МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Большой практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 184
самостоятельная работа 248
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5, 6, 7, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19 14 19 10
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 54 54 28 28 44 44 58 58 184 184
Сам. работа 54 54 44 44 100 100 50 50 248 248
Итого 108 108 72 72 144 144 108 108 432 432

Программу составил(и):
Кудряшова И.В., Журавлев В.Б., Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В., Яковлев Р.В.

Рабочая программа дисциплины
Большой практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01. Биология, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Закрепление практикой полученных теоретических знаний в процессе изучения специальных и общих дисциплин; выработка навыков и приемов работы с коллекционным материалом; ознакомление на практике с биологическим разнообразием животных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
СПК-8 способностью использовать современное оборудование и методы для выполнения научных и клинико-диагностических исследований
СПК-6 готовностью применять современные полевые и лабораторные методы исследования для работы с зоологическими объектами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях;
Методы изучения биологических объектов и систем; основные приборы и приспособления, применяемые при изучении живых организмов и их реакции на воздействие среды;
Устройства и приспособления для экспериментального изучения биологических объектов в полевых и лабораторных условиях и способен их применять; методы анализа получаемой информации с использованием современного оборудования;
Современные методы работы с оборудованием для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
Современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
Методы анализа результатов современных методов исследования зоологических объектов;
Основные методы научных исследований в зоологии с использованием современного оборудования;
Базовые методы научных исследований в зоологии с использованием современного оборудования;
Актуальные методы научных исследований в зоологии с использованием современного оборудования и компьютерной обрабоки данных.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях;
Пользоваться оборудованием, применяемым в биологических исследованиях; проводить исследования индивидуально или в составе группы;
Выбирать оптимальные методы сбора и получения биологической информации, полевого материала;
Эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
Настраивать и калибровать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
Осуществлять подбор необходимой современной аппаратуры и оборудования для выполнения экспериментов с зоологическими объектами;
Проводить научные исследования зоологических объектов;
Применять основные методы научных исследований с использованием современного оборудования для изучения зоологических объектов;
Организовывать эксперимент и обрабатывать данные его проведения с использованием современного оборудования изучения зоологических объектов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Современными экспериментальными методами работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях;
Навыками оценки состояния природных объектов; методами сбора и обработки первичной научной информации;
Навыками применения основных средств полевого и лабораторного изучения биологических объектов и систем; навыками представления полученных результатов, подготовки отчетов, публикаций;
Навыками эксплуатации современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
Навыками настройки и калибровки современной аппаратуры и оборудования для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
Постановки эксперимента с использованием необходимой современной аппаратуры и оборудования для выполнения исследования зоологических объектов;
Навыками организации научных исследований зоологических объектов с использованием современного оборудования;
Методами постановки эксперимента с целью исследований зоологических объектов с использованием современного оборудования;
Приемами и методами обработки и обобщения результатов научных исследований зоологических объектов с использованием современного оборудования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ЗООЛОГИЯ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ
Раздел 2. Свободноживущие простейшие водоемов равнинной части Алтайского края
2.1. Определение основных групп простейших различных водоемов, изучение их экологии. Лабораторные 5 12 ОПК-6, СПК-6 Л2.4, Л1.2
2.2. Проблемы классификации и систематики простейших. Роль простейших в природе и жизни человека. Сам. работа 5 14 ОПК-6, СПК-6 Л2.4, Л1.2
Раздел 3. Экосистема активного ила и роль в ней простейших
3.1. Проблема очистки воды и понятие сапробности. Методы очистки сточных вод. Сооружения биологической очистки. Аэротенки. Особенности экосистемы активного ила. Состояние активного ила. Сам. работа 5 14 СПК-6 Л1.1, Л2.4, Л1.2
3.2. Фауна простейших активного ила. Индикаторные организмы. Представители других групп животных-обитателей активного ила (нематоды, коловратки, олигохеты, тихоходки). Их роль в экосистеме. Лабораторные 5 15 ОПК-6, СПК-6 Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Внешняя морфология имаго насекомых
4.1. Расчленение тела на сегменты и тагмы. Анализ частей и придатков тела, их номенклатура. Сам. работа 5 8 Л2.4, Л1.3
4.2. Номенклатура частей ротового аппарата. Типы ротовых аппаратов. Типы усиков. Лабораторные 5 6 ОПК-6, СПК-6 Л2.10, Л1.3
4.3. Скелетные особенности грудных сегментов. Номенклатура грудных склеритов и швов. Сравнительный анализ строения груди у насекомых с различным типом локомоции. Сам. работа 5 13 ОПК-6, СПК-6 Л2.10, Л1.3
4.4. Сегментация конечностей. Типы конечностей. Типы крыльев. Номенклатура жилок. Особенности жилкования крыльев у различных групп насекомых. Типы крыловых моторов. Механизмы сцепления крыльев. Лабораторные 5 11 ОПК-6, СПК-6
4.5. Сегментный состав брюшка. Особенности скелетной основы и мускулатуры брюшных сегментов. Сам. работа 5 0 ОПК-6, СПК-6 Л2.10, Л1.3
4.6. Брюшные придатки. Наружные половые органы самцов и самок. Лабораторные 5 4 ОПК-6, СПК-6 Л2.10, Л1.3
Раздел 5. Внешняя морфология других фаз развития
5.1. Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату. Сам. работа 5 5 ОПК-6, СПК-6 Л2.10, Л1.3
5.2. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления. Лабораторные 5 6 ОПК-6, СПК-6 Л2.10, Л1.3
Раздел 6. ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ
6.1. НИЗШИЕ ХОРДОВЫЕ.Подтип бесчерепные. Подтип оболочники. Внешний осмотр и вскрытие асцидий. Изучение организации асцибий по муляжам. Строение личинки асцидий. Лабораторные 6 14 Л2.9
6.2. Сам. работа 6 12
6.3. Сам. работа 6 12
6.4. Оборудование для сбора и транспортировки позвоночных животных. Оборудование для сбора и транспортировки рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Лабораторные 6 14 Л2.7
6.5. Оборудование для содержания позвоночных животных в лабораторных условиях. Оборудование для содержания рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Различные виды аквариумов, террариумов, садков, клеток, вольеров и др. Лабораторные 7 10 Л2.1, Л3.1
6.6. Сам. работа 6 12
6.7. Методика сбора позвоночных животных. Методики и правила сбора водных и наземных, дневных и ночных животных, а также методические особенности сбора материала по классам. Лабораторные 7 10
6.8. Сам. работа 6 8
6.9. Основные приемы работы с позвоночными животными в лаборатории. Работа с живыми животными. Содержание в неволе и наблюдения за позвоночными животными. Основные требования к содержанию: освещение, обогрев, вентиляция, система обеспечения водой и поддержания влажности, укрытия, источник УФ облучения и т.д. Исследования биологических особенностей животного в лабораторных условиях (питание, размножение, внешне морфологические изменения и др.) Лабораторные 7 10 Л2.9
6.10. Сам. работа 7 100
6.11. Работа с умерщвленными объектами. Умерщвление и хранение объектов. Этикетирование. Коллекционирование. Основные сведения по усыплению обездвиживанию и умерщвлению животных, с целью экспонирования и коллекционирования. Правила оформления этикеток, коллекционных журналов. Основные требования для правильной фиксации животных (придание опред. позы и др.). Изготовление тушек, чучел, сравнительного остеологического материала. Правила и особенности таксидермии. Лабораторные 7 14 Л2.8, Л2.5
6.12. Характеристика важнейших групп позвоночных животных. Тип Хордовые (Chordata). Класс Круглоротые. Класс хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Класс Земноводные (Amphibia). Класс Пресмыкающиеся (Reptilia). Класс Птицы (Aves). Класс Млекопитающие (Mammalia). Лабораторные 8 58 Л2.6, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л3.1
6.13. Характеристика важнейших групп позвоночных животных. Тип Хордовые (Chordata). Класс Круглоротые. Класс хрящевые рыбы (Chondrichthyes). Класс Костные рыбы (Osteichthyes). Класс Земноводные (Amphibia). Класс Пресмыкающиеся (Reptilia). Класс Птицы (Aves). Класс Млекопитающие (Mammalia). Сам. работа 8 50

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Проблемы систематики простейших.
