МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 5
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 52 52 52 52
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 5 77 5 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 180 108 180

Программу составил(и):
канд. ист. наук Пожарская К.А.

Рецензент(ы):
Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 21 апреля 2016 г. N 465 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 41.03.05 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "История России" являются формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-3 способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия
ОПК-1 способность применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач
ОПК-12 способность владеть основами исторических и политологических методов, уметь анализировать современные политические тенденции на уровне регионов и стран с учетом исторической ретроспективы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Фактологию отечественной истории, основные понятия и термины, основные подходы к изучению отечественной истории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать собственную позицию по проблемным вопросам исторической науки, выявлять альтернативность в ходе развития исторического процесса, применять базовые знания других социогумантираных дисциплин применительно к историческому контексту.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения общенаучных и специальных методов, устанавливать причинно-следственные связи, определять общее и особенное в ходе отечественой истории сравнительно с мировым историческим процессом.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Древняя история славян. Русское государство в IX– XIII в.
1.1. Формирование духовного единства древнерусского общества. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. История восточнославянской общности в догосударственный период. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Формирование духовного единства древнерусского общества. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Киевская Русь в IX–первой половине XI в. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Киевская Русь в IX–первой половине XI в. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Русские земли в эпоху политической раздробленности (вторая половина XI– первая треть XIII в.). Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Русь в XIII в. Борьба с иноземными захватчиками. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Русь в XIII в. Борьба с иноземными захватчиками. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Объединительный процесс в Великороссии (XIV – первая четверть XVI в.). Московское царство в середине XVI–XVII вв.
2.1. Процесс объединения земель Великороссии XIV–первая половина XV вв. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Процесс объединения земель Великороссии XIV–первая четверть XVI вв. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Московское царство во второй половине XV в.– конце XVI в. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Опричнина Ивана Грозного (1565–1572 гг.): перекресток мнений. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Смутное время в Российском государстве. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Смутное время в Российском государстве. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Правление первых Романовых. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Российская империя в XVIII в.
3.1. Россия в правление Петра I. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Эпоха дворцовых переворотов в России. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Эпоха дворцовых переворотов в России. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Россия во второй половине XVIII столетия. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. История России в первой половине XIX в.
4.1. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Внутренняя политика России в первой половине XIX в. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Движение декабристов. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Движение декабристов. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Внешняя политика России в первой половине XIX столетия. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Российская империя во второй половине XIX в.
5.1. Либеральные реформы 1860–1870-х гг. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Общественное движение в пореформенной России. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Внутренняя политика самодержавия в 80-х–начале 90-х гг. XIX в. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Внутренняя политика самодержавия в 80-х–начале 90-х гг. XIX в. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.5. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности пореформенной России. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.6. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.7. Внешняя политика России во второй половине XIX в Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Россия в конце XIX – первой половине XX вв.
6.1. Индустриальная модернизация России в конце XIX – начале XX в. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.2. Индустриальная модернизация России в конце XIX – начале XX в. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.3. Политические партии в России начала XX в. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.4. Политические партии в России начала XX в. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.5. Революционный процесс в России (1905–1917 гг.). Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.6. Внешняя политика России в начале XX в. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
6.7. Внешняя политика России в начале XX в. Сам. работа 2 1 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. История советского государства в межвоенный период
7.1. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.2. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция. Образование СССР. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.3. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
7.4. Экономическая политика большевиков в 1920 - 1930-е гг. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
8.1. Передвоенное развитие СССР. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Великая Отечественная война. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Великая Отечественная война. Сам. работа 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. СССР в 1950-е - 1980-е гг.
9.1. Восстановление экономики и политическое развитие в 1945–1953 гг. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Попытки реформирования советской модели социализма. СССР во второй половине 1950-х - конце 1970-х гг. Лекции 2 4 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.3. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Практические 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.4. СССР в 1985–1991 гг. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.5. Особенности внешнеполитического курса советского государства во второй половине XX в. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Россия в 1990-е - начале 2000-х
10.1. Россия в 1990-е гг. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Россия в 1990-е гг. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.3. Россия в 2000-е гг. Лекции 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.4. Россия в 2000-е гг. Сам. работа 2 2 ОК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.5. Экзамен 2 27 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Список вопросов к экзамену.

1. Протославяне – древнейшие предки славян.
2. Праславянский период в истории славянской общности. Различные версии об их прародине.
3. Восточные славяне в VI–IX вв. н.э.: природная среда и экономический быт, социальные отношения.
4. Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства. Дискуссия о происхождение термина «Русь».
5. Понятия «Средневековье» и «феодализм», их соотношение и неоднозначность трактовки в исторической науке. Вотчинная и государственная теории феодализма восточнославянского общества.
6. Время, причины создания Киевской Руси. Оценка Киевской Руси как политического образования.
7. Язычество славян. Религиозная реформа князя Владимира I (980 г.), ее характеристика.
8. Крещение Руси. Причины, сущность и значение этого процесса. «Двоеверия» или «народное православие» в русской культуре.
9. Первый период политической истории Киевской Руси. Взаимоотношения Древнерусского государства с Византией.
10. Киевская Русь в периоды княжения Владимира I и Ярослава Мудрого.
11. Время и причины политического дробления древнерусских земель.
12. Раннефеодальные монархии на юге Руси (Киевское и Галицко-Волынское княжества¬).
13. Деспотические монархии на северо-востоке Руси. Города-республики на северо-западе Руси.
14. Образование державы Чингисхана и завоевания монголо-татар.
15. Цели и основные этапы завоевания монголо-татарами древнерусских земель. Причины поражения населения древнерусских земель в борьбе с монголо-татарской агрессией. Ущерб от монголо-татарского завоевания для древнерусских земель.
16. Признаки татаро-монгольского ига. Сравнительный анализ масштабов, значения и последствий монгольской и крестоносной агрессий для древнерусских земель.
17. Крестоносная экспансия в Прибалтике во второй половине XII– первой половине XIII вв.: основные этапы, причины, ход, итоги и результаты.
18. Причины и предпосылки объединения Великороссии в единое государство. Возвышение Москвы и превращение княжества в центр объединительного процесса.
19. Роль Твери в становлении великорусской государственности. Великое княжество Литовское и Русское: борьба за общерусское лидерство.
20. Причины победы Москвы. Завершающий этап объединения Великороссии. Феодальная война второй четверти XV в. и ее место в процессе объединения Великороссии в единое Русское государство.
21. Московское государство при Иване III и Василии III. Эволюция государственного строя Русского государства.
22. Начало правления Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады.
23. Внешняя политика Ивана IV Грозного.
24. Введение опричнины и её основные события. Краткая характеристика ведущих концепций опричнины в трудах историков XIX–XX вв.
25. Смутное время в истории России.
26. Генезис самодержавия в Российском государстве в начале ХVII вв. Россия при первых Романовых.
27. Модернизация России при Петре I.
28. Внешняя политика России во второй четверти XVII – первой четверти XVIII в. Цели, основные направления, итоги.
29. Причины, предпосылки и краткая характеристика эпохи дворцовых переворотов XVIII в. в истории России.
30. Внутренняя и внешняя политика эпохи правления Екатерины II.
31. «Военно-полицейский» абсолютизм Павла I. Причины переворота 1801г.
32. Внутренняя политика России в период царствования Александра I.
33. Внутренняя политика России в период царствования Николая I.
34. Основные направления внешней политики России в первой четверти XIX в. Отечественная война 1812 г.
35. Основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. Крымская война (1853–1856 гг.).
36. Движение декабристов.
37. Общественно-политическая мысль в России первой половины XIX в. Взгляды П.Я. Чаадаева, западники и славянофилы.
38. Отмена крепостного права в России.
39. Либерально-буржуазные реформы 1860-х–1870-х гг.
40. Развитие капитализма в России: сельское хозяйство, промышленность, внутренний и внешний рынок, специфика формирования рабочего класса и буржуазии.
41. Общественно-политическая мысль в России во второй половине XIX в.
42. Международные отношения и внешняя политика России в 70–90-е гг. XIX вв.
43. Россия как империя.
44. Модернизация российской экономики в начале XX в.
45. Революция 1905–1907 гг. Зарождение конституционного строя в России в начале XX в.
46. Политические партии в России начала XX в.
47. Дальневосточная политика царизма на рубеже XIX–ХХ вв. Русско-японская война 1904–1905 гг.
48. Россия в европейской политике второй половины XIX–начале ХХ вв. Участие России в Первой мировой войне.
49. Революционный процесс в России в 1917 г.: от Февраля к Октябрю.
50. Становление советского государства. Гражданская война и интервенция.
51. Экономическая политика советского правительства в 1920-е гг.: политика «военного коммунизма», новая экономическая политика.
52. Индустриализации и коллективизация в СССР.
53. Международные отношения накануне Второй мировой войны. Великая отечественная война.
54. СССР в первое послевоенное десятилетие.
55. СССР в первой половине 1950-х–первой половине 1960-х гг.: попытка реформирования тоталитарного режима.
56. Международное положение СССР после Второй мировой войны. «Холодная война» в международных отношениях: причины, повод, основные участники.
57. Внешняя политика СССР во второй половине 1950-х–начале 1960-х гг.
58. СССР в середине 1960-х–первой половине 1980-х гг.: кризис «реального социализма».
59. Политика «разрядки» в 1960-х–1970-х гг.
60. СССР в годы перестройки, 1985–1991 гг.
61. «Новое мышление» в международных отношениях. Его последствия для современного положения России на международной арене.
62. Становление российской государственности. Конституционный кризис 1993 г.
63. Политическое развитие Российской Федерации (конец 1993−1999 гг.).
64. Социально-экономическое развитие России в 1990-х гг. Приватизация в РФ в 1990-е гг.
65. Россия в начале 2000-х гг.: особенности социально-экономического и политического развития.
66. Основные тенденции внешнеполитического развития России в начале 2000-х гг.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История – учительница жизни». (Цицерон).
2. «Сколько историков – столько историй». (Р. Коллингвуд).
3. «Задача истории – лишь показать, как все происходило на самом деле». (Л. ФонРанке).
4. «У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки …
Мы европейские слова
И азиатские поступки». (Н. Щербина).
5. «Великие князья до времен Ольгиных воевали – она правила государством». (Н.М. Карамзин).
6. «Боголюбский, могущественный, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном был, конечно, одним из мудрейших князей российских в рассуждении политики… Онявностремился к спасительномуединовластию». (Н.М. Карамзин).
7. «Монгольское нашествие… определило во многом то “азиатское начало”, которое обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием». (Н.Я. Эйдельман).
8. «Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей». (В.О. Ключевский).
9. «У Ивана Калиты не было выбора: идти вместе с татарской ратью покорять Тверь и тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять все». (И. Греков, Ф. Шахмагонов).
10. «Жизнь Московского государства и без Ивана (Грозного) устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены». (В.О. Ключевский).
11. «Раскол – самое большое по своим последствиям событие XVII столетия и величайшая трагедия, пережитая Россией, ибо страна как единое религиозное тело была разорвана». (А. Синявский).
12. «Романовы были в одном лице и Папа, и Лютер». (неизвестныйавтор).
13. «Дворцовые перевороты в послепетровской России становятся средством разрешения конфликтов в правящем кругу при отсутствии легальных форм политического воздействия на власть». (И. Курукин).
14. «После Бирона, к середине века, институт фаворитизма окончательно встроился в систему российской монархии». (И.В. Курукин).
15. «Вопреки распространенному мнению Екатерина II в своей внешней политике была в необходимых случаях крайне жестокой и вероломной, но при этом она всегда пыталась дистанцироваться от содеянного». (А.Б. Широкорад).
16. «Обрести опору в каком-либо социальном слое Павлу не удалось… Судьба его была таким образом предрешена» (А.Б. Каменский).
17. «Александр I… хотя и любил поговорить о необходимости законности, свобод, даже представительного правления, на практике проводил ту же линию укрепления феодально-абсолютистских порядков, что и его предшественники» (В.А. Федоров).
18. «Мы часто повторяем герценовскую формулу… о страшной удаленности декабристов от народа… порою забывая, что многие лидеры декабризма эту удаленность видели, но не только не стремились ее преодолеть, а даже находили в ней положительную сторону…». (Н.Я. Эйдельман).
19. «Два обстоятельства оказали особенно сильное воздействие на характер царствования. Император Николай I не готовился и не желал царствовать. Принужденный царствовать, он шел к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск» (В.О. Ключевский).
20. «Превращение (в первой половине XIX в.) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством» (А.А. Корнилов).
21. «Все славянофильство было проникнуто идеей, что Россия выше других народов, что ей почти нечему учиться у Запада, тогда как Западу есть чему поучиться у нас, что Запад прогнил и что задача нашей страны – спасти Запад и человечество, прийти им на помощь». (П. Сорокин).
22. «На рубеже XIX–XX вв. сторонники самодержавия и его противники были представителями одного “общества”. Попробуйте подтвердить или опровергнуть данное утверждение» (Д.Б. Павлов).
23. «Николай II, действуя под руководством реакционной партии, погиб, потому что попытался бороться с силами, которым не мог противостоять. Действительной причиной падения монархии в России является безрассудное стремление этой партии воскресить и упрочить в XX веке анахронизм самодержавной власти». (А.П. Извольский).
24. «Не по его вине ему удались репрессии и не удались реформы». (П.Н. Зырянов о П.А. Столыпине).
25. «Слабость Временного правительства в том, что оно не смогло остановиться на той грани, которая отделяет демократию от анархии». (А. Кузнецов).
26. «Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера». (митрополит Вениамин).
27. «Феноменальные успехи большевиков в значительной степени проистекали из характера партии в 1917 году… важно подчеркнуть сравнительно демократическую, толерантную и децентрализованную структуру и методы руководства, а также ее в сущности открытый и массовый характер». (А. Рабинович).
28. «Дошедшая до стадии гражданской войны социальная и классовая конфронтация делит общество на “своих” и “чужих”, на “мы” и “они”. Врагов и противников вообще выводят в такие моменты из сферы морали, воспринимают как “нелюдей”, на которых не распространяют общечеловеческие нормы. Именно это и создаёт возможность превратить аморальный террор в террор морально оправданный…». (Е.А. Котеленец о Гражданскойвойне в России).
29. «В 30-е годы народы СССР совершили деяния, с которыми мало что может сравниться во всей мировой истории. За десять лет, без всякой помощи извне, был осуществлен индустриальный скачок, на который иным государствам понадобились столетия». (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский).
30. «Перестройка была благородной по замыслу, смутной по концепции и бездарной по исполнению». (Г.И. Мирский).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Часть 1. Тестовые задания по разделам дисциплины «История России».
Раздел 1. Древняя история славян. Русское государство в IX–XIII в.

