Закреплена за кафедрой | Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физико-химическая биология и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физхим-12-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.
1.1. | ознакомление магистрантов с основами органической химии в приложении к биологическим системам, формирование профессионально значимых качеств у студентов и выработка навыков, необходимых для описания процессов в живых системах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
СПК-1 | готовностью использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов биотехнологии: молекулярной генетики, генетической инженерии, геномных и клеточных технологий, клонального микроразмножения, клонирования животных; знания научных и правовых основ обеспечения биобезопасности в биотехнологии и использовании генетически модифицированных организмов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1. базовые понятия биотехнологии, а также научные и правовые основы обеспечения биобезопасности; 2. расширенные знания по молекулярной генетике, генетической инженерии, о геномных и клеточных технологиях; 3. детальное описание методов биотехнологии и микробиологии, пути создания генетически модифицированных организмов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. искать и анализировать литературные источники по теме, работать в биотехнологической лаборатории; 2. провести лабораторный эксперимент по биотехнологии; 3. организовать лабораторный эксперимент с использованием знаний фундаментальных и прикладных разделов биотехнологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | 1. методами биотехнологии и микробиологии, знаниями об этапах биотехнологического процесса; 2. навыками работы с микробиологическими культурами и другими объектами биотехнологического производства; 3. навыками анализа и контроля микробиологических культур и других объектов биотехнологического производства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в биоорганическую химию. | ||||||
1.1. | Введение в биоорганическую химию. | Лекции | 2 | 2 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Сахара. | ||||||
2.1. | Строение, свойства, биологическая роль моно- и олигосахаридов | Лабораторные | 2 | 4 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Строение, свойства, биологическая роль гомо- и гетерополисахаридов. | Сам. работа | 2 | 8 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Липиды. | ||||||
3.1. | Строение, свойства, биологическая роль простых липидов. | Лабораторные | 2 | 4 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Строение, свойства, биологическая роль сложных липидов. | Сам. работа | 2 | 8 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 4. Белки. | ||||||
4.1. | Аминокислотный состав белков. Уровни структурной организации белков. | Лабораторные | 2 | 4 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
4.2. | Физико-химические свойства белков. Классификация белков. Простые белки. Сложные белки. | Сам. работа | 2 | 8 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 5. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. | ||||||
5.1. | Строение, свойства, биологическая роль нуклеотидов.Строение, свойства, биологическая роль нуклеиновых кислот | Лабораторные | 2 | 4 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Витамины. | ||||||
6.1. | Биологическая роль и классификация витаминов. Водорастворимые витамины. Жирорастворимые витамины. | Сам. работа | 2 | 8 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 7. Ферменты. | ||||||
7.1. | Ферменты – строение: свойства, механизм действия. Регуляция ферментативной активности. Классификация ферментов | Лабораторные | 2 | 4 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 8. Метаболизм и катаболизм углеводов. | ||||||
8.1. | Расщепление углеводов в пищеварительном тракте. Анаэробный катаболизм углеводов. | Лабораторные | 2 | 2 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
8.2. | Аэробный катаболизм углеводов. Биосинтез углеводов | Сам. работа | 2 | 8 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 9. Расщепление пищевых и тканевых липидов. | ||||||
9.1. | Катаболизм липидов. Всасывание продуктов расщепления липидов. | Лабораторные | 2 | 2 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
9.2. | Транспорт липидов. Метаболизм глицерола. | Сам. работа | 2 | 10 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 10. Катаболизм и биосинтез жирных кислот | ||||||
10.1. | Катаболизм жирных кислот. | Лекции | 2 | 2 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
10.2. | Биосинтез жирных кислот и триацилглицеролов. | Сам. работа | 2 | 8 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 11. Механизмы образования и использования АТР в живых системах. | ||||||
