Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 64 | 64 | 64 | 64 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Цель: Формирование представлений о растительных ресурсах, как объектах растительного происхождения, необходимых людям для получения материальных и духовных благ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08 |
СПК-1 | способностью различать и оценивать фиторазнообразие на разных уровнях его организации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные термины и категории, методы и подходы курса «растительные ресурсы»; особенности произрастания полезных растений в различных типах растительности; назначение методов картографирования, маршрутно-рекогносцировочных, исторического анализа в работе ботаника-ресурсоведа; основные действующие вещества полезных растений; биологические и эколого-морфологические особенности основных полезных групп растений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Оценить особенности использования полезных растений на основе знания о действующих веществах; использовать в работе методы исторического анализа; применить на практике способы картографического изображения растительных ресурсов, центров происхождения и разнообразия культурных растений; оценить последствия заготовки полезных растений (состояние популяций). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. Сравнить центры происхождения и разнообразия культурных растений; 2. Подготовить сообщение по особенностям продуцирования различных биологически активных веществ в растениях; 3. Создать карту центров происхождения и современного разнообразия культурных растений. 4. Сформулировать основные возможные направления природоохранной деятельности и оптимального природопользования в различных областях Земного шара; 5. Сформулировать основные возможные направления природоохранной деятельности и оптимального природопользования на территории Алтайского края и Республики Алтай. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, методы, классификации | ||||||
1.1. | Введение. Цели и задачи ботанического ресурсоведения. Основные термины и понятия. Классификации полезных растений | Лекции | 8 | 6 | СПК-1 | Л2.5, Л2.9, Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Основные понятия ботанического ресурсоведения. Задачи, методы ботанического ресурсоведения. Виды классификаций полезных растений | Лабораторные | 8 | 2 | СПК-1 | Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Составление опорных конспектов по методам ботанического ресурсоведения, видам классификаций полезных растений | Сам. работа | 8 | 6 | СПК-1 | Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 2. Ресурсоведение лекарственных растений | ||||||
2.1. | Ресурсоведение лекарственных растений; Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена; Основные подходы к ресурсоведческой оценке; Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья | Лекции | 8 | 4 | СПК-1 | Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л2.7, Л1.3, Л2.8, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Основные подходы к ресурсоведческой оценке | Лабораторные | 8 | 10 | СПК-1 | Л2.6, Л2.9, Л2.7, Л1.3, Л2.8, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Продукты первичного и вторичного метаболизма, основные действующие вещества растений | Сам. работа | 8 | 19 | СПК-1 | Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л2.7, Л1.3, Л2.8, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Культурные растения. Сорные растения | ||||||
3.1. | Происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений; Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова; История культурных растений России и сопредельных стран; Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов | Лекции | 8 | 5 | СПК-1 | Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений. История культурных растений | Лабораторные | 8 | 6 | СПК-1 | Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений | Сам. работа | 8 | 19 | СПК-1 | |
Раздел 4. Основные группы полезных растений | ||||||
4.1. | Основные группы полезных растений; Рациональное использование растительных ресурсов | Лекции | 8 | 5 | СПК-1 | Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Использование растительного сырья | Лабораторные | 8 | 6 | СПК-1 | Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
4.3. | Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай (пищевые, лекарственные, ядовитые, технические, эфирномасличные и пр.); рациональное использование раст. ресурсов | Сам. работа | 8 | 20 | СПК-1 | Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы по курсу. 1. Ботаническое ресурсоведение как наука. Растительные ресурсы. Основные понятия, место среди других наук. Объекты исследования ботанического ресурсоведения. Задачи и методы ботанического ресурсоведения. 2. Ресурсоведение лекарственных растений. 3. Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена. Основные действующие вещества. 4. Основные подходы к ресурсоведческой оценке. База заготовок лекарственного растительного сырья. 5. Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья. 6. Классификации полезных растений. 7. Деление полезных растений на истинно культурные, условно культурные и дикорастущие растения. 8. Общие сведения о культурных растениях, происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений. 9. Центры происхождения культурных растений. Североамериканский и Евро-Сибирский центры. 10. Центры происхождения культурных растений. Центральноамериканский и Эфиопский центры. 11. Центры происхождения культурных растений. Андийский и Переднеазиатский центры. 12. Центры происхождения культурных растений. Средиземноморский и Индийский центры. 13. Центры происхождения культурных растений. Среднеазиатский и Индонезийский центры. 