Закреплена за кафедрой | Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.
1.1. | ознакомление студентов с основными направлениями развития биотехнологии животных, формирование у студентов биотехнологического мышления, системных знаний, умений и навыков в области биотехнологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
СПК-4 | готовностью применять современные биохимические, микробиологические, биоинженерные и биотехнологические методы для получения продуктов биотехнологических производств |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные понятия биотехнологии. Особенности биотехнологии животных, методологию и применение. Современные биохимические, микробиологические, биоинженерные методы получения биотехнологических продуктов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать информацию литературных источников по предмету. Самостоятельно подготовить и провести эксперимент в лаборатории. Применять биохимические, микробиологические, биоинженерные методы для получения биотехнологического продукта. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Работы в биотехнологической лаборатории. Применять как традиционные, так и современные методы биотехнологии животных. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в предмет. | ||||||
1.1. | Введение в биотехнологию животных. | Лекции | 6 | 2 | СПК-4 | Л1.1 |
Раздел 2. Культура животных клеток. | ||||||
2.1. | История культивирования животных клеток. | Лекции | 6 | 2 | СПК-4 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
2.2. | Методы асептики | Сам. работа | 6 | 5 | СПК-4 | Л1.2 |
2.3. | Посуда и субстраты для культивирования клеток | Сам. работа | 6 | 5 | СПК-4 | Л1.2 |
2.4. | Безопасность, биоэтика и валидация | Сам. работа | 6 | 5 | СПК-4 | Л1.2 |
2.5. | Питательные среды. Системы культивирования животных клеток | Лабораторные | 6 | 4 | СПК-4 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
2.6. | Гибридизация животных клеток. Методы создания химер. | Лабораторные | 6 | 2 | СПК-4 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
2.7. | Первичная культура животных клеток, субкультура и клеточные линии | Сам. работа | 6 | 6 | Л1.1 | |
2.8. | Трансплантация ядер животных клеток. Клонирование. | Лабораторные | 6 | 2 | СПК-4 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 3. Эмбриотрансплантация. | ||||||
3.1. | Основы биологии размножения животных. | Лекции | 6 | 4 | СПК-4 | Л2.1 |
3.2. | Биология культивируемых животных клеток. | Лабораторные | 6 | 2 | СПК-4 | Л1.1, Л2.3, Л1.2 |
3.3. | Отбор животных-доноров и подбор животных-реципиентов. | Лекции | 6 | 2 | СПК-4 | Л2.1 |
3.4. | Суперовуляция и осеменение самок-доноров. | Лабораторные | 6 | 2 | СПК-4 | Л2.1 |
3.5. | Трансплантация эмбрионов животных. | Лабораторные | 6 | 2 | СПК-4 | Л2.1 |
Раздел 4. Эмбриокультура. | ||||||
4.1. | Основы клеточной биологии. | Лекции | 6 | 4 | СПК-4 | Л2.1 |
4.2. | Культивирование, оценка, селекция, отбор гамет и эмбрионов. | Лабораторные | 6 | 2 | СПК-4 | Л2.1 |
4.3. | Принципы криоконсервации. Планирование и контроль замораживания культур клеток, тканей, эмбрионов. | Сам. работа | 6 | 6 | СПК-4 | |
4.4. | Криобанк гамет и эмбрионов. | Лабораторные | 6 | 2 | СПК-4 | Л2.1 |
4.5. | Банки клеток. Транспортировка клеточных культур. | Сам. работа | 6 | 5 | СПК-4 | |
Раздел 5. Эмбриоинженерия. | ||||||
5.1. | Основы молекулярной биологии. | Лекции | 6 | 6 | СПК-4 | Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Рекомбинантная ДНК. | Лабораторные | 6 | 4 | СПК-4 | Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Клеточные технологии в животноводстве. | Лабораторные | 6 | 2 | СПК-4 | Л1.1, Л2.2 |
5.4. | Трансгенные животные. | Сам. работа | 6 | 5 | СПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Биотехнология животных: цель, задачи и методы. Какие требования необходимо соблюдать для отбора производителей и доноров? Какие факторы влияют на характер суперовуляции? Какие группы препаратов применяют для вызывания суперовуляции? От чего зависит выбор метода трансплантации эмбрионов в животноводстве? Какими преимуществами обладает хирургический метод трансплантации эмбрионов? Какими преимуществами обладает нехирургический метод трансплантации эмбрионов? Какие показатели являются основными при оценке сперматозоидов, ооцитов, фолликулов и эмбрионов? Какие методы оценки применяют для гамет и эмбрионов? Преимущества использования метода криоконсервации в биотехнологии животных. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Методы выделения и культивирования клеток животных. Принципы создания молекулярных векторов животных. Принципы и методы клонирования животных. Принципы и методы получения трансгенных животных. Вопросы безопасности работ с трансгенными животными. Методы регуляции продуктивности наиболее распространенных сельскохозяйственных животных. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к экзамену. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Клунова С.М., Егорова Т.А., Живухина Е.А. | Биотехнология: учебник | М.: Академия, 2010 | |
Л1.2 | Р. Фрешни | Культура животных клеток: | , 2018 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=482865 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.С. Шевелуха | Сельскохозяйственная биотехнология : | М.: Высш. шк, 1998 | |
Л2.2 | Глик Б., Пастернак Дж. | Молекулярная биотехнология: Принципы и применение: | – М.: Мир,, 2002. | |
Л2.3 | Р.С. Спиера и др | Биотехнология клеток животных: | – М.: Агропромиздат, 1989 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Элементы большой науки | elementy.ru | ||
Э2 | Коммерческая биотехнология | cbio.ru | ||
Э3 | Биотехнология | www.biotechnolog.ru | ||
Э4 | Классическая и молекулярная биология | molbiol.ru | ||
Э5 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э6 | Научная библиотека Алтайского государственного университета | www.lib.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Технические средства: видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Лабораторное оборудование: Real-time амплификатор CFX96, Bio-Rad(США) Автоклав горизонтальный MK-2450,Tuttnauer (Израиль) Автоматическая электрофорезная станция Experion, Bio-Rad (США) Автоматический счетчик клеток Countness, Invitrogen (США) Амплификатор MyCycler, Bio-Rad (США) Анализатор плоидности CyFlow, Partec (Германия) Вошер ELx50ТМ, BioTech (Германия) Детектирующий термоциклер ДТ-322, ДНК-Технология (Россия) ИК фурье-спектрометр ФТ-801, СИМЕКС (Россия) Климатическая камера КС-200, СКТБ (Россия) Ламинарный бокс 2-го класса биобезопасности БАВп-01-"Ламинар-С", Ламинарные системы (Россия) Микроскоп исследовательский AxioObserverZ1, CarlZeiss (Германия) Наноспектрофотометр Nanophotometer, Implen (Германия) Планшетный фотометр Bio-Rad, iMark (США) ПЦР-детектор Джин, ДНК-Технология (Россия) Рефрижераторная центрифуга Z326K, Hermle (Германия) Система биолистической трансформации PDS-1000/HeHepta, Bio-Rad(США) Система высокопроизводительного секвенирования GS Junior, Roche (Германия) Система сверхкритической экстракции SFE-200, Waters (США) Системы для получения высокочистой воды УВОИ-«МФ»-1НА(18), МедианаФильтр (Россия) Системы очистки воды класса «вода дистиллированная» УВОИ-«МФ», МедианаФильтр (Россия) СО2-инкубатор MCO 20-AIC, Sanyo (Япония) Спектрофотометр SmartSpecPlus, Bio-Rad (США) Стереомикроскоп МСП-2, ЛОМО (Россия) Термостат-инкубатор LIB-150M, Daihan (Корея) Флуориметр VersaFluor, Bio-Rad (США) Хроматографическая система ProminenceLC-20, Shimadzu (Япония) Центрифуга MultiSpin, Eppendorf (Германия) Центрифуга MultiSpin Plus, Eppendor (Германия) Электропоратор Multiporator, Eppendorf(Германия) |
Курс "Биотехнология животных" предназначен для студентов третьего курса бакалавриата биологического факультета для направления "Биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: – оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя. – оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки. – оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. – оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя. |