2. Голые амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
3. Раковинные амебы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
4. Жгутиконосцы: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
5. Кинетофрагминофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
6. Олигохименофоры: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
7. Полихименофоры и суктории: морфология, диагностические признаки, таксономическое разнообразие, экология, роль в экосистеме активного ила.
8. Проблема очистки воды и понятие сапробности.
9. Методы очистки сточных вод. Сооружения биологической очистки воды. Аэротенки и принципы их работы.
10. Особенности экосистемы активного ила. Трофические уровни. Состояния активного ила.
11. Фауна простейших активного ила. Индикаторные организмы. Сравнительные анализ участия различных групп простейших в процессах очистки воды.
12. Расчленение тела насекомых на сегменты и тагмы. Анализ частей и придатков тела.
13. Набор головных сегментов. Номенклатура основных частей головы. Происхождение основных придатков головы.
14. Исходный план строения ротового аппарата. Номенклатура частей ротового аппарата. Типы ротовых аппаратов.
15. Типы усиков.
16. Скелетные особенности грудных сегментов. Номенклатура грудных склеритов и швов.
17. Сравнительный анализ строения груди у насекомых с различным типом локомоции.
18. Сегментация конечностей. Типы конечностей.
19. Типы крыльев. Номенклатура жилок.
20. Особенности жилкования крыльев у различных групп насекомых.
21. Типы крыловых моторов. Механизмы сцепления крыльев.
22. Сегментный состав брюшка. Особенности скелетной основы и мускулатуры брюшных сегментов. Брюшные придатки.
23. Наружные половые органы самцов и самок.
24. Яйца насекомых: диагностические признаки, характер, способ и форма откладки, положение яиц по отношению к субстрату.
25. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией.
26. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.









5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Аристотель и его представления о животных.
2. Классификации животных (Аристотель, Линней, Ламарк, Кювье).
3. Реконструирование филогении беспозвоночных. Современные подходы.
4. Протисты. Современная концепция подцарства.
5. Протисты, имеющие медицинское значение.
6. Происхождение многоклеточных.
7. Открытие трихоплакса. Его значение для понимания эволюции многоклеточных.
8. Симметрия тела беспозвоночных.
9. «Извращение» зародышевых листков у губок.
10.Метагенез и отклонения от его типичной схемы у стрекающих.
11. Жизненные формы гребневиков.
12. Становление органов и систем органов у бескишечных турбеллярий.
13. Трематодозы человека.
14. Цестодозы человека.
15. Немательминты-геогельминты. Циклы развития.
16. Немательминты-биогельминты. Циклы развития.
17. Головохоботные черви.
18. Размножение и развитие полихет.
19. Значение олигохет в повышении плодородия почвы.
20. Медицинское значение пиявок.
21. Торсионный процесс у брюхоногих.
22. Адаптации пластинчатожаберных моллюсков к пассивному образу жизни биофильтраторов.
23. Головоногие моллюски – приматы моря.
24. Протоартроподы. Разнообразие, значение для понимания эволюции членистоногих.
25. Выход членистоногих на сушу.
26. Разнообразие ракообразных.
27. Паразитические ракообразные.
28. Разнообразие многоножек.
29. Эволюция ротовых аппаратов насекомых.
30. Полет насекомых.
31. Медицинское значение насекомых.
32. Насекомые – вредители сельского хозяйства.
33. Биологические методы защиты растений.
34. Разнообразие паукообразных.
35. Медицинское значение клещей.
36. Разнообразие иглогожих.
37. Погонофоры и вестиментиферы.
38. Мшанки и их значение.
39. Плеченогие как руководящие ископаемые.
40. Филогения беспозвоночных.
41. Сравнительно-анатомический обзор опорно-двигательной системы позвоночных.
42. Сравнительно-анатомический обзор кровеносной системы позвоночных.
43. Сравнительно-анатомический обзор мочеполовой системы позвоночных.
44. Сравнительно-анатомический обзор нервной системы позвоночных.


Темы докладов
1. Краткая история развития животного мира: характеристика Триасового периода Мезозоя.
2. Отличительные черты яйцекладущих и сумчатых.
3. Экологические группы птиц (птицы культурных ландшафтов).
4. Краткая история развития животного мира: характеристика архейской эры.
5. Экологические группы птиц (птицы леса).
6. Зоогеографические доказательства эволюции животного мира.
7. Краткая история развития животного мира: характеристика Мелового периода Мезозоя.
8. Экологические группы птиц (водоплавающие птицы, птицы побережий).
9. Палеонтологические доказательства эволюции животного мира.
10. Краткая история развития животного мира: характеристика кайнозойской эры
11. Экологические группы птиц (птицы открытых пространств).
12. Краткая история развития животного мира: характеристика Силурийского периода Палеозоя.
13. Экологические группы птиц (хищные птицы).
14. Сравнительно- анатомические доказательства эволюции животного мира.
15. Краткая история развития животного мира: характеристика Девонского периода Палеозоя.

Темы сообщений
1. Многообразие (таксон по выбору) нашего края.
2. Распространение (таксон по выбору) на территории Алтайского края.
3. Хозяйственное значение (таксон по выбору).
4. Редкие и охраняемые представители (таксон по выбору).

Темы эссе

1. Зоология как одна из фундаментальных биологических наук: определение, предмет, методы, задачи. Дифференцировка зоологии на соподчиненные зоологические науки в зависимости от объектов и направления исследований.
2. Первые законы эволюционного развития организмов - Ж.Б.Ламарка (1809), Ж.Кювье (1812), М.Мильн-Эдвардса (1851). Проиллюстрируйте их примерами.
3.Биогенетический закон Ф.Мюллера (1864) и Э.Геккеля (1866), закон необратимости эволюции Л.Долло (1893), закон олигомеризации В.А.Догеля (1936). Проиллюстрируйте их примерами.
