МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зоогеография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Мацюра А.В.

Рецензент(ы):
Яковлев Р.В.

Рабочая программа дисциплины
Зоогеография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Зоогеография» является формирование целостного
представления о фауне Земли и ее структуре. Освоение дисциплины предполагает:
- изучение ареалов определенных видов;
- изучение закономерностей формирования фаун под влиянием природных и
антропогенных факторов;
- формирование экологического образа мышления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-5 способностью применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы зоогеографии;
Особенности формирования фауны Земли под влиянием климатических и геофизических процессов;
Особенности формирования фауны Земли под влиянием антропогенных процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять свои знания на практике, уметь осуществлять биогеографическое районирование территорий;
Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе деятельности;
Обрабатывать полученные результаты, анализировать их с учетом имеющихся данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Принципами зоогеографического районирования и типизации животного населения;
Комплексом полевых и лабораторных исследований;
Приемами картографии, компьютерной обработки дапнных и моделирования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в зоогеографию.
1.1. Зоогеография как часть биогеографии Лекции 8 2 СПК-5 Л1.1
1.2. Геологическая история Земли Лекции 8 2 СПК-5 Л2.2
1.3. Геологическая история земли Лабораторные 8 4 СПК-5
1.4. Геологическая история земли Сам. работа 8 10
Раздел 2. Общая характеристика океанической и материковой фауны
2.1. Островная фауна Лекции 8 2 СПК-5 Л2.3, Л2.1, Л2.6
2.2. Океаническая фауна Лекции 8 2 СПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Островная фауна Лабораторные 8 4 СПК-5
2.4. Океаническая фауна Лабораторные 8 4 СПК-5
2.5. Океаническая фауна Сам. работа 8 16
Раздел 3. Характеристика основных зоогеографических областей.
3.1. Нотогейская суша Лекции 8 2 СПК-5 Л1.1
3.2. Палеогейская суша Лекции 8 2 СПК-5 Л2.3
3.3. Неогейская суша Лекции 8 2 СПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.1
3.4. Арктогейская суша Лекции 8 2 СПК-5 Л1.1
3.5. Нотогейская суша Палеогейская суша Лабораторные 8 4 СПК-5 Л2.2, Л2.6
3.6. Неогейская суша Арктогейская суша Лабораторные 8 4 СПК-5 Л2.2
3.7. Неогейская суша Арктогейская суша Сам. работа 8 16
Раздел 4. Зоогеографическое районирование Алтайского края
4.1. Зоогеографическое районирование Алтайского края Лекции 8 4 СПК-5 Л2.7, Л2.5
4.2. Зоогеографическое районирование Алтайского края Лабораторные 8 4 СПК-5 Л2.4, Л2.6, Л2.5
4.3. Зоогеографическое районирование Алтайского края Сам. работа 8 22

