Закреплена за кафедрой | Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физико-химическая биология и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физхим-12-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.
1.1. | ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами достижений медико-биологических наук, биохимии и молекулярной биологии и разработки новых технологий в области биофармацевтики, современных диагностических средств, биосовместимых материалов и клеточных технологий. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
СПК-1 | готовностью использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов биотехнологии: молекулярной генетики, генетической инженерии, геномных и клеточных технологий, клонального микроразмножения, клонирования животных; знания научных и правовых основ обеспечения биобезопасности в биотехнологии и использовании генетически модифицированных организмов |
СПК-2 | владением современными методами биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа, протеомики, профессионально профилированными умениями практического использования компьютерных технологий в биоинформатике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные достижения медико-биологических наук, биохимии и молекулярной биологии и разработки новых технологий в области биофармацевтики, современных диагностических средств, биосовместимых материалов и клеточных технологий; международные стандарты в отношении производства лекарственных средств и др. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать с микробиологическими и клеточными культурами в условиях in vitro; использовать методические приемы для целенаправленного изменения клеток, генов и геномов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами клеточной и генетической инженерии; методами медицинской диагностики (ПЦР и др.); биоинформационными методами. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в медицинскую биотехнологию. | ||||||
1.1. | Введение в медицинскую биотехнологию. История развития медицинской биотехнологии. | Лекции | 3 | 2 | ||
1.2. | Биотехнология лекарственных средств. | Сам. работа | 3 | 4 | ||
Раздел 2. Биообъекты как средство производства лекарственных, профилактических и диагностических средств. | ||||||
2.1. | Биообъекты как средство производства лекарственных, профилактических и диагностических средств. | Лекции | 3 | 2 | ||
2.2. | Микроорганизмы, макроорганизмы. Ферменты как промышленные биокатализаторы. | Сам. работа | 3 | 5 | ||
2.3. | Совершенствование биообъектов методами клеточной инженерии. Совершенствование биообъектов методами мутагенеза и селекции. | Лабораторные | 3 | 2 | ||
2.4. | Создание новых биообъектов методами клеточной и генетической инженерии (технология рекомбинантной ДНК). | Сам. работа | 3 | 6 | ||
2.5. | Последовательность операций, осуществляемых биотехнологом - генным инженером. | Сам. работа | 3 | 10 | ||
Раздел 3. Методы медицинской диагностики. | ||||||
3.1. | Методы медицинской диагностики: ИФА и ПЦР. | Лекции | 3 | 2 | ||
3.2. | Принципы и методы ПЦР, подбор праймеров, оптимизация, детекция результатов ПЦР. | Лабораторные | 3 | 6 | ||
Раздел 4. Геномика и ее значение для поиска новых лекарств. | ||||||
4.1. | Геномика и ее значение для поиска новых лекарств. | Лекции | 3 | 2 | ||
4.2. | Структурная, сравнительная и функциональная геномика. | Сам. работа | 3 | 6 | ||
4.3. | Международные базы данных и их использование через систему интернет. | Лабораторные | 3 | 2 | ||
4.4. | Биоинформационные методы в биотехнологии и геномики. | Лабораторные | 3 | 2 | ||
4.5. | Генбанки. | Сам. работа | 3 | 4 | ||
Раздел 5. Производство антибиотиков. | ||||||
5.1. | Производство антибиотиков. | Сам. работа | 3 | 4 | ||
Раздел 6. Рекомбинантные белки и полипептиды. | ||||||
6.1. | Рекомбинантные белки и полипептиды. Инсулин. Интерфероны. Гормон роста. Эритропоэтин. Пептидные факторы роста. Видоспецифичность. Традиционные и генно-инженерные методы получения. | Лабораторные | 3 | 6 | ||
Раздел 7. Системы GLP, GCP и GMP. | ||||||
7.1. | Единая система GLP, GCP и GMP при внедрении в практику и производство лекарственных препаратов. Особенности GMP применительно к биотехнологическому производству. | Лабораторные | 3 | 2 | ||
7.2. | Биобезопасность. | Сам. работа | 3 | 4 | ||
Раздел 8. Иммунобиотехнология. | ||||||