4. Главные понятия теории эволюции (ароморфоз, идиадаптация, дегенерация, единица темпа эволюции, дивергенция, конвергенция, адаптивная радиация). Проиллюстрируйте их примерами.
5. Значение эволюционного учения Ч.Дарвина (1859) для развития зоологической науки, краткая характеристика основных положений.
6. Искусственная и естественная классификация живых организмов. Основные и дополнительные таксоны зоологической систематики. Бинарная номенклатура. Современные проблемы классификации.
7. Проблемы и современное состояние классификации протистов. Понятия клетки и энергиды. Жизненный цикл: определение, виды жизненных циклов. Приведите примеры протистов с разными видами жизненных циклов.
8. Тип Саркомастигофоры: основные признаки организации, принципы деления на подтипы. Общая характеристика подтипа Саркодовых: строение, бесполое и половое размножение, практическое значение, классификация.
9. Подтип Жгутиконосцев: деление на классы. Важнейшие черты организации, размножение, основные отряды. Патогенные жгутиконосцы. Учение академика Е.Н.Павловского о трансмиссивных заболеваниях.
10. Спорообразующие протисты. Общая характеристика типов Микроспор, Асцетоспор, Миксозоев.
11. Тип Апикомплексы: основные черты организации, принципы деления на классы. Класс Грегарин: общая характеристика, жизненный цикл.
12. Класс Кокцидиообразных: патогенное значение и жизненный цикл представителей отряда Кровяных споровиков. Явление шизогонии.
13. Основные гипотезы происхождения Многоклеточных (Э.Геккеля, И.И.Мечникова, И.Хаджи). Эмбриологические и сравнительно-морфологические аргументы разных гипотез.
14. Подцарство Низших многоклеточных, основные черты, какие типы включает. Тип Пластинчатых: особенности организации.
15. Тип Губок: основные черты организации (симметрия, внешняя морфология, клеточный состав), практическое значение.
16. Тип Губок: бесполое и половое размножение, виды личинок, особенности эмбриогенеза
17. Тип Плоских червей: симметрия и ее экологическое значение, ведущие черты организации. Деление на классы, главные признаки классов.
18. Класс Ресничные черви: основные черты организации, общая характеристика систем
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Зоология как самостоятельная наука. Предмет и задачи.
2. Зоология в системе наук.
3. Система животного царства. Основы зоологической номенклатуры.
4. Краткая история развития зоологии.
5. Симметрия беспозвоночных животных. Экологическое и физиологическое значение
симметрии.
6. Движение беспозвоночных животных.
7. Нервный аппарат беспозвоночных животных.
8. Сенсорные системы беспозвоночных животных.
9. Пищеварение беспозвоночных животных.
10. Выделение беспозвоночных животных.
11. Бесполое размножение беспозвоночных животных.
12. Половое размножение беспозвоночных животных.
13. Общая характеристика подцарства Простейшие (Protozoa).
14. Общая характеристика типа Саркомастигофоры (Sarcomastigophora)
15. Общая характеристика класса Саркодовые (Sarcodina).
16. Отряд Фораминиферы (Foraminifera).
17. Класс Жгутиконосцы (Mastigophora)
18. Цикл развития Opalina ranarum
19. Строение жгутика.
20. Тип Споровики (Sporozoa)
21. Цикл развития Plasmodium vivax
22. Тип Инфузории (Infusoria).
23. Филогенетические связи типа Простейшие (Protozoa).
24. Отличия многоклеточных животных от одноклеточных.
25. Происхождение многоклеточных от свободноплавающего шарообразного
колониального организма – теории гастреи, фагоцителлы и теория Иванова.
26. Происхождение многоклеточных от сидячего шарообразного колониального организма – теория синзооспоры.
27. Происхождение многоклеточных от плоского колониального организма – теория плакулы
28. Происхождение многоклеточных от неколониального организма.
29. Характеристика типа Spongia или Porifera: общие сведения, систематика, морфология, анатомия, физиология, цикл развития и его особенности (экскурвация), экология, значение.
30. Филогения типа Губки.
31. Тип Кишечнополостные (Coelenterata или Cnidaria): общая характеристика, значение.
32. Класс Гидроидные полипы (Hydrozoa): строение, значение.
33. Класс Сцифоидные медузы (Scyphozoa); циклы развития, общая характеристика, значение.
34. Класс Коралловые полипы (Anthozoa): Общая характеристика, строение восьми- и шестилучевых кораллов. Значение.
35. Общая характеристика типа Гребневики (Ctenophora)
36. Филогенетические связи раздела Лучистые Radialia с другими группами многоклеточными
37. Тип Плоские черви ( Plathelminthes или Platodes) общая характеристика, значение.
38. Класс Ресничные черви (Turbellaria): систематика, морфология, анатомия, значение.
39. Класс Сосальщики (Trematoda): морфология, анатомия, типы финн, значение. Примеры важных паразитов человека и домашних животных, их промежуточные и основные хозяева.
40. Цикл развития Fasciola hepatica. Строение мирацидия,спороцисты, редии и церкарии, адолескарии.
41. Строение ланцетовидной двуустки (Dicrocoelium dentriticum)
42. Класс Моногенетические сосальщики (Monogenoidea). Строение лягушачьей многоустки (Polystoma integerrimum). Цикл развития.
43. Класс Ленточные черви (Cestoda): общая характеристика морфологии и анатомии, гипотезы метамерии, размножение и развитие, значение.
44. Цикл развития свиного солитера или вооруженного цепня (Taenia solium)
45. Филогенетические связи типа Plathelminthes.
46. Происхождение паразитизма в типе Plathelminthes и Nemathelminthes.
47. Тип Круглые, или Первичнополостные черви (Nemathelminthes): систематика, общая характеристика, значение.
48. Цикл развития Enterobius vermicularis. Меры борьбы. Профилактика
49. Цикл развития Ascaris lumbricoides.
50. Класс Нематоды (Nematoda): общая характеристика морфологии, анатомии, значение.
51. Класс Коловратки (Rotatoria).
52. Класс Киноринхи (Kinoryncha) и класс Волосатики (Gordiacea).
53. Филогенетические связи типа Nemathelminthes.
54. Тип Кольчатые черви (Annelida): общая характеристика, строение, значение.
55. Класс Многощетинковые (Polychaeta): общая характеристика, морфология, анатомия, значение.
56. Класс Малощетинковые (Oligochaeta): общая характеристика, морфология, анатомия, значение.
57. Класс Пиявки (Hirudinea): общая характеристика, морфология и анатомия на примере медицинской пиявки (Hirudo medicinalis), значение.
58. Филогенетические связи типа Annelida.
59. Происхождение метамерии типа Annelida.
60. Общая характеристика класса Mollusca.
61. Класс Брюхоногие (Gastropoda): общая характеристика. Морфология и анатомия на примере виноградной улитки (Helix pomatia). Значение брюхоногих моллюсков в природе и в жизни человека
62. Класс Пластинчатожаберные или Двустворчатые (Lamellibrachia или Bivalvia): общая характеристика.
63. Класс Головоногие (Cephalopoda): общая характеристика.
64. Общая характеристика типа Членистоногих (Arthropoda). Систематика типа Arthropoda
65. Класс Ракообразные (Crustacea): общая характеристика, морфология и анатомия, развитие, значение.
66. Отличие широкопалого и узкопалоко раков. Строение конечностей речного рака (Astacus sp.)
67. Строение дафнии. (Daphnia sp.). Цикломорфоз..
68. Класс Паукообразные (Arachnida): морфология, анатомия, значение. Систематика класса Arachnida.
69. Строение иксодового клеща (Ixodes ricinus), его жизненный цикл.
70. Общая характеристика класса Многоножки (Myriapoda): систематика, морфология, анатомия, значение.
71. Класс Насекомые (Insecta): общая характеристика, значение. Систематика класса Insecta.
72. Развитие беспозвоночных: эмбриональное и постэмбриональное. Чередование поколений. Постэмбриональное развитие насекомых. Примеры отрядов.
73. Основные типы конечностей класса Insecta. Жилкование и типы крыльев по жилкованию по степени утолщения. Видоизменения крыльев.
74. Типы ротовых аппаратов класса Insecta.
75. Анатомия класса Insecta: выделительная, нервная, половая системы.
76. Анатомия класса Insecta: пищеварительная, дыхательная, кровеносная системы.
77. Общая характеристика морфологии отделов тела класса Insecta. Морфология насекомого на при мере черного таракана.
78. Общая характеристика отрядов первичнобескрылых насекомых.
79. Общая характеристика отряда Прямокрылые (Orthoptera). Цикл развития. Меры борьбы с перелетной саранчой.
80. Общая характеристика отряда Стрекозы (Odonata) и отряда Поденки (Ephemeroptera).
81. Основные признаки отряда Полужесткокрылые (Hemiptera). Значение.
82. Основные признаки отряда Жесткокрылых (Coleoptera). Значение.
83. Основные признаки отряда Чешуекрылые (Lepidoptera). Значение.
84. Общая характеристика Перепончатокрылых (Hymenoptera). Значение.
85. Общая характеристика отряда Равнокрылые (Homoptera). Значение.
86. Основные признаки отряда Двукрылые (Diptera). Значение.
87. Общая характеристика отряда Сетчатокрылые (Neuroptera) и Кожистокрылые (Dermaptera).

Фонд тестовых заданий по дисциплине Зоология

1. Какие простейшие вызывают инфекционные заболевания человека:
а) эвглена зеленая,
б) радиолярия,
в) трипаносомы,
г) инфузория туфелька?
2. Как размножается амеба:
а) бесполым и половым путем,
б) только бесполым путем,
в) только половым путем,
г) почкованием?
3. Сократительные вакуоли отсутствуют:
а) только у морских простейших,
б) у свободноживущих морских и паразитических,
в) только у паразитических,
г) у свободноживущих пресноводных простейших?
4. Через какие образования гидра выбрасывает отходы пищеварения:
а) порошица,
б) пора,
в) ротовое отверстие,
г) анальное отверстие?
5. Какую часть массы тела медуз составляет вода:
а) 43 %
б) 97 %
в) 52 %
г) 75 %?
6. Какая кровеносная система у дождевого червя:
а) замкнутая с двумя кругами кровообращения,
б) незамкнутая, сердце однокамерное,
в) замкнутая с одним кругом кровообращения,
г) незамкнутая, сердце двукамерное?
7. Кожно-мускульный мешок плоских червей – это совокупность:
а) покровного эпителия, разнообразных мускульных волокон и паренхимы,
б) покровного эпителия и гладких мышц,
в) эпителиально-мускульных клеток, образующих сплошной покров тела,
г) только гладкие мышцы, эпителий редуцирован?
8. Промежуточный хозяин для печеночного сосальщика – это:
а) малый прудовик, в) человек,
б) большой прудовик, г) крупный рогатый скот?
9. Какая полость тела у моллюсков:
а) полость тела отсутствует,
б) псевдоцель,
в) целом,
г) миксоцель?
10. С помощью каких органов дышат пауки:
а) через кожу,
б) с помощью жабр,
в) альвеолярных легких,
г) листовидных легких и трахей?
11. Какие животные являются предками членистоногих:
а) моллюски,
б) кольчатые черви,
в) круглые черви,
г) плоские черви?
12. Какая сегментация тела характерна для членистоногих:
а) сегментация тела разнородная, у всех членистоногих два отдела тела,
б) сегментация тела разнородная, число отделов тела два или три,
в) тело однородно сегментировано,
г) сегментация тела разнородная, у всех членистоногих три отдела тела?
13. Рабочие пчелы – это:
а) самки, закончившие откладку яиц и перешедшие к уходу за потомством,
б) самки с недоразвитыми яичниками,
в) самки, развившиеся из неоплодотворенных яиц,
г) самцы, оплодотворяющие матку?
14. Ланцетники живут:
а) только в теплых морях, с песчаным дном,
б) в морских и пресных водах субтропические пояса,
в) только в пресных теплых водоемах,
г) в северных морях и океанах?
15. У рыб не развиваются:
а) печень,
б) поджелудочная железа,
в) желчный пузырь,
г) слюнные железы?
16. Какая кровь проходит через сердце рыбы:
а) артериальная,
б) венозная,
в) смешанная,
г) сердца нет, его функцию выполняет брюшная аорта?
17. Какое дыхание у лягушки на суше:
а) только кожное, в) только легочное,
б) кожное и легочное, г) жаберное?
18. Укажите, кто из земноводных предпочитает водную среду обитания:
а) жерлянка, прудовая лягушка, жаба, тритон,
б) жерлянка, прудовая лягушка, озерная лягушка, тритон,
в) жерлянка, озерная лягушка, жаба, тритон,
г) саламандра, жаба?
19. Развитие у пресмыкающихся:
а) прямое, выход из яйца,
б) с метаморфозом, личинка наземная,
в) с метаморфозом, личинка водна,
г) прямое, живорождение?
20. Сколько сосудов выходит из сердца пресмыкающихся:
а) один, в) три,
б) два, г) четыре?
21. Птицы переваривают потребленную пищу:
а) от 10 минут до 4 часов,
б) от 10 минут до 10 часов,
в) от 1 часа до суток,
г) в течение 3-х часов?
22. Цевка – это часть конечности, образованная:
а) сросшимися костями предплюсны и плюсны,
б) сросшейся частью костей стопы и костей пальцев,
в) сросшейся частью голени и стопы,
г) сросшимися костями голени?
23. Роговыми образованиями, связанными с покровами млекопитающих,
являются:
а) волосы, когти и ногти, копыта, полые рога, чешуя,
б) только волосяной покров, когти и ногти,
в) только когти и ногти, волосы, копыта,
г) только волосы, когти, копыта?
24. Зрение играет наиболее важную роль у:
а) ночных хищников из семейства кошачьих,
б) дневных млекопитающих, обитающих на открытых пространствах,
в) дневных лесных обитателей,
г) ночных хищников из семейства рукокрылые?