14. Центры происхождения культурных растений. Восточноазиатский и Австралийский центры. 15. История культурных растений России и сопредельных стран. II–VI периоды. 16. Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов. 17. Экологические особенности различных типов сорных растений. 18. Характеристика сорняков из различных семейств. 19. Дичающие и одичавшие растения. Интродукция растений. 20. Эфирномасличные растения. Пряности Земного шара. 21. Дубильные и красильные растения. Текстильные и плетеночные растения. Бумаго-целлюлозные и древесные растения. 22. Ядовитые растения. 23. История происхождения декоративных растений. 24. Пищевые растения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Первичные и вторичные метаболиты растений; Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай: 2. Пищевые, 3. Лекарственные, 4. Ядовитые, 5. Технические, 6. Эфирномасличные. 7. Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений. 8. Рациональное использование растительных ресурсов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рындин В.Е. | Лекарственные растения. Общая рецептура: | Воронежская лесохозяйственная академия, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143106 |
Л1.2 | Барышников Г.Я. | Оценка растительных ресурсов переходной зоны Алтая: | АлтГУ, 2013 | |
Л1.3 | отв. ред. Н. В. Загоскина, Е. Б. Бурлакова | Фенольные соединения: фундаментальные и прикладные аспекты: | Науч. мир, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Жуковский П.М. | Культурные растения и их сородичи (систематика, география, экология, использование, происхождение): учебн. пособие | Колос, 1971 | 3 |
Л2.2 | В. Н. Вехов, И. А. Губанов, Г. Ф. Лебедева | Культурные растения СССР: | Мысль, 1978 | 18 |
Л2.3 | ред. К. А. Соболевская | Актуальные вопросы ботанического ресурсоведения в Сибири: | Наука, 1976 | 3 |
Л2.4 | А.А. Соколов | Лекарственные растения: учеб. -метод. пособие | КГУ, 2001 | 1 |
Л2.5 | отв. ред. П.Д. Соколов | Растительные ресурсы СССР. Цветковые растения, их химический состав, использование. Семейства Paeoniaceae – Thymelaeaceae: | Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986 | 14 |
Л2.6 | отв. ред. П. Д. Соколов | Растительные ресурсы России и сопредельных государств: Цветковые растения, их химический состав, использование; Семейства Butomaceae-Typhaceae: | Наука, 1994 | |
Л2.7 | Кузнецова М.А. | Фармакогнозия: учебник | Медицина, 1993 | |
Л2.8 | под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева | Ботанико-фармакогностический словарь: | Высшая школа, 1990 | 4 |
Л2.9 | отв. ред. А. Л. Буданцев | Растительные ресурсы России и сопредельных государств: | Мир и семья- 95, 1996 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | И. Г. Чухина | Культурные растения и их дикие родичи (методы изучения и сохранения разнообразия): метод. пособие | АзБука, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. http://ru.wikipedia.org/wiki | |||
Э2 | 2. http://www.kamchatsky-krai.ru/geografy/vegetable_resource/yakybov_chernyagina_ | |||
Э3 | poleznye.htm | |||
Э4 | 3. http://www.twirpx.com | |||
Э5 | 4. http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm | |||
Э6 | 5. http://zoomet.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office Word, MS Office PowerPoint | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru |
Презентации: 1. Алкалоидоносные растения. 2. Крахмалоносные растения. 3. Ядовитые растения. 4. Лекарственные растения. 5. Пищевые растения. 6. Центры происхождения и разнообразия культурных растений (в кол-ве 12). |
Программа курса «Растительные ресурсы» предусматривает три раздела. В первом разделе рассматривается история возникновения ботанического ресурсоведения, актуальность изучения курса. В связи с тем, что человечеством накоплены огромные знания по полезным растениям в разделе предлагаются для рассмотрения 3 основные классификации (по применению, накоплению действующих веществ и отраслевому принципу). Второй раздел посвящен важнейшей группе растений – лекарственным растениям. Здесь подробно рассматриваются основные действующие вещества лекарственных растений, их применение. Важным моментом является изучение основных подходов к ресурсоведческой оценке. Поэтому на лекции рассматриваются экспедиционное ресурсоведческое обследование, подготовительные работы, полевые обследования (1 - выявле¬ние промысловых зарослей, 2 - установление границ массивов загото¬вок, 3 - определение урожайности лекарственных растений и оценка величины запасов на этих участках и массивах), определение урожайности: 1 - на учетных площадках, 2 - метод модельных экземпляров, 3 - на основе проективного покрытия; расчет величины запаса на конкретных зарослях; расчет объемов ежегодных заготовок; камеральная обработка данных; база заготовок лекарственного растительного сырья (дикорастущие лекарственные растения, культивируемые лекарственные растения, импорт лекарственного сырья); сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья (сбор почек, листьев, коры, травы, цветков и соцветий, плодов и семян, подземных органов); правила сушки сырья; правила хранения сырья. Третий раздел связан с изучением основных групп полезных растений. Большой блок курса посвящен изучению культурных растений, их происхождению и факторам эволюции. При этом активно используются материалы презентаций по географическим центрам происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова. В течение всего курса студенты готовят краткие доклады по отдельным группам полезных растений, которые остаются не охваченными лекциями; доклады представляются на семинарских занятиях. В конце курса студенты готовят реферат по предложенным темам и защищают его на последних семинарских занятиях. |