1. Восточнославянские союзы племен накануне образования Древнерусского государства:
1) ильменские словене, кривичи, хорваты, дулебы, сербы
2) северяне, поляне, древляне, кривичи, ильменские словене, тиверцы, дреговичи, радимичи
3) поляне, русы, древляне, волыняне, склавины, дреговичи, уличи, струменичи, берзичи
4) радимичи, вятичи, поляне, кашубы, любушане, тиверцы, кривичи

2. Период существования Киевской Руси (века):
1) VI–IX вв.
2) IX–XII вв.
3) IX–XV вв.
4) XIII–XV вв.

3. Суть норманской теории возникновения Древнерусского государства:
1) создание государства пришедшими из Скандинавии варягами во главе с Рюриком
2) объединение славянских племен в единое государство под воздействием Византии
3) создание государства в результате борьбы со степными кочевыми племенами
4) объединение славянских племен со степными кочевыми племенами

4. Киевский(ая) князь(княгиня), упорядочивший(ая) сбор дани, ее размер и место сбора:
1) Ольга
2) Владимир
3) Мстислав
4) Святополк


5. Христианство в Киевской Руси было принято в (году):
1) 922 г.
2) 988 г.
3) 1240 г.
4) 1380 г.

6. Не является причиной феодальной раздробленности:
1) господство натурального хозяйства
2) усиление боярских и княжеских вотчин
3) раздача земель государства в удельное владение сыновьям киевских князей
4) нашествие монгольских войск Чингисхана

7. В период феодальной раздробленности вечевые порядки играли ведущую роль в политической жизни:
1) Пскова и Новгорода
2) Владимира и Киева
3) Чернигова и Полоцка
4) Москвы и Владимира

8. Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголо-татарами, произошла в (году):
1) 1223 г.
2) 1240 г.
3) 1380 г.
4) 1480 г.

9. Победы русских войск под руководством Александра Невского обеспечили:
1) политическую и духовную независимость от стран Запада
2) усиление влияния католической церкви
3) укрепление дружбы и взаимопомощи с Тевтонским Орденом
4) независимость от Золотой Орды

10. Не является чертой политики Золотой Орды в отношении русских княжеств…
1) сбор дани
2) сохранение государственности русских княжеств
3) контроль за деятельностью русских князей
4) гонения на Русскую православную церковь


Раздел 2. Объединительный процесс в Великороссии (XIV – первая четверть XVI в.). Московское царство в середине XVI–XVII вв.
1. Московский князь, получивший ярлык и право сбора дани со всех русских земель в пользу Золотой Орды:
1) Александр Невский
2) Иван Калита
3) Дмитрий Донской
4) Иван III

2. Объединительный процесс в Великороссии стимулировала необходимость:
1) положить конец территориальному расширению Великого Литовского княжества за счет древнерусских земель и освободиться от власти Золотой Орды
2) освободиться от власти Золотой Орды и начать решительную борьбу с крестоносцами
3) начать решительную борьбу с крестоносцами и положить конец территориальному расширению Великого Литовского княжества за счет древнерусских земель
4) прекратить гонения ханов Золотой Орды на Русскую православную церковь

3. Причиной возвышения Московского княжества не стала (стало):
1) относительная отдаленность от границ с Золотой Ордой и агрессивными западными государствами
2) поддержка Тверского княжества
3) дальновидная и прагматичная политика московских князей
4) расположение на пересечении торговых путей

4. В период правления Ивана III имело место:
1) создание стрелецкого войска
2) окончательное оформление крепостного права
3) свержение ордынского ига
4) введение опричнины

5. В каком году был принят первый общерусский Судебник:
1) 1240 г.
2) 1497 г.
3) 1480 г.
4) 1550 г.

6. Одним из результатов опричной политики Ивана Грозного явилось(лась)…
1) отмена местничества
2) усиление личной власти царя
3) создание стрелецкого войска
4) отмена урочных лет

7. Борис Годунов, Василий Шуйский это – …
1) выборные цари периода Смутного времени
2) организаторы централизованного Московского государства
3) организаторы церковного раскола
4) цари династии Рюриковичей

8. Итог деятельности Земского собора 1613 г.
1) подписание мира с Польшей
2) подписание мира со Швецией
3) принятие Соборного Уложения
4) избрание новой царской династии

9. К церковной реформе патриарха Никона относится…
1) отделение церкви от государства
2) изменение церковных обрядов
3) учреждение Святейшего Синода
4) созыв Стоглавого собора

10. Какие из ниже приведенных дат связаны с городскими восстаниями XVII в.
1) 1606 г., 1607 г.
2) 1617 г., 1618 г.
3) 1648 г., 1662 г.
4) 1682 г., 1689 г.




Раздел 3. Российская империя в XVIII в.
1. Принцип комплектования регулярной армии, который ввел Петр I:
1) всеобщая воинская повинность
2) рекрутская повинность
3) ополчение
4) контрактный

2. Упразднение Петром I патриаршества и создание государственного органа управления церковью – Святейшего Синода, имело цель:
1) предоставить церкви значительную независимость от государства
2) предоставить церкви дополнительные льготы и привилегии
3) ликвидировать зависимость от Константинопольского патриарха
4) ликвидировать определённую самостоятельность церкви и интегрировать её в систему государственного управления

3. Экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции посредством финансового поощрения отечественной промышленности, называется:
1) протекционизм
2) социализм
3) изоляционизм
4) либерализм

4. Россия была провозглашена империей в…
1) 1701 г.
2) 1721 г.
3) 1725 г.
4) 1764 г.

5. В результате победы в Северной войне Россия (указать неверный ответ):
1) подняла свой международный авторитет
2) получила надёжный выход к Балтийскому морю
3) стала гарантом существования Османской империи
4) значительно расширила экономические связи с европейскими странами

6. Следствием политики российских императоров эпохи «дворцовых переворотов» явилось:
1) ограничение сословных прав дворянства
2) расширение прав дворянства
3) в России был cформирован средний слой
4) расширение сословных прав крестьянства

7. Основным условием вступления на престол Анны Иоанновны было:
1) освобождение дворян от обязательной военной службы
2) сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками
3) назначение императрицей наследника
4) совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом
8. Уложенная комиссия в 1767 г. была созвана с целью:
1) создание нового законодательства
2) принятие конституции, ограничивающей власть монарха
3) решение аграрного вопроса
4) увеличение налоговых сборов с населения

9. Государство, которое подверглось разделу в конце XVIII в. между Пруссией, Австрией и Россией:
1) Венгрия
2) Речь Посполитая
3) Бессарабия
4) Швеция

10. Ведущей причиной заговора против Павла I явилась:
1) насильственная европеизация России, осуществляемая императором
2) разрыв союза царской власти с дворянством в результате тиранического правления императора
3) возвращение государственного курса к допетровским порядкам
4) реализация Павлом I мероприятий, направленных на ликвидацию крепостной зависимости

Раздел 4. История России в первой половине XIX в.
1. Понятие, возникшее в связи с политикой Александра I по крестьянскому вопросу…
1) приписные крестьяне
2) крестьянская община
3) вольные хлебопашцы
4) отрезки

2. 26 августа 1812 г. произошло сражение…
1) за Смоленск
2) у реки Березины
3) под Бородино
4) при Тарутино

3. Что из перечисленного являлось одной из причин победы русской армии в 1812 г.?
1) полный разгром армии Наполеона при Бородино
2) введение в России накануне войны всеобщей воинской повинности
3) разгром основных сил французской армии в генеральном сражении на границе в первые дни войны
4) успешное проведение Тарутинского марш-манёвра

4. В последнее десятилетие царствования Александра I Россия превратилась в опору монархических режимов в странах Европы вследствие участия в…
1) Священном союзе
2) Антанте
3) антифранцузских коалициях
4) Континентальной блокаде


5. «Русская Правда» П.И. Пестеля предполагала следующие преобразования:
1) переход к социализму через крестьянскую общину
2) решение земельного вопроса путем наделения лично свободных крестьян 2 десятинами земли
3) ликвидация самодержавия и крепостного права, установление конституционной монархии, сохранение помещичьей собственности на землю
4) уничтожение крепостничества и самодержавия, установление республики, введение на переходный период диктатуры Временного верховного правления

6. «Конституция» Н.М. Муравьева предусматривала...
1) переход к социализму через крестьянскую общину
2) установление диктатуры пролетариата
3) ликвидацию самодержавия и крепостного права, установление конституционной монархии, сохранение помещичьей собственности на землю
4) уничтожение крепостничества и самодержавия, введение республиканской формы правления

7. Создание Государственного совета, «Введения к уложению государственных законов», кодификация законодательства связаны с именем…
1) Е.Ф. Канкрина
2) Н.Н. Новосильцева
3) С.С. Уварова
4) М.М. Сперанского

8. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина была проведена в…
1) 1802 г.
2) 1830–1832 гг.
3) 1839–1841 гг.
4) 1897 г.

9. Укажите одну из причин поражения России в Крымской войне 1853–1856 гг.
1) неразвитость сети железных дорог
2) поражение русского флота в Синопском сражении
3) победа неприятельских войск в битве при Аустерлице
4) нежелание российского командования дать генеральное сражение на границе

10.Годы русско-персидских войн первой половины XIX столетия…
1) 1805 г., 1806–1807 г.
2) 1804–1813 гг., 1826–1828 гг.
3) 1806–1812 гг., 1828–1829 гг.
4) 1828–1829 гг., 1853–1856 гг.

Раздел 5. Российская империя во второй половине XIX в.
1. В 1861 г. в результате проведения Крестьянской реформы помещичьи крестьяне получили…
1) право выхода из общины с землей
2) полное освобождение от барщины и оброка
3) землю бесплатно
4) свободу от крепостной зависимости


2. Укажите даты, связанные с созданием в России органов местного самоуправления.
1) 1802 г., 1810 г.
2) 1864 г., 1870 г.
3) 1861 г., 1874 г.
4) 1839 г., 1897 г.

3. Форма крестьянского самоуправления, существовавшая в России во второй половине XIX в.
1) Дума
2) слобода
3) приход
4) волостной сход

4. Укажите как назывался в России в XIX в. разбогатевший крестьянин, использовавший наемный труд обедневших односельчан.
1) капиталистый
2) кулак
3) пролетарий
4) отходник

5. Автор Конституционного проекта в правление Александра II.
1) М.М. Сперанский
2) Н.Н. Новосильцев
3) М.Т. Лорис-Меликов
4) П.Д. Святополк-Мирский

6. Первая народническая организация в России.
1) «Освобождение труда»
2) «Земля и воля»
3) «Народная воля»
4) «Черный передел»

7. Политику, направленную на борьбу с «губительными последствиями» реформ 1860–1870-х гг. и получившую название контрреформ, проводил
1) Александр I
2) Александр III
3) Пётр III
4) Николай I

8. Айгунский и Пекинский договоры были заключены с…
1) Японией
2) Кореей
3) Китаем
4) Маньчжурией

9. Отмена запрета для России держать военно-морской флот в Черном море.
1) 1856 г.
2) 1871 г.
3) 1878 г.
4) 1908 г.

10.В состав Российской империи во второй половине XIX в. вошла территория…
1) Украины
2) Финляндии
3) Кокандского ханства
4) Крыма

Раздел 6. Россия в конце XIX – начале XX вв.
1. Процесс преобразований во всех сферах жизни общества и государства, существенно изменяющий традиционные устои и усиливающий темпы развития, называется…
1) индустриализация
2) модернизация
3) революция
4) социализация

2. Укажите какое из перечисленных событий произошло в царствование Николая II.
1) денежная реформа Е.Ф. Канкрина
2) создание организации «Земля и воля»
3) принятие Декрета о продовольственной диктатуре
4) начало Первой мировой войны

3. Отметьте основные сражения русско-японской войны.
1) Брусиловский прорыв; оборона Порт-Артура; взятие Карса
2) оборона Порт-Артура; сражение на р. Шахэ; Цуцисмское сражение
3) Синопское сражение; сражение у Чемульпо; сражение под Мукденом
4) сражение под Верденом; Шипкинское сражение; сражение под Мукденом

4. Отметьте результат революции 1905–1907 гг.
1) создание Государственной думы
2) ликвидация помещичьего землевладения
3) расширение прав национальных окраин
4) ликвидация монархии в России

5. Свержения самодержавия и установления диктатуры пролетариата добивалась партия…
1) эсеров
2) кадетов
3) социал-демократов (большевиков)
4) трудовиков

6. Попытку установить военную диктатуру в августе (сентябре) 1917 г. предпринял Верховный главнокомандующий Русской Армией генерал…
1) Л.Г. Корнилов
2) А.А. Брусилов
3) М.В. Алексеев
4) Н.В. Крыленко

Раздел 7. История советского государства в межвоенный период.

1. Декрет о мире, принятый II Всероссийским съездом Советов, содержал призыв к заключению мира без захвата одними государствами территорий других государств, т.е. к миру без
1) анклавов
2) метрополий
3) аннексий
4) концессий

2. Укажите что из ниже перечисленного можно отнести к последствиям роспуска большевиками Учредительного собрания в январе 1918 г.
1) начало Гражданской войны в России
2) падение Временного правительства
3) рост авторитета большевистской партии в России
4) введение новой экономической политики

3. Выберите из приведенного перечня причину перехода к нэпу.
1) завершение восстановительного периода после Гражданской войны
2) массовое недовольство политикой военного коммунизма
3) кризис хлебозаготовок
4) существование «ножниц цен» на продукцию сельского хозяйства и промышленности

4. Укажите положение, характеризующее индустриализацию 1930-х гг.
1) форсированное развитие тяжелой промышленности
2) финансирование за счет иностранных займов
3) приоритетное развитие легкой промышленности
4) ориентация на выпуск товаров массового потребления

5. Укажите событие отечественной истории, относящееся к 1930-м гг.
1) образование СССР
2) создание СЭВ
3) начало стахановского движения
4) ХХ съезд КПСС

Раздел 8. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.
1. Последствие советско-финляндской войны 1939–1940 гг.
1) исключение Финляндии из Лиги Наций
2) рост рабочего движения в западных странах в поддержку СССР
3) решение А. Гитлера об ускоренной подготовке войны против СССР
4) роспуск Коминтерна

2.Это сражение происходило с 5 июля по 23 августа 1943 г.
1) Курская битва
2) Битва за Днепр
3) Сталинградская битва
4) Битва за Москву

3. Называние операция по разгрому немецких войск под Сталинградом.
1) «Кутузов»
2) «Уран»
3) «Искра»
4) «Полководец Румянцев»


4. В ходе операции «Багратион» была освобождена …
1) Украинская ССР
2) Грузинская ССР
3) Белорусская ССР
4) Молдавская ССР


Раздел 9. СССР в 1950-е – 1980-е гг.
1. Год начала освоение целинных земель.
1) 1957 г.
2) 1954 г.
3) 1962 г.
4) 1985 г.

2. Конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики.
1) А.Н. Туполев
2) С.П. Королев
3) К.Э. Циолковский
4) С. В. Ильюшин


3. Понятие «развитое социалистическое общество» утвердилось, когда руководителем СССР был…
1) И.В. Сталин
2) Н.С. Хрущев
3) Л.И. Брежнев
4) М.С. Горбачев

4. К числу политических реформ, осуществленных в период перестройки в СССР, относится…
1) введение цензуры
2) учреждение съезда народных депутатов СССР
3) принятие новой Конституции
4) ликвидация многопартийности

5. Укажите положение, относящееся к концепции «нового политического мышления» в период «перестройки» в СССР.
1) утверждение принципа пролетарского интернационализма в международных отношениях
2) признание руководящей роли СССР в отношениях с социалистическими странами
3) тезис о необходимости усиления ядерной мощи СССР
4) отказ от идеи раскола мира на две системы

Раздел 10. Россия в 1990-е–начале 2000-х гг.
1. Декларация о государственном суверенитете России была принята…
1) 12 июня 1990 г.
2) 18 августа 1991 г.
3) 3 октября 1993 г.
4) 12 декабря 1993 г.

2. Авторами программы «500 дней» были…
1) Е.Т. Гайдар, С.В. Степашин
2) Н.И. Рыжков, Е.М. Примаков
3) Г.А. Явлинский, С.С. Шаталин
4) В.С. Черномырдин, С.В. Кириенко

3. Референдум о судьбе Советского Союза был проведен…
1) в мае 1989 г.
2) в марте 1991 г.
3) в декабре 1993 г.
4) в декабре 1999 г.

4. Укажите где были подписаны соглашения о роспуске СССР.
1) в Хасавюрте
2) в Беловежской пуще
3) в Ново-Огарево
4) в Форосе

5. Выберите, что из перечисленного было одним из последствий распада СССР.
1) рост промышленного производства России
2) укрепление обороноспособности России
3) переход к радикальным рыночным реформам в России
4) развитие гонки вооружений

6. Политика полной отмены государственного контроля за ценами, проведенная Е.Т. Гайдаром в 1992 г., получила образное название…
1) «оттепель»
2) «шоковая терапия»
3) «разрядка»
4) «новое мышление»

7. Укажите что из названного относилось к событиям противостояния законодательной и исполнительной власти в России в октябре 1993 г.
1) заключение мирного соглашения о преодолении кризиса
2) издание указа о восстановлении власти Советов
3) штурм Белого Дома в Москве
4) проведение массовых демонстраций по всей стране


8. Крупные административно-территориальные единицы, созданные в мае 2000 г. …
1) федеральные округа
2) субъекты Российской Федерации
3) республики
4) автономные области

9. Председателем правительства Российской Федерации в 2008–2012 гг. являлся…
1) Д.А. Медведев
2) В.В. Путин
3) Е.Т. Гайдар
4) В.А. Зубков

10.Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии в…
1) 1991 г.
2) 1994 г.
3) 2004 г.
4) 2008 г.




Часть 2. Практические задания по дисциплине «История России».

1. Определите о ком идет речь в ниже приведенных высказываниях историков и публицистов.

В.О. Ключевский.
«Вместо дружбы со всеми державами она в 34 года своего правления перессорила Россию почти со всеми крупными государствами Западной Европы и внесла в нашу историю одно из самых кровопролитных царствований».
Ответ_____________________________________________________________¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬___________

Екатерина II

С.М. Соловьев.
«По воцарении … просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства… Военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но выполнять считался лучшим».
Ответ________________________________________________________________________

Николай I

Н.В. Давыдов.
«В истории человечества редко встречаются столь величественные картины коренного, но мирного преобразования государства… чем та, которую явила из себя эпоха “великих реформ” царствования …».
Ответ________________________________________________________________________

Александра II

А.Н. Боханов
«Об этом русском царе написано и сказано невероятно много. Если же приглядеться ко всем этим суждениям и умозаключениям, то нельзя не заметить две главные тенденции, два основных подхода, которые условно можно обозначить как уничижительно-критический и апологетический. В первом случае на … возлагают главную ответственность за крушение монархии и России; его обвиняют в неумении владеть ситуацией, в неспособности понять нужды времени, потребности страны и осуществить необходимые преобразования для предотвращения нарастания напряженности… Другая мировоззренческая тенденция прямо противоположна первой и оценивает этого монарха в превосходных степенях, приписывая ему множество благих дел, чистоту помыслов и величие целей. Его жизнь — это крестный путь России, это — судьба истинного православного христианина…»
Ответ________________________________________________________________________

Николай II

Ф. Бурлацкий.
«Он осудил тиранию, но не затронул авторитарной власти. Он отверг культ личности, но в значительной степени сохранил систему, которая его породила…Он так и не преодолел слепой веры в государство, вернее в государственный социализм. Он… был убежден, что именно государство, централизм, спущенный сверху план, приказ, указание – это и есть главные преимущества социализма перед капитализмом…».
¬ Ответ________________________________________________________________________

Н.С. Хрущев


2. Соотнесите имена героев и деятелей Великой Отечественной войны и документальные свидетельства о них.

1.И.В. Панфилов


А) нарком иностранных дел, заместитель председателя ГКО, член Ставки Верховного Главнокомандования.
2.А.М. Матросов


Б) командир 316-й стрелковой дивизии, в ходе Московской битвы державший оборону западнее Волоколамска (погиб 18 ноября 1941 г.).
3.Г.К. Жуков В) стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина, трагически погиб в феврале 1943 г. закрыв своей грудью амбразуру немецкого дзота.
4.З.А. Космодемьянская Г) в разное время являлся командующий Резервным, Ленинградским и Западным фронтами; с августа 1942 г. являлся заместителем Верховного Главнокомандующего.
5. В.М. Молотов Д) красноармеец диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта (трагическая гибель в немецком тылу осенью 1941 г.). Посмертная награда – Герой Советского Союза.
1._________
2._________
3._________
4._________
5._________


1. Б;
2. В;
3. Г;
4. Д;
5. А.


3. Укажите понятия определения, которых приведены ниже.

1). ____Анексия___________________________¬¬¬_______ – насильственное присоединение одним государством территории (или ее части) другого государства.
2). __________________Местиничество_____________¬¬¬_______ – система распределения служебных мест, основанная на принципе «породы», т.е. с учетом происхождения и служебного положения предков и личных заслуг человека. Отменено в 1682 г.
3). _______________Полюдье________________¬¬¬_______ – в Киевской Руси объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани.
4). ______________ «Бунташный век»_______________¬¬¬_______ – так называли современники XVII в. в истории России время различных народных движений: двух крестьянских войн (И. Болотникова, С. Разина), Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648 – 1650 гг., Медного бунта 1662 г., восстания 1682 г. («Хованщина») в Москве, стрелецких бунтов.

