МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биотехнология животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Щербаков Д.Н.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Биотехнология животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лаврик О.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с основными направлениями развития биотехнологии животных, формирование у студентов биотехнологического мышления, системных знаний, умений и навыков в области биотехнологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-4 готовностью применять современные биохимические, микробиологические, биоинженерные и биотехнологические методы для получения продуктов биотехнологических производств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные понятия биотехнологии. Особенности биотехнологии животных, методологию и применение. Современные биохимические, микробиологические, биоинженерные методы получения биотехнологических продуктов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать информацию литературных источников по предмету. Самостоятельно подготовить и провести эксперимент в лаборатории. Применять биохимические, микробиологические, биоинженерные методы для получения биотехнологического продукта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Работы в биотехнологической лаборатории. Применять как традиционные, так и современные методы биотехнологии животных.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в предмет.
1.1. Введение в биотехнологию животных. Лекции 6 2 СПК-4 Л1.1
Раздел 2. Культура животных клеток.
2.1. История культивирования животных клеток. Лекции 6 2 СПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.2. Методы асептики Сам. работа 6 5 СПК-4 Л1.2
2.3. Посуда и субстраты для культивирования клеток Сам. работа 6 5 СПК-4 Л1.2
2.4. Безопасность, биоэтика и валидация Сам. работа 6 5 СПК-4 Л1.2
2.5. Питательные среды. Системы культивирования животных клеток Лабораторные 6 4 СПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.6. Гибридизация животных клеток. Методы создания химер. Лабораторные 6 2 СПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2
2.7. Первичная культура животных клеток, субкультура и клеточные линии Сам. работа 6 6 Л1.1
2.8. Трансплантация ядер животных клеток. Клонирование. Лабораторные 6 2 СПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Эмбриотрансплантация.
3.1. Основы биологии размножения животных. Лекции 6 4 СПК-4 Л2.1
3.2. Биология культивируемых животных клеток. Лабораторные 6 2 СПК-4 Л1.1, Л2.3, Л1.2
3.3. Отбор животных-доноров и подбор животных-реципиентов. Лекции 6 2 СПК-4 Л2.1
3.4. Суперовуляция и осеменение самок-доноров. Лабораторные 6 2 СПК-4 Л2.1
3.5. Трансплантация эмбрионов животных. Лабораторные 6 2 СПК-4 Л2.1
Раздел 4. Эмбриокультура.
4.1. Основы клеточной биологии. Лекции 6 4 СПК-4 Л2.1
4.2. Культивирование, оценка, селекция, отбор гамет и эмбрионов. Лабораторные 6 2 СПК-4 Л2.1
4.3. Принципы криоконсервации. Планирование и контроль замораживания культур клеток, тканей, эмбрионов. Сам. работа 6 6 СПК-4
4.4. Криобанк гамет и эмбрионов. Лабораторные 6 2 СПК-4 Л2.1
4.5. Банки клеток. Транспортировка клеточных культур. Сам. работа 6 5 СПК-4
Раздел 5. Эмбриоинженерия.
5.1. Основы молекулярной биологии. Лекции 6 6 СПК-4 Л1.1, Л2.2
5.2. Рекомбинантная ДНК. Лабораторные 6 4 СПК-4 Л1.1, Л2.2
5.3. Клеточные технологии в животноводстве. Лабораторные 6 2 СПК-4 Л1.1, Л2.2
5.4. Трансгенные животные. Сам. работа 6 5 СПК-4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Биотехнология животных: цель, задачи и методы.
Какие требования необходимо соблюдать для отбора производителей и доноров?
Какие факторы влияют на характер суперовуляции?
Какие группы препаратов применяют для вызывания суперовуляции?
От чего зависит выбор метода трансплантации эмбрионов в животноводстве?
Какими преимуществами обладает хирургический метод трансплантации эмбрионов?
Какими преимуществами обладает нехирургический метод трансплантации эмбрионов?
