МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология животных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 0 64 0
Итого 108 44 108 44

Программу составил(и):
Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология животных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать научные представления о структуре взаимоотношений животных и воздействующих на них факторов среды, либо факторов, находящихся под влиянием животных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-5 способностью применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности взаимодействия отдельных экологических групп животных и среды;
Экологические модели динамики численности животных;
Видовой состав и особенности размещения видов разных классов позвоночных животных по территории региона.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выявлять структуру сообществ;
Определять виды-индикаторы сообществ;
Выделять основные биотопы и стации для дифференциации экологических групп и фаунистических группировок животных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами определения численности разных экологических групп;
Методами определения допустимой нагрузки на ресурсные виды;
Понятийным аппаратом современной систематики, фаунистики, биогеографии и экологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экология особей (организм и среда).
1.1. Роль абиотических факторов в поведении, формообразовании, географическом распространении животных Лекции 7 2 СПК-5 Л1.5
1.2. Температура среды и теплообмен животных, эколого-морфо- физиологичекие приспособления гомойотермных и пойкилотермных животных Лекции 7 1 СПК-5 Л1.2
1.3. Влажность среды и водный обмен животных. Совместное действие температуры и влажности Лекции 7 1 СПК-5 Л1.4
1.4. Кислород и газообмен в разных средах Лекции 7 2 Л1.4
1.5. Совокупное действие абиотических и биотических факторов, морфофизиологические и популяционные механизмы адаптации животных Лекции 7 2 СПК-5 Л1.1
1.6. Эколого-морфо-физиологические приспособления позвоночных разных экологических групп к обитанию в свойственных им биоценозах. Лабораторные 7 4 СПК-5
1.7. Роль нервной системы и высшей нервной деятельности во взаимодействии животных со средой. Основные абиотические факторы среды и их влияние на жизнедеятельность животных в разных природных зонах. Лабораторные 7 4 СПК-5
Раздел 2. Вид как экологическая система.
2.1. Территориальные группировки, их происхождение, специфика свойств, степень изолированности. Статистические показатели. Лекции 7 2 СПК-5 Л1.2
2.2. Общие причины колебаний численности. Популяционный гомеостаз. Популяционные механизмы адаптации животных. Лекции 7 2 СПК-5 Л1.5
2.3. Особенности строения животных разных экологических групп. Лекции 7 1 СПК-5 Л1.2
2.4. Экологическая пластичность – возрастные половые, социальные, видовые особенности. Структура популяций (пространственная, этологическая, демографическая) на примере животных Алтайского края. Лекции 7 1 СПК-5 Л1.3
Раздел 3. Взаимодействие между видами (популяциями).
3.1. Выявление разных типов межвидовых взаимодействий и их классификация. Лекции 7 1 СПК-5 Л1.2
3.2. Межвидовая конкуренция. Лекции 7 1 Л1.5
3.3. Взаимоотношения типа хищник-жертва. Лекции 7 1 СПК-5 Л1.5
3.4. Редуценты и детритофаги. Лекции 7 1 СПК-5 Л1.4
3.5. Мутуализм, формы и его значение в природе. Лекции 7 1 СПК-5 Л1.4
3.6. Экологическая ниша: понятие и проблемы. Правило (закон) Гаузе. Лекции 7 1 СПК-5 Л1.1
3.7. Особенности экологии разных групп животных в биоценозах Алтайского края. Лабораторные 7 4 СПК-5
3.8. Фабрические связи птиц дуплогнездников. «Квартиранство» птиц (норные животные, гнезда птиц и пр.). Биоценотическая роль животных лесной подстилки. Лабораторные 7 4 СПК-5
Раздел 4. Охрана сообществ и видов животных.
4.1. Экологические основы рационального ведения хозяйства по пути сохранения и увеличения продуктивности сообществ. Понятия: редкий и уязвимый вид. Лабораторные 7 4 СПК-5
4.2. Привлечение птиц разных экологических групп: методы, способы и приемы Лабораторные 7 4 СПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Основные направления экологии животных. Понятия фактор и ресурс.