5). ________Мануфактура_______________________¬¬¬_______ – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике; вторая после простой кооперации стадия в историческом процессе становления промышленного производства.
4. Прочтите отрывок из сочинения историка. Ответьте на вопросы и выполните задания, приведенные ниже.
«В июле … царь созвал у себя свою Боярскую думу и совет патриарха («освященный собор») и совещался с ними о том, что надо сделать, чтобы водворить порядок и правосудие в государстве, чтобы «всяких чинов людям, от большого и до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна». И было решено поручить боярину князю Н.И. Одоевскому с четырьмя помощниками собрать все старые законы, дополнительные к нему указы (которых накопилось много за сто почти лет) и статьи из Кормчей книги. Все эти законы надлежало привести в порядок и систему, исправить и дополнить их и таким образом составить из них новый полный свод. Предполагалось, что, когда кн. Одоевский окончит собирание старых законов, в Москве соберется Земский собор и “общим советом” обсудит его труд, дополнит и утвердит его. Земскому собору велено было собраться в Москву к 1 сентября.
Таким образом, молодой государь хотел утвердить правосудие и лучшие порядки, дав народу новый свод законов. Эта мысль была очень разумною и правильною. Народ тогда не знал тех законов, по которым должен был жить и судиться; это-то главным образом и помогало беззаконию дьяков и воевод. Старый Судебник не был напечатан; его можно было только списывать, и поэтому мало кто его знал. Еще меньше знали Кормчую, которая была так велика, что ее было трудно переписать. Что же касается до дополнительных к Судебнику указов, то их никто не знал, кроме чиновников, потому что указы обыкновенно народу не объявлялись, а только записывались в «указанные книги» московских приказов. В таких условиях дьяки и судьи вертели делами, как хотели, одни законы утаивали, а другие толковали вкривь; проверить же их никто не имел возможности. К такому порядку и относилась старая едкая поговорка: «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Привести в порядок старые законы, сделать из них один свод и напечатать его в общее сведение было делом очень нужным. А кроме того, необходимо было и пересмотреть законы по их содержанию, улучшить их и дополнить, чтобы они лучше соответствовали нуждам и желаниям населения. Все это и решено было сделать “общим советом” на Земском соборе».
Вопросы и задания:
1) Как называется новый свод законов, о котором идет речь в отрывке? В каком году он был принят?
2) Укажите имя царя, при котором происходили описываемые события.
3) Приведите причины, по которым стало необходимо принимать новый свод законов. Используя текст, укажите не менее трех объяснений.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 : В. А. Скубневский, Т. Н. Соболева История России с древнейших времен до конца XIXв.: учеб. пособие: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/445
Л1.2 под ред. В. Н. Разгона История России ХХ – начало XXI в.: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/790
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева, В.И. Отечественная история : учебное пособие Томск : Эль Контент, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208705
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» biblioclub.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Оснащенность учебного процесса программными продуктами
(компьютерный класс исторического факультета, общеуниверситетские классы)

№ Наименование № лицензионного соглашения / договора
1 Microsoft Office Professional 2003 1991936
2 Microsoft Office 2010 Professional Plus 61035295, 60674616
3 Microsoft Office 2007 Professional Plus 47774402
4 Adobe Creative Suite 5 Design Premium Adobe: order number: WS-905-L
5 Corel Draw X4, Corel Draw X5 Corel: order number 4087317, 3064780
6 IBM SPSS Statistics 20 S120504
7 MapInfo 11 Professional Электронные поставки
8 Abbyy Lingvo X5 Сертификат без номера
6.4. Перечень информационных справочных систем
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
Всемирная история: http://historic.ru/books/
Интернет-библиотека Гумер: http://www.gumer.info
История государства: http://statehistory.ru/list/
История России: http://www.historymffl.com/A/16_konsult/01_kons.htm
Материалы по русской истории: http://www.magister.msk.ru/library
Книжная поисковая система: http://www.ebdb.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе изучения дисциплины «История России» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 10 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами.
Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (52 часа лекционных и 24 часа практических занятий) и самостоятельной работы студентов (5 часов). Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к семинарским занятиям, при написании письменных работ в форме эссе, осуществлении периодического контроля путем решения тестов и исторических загадок к каждому семинарскому занятию, представленных на платформе Moodle. Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой.
Итоговая экзаменационная аттестация осуществляется в форме устного экзамена или тестирования, структурированного по крупным хронологическим периодам курса, а также выполнения практических заданий по всему курсу, за счет дополнительного времени сверх аудиторной нагрузки.
Методологические основы изучения. Цивилизационный подход к структурному построению курса. Россия в системе мировых цивилизаций, характерные черты ее цивилизационного развития.
Понятийный аппарат курса. Ведущие понятия, используемые при изучении истории России с древнейших времен до начала XXI столетия, представлены в разделе «Глоссарий» на платформе Moodle.
Хронологические рамки курса охватывают период истории России с древнейших времен до начала XXI в. Хронология курса представлена на платформе Moodle.