11.1. | Представления о механизмах сопряжения окисления и фосфорилирования в дыхательной цепи. | Лекции | 2 | 2 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
11.2. | Строение АТP-синтазного комплекса. Механизм образования АТP. Окисление цитоплазматического NADH в дыхательной цепи. | Сам. работа | 2 | 8 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 12. Интеграция клеточного метаболизма. | ||||||
12.1. | Регуляция на уровне транскрипции. Аллостерическая регуляция активности ферментов. Ковалентная модификация ферментов. Гормональная регуляция. | Лекции | 2 | 2 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
12.2. | Посттранскрипционная и посттрансляционная модификация макромолекул. Изменение концентрации метаболитов. Мембранная регуляция | Сам. работа | 2 | 10 | СПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1) Строение, свойства, биологическая роль моно- и олигосахаридов. 2) Строение, свойства, биологическая роль гомо- и гетерополисахаридов. 3) Строение, свойства, биологическая роль простых липидов. 4) Строение, свойства, биологическая роль сложных липидов. 5) Классификация белков. Простые и сложные белки. 6) Аминокислотный состав белков. Уровни структурной организации белков. 7) Строение, свойства, биологическая роль нуклеотидов. 8) Строение, свойства, биологическая роль нуклеиновых кислот. 9) Биологическая роль и классификация витаминов. 10) Ферменты: строение, свойства, механизм действия, классификация ферментов. 11) Расщепление углеводов в пищеварительном тракте. 12) Катаболизм липидов. 13) Катаболизм жирных кислот. 14) Биосинтез холестерола. 15) АТР и АТФ, их биологическая роль. 16) Ферменты, участвующие в биологическом окислении. 17) Дыхательная цепь. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1) Структурная организация белков: первичная, вторичная и третичгая структуры. 2) Структурная организация ферментов. 3) Ферменты в клинической диагностике. Энзимопатии. 4) Спиртовое и молочнокислое брожение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, разработка плана различных типов урока, задания для собеседования, вопросы к экзамену. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | под ред. В. А. Попкова, А. С. Берлянда | Общая и биоорганическая химия: учеб. для мед. вузов | М.: Академия, 2011 | |
Л1.2 | Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков | Биоорганическая химия: учеб. для вузов | М. : Дрофа, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Овчинников Ю.А. | Биоорганическая химия: | Просвещение, 1987 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная библиотека Алтайского государственного университета | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Технические средства: видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Лабораторное оборудование: Real-time амплификатор CFX96, Bio-Rad(США) Автоклав горизонтальный MK-2450,Tuttnauer (Израиль) Автоматическая электрофорезная станция Experion, Bio-Rad (США) Автоматический счетчик клеток Countness, Invitrogen (США) Амплификатор MyCycler, Bio-Rad (США) Анализатор плоидности CyFlow, Partec (Германия) Вошер ELx50ТМ, BioTech (Германия) Детектирующий термоциклер ДТ-322, ДНК-Технология (Россия) ИК фурье-спектрометр ФТ-801, СИМЕКС (Россия) Климатическая камера КС-200, СКТБ (Россия) Ламинарный бокс 2-го класса биобезопасности БАВп-01-"Ламинар-С", Ламинарные системы (Россия) Микроскоп исследовательский AxioObserverZ1, CarlZeiss (Германия) Наноспектрофотометр Nanophotometer, Implen (Германия) Планшетный фотометр Bio-Rad, iMark (США) ПЦР-детектор Джин, ДНК-Технология (Россия) Рефрижераторная центрифуга Z326K, Hermle (Германия) Система биолистической трансформации PDS-1000/HeHepta, Bio-Rad(США) Система высокопроизводительного секвенирования GS Junior, Roche (Германия) Система сверхкритической экстракции SFE-200, Waters (США) Системы для получения высокочистой воды УВОИ-«МФ»-1НА(18), МедианаФильтр (Россия) Системы очистки воды класса «вода дистиллированная» УВОИ-«МФ», МедианаФильтр (Россия) СО2-инкубатор MCO 20-AIC, Sanyo (Япония) Спектрофотометр SmartSpecPlus, Bio-Rad (США) Стереомикроскоп МСП-2, ЛОМО (Россия) Термостат-инкубатор LIB-150M, Daihan (Корея) Флуориметр VersaFluor, Bio-Rad (США) Хроматографическая система ProminenceLC-20, Shimadzu (Япония) Центрифуга MultiSpin, Eppendorf (Германия) Центрифуга MultiSpin Plus, Eppendor (Германия) Электропоратор Multiporator, Eppendorf(Германия) |
Курс "Биоорганическая химия" предназначен для студентов первого курса магистратуры биологического факультета для направления "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: – оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя. – оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки. – оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. – оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя. |