8.1. | Вакцины. Рекомбинантные вакцины. | Лабораторные | 3 | 2 | ||
8.2. | Иммунобиотехнология. Иммунные сыворотки. | Сам. работа | 3 | 4 | ||
Раздел 9. Перспективы развития медицинской биотехнологии. | ||||||
9.1. | Перспективы развития медицинской биотехнологии. Биотехнологические продукты новых поколений. | Лабораторные | 3 | 2 | ||
9.2. | Мировые тренды: персонализированная медицина и функциональное питание. | Сам. работа | 3 | 2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Введение в медицинскую биотехнологию. История развития. Биотехнология лекарственных средств. 2.Биообъекты как средство производства лекарственных, профилактических и диагностических средств. Макроорганизмы, микроорганизмы. Ферменты как промышленные биокатализаторы. 3.Совершенствование биообъектов методами мутагенеза и селекции Совершенствование биообъектов методами клеточной инженерии. 4.Создание новых биообъектов методами клеточной и генетической инженерии (технология рекомбинантной ДНК). Последовательность операций, осуществляемых биотехнологом - генным инженером. 5. Методы медицинской диагностики: ИФА и ПЦР. 6. Принципы и методы ПЦР, подбор праймеров, оптимизация, детекция результатов ПЦР. 7.Геномика и ее значение для поиска новых лекарств. Структурная, сравнительная и функциональная геномика. Международные базы данных и их использование через систему интернет. 8. Производство антибиотиков. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Биотехнология в основных направлениях медицины. Биопрепараты применяемые в медицине. Методы медицинской биотехнологии. Разработка и реализация антибактериальной терапии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, разработка плана различных типов урока, задания для собеседования, вопросы к экзамену. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная библиотека Алтайского государственного университета | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э3 | Классическая и молекулярная биология | molbiol.ru | ||
Э4 | Биотехнология | www.biotechnolog.ru | ||
Э5 | Коммерческая биотехнология | cbio.ru | ||
Э6 | Элементы большой науки | elementy.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Технические средства: видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Лабораторное оборудование: Real-time амплификатор CFX96, Bio-Rad(США) Автоклав горизонтальный MK-2450,Tuttnauer (Израиль) Автоматическая электрофорезная станция Experion, Bio-Rad (США) Автоматический счетчик клеток Countness, Invitrogen (США) Амплификатор MyCycler, Bio-Rad (США) Анализатор плоидности CyFlow, Partec (Германия) Вошер ELx50ТМ, BioTech (Германия) Детектирующий термоциклер ДТ-322, ДНК-Технология (Россия) ИК фурье-спектрометр ФТ-801, СИМЕКС (Россия) Климатическая камера КС-200, СКТБ (Россия) Ламинарный бокс 2-го класса биобезопасности БАВп-01-"Ламинар-С", Ламинарные системы (Россия) Микроскоп исследовательский AxioObserverZ1, CarlZeiss (Германия) Наноспектрофотометр Nanophotometer, Implen (Германия) Планшетный фотометр Bio-Rad, iMark (США) ПЦР-детектор Джин, ДНК-Технология (Россия) Рефрижераторная центрифуга Z326K, Hermle (Германия) Система биолистической трансформации PDS-1000/HeHepta, Bio-Rad(США) Система высокопроизводительного секвенирования GS Junior, Roche (Германия) Система сверхкритической экстракции SFE-200, Waters (США) Системы для получения высокочистой воды УВОИ-«МФ»-1НА(18), МедианаФильтр (Россия) Системы очистки воды класса «вода дистиллированная» УВОИ-«МФ», МедианаФильтр (Россия) СО2-инкубатор MCO 20-AIC, Sanyo (Япония) Спектрофотометр SmartSpecPlus, Bio-Rad (США) Стереомикроскоп МСП-2, ЛОМО (Россия) Термостат-инкубатор LIB-150M, Daihan (Корея) Флуориметр VersaFluor, Bio-Rad (США) Хроматографическая система ProminenceLC-20, Shimadzu (Япония) Центрифуга MultiSpin, Eppendorf (Германия) Центрифуга MultiSpin Plus, Eppendor (Германия) Электропоратор Multiporator, Eppendorf(Германия) |
Курс "Медицинская биотехнология" предназначен для студентов второго курса магистратуры биологического факультета для направлений "Физико-химическая биология и биотехнология", "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: – оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя. – оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки. – оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. – оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя. |