МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная физиология и психофизиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
М.В. Яценко, к.б.н., доцент

Рецензент(ы):
Е.П. харнутова, к.х.н., доцент

Рабочая программа дисциплины
Возрастная физиология и психофизиология

разработана в соответствии с ФГОС:

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2016 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.В. Темерев, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой С.В. Темерев, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - изучение функций целостного организма и отдельных физиологических систем (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.) в онтогенезе; функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения) в онтогенезе; взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образования эритроцитов в красном костном мозге) в онтогенезе; регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервных и гуморальных) в онтогенезе; становление психофизиологических качеств в онтогенезе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности
ОПК-7 способностью обосновать профессионально-педагогические действия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знание формирования и развития органов и систем в различные возрастные периоды;
знание деятельности систем организма человека в комплексе;
знание процессов обмена веществ, энергообмена и др.;
знать какими факторами определяется гемостаз.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять особенности деятельности органов и систем в различные возрастные периоды, становление высшей нервной деятельности и психологических качеств в индивидуальном развитии; должны освоить основные данные развития ребенка в антенатальный период и постнатальный период человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализировать процесс развития с позиций знаний о физиологических функциях организма человека и становлении психофизиологических качеств человека.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предмет задачи возрастной физиологии и психофизиологии. Лекции 1 1 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.2
1.2. Предмет задачи возрастной физиологии и психофизиологии. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-7
1.3. Методы исследования в возрастной физиологии и психофизиологии. Лекции 1 1 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
1.4. Методы исследования в возрастной физиологии и психофизиологии. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-7
1.5. Общебиологические закономерности индивидуального развития. Лекции 1 1 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
1.6. Общебиологические закономерности индивидуального развития. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Основные закономерности роста и развития человека.
2.1. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-7 Л1.2
2.2. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза. Лекции 1 1 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.3
2.3. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
2.4. Возрастные особенности психофизиологических функций. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
2.5. Психофизиология восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-7
2.6. Физическая и умственная работоспособность в различные периоды развития организма. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-7 Л1.3
2.7. Адаптация. Понятие об адекватности физических и психических нагрузках функциональным особенностям организма. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-7 Л1.3
2.8. Гуморальная регуляция организма в онтогенезе. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
2.9. Влияние гормонов на рост организма. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
2.10. Влияние гормонов на рост организма. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-7 Л1.2
2.11. Возрастные особенности системы крови и кровообращения. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
2.12. Возрастные особенности системы крови и кровообращения. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.3
2.13. Возрастные особенности дыхательной системы. Сам. работа 1 8 ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
2.14. Возрастные особенности пищеварительной системы. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-7 Л1.1
2.15. Развитие скелета и его возрастные особенности. Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.3
2.16. Развитие скелета и его возрастные особенности. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.2
2.17. Развитие мышечной системы.Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-7 Л1.3
2.18. Развитие мышечной системы.Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
2.19. Психофизиологическое тестирование. Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-7 Л1.2
2.20. Гигиена и трудовое обучение. Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-7 Л1.3
2.21. Возрастные особенности сердечно-сосудистой, дыхательной системы, обмена веществ, энергии и терморегуляции Сам. работа 1 4 ОПК-1, ОПК-7 Л2.1, Л1.1
2.22. Возрастные особенности мочеполовой и эндокринной систем. Сам. работа 1 2 ОПК-1, ОПК-7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Филатова О.В. Возрастная физиология и психология: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 73
Л1.2 М. Р. Сапин, Д. Б. Никитюк Анатомия головы и шеи: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.3 М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер Возрастная физиология (физиология развития ребенка): учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ресурсы: www.lib.asu.ru; www.elibrary.ru
Э2 Поисковые системы: www.yandex.ru; www.google.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартные учебные аудитории с возможностью подключения презентационного оборудования.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины