МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Растительность Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
проф.Терехина Т.А.

Рецензент(ы):
проф. Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Растительность Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2014-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой проф. Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины растительность Алтайского края является формирование представлений о растительном покрове Алтайского края, его изменениях в современный период.

1. Усвоить основные понятия и положения ботанического картографирования.
2. Познакомиться с классификациями растительности края.
3. Изучить основные типы растительности и знать из характеристику.
4. Узнать о возможностях использования различных типов растительности человеком и перспективах охраны сильно нарушенных сообществ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-1 способностью различать и оценивать фиторазнообразие на разных уровнях его организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-Об основных типах растительности;
- о важнейших современных теоретических положениях геоботаники;
- о главных чертах типов растительности;
- о флористической структуре сообществ.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценить значение экологических факторов влияющих на формирование зональности растительности.
Владеть: Сравнить основные признаки каждой из природных зон.
Подготовить характеристику каждого типа растительности
Использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов
Знать: Перечислить основные методы описания растительности
Объяснить назначение методов наблюдения за растительными сообществами.
Описать основные диагностические признаки растительных ассоциаций.
Использовать в работе методы картографии.
Применить на практике принципы флористической и доминантной классификации растительности.
Оценить изменения, происходящие в растительном покрове края.
Создать ряд карт по распределению различных формаций и типов растительности по территории края.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы.
Обладает навыками выполнения геоботанических описаний.
Способен составить сравнительное описание различных растительных ассоциаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая схема расположения растительности юга западной Сибири.
1.1. Характеристика природных зон по территории края. Лекции 6 4 СПК-1 Л2.3
1.2. Расположение природных зон по территории края. Лабораторные 6 8 СПК-1 Л1.2
1.3. Составление опорного конспекта по характеристике растительности Сам. работа 6 6 СПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Геоботаническое районирование территории
2.1. Различные виды геоботанического районирования территории Алтайского края. Лекции 6 2 СПК-1 Л2.3, Л1.2
2.2. Выявление часто встречаемых видов и родов растений входящих в отдельные типы растительности Лабораторные 6 2 СПК-1
2.3. Составление опорного конспекта Сам. работа 6 8 СПК-1 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Кустарниковая растительность
3.1. Кустарниковая растительность на территории края Лекции 6 2 СПК-1 Л2.3
3.2. Определение степени закустаренности ключевых участков Лабораторные 6 4 СПК-1
3.3. Составление опорного конспекта Сам. работа 6 8 СПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Характерстика степных и луговых типов растительности
4.1. Луговые и степные типы растительности Лекции 6 4 СПК-1 Л2.3
4.2. Составление схем динамики степных сообществ Сам. работа 6 8 СПК-1 Л2.1
4.3. Составление схем динамики луговых сообществ Лабораторные 6 6 СПК-1
Раздел 5. Водно-болотная растительность
5.1. Характеристика водно-болотная растительность Лекции 6 4 СПК-1 Л2.3
5.2. Оценка антропогенной нарушености территории Лабораторные 6 4 СПК-1
5.3. Составлениесравнительных таблиц растительности Сам. работа 6 8 СПК-1 Л2.1
Раздел 6. Солонцы и солончаки.
6.1. Общая характеристика галофитной растительности Лекции 6 2 СПК-1 Л2.3
6.2. Эколого -биологические особенности растений галофитов Алтайского края Сам. работа 6 10 СПК-1 Л2.1
Раздел 7. Сегетальная и рудеральная растительность
7.1. Растительность полевых и рудеральных местобитаний Лекции 6 2 СПК-1 Л2.3
7.2. Эколого0биологические особенности основных видов гемерофитов Сам. работа 6 16 СПК-1 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету.
1.Понятие зональности и поясности растительности.
2.Ботанико-географическое и геоботаническое районирование.
3.Поясность растительности на Салаирском кряже и на Алтае (предгорья).
4.Степи как тип растительности.
5.Степной пояс Западного Алтая. Группа формаций петрофитных настоящих степей.. Кустарниковые луговые степи.
6.Луга как сообщества травянистых многолетних мезофитов.
7.Материковые луга. Лесные суходольные луга. Формации.
8.Низкогорные луга.
9.Низинные луга.
10.Высокогорные луга. Альпийские луга (группа формаций).
11.Леса. Основные классы формаций.
12.Сосновые боры . Ленточные боры .
13.Лиственничные леса. Лиственничные и березово-лиственничные леса.
14.Темнохвойные леса.
15.Кедровые леса.
16.Черневая тайга.
17.Лиственные (мелколиственные) леса: березовые и осиновые леса.
18.Березовые разнотравные колки Березовые леса на склонах.
19.Лиственные прирусловые леса.
20.Кустарниковая растительность.
21.Болота на территория Алтайского края.
22.Водная растительность.
23.Тундры. Кустарниковые тундры. Щебнистые травянистые тундры. 24.Каменистые тундры. Скальная растительность.
25.Растительность солонцов и солончаков.
26.Сорная растительность. Рудеральная и сегетальная растительность.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Раздел 1. Общая схема расположения растительности юга Западной Сибири.
Составление опорного конспекта по характеристике растительности
1.Понятие типа растительности.
2.Картирование растительности.
3. Расположение природных зон на равнине и вгорах.

Раздел 2. Геоботаническое районирование территории
Составление опорного конспекта
1. Провинции и подпровинции на территории края.
2. Геоботанические округа и их характеристика

Раздел 3. Кустарниковая и древесная растительность
Составление опорного конспекта
1.Лиственные леса. Их типы и состояние.
2.Светлохвойные леса и их характеристика.
3.Темнохвойные леса их строение и распространение.
4.Типы лесополос и их влияние на расположенные рядом пространства.


Раздел 4. Характеристика степных и луговых типов растительности
Составление схем динамики степных сообществ
1.Характеристика степных формаций равнин.
2.Степи в горах Алтая.
3.Состояние степей в предгорьях Салаира.
4.Восстановление степей.
5.Характеристика суходольных лугов.
6.Пойменные луга.
7.Луга горные и их типы.
8.Состояние луговой растительности и ее динамика.

Раздел 5. Водно-болотная растительность
Составление сравнительных таблиц растительности
1.Заливные луга и их типы.
2.Низинные луга и их типы.
3. Водная растительность.
4. Болота и их типы. Особенности растительного покрова болот.

Раздел 6. Солонцы и солончаки.
Эколого -биологические особенности растений галофитов Алтайского края
1.Распространение галофитной растительности на территории края.
2.Подходы к классификации солонцовой и солончаковой растительности.
3.Видовое разнообразие галофитов.

Раздел 7. Сегетальная и рудеральная растительность
Эколого - биологические особенности основных видов гемерофитов
1.Сорная растительность.
2.Рудеральная и сегетальная растительность
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Вопросы для семинаров
по дисциплине «Растительность Алтайского края»

Раздел 1. Общая схема расположения растительности юга Западной Сибири.
1.Понятие типа растительности.
2.Картирование растительности.
3. Расположение природных зон на равнине и вгорах.

Раздел 2. Геоботаническое районирование территории
1. Провинции и подпровинции на территории края.
2. Геоботанические округа и их характеристика

Раздел 3. Кустарниковая и древесная растительность
1.Лиственные леса. Их типы и состояние.
2.Светлохвойные леса и их характеристика.
3.Темнохвойные леса их строение и распространение.
4.Типы лесополос и их влияние на расположенные рядом пространства.

Раздел 4. Характеристика степных и луговых типов растительности
1.Характеристика степных формаций равнин.
2.Степи в горах Алтая.
3.Состояние степей в предгорьях Салаира.
4.Восстановление степей.
5.Характеристика суходольных лугов.
6.Пойменные луга.
7.Луга горные и их типы.
8.Состояние луговой растительности и ее динамика.
9.Составление схем динамики степных сообществ

Раздел 5. Водно-болотная растительность
1.Заливные луга и их типы.
2.Низинные луга и их типы.
3. Водная растительность.
4. Болота и их типы. Особенности растительного покрова болот.

Раздел 6. Солонцы и солончаки.
1.Распространение галофитной растительности на территории края.
2.Подходы к классификации солонцовой и солончаковой растительности.
3.Видовое разнообразие галофитов.
4. Эколого -биологические особенности растений галофитов Алтайского края

Раздел 7. Сегетальная и рудеральная растительность
1.Сорная растительность.
2.Рудеральная и сегетальная растительность
3.Эколого - биологические особенности основных видов гемерофитов





Критерии оценки
Оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части раздела, умение проиллюстрировать изложение примерами, полно и подробно ответившим на вопросы коллоквиума, способным самостоятельно формулировать вопросы по темам коллоквиума.
Оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, полностью ответившим на вопросы коллоквиума, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях.
Оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы коллоквиума, но показавшим знание структуры основного учебно-программного материала.
Оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не владеет терминологией, знанием основных методик, не способен формулировать свои мысли, применять на практике теоретические положения, ответить на вопросы коллоквиума.


Комплект заданий для контрольных работ
по дисциплине Растительность Алтайского края


Тема: Понятия зональности и поясности растительности

Вариант 1
1. Геоботаническое районирование территории Алтайского края
2. Поясность растительности на Алтае

Вариант 2
1. Ботанико-географическое районирование территории Алтайского
края.
2. Причины появления природных зон.

Вариант 3
1. Поясность растительности на Салаирском кряже.
2. Причины поясности в горах.

Тема: Травянистые сообщества Алтайского края
Вариант 1
1. Степи как тип растительности и их особенности для территории края.
2. Видовой состав растений лугов.

Вариант 2
1. Луга как тип растительности и их особенности для края.
2. Видовой состав растений настоящих степей.

Вариант 3
1. Типы лугов и их особенности их местообитаний.
2. Высокогорные луга и их характеристика.


Тема: Классификация лесных сообществ

Вариант 1
1. Дать определение понятию тип леса и растительная ассоциация.
2. Основные классы формаций лесов Алтайского края.

Вариант 2
1. Особенности ярусной структуры сосновых лесов на территории края. Причины отличий.
2. Видовой состав растений лиственничных лесов.

Вариант 3
1. Кедровые леса и их общая характеристика.
2. Видовой состав растений подлеска лиственных прирусловых лесов.

Тема: Водно-болотная растительность и тундры на территории края

Вариант 1
1. Типы болот и их характеристика.
2. Характеристика кустарниковых тундр.

Вариант 2
1. Водная растительность в крае.
2. Каменистые тундры.

Вариант 3
1. Сукцессии характерные для болотного типа растительности.
2. Характеристика скальной растительности.



Критерии оценки:

Оценка «Отлично» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; показана совокупность осознанных знаний об объекте изучения, демонстрируется умение выделять существенные моменты материала, доказательно раскрыты основные положения (свободно оперирует понятиями, терминами и др.); ответ логически структурирован, изложен литературным грамотным языком.
Оценка «Хорошо» ставится, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделять существенные и несущественные моменты материала; ответ четко структурирован, выстроен в логической последовательности, изложен литературным грамотным языком; однако были допущены неточности в определении понятий, персоналий, терминов, дат и др.
Оценка «Удовлетворительно» ставится, если дан неполный ответ на поставленный вопрос, логика и последовательность изложения имеют некоторые нарушения, допущены несущественные ошибки в изложении теоретического материала и употреблении терминов, персоналий; в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если на поставленный вопрос ответ отсутствует или неполный, логика и последовательность изложения нарушены, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (фактах, понятиях); в ответе отсутствуют выводы, примеры, текст неграмотный.



Примерные темы рефератов
(аналитических обзоров)
по дисциплине Растительность Алтайского края

Вводные замечания
Рефераты или аналитические обзоры пишутся по материалам (по выбору студента):
• рефератов научных статей из Сводного тома Реферативного журнала ВИНИТИ РАН «Биология» (РЖ БИОЛОГИЯ);
• сайта http://elementy.ru.:Элементы большой науки. Разделы: Новости науки и ЖОБ (Журнал общей биологии.). Тематика работ определяется интересами студента и имеющимися в рекомендованных источниках материалами.

1. Новые данные о способах и методах изучения растительного покрова.
2. Некоторые аспекты изучения какого - либо уникального растительного сообщества.
3. Новые данные о каком-либо уникальном растительном сообществе.
4. Новые данные о новых подходах к классификации растительности края.
5. Данные о изменениях в структуре и видовом составе сообществ края.

Оценка «зачтено» выставляется студенту, если содержание работы соответствует заявленной теме, работа структурирована и оформлена в соответствии с рекомендациями, используются рекомендованные источники, объем работы и библиографический список соответствуют рекомендованным. Допускаются несущественные просчеты в оформлении, незначительные нарушения логики изложения, немногочисленные стилистические и орфографические ошибки.
Оценка «незачтено» выставляется студенту, если работа не представлена, или тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы, нарушение логики изложения, допущены грубые просчеты в оформлении.


Темы докладов и сообщений
по дисциплине Растительность Алтайского края

1. Основоположники науки и их вклад по изучению растительного покрова Алтайского края с 18 до конца 19 века.
2. Вклад ученых начала 20 века в изучение растительного покрова края.
3. Характеристика работ ботаников в 20 веке работавших на территории края.
4. Геоботаническая школа Браун-Бланке и ее представители в ЦСБС.
5. Основные работы ученых по изучению отдельных типов растительности края:
6. луговой тип растительности,
7. степной тип растительности,
8. хвойные леса,
9. высокогорные леса,
10. кустарниковая растительность,
11. водно-болотная растительность,
12. тундры, растительность солонцов и солончаков,
13. сорная растительность,
14. лесные формации Алтайского края,
15. типы болот и их распространение на территории края.

К сообщению обязательно готовится презентация и выполняется доклад на 10-15 мин.




Оценка «зачтено» выставляется студенту, если доклад является самостоятельно подготовленным текстом, выполненным на основе полученных рекомендаций, хорошо структурированным, полностью раскрывающим заявленную тему, проиллюстрированным примерами и средствами визуализации.
Оценка «незачтено» выставляется студенту, если доклад является результатом плагиата, не раскрывает заявленную тему, не соответствует логике дисциплины.







Экзаменационный билет 1

1.Понятие зональности и поясности растительности.
2.Степи. Классы формаций: луговые степи, настоящие степи и опустыненные степи. Луговые степи. Псаммофитные степи.




Экзаменационный билет 2

1.Ботанико-географическое и геоботаническое районирование.
2.Степной пояс Западного Алтая. Группа формаций петрофитных настоящих степей. Кустарниковые луговые степи.


Экзаменационный билет 3

1.Провинция Западно-Сибирской низменности (округ солончаково-березовой лесостепи).
2.Луга. Луга водораздельные или материковые и пойменные или заливные. Пойменные луга. Классы формаций: остепненные или короткопоемные, настоящие или среднепоемные, болотистые или долгопоемные

Экзаменационный билет 4

1.Алтае-Саянская провинция (западно-алтайский и восточно-алтайский округ).
2.Низкогорные луга. Остепненные суходольные, настоящие суходольные, лесные суходольные, низинные заболоченные луга ( группы формаций).




Экзаменационный билет 5

1.Район Кулундинской черноземной степи.
2.Леса. Основные классы формаций - хвойные и лиственные леса.

Экзаменационный билет 6

1.Район Приобской лесостепи и «ленточных» боров.
2.Лиственные прирусловые леса.

Экзаменационный билет 7

1.Район Алейско-Рубцовский.
2.Кустарниковая растительность.


Экзаменационный билет 8

1.Район Чумышской лесостепи и приобских боров.
2.Болота на территории края.

Экзаменационный билет 9

1. Змеиногорский район каменистых и кустарниковых степей.
2.Водная растительность.
Экзаменационный билет 10

1.Карасук-Бурлинского ботанико-географического район.
2.Тундры. Кустарниковые тундры. Щебнистые травянистые тундры. Каменистые тундры. Скальная растительность.

Экзаменационный билет 11

1.Барнаульский степисто-боровой район.
2.Сорная растительность.

Экзаменационный билет 12

1.Кулундинский ковыльно-кипцово-степной район.
2.Поясность растительности на Салаирском кряже и на Алтае (предгорья).


Экзаменационный билет 13

1.Степно-озерный Кулундинский подрайон.
2.Материковые луга. Лесные суходольные луга. Формации: высокотравных лесных лугов, злаково-разнотравных, вейниковых, ежовых и осоковых лесных лугов.


Экзаменационный билет 14

1.Район Карасук-Бурлинской гривной лесостепи.
2.Высокогорные луга. Альпийские луга (группа формаций).

Экзаменационный билет 15

1.Славгородский безлесно-степной район.
2.Сосновые леса. Верхнеобской бор. Среднеобской сосновый лесной массив и сходные с ним приобские леса левобережья. Ленточные боры .

Экзаменационный билет 16

1.Алейский степной район.
2.Сосновые и березово-сосновые леса северных предгорьий Алтая.


Экзаменационный билет 17

1.Присалаирский подрайон.
2.Лиственничные леса. Лиственничные и березово-лиственничные леса


.

Экзаменационный билет 18

1.Боровой подрайон.
2.Темнохвойные леса. Кедровые леса. Черневая тайга.