2. Адаптации пойкилотермные животных к низким и высоким температурам. Сумма положительных температур.
3. Функциональные особенности гомойотермные организмы в поддержании постоянной температуры тела.
Обратимая гипотермия.
4. Особенности водно-солевого обмен у пресноводных и морских животных как условия существования в водной
среде. Экологические группы.
5. Основные способы и формы адаптаций животных к вневодной среде. Влажность и её экологическое значение.
6. Кислород как фактор существования в различных средах. Основные адаптации у водных и наземных
организмов.
7. Механизм дыхания у птиц и его значение. Гипоксия и уровни адаптаций к ней.
8. Почва как особый экологический фактор.
9. Основные климатические факторы. Снежный покров и его значение.
10. Правило оптимума. Правило двух уровней адаптации.
11. Концепция «Экологическая ниша».
12. Состав и структура популяций. Разнообразие популяций.
13. Расселение и его значение для популяции (вида).
14. Типы таблиц выживания (доживания), их значение.
15. Модели кривых выживания и их особенности.
16. Экспоненциальная и логистическая модели роста численности. Равновесная плотность.
17. Типы колебаний численности, автоколебания, лаг-эффект.
18. Типы экологических стратегий.
19. Межвидовая конкуренция. Логистическая модель Лотки-Вольтерры-Гаузе.
20. Принцип (правило) Гаузе. Понятие экологическая ниша, подходы и проблемы.
21. Основные формы конкуренции.
22. Логистическая модель хищник – жертва.
23. Взаимодействие животного (хищника) и растения. Компенсация у растений.
24. Типы функциональных ответов хищников.
25. Ширина спектра питания. Эврифаги, специалисты. Понятие коэволюции.
26. Детритофагия и особенности ресурсов. Копрофагия, её значения.
27. Мутуализм и его значение.
28. Устойчивость и эволюция сообществ.
29. Описание состава сообществ: видовое разнообразие и ранговое распределение обилия.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Организм и факторы среды.
Организация популяции.
Популяционные взаимодействия.
Структура сообщества.
Проблемы охраны животных региона.
Видовое разнообразие и ранговое распределение обилия.
Подходы в оценки ущерба (вреда) на разные группы животных.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Критерии оценивания по оценочному средству 1 - разработка и защита доклада с презентацией
Критерии оценивания Количество баллов (вклад в рейтинг)
Постановка целей и задач 1
Соответствие содержания доклада поставленному вопросу 4
Соблюдение регламента времени 1
Наличие и качество презентации 2
Наличие заключения/выводов 2
Максимальный балл 10
4.2.2. Критерии оценивания по оценочному средству 2 – защита опорного конспекта
(требования к составлению опорного конспекта описаны в методических рекомендациях)
Критерии оценивания Количество баллов (вклад в рейтинг)
Лаконичность и структурность 1
Акцентирование и унификация 1
Автономия и оригинальность 1
Взаимосвязь 1
Максимальный балл 4
Критерии оценивания по оценочному средству 3 – защита тестовых заданий
(требования к составлению тестовых заданий описаны в методических рекомендациях)
Критерии оценивания Количество баллов (вклад в рейтинг)
Количество тестовых заданий 3
Соответствие требованиям оформления и уровень сложности тестовых заданий,
разнообразие форм ТЗ
Максимальный балл 7
Критерии оценивания по оценочному средству 4 – определение степени коммуникабельности в процессе коллективного способа обучения
Критерии оценивания Количество баллов (вклад в рейтинг)
Актуальность 2
Оформление проекта 3
Защита проекта 4
Максимальный балл 9
Критерии оценивания по оценочному средству 5 – составление библиографического списка по одной из тем курса
Критерии оценивания Количество баллов (вклад в рейтинг)
Соответствие литературных источников теме 2
Анализ одной из монографий 4
Соотношение научной и занимательной литературы в библиографическом списке 2
Число источников в библиографическом списке 2
Максимальный балл 10
2) Критерии оценивания по оценочному средству № 6 – контрольный срез
Критерии оценивания Количество баллов (вклад в рейтинг)
Правильные ответы на 90% вопросов 5
Правильные ответы на 80% вопросов 4
Правильные ответы на 50% вопросов 3
Максимальный балл 5
Фонд оценочных средств для текущей аттестации.
1). Темы для докладов с презентацией и опорных конспектов:
Тема 1. Физико-географическая характеристика природных условий Западной Сибири.
Тема 2. Процессы формирования многообразия животных: основные причины и закономерности.
Тема 3. Основы систематики животных.
Тема 4. Биоразнообразие животных надкласса Pisces и класса Cyclostomata континентальных водоёмов Западной Сибири.
Тема 5. Земноводные и пресмыкающиеся Западной Сибири.
Тема 6. Биологическое разнообразие птиц Западной Сибири.
Тема 7. Биоразнообразие млекопитающих Западной Сибири.
Тема 8. Сохранение животных на особо охраняемых природных территориях Западной Сибири.
Тема 9. Охрана и воспроизводство промысловых животных на территории Западной Сибири.
Тема 10. Особо охраняемые виды животных и стратегия их сохранения на территории Западной Сибири.
Фонд оценочных средств включает: вопросы к контрольному срезу (оценочное средство № 6).
2) Контрольные вопросы для контрольного среза (оценочное средство №6).
1. Какие закономерности определяют распределение костистых рыб в бассейне Оби?
2. Каковы причины высокого уровня биоразнообразия птиц на территории Западной Сибири?
3. Чем обосновывается введение в биологию политипической концепции вида?
4. В чём состоит целесообразность проявления полового диморфизма у представителей надкласса Tetrapoda?
5. Каким образом видом (популяцией) используется пространство (территория, акватория) как ресурс?
6. Миграции и расселение организмов в пространстве (теоретические и практические аспекты).
7. Внутривидовая изменчивость, формы изменчивости. Механизмы репродуктивной изоляции. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое
видообразование. Современные представления о способах видообразования.
8. Человек дарует имя: объективность и субъективность науки систематики.
9. С какими причинами связан низкий уровень видового разнообразия земноводных и пресмыкающихся на территории Западной Сибири?
10. Опишите основные пути формообразования птиц на территории Северной Евразии.
11. Покажите основные закономерности размещения и особенности биологии одного из видов земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих на территории
Западной Сибири.
12. В связи, с какими причинами виды животных попадают на страницы Красных книг МСОП. РФ, региональных?
13. Какое значение имеют ООПТ в сохранении особо охраняемых видов животных на территории Звападной Сибири?
14. Каким законам починяется размещение видов животных внутри ареала?
15. В чем состоят особенности охоты и охотничьего хозяйства на территории Азии?
16. Каковы основные пути международной стратегии сохранения биоразнообразия?
17. Какие причины лежат в основе динамики границ ареалов животных в последние полтора столетия?
18. Ключевые орнитологические территории – почему они так важны?
19. Какими лимитирующими факторами определяется низкая численность и плотность поселения соколообразных птиц и с чем связан высокий уровень их видового
разнообразия на страницах Красных книг?
20. Высокий уровень специализации вида – это положительное или отрицательное состояние для его существования?
21. В чём заключается биологическая целесообразность зимней спячки у животных, и каковы механизмы, обеспечивающие её реализацию?
22. За счет, каких морфофункциональных и этологических адаптаций реализуется способность птиц и млекопитающих к поддержанию постоянной температуры тела?
23. Основные законы влияния факторов среды на организмы: закон оптимума, Либиха, толерантности, взаимодействия факторов и др. Понятия акклиматизации, преферендума, экологической валентности.
24. Климатические адаптации человека и животных (реакции на перегрев и охлаждение).
25. В чем сущность миграций животных и их значение для расселения в пространстве?
26. Перечень охотничье-промысловых видов млекопитающих и охота на них в пределах региона.
27. Охотничье-промысловые виды птиц Алтайского края и ведение охотничьих мероприятий на территории региона.
28. Анализ состояния популяций особо уязвимых видов животных (птиц или млекопитающих) на территории Алтайского края.
29. Надвиды и виды-двойники в авифауне Западной Сибири.
30. Меры охраны и воспроизводства промысловых животных на территории Алтайского края.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Формозов А.Н. Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обинания: Изд-во М.: Наука, 1976.
Л1.2 Т.А. Дауда, А.Г. Кощаева Экология животных : учебное пособие Лань, 2015
Л1.3 Н.Д. Овчаренко, О.Г. Грибанова Биология животных : учебное пособие Из-во АГАУ, 2012
Л1.4 Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К Экология: особи, популяции и сообщества. В 2-х томах, Т. 1. : М.: Мир,, 1989
Л1.5 Шилов И.А. Экология: учебник М.: Юрайт, 2011 53
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Biodiversity Pro, Oriana, TRIm.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru
http:// www.zoomet.ru
http:// www.biodat.ru
http://www.infanata.com/category/science/
http://www.altayohota.ru
http://www.ecolife.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

мультимедийное оборудование;
линейки, штангенциркули, лупы, пинцеты, препаровальные иглы;
коллекции животных;
справочные материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Критерии выставления отметки по дисциплине
Курс представляет собой использование новых образовательных технологий, таких, как: элементы модульно-рейтинговой
системы. Модульно-рейтинговая система предполагает, что студент для получения положительной оценки по данной
дисциплине (зачет) должен набрать от 60 до 100 баллов. Студент, набравший менее 60 баллов, получает
неудовлетворительную оценку.
Баллы присуждаются по результатам работы на семинарских занятиях (до 5 баллов за каждое занятие), по итогам
промежуточных аттестаций (до 5 балов за каждую), за написание реферата по курсу (до 10 баллов), за участие в групповой
научно-исследовательской работе по одному из разделов (доклад, до 10 баллов), за выполнение индивидуальных
практических заданий составление презентаций по методам исследования и по этническим особенностям (от 5-15) за
посещение в ходе изучения дисциплины (от 0 до 5 баллов). Ответ на зачете дает студенту от 0 до 40 баллов.
Оценивание выполненных заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик этнопсихологического
исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных
источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью
При проведении итогового контроля в форме зачёта:
Отметка «зачтено» выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных
программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за
семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы
письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
«Зачтено» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий
предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило,
«зачтено» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их
самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
возможны незначительные погрешности при выполнении заданий, которые могут быть устранены, на основе имеющихся
знаний, студентом под руководством преподавателя;
«Не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала,
допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не выполнившему весь
объем предъявляемых заданий для итоговой аттестации по дисциплине. Как правило, оценка «не зачтено» ставится
студентам, которые не могут под руководством преподавателя с опорой на самостоятельные знания по изучаемой
дисциплине исправить допущенные ошибки, не могут приводить примеры, раскрывающие изложенный вопрос, не могут
применить знания на практическом опыте, не владеют свободно терминами а области раскрываемого вопроса.
Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или
индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки
формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной
форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за
проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации,
за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных
программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за
семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы
письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический
комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям
следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по
изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой
информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-
практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы.
Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе
самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и
приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать
соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании
рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса.
Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий,
рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической
литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в
соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть
оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие
обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и,
возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить
степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе
«заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить
возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка,
предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем
реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании
семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно
освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при
освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно
выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени
на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами
АлтГУ. Подготовка домашнего зада-ния предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и
формирова-ния собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследова-ния);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных
источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематиче-ское и глубокое знание
учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший
основную и знакомый с дополнительной литерату-рой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично»
выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой
профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного
материала;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала,
успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в
программе. Как правило, оценка «хоро-шо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по
дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной ра-боты и
профессиональной деятельности;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в
объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением
заданий, предусмотренных программой, знако-мый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило,
оценка «удовлетво-рительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при вы-полнении
экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-
программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить
к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».