25. У каких млекопитающих нет ключиц:
а) псовые, в) медвежьи,
б) рукокрылые, г) приматы?
26. В чем заключается сущность полового процесса у инфузории туфельки:
а) имеет место копуляция,
б) партеногенез,
в) обмен наследственной информацией,
г) образование гамет с последующим их слиянием?
27. Питание простейших может быть:
а) автотрофным и миксотрофным,
б) только гетеротрофным голозойным,
в) возможны все способы питания,
г) гетеротрофным сапрозойным?
28. Какой симметрией тела обладают гидры:
а) лучевой (радиальной), в) тело ассиметрично,
б) двусторонней, г) билатеральной?
29. Коралловые рифы образуются:
а) во всех морях и океанах,
б) в тропической части Мирового океана,
в) в морях с низкой соленостью воды,
г) в морях с низкой температурой воды?
30. У кого из червей появляется истинный целом:
а) аскарида, в) планария,
б) дождевой червь, г) эхинококк?
31. Чем обусловлена миграция личинки аскариды человеческой из
кишечника по кровеносным сосудам в легкие, ротовую полость и снова в
кишечник?
а) на личиночной стадии аскарида может быть переварена в кишечнике под
действием пищеварительных ферментов,
б) ей необходимо питание клетками крови,
в) личинке необходим кислород для дальнейшего развития,
г) ей необходимо питание белками крови?
32. Кольчатые черви:
а) есть гермафродиты и раздельнополые,
б) исключительно раздельнополые животные,
в) только гермафродиты?
33. Для кого характерна пищеварительная система, включающая рот →
глотку→ ветви кишечника, заканчивающиеся слепо:
а) печеночный сосальщик, в) аскарида,
б) бычий цепень, г) дождевой червь?
34. Где происходит газообмен у беззубки:
а) в легких, в) в мантии,
б) в жабрах, г) в мантийной полости?
35. Какие стадии развития не характерны для насекомых с неполным
превращением:
а) яйцо, в) куколка,
б) личинка, г) взрослая особь?
36. Какие части тела характерны для паука:
а) голова, г) хвост,
б) грудь, д) крылья?
в) брюшко,
37. Как устроена кровеносная система насекомых:
а) замкнутая, сердце отсутствует,
б) незамкнутая, сердце однокамерное,
в) незамкнутая, имеет головную аорту и многокамерное сердце,
г) замкнутая, есть сердце?
38. Сколько пар ногочелюстей у речного рака:
а) три, в) четыре,
б) две, г) одна?
39. Какой рот образуется у взрослых хордовых:
а) первичный, в) смешанный,
б) вторичный, г) третичный?
40. Отличия личинки рыб от малька состоят в:
а) размерах тела, г) все перечисленное,
б) форме тела, д) характере питания?
в) подвижности,
41. У каких рыб нет плавательного пузыря:
а) акула, в) треска,
б) щука, г) угорь?
42. Земноводные зимуют:
а) на дне неглубоких водоемов,
б) в норах грызунов, дуплах птиц,
в) в укромных местах на суше (под камнями, корягами),
г) во влажной почве?
43. Орган слуха у земноводных представлен:
а) внутренним, средним и наружным ухом,
б) только внутренним ухом,
в) внутренним и средним ухом,
г) только средним ухом?
44. Сердце пресмыкающихся:
а) у всех трехкамерное, без перегородки в желудочке,
б) трехкамерное, с неполной перегородкой в желудочке, у крокодилов
четырехкамерное,
в) у всех четырехкамерное, с полной перегородкой в желудочке,
г) трехкамерное, без перегородки в желудочке, у крокодилов четырехкамерное?
45. В осевом скелете пресмыкающихся:
а) 3 отдела, в) 5 отделов,
б) 4 отдела, г) 2 отдела?
46. Какие сосуды отходят от сердца птиц:
а) правая дуга аорты и легочная артерия,
б) обе дуги аорты,
в) левая дуга аорты и легочная артерия,
г) обе дуги аорты и легочная артерия?
47. У птиц различают перья:
а) контурные и маховые,
б) контурные и пуховые,
в) маховые и пуховые,
г) контурные и рулевые?
48. Какое животное впадает в спячку:
а) суслик,
б) заяц,
в) верблюд,
г) свинья?
49. Какой отдел сложного желудка жвачных будет первым:
а) книжка,
б) сетка,
в) рубец,
г) сычуг?
50. Через плаценту:
а) зародыш обеспечивается кислородом и освобождается от вредных веществ и
продуктов обмена,
б) кровеносные сосуды зародыша соприкасаются с сосудами материнского
организма,
в) происходит питание зародыша за счет крови матери,
г) все перечисленное?
51. Кожно-мускудьный мешок характерен для животных:
а) имеющих твердый наружный скелет
б) с внутренним скелетом
в) не имеющих твердого скелета тела
г) с первичной полостью тела
52. У всех млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся, конечности:
а) состоят из трех отделов
б) имеют пять пальцев
в) имеют подвижные пальцы
г) расположены под телом
53. Почкованием могут размножаться представители типа:
а) Кишечнополостные
б) Круглые черви
в) Плоские черви
г) Моллюски
54. К хордовым относятся:
а) моллюски
б) ракообразные
в) рыбы
г) паукообразные
55. Мантию, раковину и незамкнутую кровеносную систему имеют
представители типа:
а) Членистоногих
б) Круглых червей
в) Кишечнополостных
г) Моллюсков
56. Кольчатые черви являются более прогрессивными животными по
сравнению с Круглыми червями, так как имеют:
а) двустороннюю симметрию
б) развитые членистые конечности
в) кровеносную систему
г) вытянутое тело
57. Плоские черви являются более прогрессивными животными по
сравнению с Кишечнополостными, так как:
а) имеют уплощенную форму тела
б) имеют третий слой клеток
в) дышат всей поверхностью тела
г) являются хищниками
58. У Кольчатых червей по сравнению с Круглыми впервые появляется:
а) глотка
б) жабры
в) анальное ответрстие
г) половая система
59. В процессе эволюции животного мира на Земле появлению
Земноводных предшествовали
а) плезиозавры:
б) кистеперые рыбы
в) ихтиозавры
г) зверозубые ящеры
60. В отличие от рыб, у лягушки нет:
а) ребер
б) черепа
в) позвоночника
г) поясов конечностей
61. В отличие от рыб, у лягушки есть:
а) ребра
б) шейный позвонок
в) кровеносная система
г) позвоночник
62. У земноводных по сравнению с рыбами впервые появляются:
а) глаза
б) трехкамерное сердце
в) жабры
г) почки
63. По какому типу построена выделительная система у круглых червей?
а) протонефридии
б) метанефридии
в) кожные железы
г) нет правильного ответа
64. Выберите правильную последовательность представителей для
следующих типов плоские черви → круглые черви → кольчатые черви:
а) сибирский сосальщик,"вооруженный" цепень, нереида
б) кошачий сосальщик, власоглав, трихинелла
в) кошачий сосальщик, трихинелла, нереида
г) нет правильного ответа
65. Выберите правильную последовательность представителей для
следующих классов ресничные → собственно круглые черви→
малощетинковые черви:
а) нереида, белая планария, аскарида человека
б) аскарида человека,нереида,белая планария
в) белая планария,аскарида человека,нереида
г) нет правильного ответа
66. Мирацидий - это личинка печеночного сосальщика, снабженная
а) ресничками
б) хвостом
в) нет правильного ответа
г) у печеночных сосальщиков нет личинок
67. Онкосфера-это личинка бычьего цепня, которая выходит из яйца
а) в пищеварительном тракте
б) в воде
в) онкосфера не личинка
г) нет правильного ответа
68. Онкосфера с током крови попадает в:
а) поперечнопаласатую мускулатуру
б) желчные протоки печени
в) кишку
г) нет правильного ответа
69. Какая(ие) система(ы) отсутствует(ют) у круглых червей?
а) кровеносная
б) дыхательная
в) А)+Б)
г) нет правильного ответа
70. Какую болезнь вызывает аскарида человека?
а) аскаридоз
б) не вызывает болезнь
в) аскариз
г) нет правильного ответа
71. У кольчатых червей по брюшному кровеносному сосуду кровь движется
а) спереди назад
б) сзади назад
в) кровеносная система отсутствует
г) нет правильного ответа
72. Какой тип нервной системы соответствует кольчатым червям?
а) диффузный
б) лестничный
в) у кольчатых червей отсутствует нервная система
г) нет правильного ответа
73. У аскариды по брюшному кровеносному сосуду кровь движется
а) спереди назад
б) сзади назад
в) кровеносная система отсутствует в связи с паразитизмом
г) нет правильного ответа
74. У амебы вредные продукты обмена выделяются:
а) через всю поверхность тела
б) через сократительную вакуоль
в) через пищеварительную вакуоль
г) через поверхность тела и сократительную вакуоль
75. Запасные питательные вещества в цитоплазме эвглены зеленой
представлены:
а) глюкозой
б) гликогеном
в) веществом, близким по составу к крахмалу
г) верны все ответы
76. Пища в тело инфузории-туфельки попадает через:
а) желобок, ротовое отверстие и глотку
б) ротовое отверстие и глотку
в) имеется только ротовое отверстие
г) имеется только глотка
77. При размножении инфузории-туфельки:
а) сначала делится малое ядро
б) сначала делится большое ядро
в) делится только малое ядро
г) делится только большое ядро
78. Масса инфузорий, обитающих в желудке коровы, примерно составляет:
а) 300 г
б) 3 кг
в) 30 кг
г) инфузории отсутствуют
79. Амебная дизентерия у человека вызывается дизентерийными амебами,
попавшими:
а) в кровь
б) в органы дыхания
в) в кишечник
г) верны все ответы
80. Регенерация у гидры - это:
а) процесс бесполого размножения
б) почкование
в) процесс восстановления утраченных частей тела
г) как размножения, так и восстановления
81. Маленькая гидра развивается из яйца на стадии образования:
а) одного слоя клеток
б) двух слоев клеток
в) трех слоев клеток
г) одной клетки
82. Кишечная полость медузы связана с наружной средой:
а) только через рот
б) через рот и порошицу
в) через рот и анальное отверстие
г) могут быть разные варианты
83. Плоские черви имеют:
а) первичную полость тела
б) вторичную полость тела
в) кишечную полость тела
г) не имеют полости тела
84. Продукты распада у планарии выделяются через:
а) всю поверхность тела
б) порошицу
в) ротовое отверстие
г) специальные выделительные канальцы
85. У печеночного сосальщика половой процесс размножения происходит:
а) в печени крупного рогатого скота
б) в теле моллюска
в) в кишечнике крупного рогатого скота
г) половой процесс отсутствует
86. Цепень может переваривать пищу:
а) всей поверхностью тела
б) своими покровами
в) верны оба ответа
г) ни один из ответов не верен
87. Плоские черви:
а) имеют двустороннюю симметрию
б) кожно-мускульный мешок
в) специальную выделительную систему
г) верны все ответы
88. У круглых червей полость тела:
а) имеет собственные стенки
б) не имеет собственных стенок
в) заполнена соединительной тканью
г) ни один из ответов не верен
89. Примерное количество яиц, которое самка аскариды откладывает за
сутки, составляет:
а) 200
б) 2000
в) 20000
г) 200000
90. Для взрослой аскариды характерно:
а) кислородное дыхание
б) бескислородное дыхание
в) отсутствие дыхания
г) ни один из ответов не верен
91. Аскарида наносит вред человеку, т.к.:
а) ее личинки питаются кровью
б) личинки питаются клетками печени
в) взрослая аскарида отравляет организм ядовитыми веществами
г) верны все ответы
92. Дыхание паразитических круглых червей осуществляется:
а) через всю поверхность тела
б) через дыхательные отверсттия в коже
в) дыхание бескислородное
г) дыхание отсутствует
93. Кислород из кожи и питательные вещества из кишечника у дождевого
червя поступают:
а) сначала в полостную жидкость, затем в кровь и в клетки тела
б) сразу в кровь и с кровью непосредственно в клетки тела
в) только в полостную жидкость и затем в клетки тела
г) в кровь, затем в тканевую жидкость и в клетки тела
94. Дождевой червь дышит:
а) в бескислородной среде
б) атмосферным воздухом
в) возможны оба варианта
г) дыхание отсутствует
95. К многощетинковым червям относятся:
а) планария
б) нереида
в) дождевой червь
г) верны все ответы
96. Круглые черви ведут:
а) свободноживущий образ жизни на дне водоемов и в почве
б) паразитический образ жизни в организме животных и человека
в) свободноживущий и паразитический образ жизни
г) обитают только в почве
97. Раковина обыкновенного прудовика покрыта слоем:
а) извести
б) рогоподобного вещества
в) хитина
г) кремния
98. У прудовика выделение продуктов обмена происходит:
а) непосредственно в мантийную полость
б) через анальное отверстие
в) через почку
г) верны все ответы
99. Самцы беззубки:
а) крупнее самок
б) мельче самок
в) не отличаются от самок
г) ни один из ответов не верен
100. К двустворчатым моллюскам относятся:
а) битиния
б) живородка
в) дрейсена
г) верны все ответы
101. Самые крупные животные среди современных беспозвоночных - это:
а) осьминоги
б) ленточные черви
в) глубоководные кальмары
г) медузы
102. Ногочелюсти рака - это:
а) первая пара грудных конечносте
б) вторая пара грудных конечностей
в) третья пара грудных конеччностей
г) верны все ответы
103. Желудок рака имеет:
а) один мускульный отдел
б) два отдела: первый мускульный с хитиновыми зубцами, второй цедильный
в) два отдела: мускульный и железистый
г) три отдела:мускульный с хитиновыми зубцами, железистый и цедильный
104. Органы выделения рака расположены:
а) в хвостовом отделе
б) в брюшном отделе
в) в головном отделе
г) в грудном отделе
105. К ракообразным относятся:
а) дафнии
б) циклопы
в) мокрицы
г) верны все ответы
106. Число видов ракообразных составляет примерно:
а) 10.000
б) 20.000
в) 30.000
г) 50.000
107. У паука-крестовика число паутинных бородавок составляет:
а) одну
б) одну пару
в) две пары
г) три пары
108. Сердце у паука-крестовика лежит на:
а) брюшной стороне головогруди
б) на спинной стороне головогруди
в) на спинной стороне брюшка
г) на брюшной стороне брюшка
109. Из перечисленных ниже видов клещей к возбудителям заболеваний