Экзаменационный билет 19

1.Салаирский горно-черневой район.
2.Лиственные (мелколиственные) леса: березовые и осиновые суходольные леса. Березовые разнотравные колки. Березовые леса на склонах.

Экзаменационный билет 20

1.Основа геоботанического районирования представленного В.Д. Александровой, Н.П. Гуричевой, Л. И. Иваниной (1958).
2.Растительность солонцов и солончаков.



Критерии оценки устного ответа студента:

При оценке устных ответов студентов по дисциплине "Геоботаника" учитываются следующие критерии:

• Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.
• Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.
• Умение объяснить сущность явлений и процессов, приводить примеры, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения.
• Умение анализировать ситуации, применять полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности.
• Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Отметкой "ОТЛИЧНО" оценивается ответ, в котором отражены прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения, приводить примеры; свободное владение монологической речью, самостоятельность (без наводящих вопросов), логичность и последовательность изложения.

Отметкой "ХОРОШО" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, глубину и полноту раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность изложения. Допускается одна - две неточности в ответе, которые устраняются при наводящих вопросах преподавателя.

Отметкой "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов и явлений изучаемой предметной области, но отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; неполным и неточным знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, которые студент способен устранить под руководством преподавателя.

Отметкой "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, обнаруживающий существенные пробелы в знаниях процессов и явлений изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; принципиальными ошибками в изложении основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные объяснения, применять полученные знания в своей профессиональной и повседневной деятельности, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности; а также ответ, который не соответствует вопросу экзаменационного билета.




6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Силантьева М.М. Конспект флоры Алтайского края: изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/101
Л1.2 Овчарова, Н. В. Флора и растительность залежей правобережья р. Оби (Алтайский край): монография : Монография АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1034
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Терехина Т.А. Антропогенные фитосистемы. : изд-во аГУ, 2000 7
Л2.2 М. М. Силантьева Мониторинг охраняемых растений и животных в заказниках Алтайского края: учеб. пособие : Учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/135
Л2.3 Соколова Г.Г. Растительность степной и лесостепной зон Алтайского края: изд-во АлтГУ, 2002 10
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 zoomet/ru
Э2 http:/herba/msu/ru/Shipunov/school/sch-ru.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека онлайн", слайд-лекции.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Карты разного масштаба.
Гербарий широко распространенных видов растений 150 листов
Микроскопы моно и бинокулярные, компьютер, мульти медийный проектор.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рассматривая общую схему расположения растительности юга Западной Сибири студентами составляется опорный конспект по характеристике растительности с указанием: понятия типа растительности, особенностей картирования растительности, расположения природных зон на равнине и в горах.
При характеристике геоботанического районирования территории помимо опорного конспекта студенты должны уметь отобразить на карте края провинции и подпровинции, геоботанические округа и дать их характеристику.
Опорный конспект по кустарниковой и древесной растительности должен включать характеристику лиственных лесов, перечень их типов и оценку их состояния; светлохвойные леса и их характеристику; темнохвойные леса их строение и распространение. Кроме того обязательным элементом являются типы лесополос и их влияние на расположенные рядом пространства. Длительность существования различных типов лесополос на территории края в степной зоне.
Характеризуя степные и луговые типы растительности следует понимать возможности составления схем динамики степных сообществ. Кроме того должны быть рассмотрены вопросы по характеристике степных формаций равнин, степи в горах Алтая и Салаира, восстановление степей.
При рассмотрении типологии луговой растительности студенты должны обратить внимание на характеристику суходольных и пойменных лугов. Отдельно рассматриваются горные луга и их типы. Оценивается состояние луговой растительности и ее динамика.
Составление сравнительных таблиц растительности предусматривает использование какого-то разработанного варианта классификации доминантного либо флористического.
Характеризуя водно-болотную растительность студенты должны различать заливные и низинные луга и их типы. Отдельно рассматривается водная растительность, ее видовой состав. Характеризуются болота и их типы. Особенности растительного покрова болот.
Рассматривая распространение галофитной растительности на территории края, анализируется классификация солонцовой и солончаковой растительности, видовое разнообразие галофитов, эколого -биологические особенности растений галофитов Алтайского края.
Сегетальная и рудеральная растительность включает в себя эколого - биологические особенности основных видов гемерофитов, их видовой состав и особенности структуры.