Какие показатели являются основными при оценке сперматозоидов, ооцитов, фолликулов и эмбрионов?
Какие методы оценки применяют для гамет и эмбрионов?
Преимущества использования метода криоконсервации в биотехнологии животных.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Методы выделения и культивирования клеток животных.
Принципы создания молекулярных векторов животных.
Принципы и методы клонирования животных.
Принципы и методы получения трансгенных животных.
Вопросы безопасности работ с трансгенными животными.
Методы регуляции продуктивности наиболее распространенных сельскохозяйственных животных.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к экзамену.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Клунова С.М., Егорова Т.А., Живухина Е.А. Биотехнология: учебник М.: Академия, 2010
Л1.2 Р. Фрешни Культура животных клеток: , 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482865
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.С. Шевелуха Сельскохозяйственная биотехнология : М.: Высш. шк, 1998
Л2.2 Глик Б., Пастернак Дж. Молекулярная биотехнология: Принципы и применение: – М.: Мир,, 2002.
Л2.3 Р.С. Спиера и др Биотехнология клеток животных: – М.: Агропромиздат, 1989
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Элементы большой науки elementy.ru
Э2 Коммерческая биотехнология cbio.ru
Э3 Биотехнология www.biotechnolog.ru
Э4 Классическая и молекулярная биология molbiol.ru
Э5 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э6 Научная библиотека Алтайского государственного университета www.lib.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Технические средства: видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др.
Лабораторное оборудование:
Real-time амплификатор CFX96, Bio-Rad(США)
Автоклав горизонтальный MK-2450,Tuttnauer (Израиль)
Автоматическая электрофорезная станция Experion, Bio-Rad (США)
Автоматический счетчик клеток Countness, Invitrogen (США)
Амплификатор MyCycler, Bio-Rad (США)
Анализатор плоидности CyFlow, Partec (Германия)
Вошер ELx50ТМ, BioTech (Германия)
Детектирующий термоциклер ДТ-322, ДНК-Технология (Россия)
ИК фурье-спектрометр ФТ-801, СИМЕКС (Россия)
Климатическая камера КС-200, СКТБ (Россия)
Ламинарный бокс 2-го класса биобезопасности БАВп-01-"Ламинар-С", Ламинарные системы (Россия)
Микроскоп исследовательский AxioObserverZ1, CarlZeiss (Германия)
Наноспектрофотометр Nanophotometer, Implen (Германия)
Планшетный фотометр Bio-Rad, iMark (США)
ПЦР-детектор Джин, ДНК-Технология (Россия)
Рефрижераторная центрифуга Z326K, Hermle (Германия)
Система биолистической трансформации PDS-1000/HeHepta, Bio-Rad(США)
Система высокопроизводительного секвенирования GS Junior, Roche (Германия)
Система сверхкритической экстракции SFE-200, Waters (США)
Системы для получения высокочистой воды УВОИ-«МФ»-1НА(18), МедианаФильтр (Россия)
Системы очистки воды класса «вода дистиллированная» УВОИ-«МФ», МедианаФильтр (Россия)
СО2-инкубатор MCO 20-AIC, Sanyo (Япония)
Спектрофотометр SmartSpecPlus, Bio-Rad (США)
Стереомикроскоп МСП-2, ЛОМО (Россия)
Термостат-инкубатор LIB-150M, Daihan (Корея)
Флуориметр VersaFluor, Bio-Rad (США)
Хроматографическая система ProminenceLC-20, Shimadzu (Япония)
Центрифуга MultiSpin, Eppendorf (Германия)
Центрифуга MultiSpin Plus, Eppendor (Германия)
Электропоратор Multiporator, Eppendorf(Германия)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Биотехнология животных" предназначен для студентов третьего курса бакалавриата биологического факультета для направления "Биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов.
Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя.
Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д.
Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале:
– оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя.
– оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки.
– оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы.
– оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя.