Закреплена за кафедрой | Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Физико-химическая биология и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Физхим-12-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физико-химической биологии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Лаврик О.И.
1.1. | формирование представления о молекулярных основах генодиагностики и протеомного анализа, используемых в различных областях современной биомедицины |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-5 | готовностью использовать знание нормативных документов, регламентирующих организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
СПК-1 | готовностью использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов биотехнологии: молекулярной генетики, генетической инженерии, геномных и клеточных технологий, клонального микроразмножения, клонирования животных; знания научных и правовых основ обеспечения биобезопасности в биотехнологии и использовании генетически модифицированных организмов |
СПК-2 | владением современными методами биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа, протеомики, профессионально профилированными умениями практического использования компьютерных технологий в биоинформатике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные нормативные документы, регламентирующие организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ. базовые понятия биотехнологии, а также научные и правовые основы обеспечения биобезопасности; расширенные знания по молекулярной генетике, генетической инженерии, о геномных и клеточных технологиях; детальное описание методов биотехнологии и микробиологии, пути создания генетически модифицированных организмов. основные методы биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований; методы ДНК-анализа, протеомики, компьютерные технологии биоинформатики; пути применения методов биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа и использования методов биоинформатики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Находить и применять основные нормативные документы, регламентирующие организацию проведения научно-исследовательских и производственно-технологических биологических работ. искать и анализировать литературные источники по теме, работать в биотехнологической лаборатории; провести лабораторный эксперимент по биотехнологии; организовать лабораторный эксперимент с использованием знаний фундаментальных и прикладных разделов биотехнологии. работать с лабораторным оборудованием при выполнении биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа; применять методы биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа для поставленной задачи; спланировать и поставить эксперимент в лаборатории с применением методов биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа, а также проанализировать полученные результаты с помощью биоинформационных методов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками, позволяющими с высокой степенью самостоятельности работать с нормативными документами по профилю работы. методами биотехнологии и микробиологии, знаниями об этапах биотехнологического процесса; навыками работы с микробиологическими культурами и другими объектами биотехнологического производства; навыками анализа и контроля микробиологических культур и других объектов биотехнологического производства. навыками работы с лабораторным оборудованием при осуществлении биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа; методической базой для осуществления биохимических, микробиологических, молекулярно-биотехнологических исследований, ДНК-анализа и навыками практического применения биоинформационных технологий; навыками постановки эксперимента и анализа полученных данных с помощью биоинформационных технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Белки-маркеры в современной клинической диагностике | ||||||
1.1. | Количественные и качественные методы исследования белков-маркеров. | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Клиническое применение методов исследования белков-маркеров: белки- маркеры в кардиологии, белки-маркеры в акушерстве и гинекологии, белки-маркеры дегенеративных заболеваний НС. | Лабораторные | 2 | 6 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Сам. работа | 2 | 26 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Молекулярно- генетические методы в диагностике наследственных и онкологических заболеваний | ||||||
2.1. | Основные современные молекулярно-генетические методы диагностики. | Лекции | 2 | 4 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | . Клиническое применение молекулярно-генетических методов диагностики: молекулярно-генетический анализ предрасположенности к некоторым мультифакториальным заболеваниям, молекулярно-генетическая диагностика в онкологии. | Лабораторные | 2 | 6 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
2.4. | Клиническое применение молекулярно-генетических методов диагностики: диагностика некоторых наследственных и врожденных заболеваний. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Генотерапия | ||||||
