МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Растительные ресурсы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Елесова Н.В.

Рецензент(ы):
Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Растительные ресурсы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 07.09.2017 г. № 2
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: Формирование представлений о растительных ресурсах, как объектах растительного происхождения, необходимых людям для получения материальных и духовных благ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-1 способностью различать и оценивать фиторазнообразие на разных уровнях его организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные термины и категории, методы и подходы курса «растительные ресурсы»; особенности произрастания полезных растений в различных типах растительности; назначение методов картографирования, маршрутно-рекогносцировочных, исторического анализа в работе ботаника-ресурсоведа; основные действующие вещества полезных растений; биологические и эколого-морфологические особенности основных полезных групп растений.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценить особенности использования полезных растений на основе знания о действующих веществах; использовать в работе методы исторического анализа; применить на практике способы картографического изображения растительных ресурсов, центров происхождения и разнообразия культурных растений; оценить последствия заготовки полезных растений (состояние популяций).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Сравнить центры происхождения и разнообразия культурных растений;
2. Подготовить сообщение по особенностям продуцирования различных биологически активных веществ в растениях;
3. Создать карту центров происхождения и современного разнообразия культурных растений.
4. Сформулировать основные возможные направления природоохранной деятельности и оптимального природопользования в различных областях Земного шара;
5. Сформулировать основные возможные направления природоохранной деятельности и оптимального природопользования на территории Алтайского края и Республики Алтай.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, методы, классификации
1.1. Введение. Цели и задачи ботанического ресурсоведения. Основные термины и понятия. Классификации полезных растений Лекции 8 6 СПК-1 Л2.5, Л2.9, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Основные понятия ботанического ресурсоведения. Задачи, методы ботанического ресурсоведения. Виды классификаций полезных растений Лабораторные 8 2 СПК-1 Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Составление опорных конспектов по методам ботанического ресурсоведения, видам классификаций полезных растений Сам. работа 8 6 СПК-1 Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Ресурсоведение лекарственных растений
2.1. Ресурсоведение лекарственных растений; Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена; Основные подходы к ресурсоведческой оценке; Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья Лекции 8 4 СПК-1 Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л2.7, Л1.3, Л2.8, Л2.2, Л2.4, Л1.2, Л1.1
2.2. Основные подходы к ресурсоведческой оценке Лабораторные 8 10 СПК-1 Л2.6, Л2.9, Л2.7, Л1.3, Л2.8, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
2.3. Продукты первичного и вторичного метаболизма, основные действующие вещества растений Сам. работа 8 19 СПК-1 Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л2.7, Л1.3, Л2.8, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Культурные растения. Сорные растения
3.1. Происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений; Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова; История культурных растений России и сопредельных стран; Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов Лекции 8 5 СПК-1 Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Основные географические центры происхождения и разнообразия культурных растений. История культурных растений Лабораторные 8 6 СПК-1 Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений Сам. работа 8 19 СПК-1
Раздел 4. Основные группы полезных растений
4.1. Основные группы полезных растений; Рациональное использование растительных ресурсов Лекции 8 5 СПК-1 Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Использование растительного сырья Лабораторные 8 6 СПК-1 Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.3. Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай (пищевые, лекарственные, ядовитые, технические, эфирномасличные и пр.); рациональное использование раст. ресурсов Сам. работа 8 20 СПК-1 Л2.6, Л2.5, Л2.9, Л3.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы по курсу.

