового проекта-презентации, метод проектов)


В чем заключается необходимость применения математических методов в биологических исследованиях; с чем связано возникновение биометрии и вариационной (биологической) статистики; кто основатель дискриминантного анализа; кто впервые читал лекции по биометрии в России (МГУ); в чем главная особенность биометрии; биометрия в современное время; каковы особенности сбора и первичной обработки информации; в чем практическая разница использования профессиональных, популярных и специализированных программ для статистической обработке биологических данных; перечислите виды и назовите основные характеристики профессиональных программ для статистической обработке биологических данных; перечислите виды и назовите основные характеристики популярных программ для статистической обработке биологических данных; перечислите виды и назовите основные характеристики специализированных программ для статистической обработке биологических данных.
Что для биолога единица наблюдения, приведите примеры; что является предметом биометрии; как классифицируют биологические признаки; мерные и счетные количественные признаки – в чем разница; в следствии чего может возникнуть ошибка в результатах наблюдений и по какому принципу их группируют; виды средних величин; что характеризует среднее квадратическое отклонение; каково значение процента уровня значимости для биологических исследований достаточно; о чем судят по критерию Стьюдента; для чего высчитывают дисперсию и медиану.
Дайте обоснование причинно-следственной связи в биологических исследованиях; дайте классификацию признаков по их значению при изучении взаимосвязи; в чем принципиальное различие функциональной и статистической связей; дайте понятие функциональной связи и в чем её особенность; в чем заключается закон больших чисел; приведите общий вид уравнения модели стохастической связи; приведите примеры корреляционной связи; перечислите разновидности корреляционных связей и дайте им краткую характеристику; дайте характеристику коэффициенту корреляции; в чем принципиальное различие регрессионного и корреляционного анализов; почему часто в исследованиях приходится объединять корреляционный и регрессионный анализы; дайте понятие множественной корреляции и частного коэффициента корреляции.
Дайте понятие регрессии; в чем принципиальное различие регрессионного и корреляционного анализов; что такое линейная регрессия и для чего она служит; что показывает коэффициент регрессии; укажите на коэффициент регрессии в уравнении линейной регрессии; что показывает коэффициент детерминации (R-квадрат) и каков его диапазон; на что показывает значимость F при регрессионном анализе; что такое теоретическая линия регрессии; что такое эмпирическая линия регрессии; чем определяется степень достоверности лини регрессии и коэффициента регрессии; что такое нулевая гипотеза; дайте характеристику криволинейной регрессии; дайте характеристику полиноминальной регрессии; что изучают с помощью множественной линейной регрессии; какие действия выполняют с помощью метода пошагового регрессионного анализа; что означают знаки «+» и «-» при интерпретации результатов регрессионного анализа в «Excel»; какая величина связывает коэффициенты регрессии и корреляции.
Для чего служит метод дисперсионного анализа; как классифицируют дисперсионный анализ; что позволяет определить и учесть дисперсионный анализ; дайте характеристику уровням фактора; какова лавная цель дисперсионного анализа; назовите категории общей дисперсии в дисперсионно анализе; в чем особенность определения чисел степеней свободы при дисперсионном анализе; о чем можно судить полученным значением F-распределения Фишера-Снедекора в дисперсионном анализе.
Перечислите математические методы в сравнительной флористике; каковы принципы количественного сравнения флор; для чего рассчитывается матрица мер включения; что представляет собой матрица сходства Съеренсена-Чекановского; перечислите три основные категории показателей видового богатства; дайте характеристику видам индексов видового богатства; дайте характеристику моделям видового обилия; дайте характеристику геометрическому ряду; дайте характеристику логарифмическому ряду; мера сходства в ассоциациях (оценка видового сходства биоценозов) – изобразите схематично; дайте характеристику коэффициенту Жаккара и коэффициенту Съеренсена.