3.1. | Генотерапия: объекты, технологии и технологические подходы, достижения, проблемы и перспективы развития | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Генотерапия в лечении инфекционных заболеваний. Генетические манипуляции в трансплантологии. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Генные технологии в иммунотерапии. Генная терапия наследственных и приобретенных генетических нарушений у человека. | Лабораторные | 2 | 4 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-5, СПК-1, СПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Методы выделения ДНК. 2. Полимеразная цепная реакция. Цели использования. Принципы, последовательные этапы метода. Технические условия проведения реакции и ее достоинства. Организация ПЦР-лаборатории. 3. Полимеразная цепная реакция в режиме реального времени. Возможности. 4. Что входит в состав ПЦР смеси? 5. Что такое секвенирование? 6. Как подготовить и провести электрофорез в агарозном геле. 7. Интерпретация и обработка полученных данных после проведения ПЦР. 8. Какие компьютерные технологии применяются для анализа нуклеотидных и аминокислотных последовательностей 9. Назовите основные базы данных и компьютерные программы для обработки полученных данных. 10. Какие методики используются для диагностики вирусных заболеваний? 11. Какие методики используются для диагностики бактериальных инфекций? 12. Какие методики используются для генотипирования лекарственных растений? |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Основные методы биотехнологии и клинической диагностики. 2. Биохимические методы и их применение. 3. Молекулярно-генетические методы и их применение. 4. Цитогенетические методы и их применение. 5. Биолюминесцентный анализ и его применение. 6. Иммуноферментный анализ и его применение. 7. Принципы генотипирования, их применение в биотехнологии и медицине. 8. Сравнение ДНК разных видов организмов в аспекте молекулярной эволюции. 9. Геномика, цели, подходы, основные достижения и их значение для развития молекулярной медицины. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Введение в молекулярную диагностику: | М.: ОАО «Издательство «Медицина»», 2010 | ||
Л1.2 | Иллариошкин С.Н. | ДНК-диагностика и медико-генетическое консультирование: | М.:МИА, 2004 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Геномика – медицине: | М.: ИКЦ «Академкнига», 2005 | ||
Л2.2 | Примроуз С., Тваймен Р. | Геномика. Роль в медицине.: | М.: БИНОМ, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная библиотека Алтайского государственного университета | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека | elibrary.ru | ||
Э3 | Классическая и молекулярная биология | molbiol.ru | ||
Э4 | Биотехнология | www.biotechnolog.ru | ||
Э5 | Коммерческая биотехнология | cbio.ru | ||
Э6 | Элементы большой науки | elementy.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Технические средства: видеопроектор, ноутбук, переносной экран. На компьютере должны быть установлены средства MS Office 2007; Word, Excel, PowerPoint u др. Лабораторное оборудование: Real-time амплификатор CFX96, Bio-Rad(США) Автоклав горизонтальный MK-2450,Tuttnauer (Израиль) Автоматическая электрофорезная станция Experion, Bio-Rad (США) Автоматический счетчик клеток Countness, Invitrogen (США) Амплификатор MyCycler, Bio-Rad (США) Анализатор плоидности CyFlow, Partec (Германия) Вошер ELx50ТМ, BioTech (Германия) Детектирующий термоциклер ДТ-322, ДНК-Технология (Россия) ИК фурье-спектрометр ФТ-801, СИМЕКС (Россия) Климатическая камера КС-200, СКТБ (Россия) Ламинарный бокс 2-го класса биобезопасности БАВп-01-"Ламинар-С", Ламинарные системы (Россия) Микроскоп исследовательский AxioObserverZ1, CarlZeiss (Германия) Наноспектрофотометр Nanophotometer, Implen (Германия) Планшетный фотометр Bio-Rad, iMark (США) ПЦР-детектор Джин, ДНК-Технология (Россия) Рефрижераторная центрифуга Z326K, Hermle (Германия) Система биолистической трансформации PDS-1000/HeHepta, Bio-Rad(США) Система высокопроизводительного секвенирования GS Junior, Roche (Германия) Система сверхкритической экстракции SFE-200, Waters (США) Системы для получения высокочистой воды УВОИ-«МФ»-1НА(18), МедианаФильтр (Россия) Системы очистки воды класса «вода дистиллированная» УВОИ-«МФ», МедианаФильтр (Россия) СО2-инкубатор MCO 20-AIC, Sanyo (Япония) Спектрофотометр SmartSpecPlus, Bio-Rad (США) Стереомикроскоп МСП-2, ЛОМО (Россия) Термостат-инкубатор LIB-150M, Daihan (Корея) Флуориметр VersaFluor, Bio-Rad (США) Хроматографическая система ProminenceLC-20, Shimadzu (Япония) Центрифуга MultiSpin, Eppendorf (Германия) Центрифуга MultiSpin Plus, Eppendor (Германия) Электропоратор Multiporator, Eppendorf(Германия) |
Курс "Методы биотехнологии и клинической диагностики" предназначен для студентов первого курса магистратуры биологического факультета для направлений "Физико-химическая биология и биотехнология", "Медицинская биотехнология". В рамках курса предусмотрены следующие формы работы: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Получение зачета по всем лабораторным работам является допуском к итоговой форме контроля по курсу. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на лабораторных занятиях в форме письменных контрольных работ или тестовых заданий, устных ответов на поставленные вопросы и их аргументации. Самостоятельная работа контролируется либо на лабораторных занятиях, либо в часы индивидуальных консультаций преподавателя. Для итогового контроля знаний предполагается проведение экзамена. Оцениваются как качественные характеристики оценки знаний студентов, такие как полнота, обобщенность, системность и прочность знаний, так и косвенные показатели: познавательная активность и интерес, самостоятельность, критичность и т.д. Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: – оценка "Отлично" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение владеть практическими приемами, освоившим основную и дополнительную литературу, рекомендованную программой курса, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании на практике учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы преподавателя. – оценка "Хорошо" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение владеть практическими приемами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим стабильных характер знаний и способность к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, но допустившим при ответах незначительные ошибки. – оценка "Удовлетворительно" выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и дополнительные вопросы преподавателя, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. – оценка "Неудовлетворительно" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или преподавателя. |