МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ихтиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 24 20 24
Лабораторные 24 30 24 30
Сам. работа 37 27 37 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
В.Б. Журавлев

Рецензент(ы):
Е.В. Шапетько

Рабочая программа дисциплины
Ихтиология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2011-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.В.Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой А.В.Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: сформировать у обучающихся представление о концепции развития рыбного хозяйства на внутренних континентальных водоемах России на долгосрочную перспективу и определить возможности ее реализации на примере гидросистем Алтайского края.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
- рассмотреть общие закономерности формирования популяционной структуры и динамики промысловых стад рыб;
- привести данные по биологии рыб водоемов Алтайского края с учетом систематической принадлежности, морфологических, экологических и фаунистических различий, а также методов оценки численности и определения оптимальных допустимых уловов (ОДУ);
- определить основные особенности и приоритеты развития промышленного рыбоводства и аквакультуры по сравнению с естественным рыболовством.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-5 способностью применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Принципы охраны и охраняемых рыб водоемов Алтайского края;
Все виды круглоротых и рыб, встречающихся в водоемах Алтайского края;
Все виды круглоротых и рыб, встречающихся в водоемах Алтайского края с учетом русских и латинских названий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выделить таксономические и экологические группы рыб;
Выделить разнообразные систематические группы рыб: от внутривидовых группировок до классов включительно;
Выделить и обосновать выделение разнообразных систематических групп рыб: от внутривидовых группировок до классов включительно.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками определения рыб;
Навыками определения, описания и систематизации рыб;
Навыками определения, описания и систематизации рыб при возможности их реализации в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет и задачи ихтиологии, ее место в системе биологических наук. Краткий обзор развития ихтиологии. Современное использование биологических ресурсов гидросферы. Понятие вида в ихтиологии. Лекции 8 4 СПК-5 Л2.2, Л1.2
1.2. Процесс видообразования. Современная система круглоротых и рыб (по Линдбергу-Рассу) и ее модификации Сам. работа 8 4 СПК-5 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Морфология, систематика и экология рыб водоемов Алтайского края
2.1. Видовой состав ихтиофауны водоемов Алтайского края; список таксонов, нуждающихся в охране. Лекции 8 2 СПК-5 Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.2. Морфология, систематика и экология рыб водоемов Алтайского края Лабораторные 8 8 СПК-5 Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л1.3
2.3. Морфофизиологические и экологические особенности основных представителей отрядов: Acipenseriformes, Esociformes, Cypriniformes, Perciformes. Сам. работа 8 8 СПК-5 Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Влияние на рыб абиотических и биотических факторов
3.1. Адаптации рыб к жизни в водной среде. Физико-химические свойства воды: плотность, вязкость, теплоемкость, тепло- и электропроводность. Влияние на рыб температуры, растворимых в воде газов, солености, освещенности, звуковых волн и электрического поля. Лекции 8 4 СПК-5 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Влияние на рыб абиотических и биотических факторов Лабораторные 8 6 СПК-5 Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Биотические связи и экологические группы рыб. Внутривидовые отношения: стадо, элементарная популяция, стая, скопление, колония, внутривидовой паразитизм, внутривидовая конкуренция. Межвидовые отношения: пищевая конкуренция, связь «хищник-жертва», комменсализм, мутуализм, симбиоз, межвидовой паразитизм. Взаимосвязи рыб с другими систематическими группами (дробянки, простейшие, грибы, растения, животные). Экологическая классификация рыб: пресноводные, проходные, солоноватоводные, морские. Сам. работа 8 4 СПК-5 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Рости возраст рыб
4.1. Определение роста. Особенности роста рыб по сравнению с теплокровными животными. Продуцирующий и поддерживающий рост. Влияние на процессы роста экологических факторов и промысла. Темп роста рыб и его основные показатели. Математические модели описания роста: параболическая, экспоненциальная, логистическая, уравнение Берталанфи. Лекции 8 4 СПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Определение роста рыб Лабораторные 8 8 СПК-5 Л1.1, Л1.2
4.3. Темп роста рыб и его основные показатели. Математические модели описания роста: параболическая, эк Методы определения возрастного состава рыб. Метод К. Петерсена. Методы определения возраста по регистрирующим структурам: чешуе, костям, отолитам. Методы обратного вычисления темпа роста. Метод Э. Леа. «Феномен Розы Ли». Метод К. Шериф. Логарифмические шкалы Г.И. Монастырского. Сам. работа 8 6 СПК-5 Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Питание и размножение рыб
5.1. Характеристика питания. Избирательная способность в питании (элективность). Возрастные, локальные и сезонные изменения в питании рыб. Суточный ритм и интенсивность питания. Лекции 8 2 СПК-5 Л2.2, Л1.2
5.2. Питание и размножение рыб Лабораторные 8 8 СПК-5 Л2.2, Л1.3
5.3. Суточный и годовой рационы. Кормовой коэффициент. Пищевые цепи. Пищевая конкуренция и обеспеченность пищей. Показатели жирности и упитанности рыб. Сам. работа 8 5 СПК-5 Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Жизненный цикл и миграции рыб
6.1. Общая характеристика онтогенеза. Периоды индивидуального развития: эмбриональный, личиночный, мальковый, ювенильный, взрослого организма, старческий. Теория этапного развития рыб В.В. Васнецова. Общая характеристика миграций. Кормовые, зимовальные и нерестовые миграции. Миграционные циклы. Методы изучения миграций. Лекции 8 4 СПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Биологическая продуктивность водоемов
7.1. Определение биологической продуктивности. Общая и промысловая биопродукция. Факторы, влияющие на биопродукционные свойства водоема. Понятие о сырьевой базе рыбной промышленности. Особенности ее функционирования по сравнению с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства. Рациональное использование рыбных ресурсов. Лекции 8 2 СПК-5 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Динамика численности рыб и методы оценки их запасов
8.1. Факторы, определяющие тип динамики стада рыб: урожайность молоди, скорость роста, возрастной состав популяции, смертность. Типы структур нерестовых стад по Г.Г. Монастырскому. Основные группы методов оценки рыбных запасов, их преимущества и недостатки. Методы прямого учета: учета запаса по фонду отложенной икры, метод площадей, гидроакустический, мечения рыб. Биостатистические методы. Модели динамики рыбных популяций. Лекции 8 2 СПК-5 Л2.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет и задачи ихтиологии, ее место среди других наук. Основные этапы развития.
2. Система рыбообразных и рыб по Линдбергу и Рассу до надотрядов включительно.
3. Влияние на рыб абиотических факторов.
4. Влияние на рыб биотических факторов.
5. Возраст и рост рыб. Методы их определения.
6. Питание и пищевые отношения у рыб.
7. Размножение рыб. Показатели плодовитости и методы ее оценки.
8. Динамика численности рыб и факторы ее определяющие.
9. Методы оценки запасов рыб.
10. Прудовое рыбоводство. Биотехнология выращивания товарного карпа.
11. Систематика, морфология и экология рыб семейства Осетровые.
12. Систематика, морфология и экология рыб семейства Лососевые.
13. Систематика, морфология и экология рыб семейства Сиговые.
14. Систематика, морфология и экология рыб семейств Хариусовые и Корюшковые.
15. Систематика, морфология и экология рыб семейства Щуковые.
16. Систематика, морфология и экология рыб семейства Карповые.
17. Систематика, морфология и экология рыб семейств Чукучановые и Вьюновые.
18. Систематика, морфология и экология рыб семейства Окуневые.
19. Систематика, морфология и экология рыб семейств Колюшковые, и Налимовые.
20. Систематика, морфология и экология рыб семейства Эллотриксовые и
Подкаменщиковые.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Морфология, систематика и экология рыб водоемов Алтайского края
Влияние на рыб абиотических и биотических факторов

Определение роста рыб

Питание и размножение рыб
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
проблемная лекция,лабораторные работы,самостоятельная работа студентов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скопичев В.Г. Сравнительная анатомия рыб: Учебное пособие // Электронная книга издательства "Проспект науки" СПб: Проспект науки, 2012
Л1.2 Шибаев С.В. Промысловая ихтиология: Учебник // Электронная книга издательства "Проспект науки" СПб: Проспект науки, 2007
Л1.3 Калайда М.Л. Общая гистология и эмбриология рыб: Учебное пособие // Электронная книга издательства "Проспект науки" Спб: Проспект науки, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Б. Журавлев, С. Л. Ломакин, С. Н. Сатюков ; под ред. В. Б. Журавлева Определитель рыб водоемов бассейна Верхней Оби: [монография] : АлтГУ.- Барнаул : [Алтай], 2010.
Л2.2 П. А. Моисеев, Н. А. Азизова, И. И. Куранова. Ихтиология: учеб. для вузов - М. : Легкая и пищевая пром-сть, 1981. http://padabum.com/d.php?id=48914
Л2.3 П. А. Попов ; ред. В. А. Казанцев Рыбы Сибири: распространение, экология, вылов: [монография]: Новосибирск,, 2007
Л2.4 В. Б. Журавлев Рыбы бассейна Верхней Оби : АлтГУ.- Барнаул Изд-во АлтГУ, 2003 elibrary.asu.ru
Л2.5 Д. С. Павлов, К. А. Савваитова, Л. И. Соколов, С. С. Алексеев Редкие и исчезающие животные. Рыбы: справ. пособие - М. : Высш. шк., 1994.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ихтиология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.copy-right.su.– Загл. с экрана.
Э2 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
DVD и flash-card с видиоматериалами по рыбам
6.4. Перечень информационных справочных систем
Э1 Ихтиология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.copy-right.su.– Загл. с экрана.
Э2 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материалы и оборудование
Просветленные тотальные препараты чешуи костных рыб (100 шт.).
Раздаточный материал по строению скелета костных рыб (3 шт.).
Бинокулярные лупы МБС-2 с подсветкой (6 шт.).
Ручные лупы (4-кратное увеличение) (4 шт.).
Штангенциркули (2 шт.).
Весы бытовые (1 шт.).
Весы аналитические (1 шт.).

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса соответствующие содержанию формируемых компетенций. К экзамену допускаются студенты выполнившие все практические (лабораторные) и письменные задания. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 45 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально __100__баллов
Тестирование проводится с помощью бланков индивидуальных тестов. На тестирование отводится __30__ минут. Каждый вариант тестовых заданий включает__10__ вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается_1_баллов. Перевод баллов в оценку: 9-10 баллов-отлично,7-8 баллов-хорошо.5-6 баллов- удовлетворительно, меньше 5 баллов -неудовлетворительно