МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ценообразование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бутакова Марина Михайловна, профессор кафедры экономики предпринимательства и маркетинга

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна, Председатель методической комиссии МИЭМИС

Рабочая программа дисциплины
Ценообразование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н, доцент, Бочаров Сергей Николаевич, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.э.н, доцент, Бочаров Сергей Николаевич, зав. каф. экономики предпринимательства и маркетинга


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ЦЕЛЬ КУРСА – ПОДГОТОВИТЬ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ И ОСМЫСЛЕННОМУ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Задачи курса:
- Углубить знание студентами теоретических основ ценообразования;
- Познакомить студентов с методическими основами и методами ценообразования;
- Привить студентами навыки решения прикладных задач в области ценообразования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- место курса в управлении предприятием;
- взаимосвязь ценообразования с другими инструментами механизма управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.- провести маркетинговые исследования рынка с целью оценки реакции покупателей на цены, их изменение и выделить основные ценообразующие факторы;
- обосновать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- определения структурных элементов цены и расчета их доли в цене товара
- навыками математического моделирования цен.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
1.1. Ценообразование и характеристики рынка Лекции 6 2 Л1.1
1.2. Ценообразование и характеристики рынка Практические 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Ценообразование и характеристики рынка Сам. работа 6 6 Л1.1
1.4. Система цен в экономике. Лекции 6 2 Л1.1
1.5. Система цен в экономике Сам. работа 6 4 Л1.1
1.6. Система цен в экономике. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Лекции 6 2 Л1.1
1.8. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Практические 6 2 Л1.1
1.9. Теоретические и практические аспекты моделирования и анализа эластичности спроса Сам. работа 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Лекции 6 2 Л1.1
1.11. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Практические 6 2 Л1.1
1.12. Методы сбора и обработки информации о поведении потребителя Сам. работа 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН
2.1. Методы государственного регулирования цен Лекции 6 2 Л1.1
2.2. Вопросы ценообразования в Гражданском и Налоговом кодексе Лекции 6 2 Л1.1
2.3. Методы государственного регулирования цен Сам. работа 6 6 Л1.1
2.4. Вопросы ценообразования в Гражданском и Налоговом кодексе Сам. работа 6 6 Л1.1
Раздел 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦЕН НА ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Лекции 6 2 Л1.1
3.2. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Сам. работа 6 8 Л1.1
3.3. Моделирование и анализ безубыточности решений в ценообразовании Практические 6 4 Л1.1
Раздел 4. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
4.1. МЕТОДЫ ЗАТРАТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Лекции 6 2 Л1.1
4.2. МЕТОДЫ ЗАТРАТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Практические 6 4 Л1.1
4.3. МЕТОДЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2
4.4. МЕТОДЫ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Практические 6 2 Л1.1
4.5. Методы затратного ценообразования Сам. работа 6 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Методы рыночного ценообразования Сам. работа 6 4 Л1.1
4.7. Ценообразование на конкурсные проекты Сам. работа 6 8 Л1.1
Раздел 5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
5.1. СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Лекции 6 1 Л1.1
5.2. СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Практические 6 2 Л1.1
5.3. ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Лекции 6 1 Л1.1
5.4. ТАКТИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
5.5. Стратегия ценообразования Сам. работа 6 6 Л1.1
5.6. Тактика ценообразования Сам. работа 6 6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»
1. Сущность цены. «Цена» и «стоимость», их понятие, взаимосвязь.
2. Функции цен в рыночной экономике и их реализация.
3. Эластичность спроса по цене. Расчет общих и дуговых коэффициентов эластичности.
4. Виды товаров по ценовой эластичности спроса. Учет ценовой эластичности спроса при принятии ценовых решений.
5. Система цен. Состав и структура цены.
6. НДС в структуре цены. Порядок включения НДС в цену в соответствии с НК РФ.
7. Акцизы в структуре цены. Порядок включения акцизов в цену в соответствии с НК РФ.
8. Классификация цен.
9. Ценообразование на рынке свободной конкуренции.
10. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции.
11. Ценообразование в условиях олигополии и монополии.
12. Цели и методы государственного регулирования цен в рыночной экономике.
13. Способы прямого государственного регулирования цен в рыночной экономике. Уровни государственного регулирования цен.
14. Себестоимость в составе цены. Постоянные и переменные затраты, их состав и характеристика.
15. Методология ценообразования.
16. Эконометрические методики ценообразования.
17. Рыночные методы ценообразования.
18. Затратные методы ценообразования.
19. Метод установления цены на основе «анализа безубыточности», его содержание.
20. Ценовые стратегии предприятия, их виды, условия выбора.
21. Тактика ценообразования. Классификация тактических приемов ценообразования.
22. Скидки как элемент тактики ценообразования. Виды скидок.
23. Контрактные внешнеторговые цены.
24. Базисные условия поставки.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Методы ценообразования. Договорное ценообразование по принципу «средние издержки плюс прибыль».
2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
3. Установление цены на основе ощущаемой ценности товара.
4. Расчет цены на основе прейскурантов цен. Определение цены посредством конкурентных торгов.
5. Психологический фактор ценообразования.
6. Реакции участников рынка на изменение цен.
7. Риск в определении цен. Основные методы снижения риска.
8. Методы трансфертного ценообразования.
9. Инфляция и цены.
10. Скидки с цен. Виды скидок.
11. Затратное ценообразование.
12. Ценностное ценообразование.
13. Чувствительность покупателей к уровню цен.
14. Цены и финансы.
15. Цены и кредитные отношения.
16. Налогообложение и цены.
17. Государственное регулирование цен.
18. Косвенное государственное регулирование цен.
19. Ценообразование на рынке транспортных услуг.
20. Политика цен жизненного цикла товаров.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Липсиц Ценообразование: учеб.-практ. пособие М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бутакова М.М. Стратегия и тактика ценообразования: основная литература АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1) www.fst.ru - (официальный сайт Федеральной службы по тарифам РФ)
Э2 2) www.gks.ru – (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ)
Э3 3) www.imf.ru – (официальный сайт Международного валютного фонда)
Э4 4) www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
Э5 5) www.economy.gov.ru – (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ)
Э6 6) www.beafnd.ru – (сайт Бюро экономического анализа)
Э7 7) www.iet.ru – (сайт Института экономических проблем переходного периода)
6.3. Перечень программного обеспечения
пакет программ MS Office
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории, компьютерные классы, оборудованные компьютерами с пакетом программ MS Office

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточным контролем знаний студентов в течение и обучения являются контрольные работы по ключевым темам дисциплины. Особенное место при чтении курса занимают практические занятия. На практических занятиях при освоении новой темы студентам выдаются задания, направленные на закрепление практических навыков в данной предметной области. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров ценообразования России и ведущих российских и зарубежных компаний. Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины включает в себя:
- изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
- работу с электронными учебными ресурсами;
- изучение Интернет-ресурсов;
- выполнение самостоятельной работы;
- индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.