относятся:
а) собачий клещ
б) таежный клещ
в) чесоточный клещ
г) верны все ответы
110. Насекомые имеют:
а) две пары ног
б) три пары ног
в) четыре пары ног
г) у разных отрядов насекомых может быть разное число пар ног
111. Кислород к тканям насекомых поступает за счет диффузии через:
а) стенки капилляров
б) стенки трахей
в) стенки легочных мешков
г) поступает сначала в трахеи, затем в капилляры
112. Органы выделения насекомых - это:
а) головные почки
б) мальпигиевы сосуды
в) жировое тело
г) мальпигиевы сосуды и жировое тело
113. К насекомым с неполным превращением относятся:
а) блохи
б) осы
в) клопы
г) ни один из ответов не верен
114. Оводы наносят вред домашним животным за счет того, что:
а) питаются их кровью
б) откладывают на шерсть животных яйца
в) их личинки паразитируют в кишечном тракте животных
г) ни один из ответов не верен
115. Число видов насекомых, описанных в настоящее время, составляет
примерно:
а) 500.000
б) 900.000
в) 1.000.000
г) более 1.000.000
116. Число позвонков у окуня составляет:
а) около 10
б) около 20
в) около 30
г) около 40
117. Почки у окуня находятся:
а) в нижней части полости тела
б) в средней части полости тела
в) в верхней части полости тела
г) у окуня почек нет
118. Рыбы могут слышать
а) звуки, издаваемые только в воде
б) звуки, издаваемые в воде и на берегу водоема
в) только ультразвуки, издаваемые другими рыбами
г) органы слуха отсутствуют
119. Кровеносная система у рыб:
а) замкнутая
б) незамкнутая
в) замкнутая у всех костных и незамкнутая у хрящевых
г) замкнутая только у двоякодышащих рыб
120. Гигантская китовая акула питается:
а) крупными животными
б) может напасть на человека
в) мелкими рачками
г) ни один из ответов не верен
121. У лягушек главную роль при охоте играет:
а) зрение
б) слух
в) обоняние
г) осязание
122. У лягушек число шейных позвонков составляет:
а) один
б) два
в) больше двух
г) ни один из ответов не верен
123. В слуховом аппарате у лягушек имеется:
а) наружное слуховое отверстие, среднее ухо и внутреннее ухо
б) среднее ухо и внутреннее ухо
в) только внутреннее ухо
г) барабанная перепонка, среднее ухо и внутреннее ухо
124. Сердце у головастиков
а) однокамерное
б) двухкамерное
в) трехкамерное
г) отсутствует
125. Из земноводных в той или иной степени древесный образ жизни ведут
а) некоторые виды жаб
б) квакши
в) жерлянки
г) лягушки
126. У ящерицы в левой половине желудочка сердца течет:
а) венозная кровь
б) артериальная кровь
в) смешанная кровь
г) желудочек полностью разделен перегородкой
127. У ящериц имеется:
а) всегда две пары конечностей
б) у некоторых видов может быть только передняя пара конечностей
в) у некоторых видов конечности могут отсутствовать
г) у некоторых видов может быть только задняя пара конечностей
128. Жало ядовитой змеи - это:
а) орган, содержащий ядовитые железы и выделяющий ядовитый секрет
б) орган осязания и вкуса
в) орган обоняния
г) верны все ответы
129. В коже у птиц железы:
а) полностью отсутствуют
б) имеется несколько желез, выделяющих секрет для смазывания перьев
в) имеется только одна железа
г) у разных видов птиц встречаются разные варианты
130. В крыле современных птиц пальцы:
а) отсутствуют
б) имеются рудименты пяти пальцев
в) трех пальцев
г) одного пальца
131. Желудок птиц имеет:
а) один отдел - мускульный
б) два отдела - железистый и мускульный
в) два отдела - мускульный и цедильный
г) три отдела - железистый, мускульный и цедильный
132. Частота сердечных сокращений у птиц может достигать:
а) 500 и более уд/мин
б) не превышает 150 уд/мин
в) не превышает 100 уд/мин
г) не превышает 80 уд/мин
133. Диафрагма впервые появляется:
а) у пресмыкающихся
б) у птиц
в) у млекопитающих
г) у птиц и млекопитающих
134. Предками млекопитающих считаются:
а) стегоцефалы
б) парапитеки
в) трилобиты
г) зверозубые ящеры
135. Соболь относится к семейству:
а) кошачьих
б) куньих
в) волчьих
г) ни один ответ не верен

Критерии оценки
91-100% правильных ответов – оценка «отлично»
81-90% правильных ответов – оценка «хорошо»
71-80% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»
≤70% правильных ответов – оценка «неудовлетворительно
Оценка «зачтено» выставляется студенту, имеющему 71% и более правильных ответов
Оценка «не зачтено» выставляется студенту, имеющему менее 71% правильных ответов.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. А. Зилов Гидробиология и водная экология (организация, функционирование и загрязнение водных экосистем): учеб. пособие Иркутск: Изд-во ИрГУ, 2009
Л1.2 Буруковский Р.Н. Зоология беспозвоночных: Учебное пособие // Электронная книга издательства "Проспект науки" СПб: Проспект науки, 2017 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф. Практикум по общей энтомологии: Учеб.пособие Л.: Агропромиздат, 1985 11
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ашмарин И.П., Каменский А.А., Сухова Г.С.. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека и животных: учеб. пособие для вузов М. : Изд-во МГУ, 2004 http://msupress.com/catalogue/books/book/rukovodstvo-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-fiziologii-cheloveka-i-zhivotnykh/
Л2.2 Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных . : Учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2005 17
Л2.3 Н. Н. Гуртовой, Б. С. Матвеев, Ф. Я. Дзержинский; под ред. Б. С. Матвеева, Н. Н. Гуртового Практическая зоотомия позвоночных. Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы: учеб. пособие для вузов М. : Высш. шк., 1976. 19
Л2.4 Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных Ч. 1. Простейшие, губки, кишечнополостные, гребневики, плоские черви, немертины, круглые черви: М.: Высш. шк., 1981 70
Л2.5 Ф. Я. Дзержинский Сравнительная анатомия позвоночных животных: учеб. для вузов М. : Аспект Пресс, 2005
Л2.6 Алипов Н.Н., Ахтямова Д.А., Афанасьев В.Г., Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учеб. пособие М.: Академия, 2010 5
Л2.7 Ноздрачев А.Д. Большой практикум по физиологии человека и животных: учеб. пособие М. : Академия, 2007 33
Л2.8 Н. Н. Гуртовой, Б. С. Матвеев, Ф. Я. Дзержинский; под ред. Б. С. Матвеева, Н. Н. Гуртового Практическая зоотомия позвоночных. Земноводные, пресмыкающиеся: учеб. пособие для вузов/ : учеб. пособие для вузов/ М. : Высш. шк., 1978 https://b-ok.org/book/3096083/f2f40d
Л2.9 Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С., Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных (птицы, млекопитающие): М.: Высшая школа, 1992. 21
Л2.10 Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология: Учебник для ун-тов и сельхозвузов М.:Высшая школа, 1980 49
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В. Б. Журавлев, С. Л. Ломакин, С. Н. Сатюков ; под ред. В. Б. Журавлева Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] : АлтГУ.- Барнаул : [Алтай], 2010.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Зоология e.lanbook.com
Э2 Зоология e.lanbook.com
Э3 Зоология e.lanbook.com
Э4 Зоология biblioclub.ru
Э5 Зоология biblioclub.ru
Э6 Зоология biblioclub.ru
Э7 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана. http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
Образовательный портал Moodle. Доступ: http://portal.edu.asu.ru/ из любой точки, имеющей подключение к сети Интернет.