1. Ботаническое ресурсоведение как наука. Растительные ресурсы. Основные понятия, место среди других наук. Объекты исследования ботанического ресурсоведения. Задачи и методы ботанического ресурсоведения.
2. Ресурсоведение лекарственных растений.
3. Первичный и вторичный метаболизм и продукты обмена. Основные действующие вещества.
4. Основные подходы к ресурсоведческой оценке. База заготовок лекарственного растительного сырья.
5. Сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья.
6. Классификации полезных растений.
7. Деление полезных растений на истинно культурные, условно культурные и дикорастущие растения.
8. Общие сведения о культурных растениях, происхождение культурных растений, факторы эволюции культурных растений.
9. Центры происхождения культурных растений. Североамериканский и Евро-Сибирский центры.
10. Центры происхождения культурных растений. Центральноамериканский и Эфиопский центры.
11. Центры происхождения культурных растений. Андийский и Переднеазиатский центры.
12. Центры происхождения культурных растений. Средиземноморский и Индийский центры.
13. Центры происхождения культурных растений. Среднеазиатский и Индонезийский центры.
14. Центры происхождения культурных растений. Восточноазиатский и Австралийский центры.
15. История культурных растений России и сопредельных стран. II–VI периоды.
16. Сорные растения как особая экологическая группа среди дикорастущих видов.
17. Экологические особенности различных типов сорных растений.
18. Характеристика сорняков из различных семейств.
19. Дичающие и одичавшие растения. Интродукция растений.
20. Эфирномасличные растения. Пряности Земного шара.
21. Дубильные и красильные растения. Текстильные и плетеночные растения. Бумаго-целлюлозные и древесные растения.
22. Ядовитые растения.
23. История происхождения декоративных растений.
24. Пищевые растения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Первичные и вторичные метаболиты растений;
Основные группы полезных растений Алтайского края и Республики Алтай:
2. Пищевые,
3. Лекарственные,
4. Ядовитые,
5. Технические,
6. Эфирномасличные.
7. Центры происхождения и современного разнообразия культурных растений.
8. Рациональное использование растительных ресурсов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рындин В.Е. Лекарственные растения. Общая рецептура: Воронежская лесохозяйственная академия, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143106
Л1.2 Барышников Г.Я. Оценка растительных ресурсов переходной зоны Алтая: АлтГУ, 2013
Л1.3 отв. ред. Н. В. Загоскина, Е. Б. Бурлакова Фенольные соединения: фундаментальные и прикладные аспекты: Науч. мир, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи (систематика, география, экология, использование, происхождение): учебн. пособие Колос, 1971 3
Л2.2 В. Н. Вехов, И. А. Губанов, Г. Ф. Лебедева Культурные растения СССР: Мысль, 1978 18
Л2.3 ред. К. А. Соболевская Актуальные вопросы ботанического ресурсоведения в Сибири: Наука, 1976 3
Л2.4 А.А. Соколов Лекарственные растения: учеб. -метод. пособие КГУ, 2001 1
Л2.5 отв. ред. П.Д. Соколов Растительные ресурсы СССР. Цветковые растения, их химический состав, использование. Семейства Paeoniaceae – Thymelaeaceae: Ленинград: Наука, Ленингр. отд-ние, 1986 14
Л2.6 отв. ред. П. Д. Соколов Растительные ресурсы России и сопредельных государств: Цветковые растения, их химический состав, использование; Семейства Butomaceae-Typhaceae: Наука, 1994
Л2.7 Кузнецова М.А. Фармакогнозия: учебник Медицина, 1993
Л2.8 под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева Ботанико-фармакогностический словарь: Высшая школа, 1990 4
Л2.9 отв. ред. А. Л. Буданцев Растительные ресурсы России и сопредельных государств: Мир и семья- 95, 1996
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 И. Г. Чухина Культурные растения и их дикие родичи (методы изучения и сохранения разнообразия): метод. пособие АзБука, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://ru.wikipedia.org/wiki
Э2 2. http://www.kamchatsky-krai.ru/geografy/vegetable_resource/yakybov_chernyagina_
Э3 poleznye.htm
Э4 3. http://www.twirpx.com
Э5 4. http://herba.msu.ru/shipunov/school/sch-ru.htm
Э6 5. http://zoomet.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office Word, MS Office PowerPoint
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Презентации:
1. Алкалоидоносные растения.
2. Крахмалоносные растения.
3. Ядовитые растения.
4. Лекарственные растения.
5. Пищевые растения.
6. Центры происхождения и разнообразия культурных растений (в кол-ве 12).

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса «Растительные ресурсы» предусматривает три раздела.
В первом разделе рассматривается история возникновения ботанического ресурсоведения, актуальность изучения курса. В связи с тем, что человечеством накоплены огромные знания по полезным растениям в разделе предлагаются для рассмотрения 3 основные классификации (по применению, накоплению действующих веществ и отраслевому принципу).
Второй раздел посвящен важнейшей группе растений – лекарственным растениям. Здесь подробно рассматриваются основные действующие вещества лекарственных растений, их применение. Важным моментом является изучение основных подходов к ресурсоведческой оценке. Поэтому на лекции рассматриваются экспедиционное ресурсоведческое обследование, подготовительные работы, полевые обследования (1 - выявле¬ние промысловых зарослей, 2 - установление границ массивов загото¬вок, 3 - определение урожайности лекарственных растений и оценка величины запасов на этих участках и массивах), определение урожайности: 1 - на учетных площадках, 2 - метод модельных экземпляров, 3 - на основе проективного покрытия; расчет величины запаса на конкретных зарослях; расчет объемов ежегодных заготовок; камеральная обработка данных; база заготовок лекарственного растительного сырья (дикорастущие лекарственные растения, культивируемые лекарственные растения, импорт лекарственного сырья); сбор, сушка и хранение лекарственного растительного сырья (сбор почек, листьев, коры, травы, цветков и соцветий, плодов и семян, подземных органов); правила сушки сырья; правила хранения сырья.
Третий раздел связан с изучением основных групп полезных растений.
Большой блок курса посвящен изучению культурных растений, их происхождению и факторам эволюции. При этом активно используются материалы презентаций по географическим центрам происхождения и разнообразия культурных растений Н.И. Вавилова.
В течение всего курса студенты готовят краткие доклады по отдельным группам полезных растений, которые остаются не охваченными лекциями; доклады представляются на семинарских занятиях.
В конце курса студенты готовят реферат по предложенным темам и защищают его на последних семинарских занятиях.