Adobe Reader.Программа для просмотра электронных документов.
FoxitReader.Программа для просмотра электронных документов.
Google Chrome.Браузер.
Kaspersky Antivirus.Средство антивирусной защиты
Microsoft Open License Academic.Операционные системы.
Mozilla FireFox. Браузер.
OpenOffice. Программное обеспечение для работы с электронными документами.
Антиплагиат. Cистема автоматической проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников
7zip. Архиватор.
Spring Presenter. Программа для создания презентаций
6.4. Перечень информационных справочных систем
Дауда, Т.А. Зоология беспозвоночных [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.А. Дауда, А.Г. Кощаев. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2014. — 207 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53678 — Загл. с экрана.
Дауда, Т.А. Зоология позвоночных [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.А. Дауда, А.Г. Кощаев. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2014. — 224 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53679 — Загл. с экрана.
Дауда, Т.А. Практикум по зоологии [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.А. Дауда, А.Г. Кощаев. — Электрон. дан. — СПб.: Лань, 2014. — 320 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=53677 — Загл. с экрана.
Проверочные задания по зоологии: по дисциплинам «Зоология» и «География животных» : учебно-методическое пособие / А.В. Шариков, А.А. Мосалов, В.В. Алпатов и др. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - М. : МПГУ; Издательство «Прометей», 2012. - Ч. 2. Позвоночные животные. - 96 с. - ISBN 978-5-7042-2326-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240478
Проверочные задания по зоологии: по курсу «Зоология беспозвоночных» : учебно-методическое пособие / А.И. Бокова, С.А.
Фирсова, К.В. Макаров и др. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». - М. : МПГУ; Издательство «Прометей», 2012. - Ч. 1. Беспозвоночные животные. - 174 с. - ISBN 978-5-7042-2325-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=240135
Языкова, И.М. Практикум по зоологии беспозвоночных: для студентов биолого-почвенного факультета : учебное пособие / И.М. Языкова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный
университет", Биолого-почвенный факультет. - Ростов-н/Д : Издательство Южного федерального университета, 2010. - 326 с. - библиогр. с: С. 321-323. - ISBN 978-5-9275- 0743-6; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241210 (25.11.2015).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Пинцеты. Морилки, типы морилок. Изготовление морилок студентами. Сачки, правила изготовления. Планктонная сеть. Драга. Кюветы (ванночки). Пипетки. Эксгаустер (всасыватель). Почвенные ловушки. Светоловушки. Оконные ловушки. Сачки водные и воздушные
Оборудование для транспортировки беспозвоночных.
Эклектор. Экскурсионное ведерко. Коробочки. Мешочки. Энтомологические конверты. Изготовление энтомологического конверта.
Оборудование для содержания беспозвоночных животных в лабораторных условиях.
Аквариумы. Микроаквариумы. Садки (проволочные, марлевые). Наблюдения за почвенными животными.
Оборудование для лабораторной обработки беспозвоночных.
Энтомологический матрасик. Изготовление энтомологического матрасика. Энтомологические коробки. Энтомологические булавки. Расправилки. Изготовление расправилки. Жидкости для хранения беспозвоночных.
Микроскопы Биолам
Микроскопы бинокулярные МБС
Чашки Петри
Кюветы почковидные
Кюветы прямоугольные
Скальпели
Препаровальные иглы
Ноутбук
Видеопроектор
Телевизор


8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для написания реферата

Реферат должен быть набран на листах формата А4, на компьютере, ориентируясь на следующие параметры: шрифт 14, межстрочный интервал 1, поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, верхние и нижние – по 2 см, выравнивание по
ширине, абзац – 1,25 см. Текст необходимо подразделять на главы, параграфы и озаглавливать их.
В основной части желательно использовать фактический материал, количественные данные, иллюстрации в виде таблиц, графиков, рисунков.
В заключении даются ясно сформулированные и пронумерованные выводы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом. Структура и оформление реферата приводятся ниже.
1. Введение. Во введении отражается следующее:
– актуальность, проблема выбранной тематики;
– цель работы;
– постановка задачи;
– предполагаемые пути решения поставленной задачи.
2. Основная часть. Если основная часть не разбита на главы, то она должна быть озаглавлена. Если основная часть разбивается на главы, то само название «Основная часть» обычно не пишется. В этом случае название каждой главы отражает суть рассматриваемой в ней части проблемы.
3. Заключение (выводы). Формулируются основные выводы, обоснование которых содержится в основной части.
4. Список использованной литературы. При составлении списка литературы следует ориентироваться на список литературы, предложенный преподавателем. Далее в зависимости от выбранной темы реферата привлекаются библиотечно-информационные ресурсы АГУ, при отсутствии нужной литературы используются ресурсы интернета.

Критерии оценки:
• оценка «отлично» выставляется студенту, если студент свободно ориентируется в теоретическом материале; умеет изложить и корректно оценить различные подходы к излагаемому материалу, способен сформулировать и доказать собственную точку зрения; обнаруживает свободное владение понятийным аппаратом; демонстрирует готовность применять теоретические знания в практической деятельности и полное освоение показателей формируемых компетенций;
• оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент хорошо ориентируется в теоретическом материале; имеет представление об основных подходах к излагаемому материалу; знает определения основных теоретических понятий
излагаемой темы, в основном демонстрирует готовность применять теоретические знания в практической деятельности и освоение большинства показателей формируемых компетенций;
• оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент может ориентироваться в теоретическом материале; в целом имеет представление об основных понятиях излагаемой темы, частично демонстрирует готовность применять теоретические знания в практической деятельности и освоение некоторых показателей
формируемых компетенций;
• оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент не ориентируется в теоретическом материале; не сформировано представление об основных понятиях излагаемой темы, не демонстрирует готовность применять теоретические знания в практической деятельности и освоение показателей формируемых компетенций.