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Зоогеография как наука, ее задачи.
2. Вклад русских ученых в развитие зоогеографии (экспедиции Беринга, Палласа, Миддендорфа и др.)
3. Экологические факторы, влияющие на распространение воздушных животных.
4. Значение температурного фактора для расселения животных.
5. Особенности существования животных в пустыне.
6. Правила Бергмана, Аллена и Глогера
7. Экологической подразделение биосферы. Биотоп. Биологические типы животных. Понятие аналогии и гомологии и зоогеографии.
8. Экологические факторы, влияющие на распределение животных в море.
9. Естественные экологические области моря.
10. Условия существования животных в литорали.
11. Адаптации животных к существованию в условиях пелагиали.
12. Условия существования животных в абиссали.
13. Животный мир мангровых зарослей.
14. Понятие об ареале.
15. Формы ареала и типы его границ.
16. Понятие о викариате.
17. Понятие об эндемиках, неоэндемиках и палеоэндемиках.
18. Разорванные ареалы и их происхождение.
19. Способы расселения животных.
20. Биологические преграды.
21. Человек как зоогеографический фактор.
22. Характеристика фауны Новозеландской области.
23. Фауна Австралийской области.
24. Неотропическая область.
25. Характеристика Патагонской области.
26. Характеристика Карибской области.
27. Характеристика фауны Восточно-азиатской области.
28. Характеристика Европейско-Сибирской области.
29. Область ДревнегоСредиземья.
30. Характеристика Эфиопской и Мадагаскарской областей.
31. Характеристика Индо-Малайской области.
32. Полинезийская область.
33. Общая характеристика фауны Неарктики.
34. Характеристика Канадской области.
35. Характеристика Сонорской области.
36. Зоогеографическое расчленение мирового океана.
37. Фаунистической расчленение литорали.
38. Индо-Пацифическая область литорали.
39. Тропико-Атлантическая область литорали.
40. Бореальный регион литорали.
41. Антибореальный регион литорали.
42. Фаунистическое расчленение пелагиали.
43. Фаунистическое расчленение абиссали.
44. Зоогеографическое районирование суши.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Основные задачи зоогеографии
2.Основные понятия зоогеографии
3.Разнообразие современных организмов
4.Закономерности географического распространения организмов и их комплексов
5.Факторы распространения организмов
6.Фауна травянистых сообществ прерий Северной Америки
7.Фауна травянистых сообщества степей Евразии
8.Широколиственные и смешанные леса умеренных широт Северной Америки и их фауна
9.Хвойные и мелколиственные бореальные леса Северной Америки и их фауна.
10.Тундры и приполярные пустоши Северной Америки и их фауна.
11.Фауна высокогорья материков.
12.Индо-Малайская область. Границы. Природные зоны.
13.Особенности животного населения и фауны Индо-Малайской области.
14.Эфиопская область. Границы. Природные зоны.
15.Особенности животного населения и фауны Эфиопской области.
16.Мадагаскарская область. Границы. Природные зоны. Фауна.
17.Австралийская область. Границы. Природные зоны.
18.Особенности животного населения и фауны Австралийской области
19.Антарктида. Границы. Животное население материка.
20.Неотропическая область. Границы. Природные зоны.
21.Особенности животного населения и фауны Неотропической области.
22.Голарктическая область. Границы. Природные зоны.
23.Особенности животного населения и фауны Голарктической области.
24.Фауна тундры Евразии.
25.Фауна тайги Евразии.
26.Фауна широколиственных и смешанных лесов Евразии.
27.Фауна степи и пустынь Евразии.
28.Фауна горных стран Евразии.
29.Основные разделения океанической фауны.
30.Зоогеографическое районирование мирового океана.
31.Моря юга России.
32.Северные моря России.
33.Моря арктического бассейна.
34.Дальневосточные моря.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для контрольной работы

1. Что традиционно понимают под зоогеографией?
2. Как соотносится зоогеография с другими научными дисциплинам?
3. Чем отличаются зоогеография и геозоология?
4. В чем суть топологическгого, хоролологического и типологического подходов?
5. Что понимается под типами населения животных?
6. В чем особенности факторного подхода в зоогеографии?
7. Как реализуется системный подход к анализу населения животных?
8. Что в зоогеографии понимается под пространственно-временным континуумом населения?
9. По каким критериям ведется классификация животного населения в зоогеографии?
10. Что такое мониторинг разнообразия животных?
11. Каким требованиям должен соответствовать географический мониторинг?
12. Каким образом составляются карты местообитаний?
13. Какие основные термины используются в факторной зоогеографии?
14. Сколько выявлено типов пространственной организации населения животных?
15. Какие группы факторов предлагаются при построении простейшей модели животного населения?

Вопросы к коллоквиуму.
Тема: Введение в зоогеографию. Геологическая история Земли

1.Определение зоогеографии как науки, её цель и задачи.
2. История развития зоогеографии.
3. Распространение животных в литосфере, атмосфере и гидросфере. Понятия ареала, стации.
4. Виды фаун. Эндемики, автохтоны, аборигены, реликты, космополиты.
5. Экологический и систематический викариат.
6. Центры происхождения и расселения видов и других таксонов.
7. Основные методы зоогеографии.
8. Практическое значение зоогеографических исследований.
9. Геохронологическая таблица. История материков и морей Земного шара.
10.Краткая история животного мира Земли (эволюция фаун в палеозое и мезозое; кайнозой: третичный период, четвертичный период).

Тема: Океаническая и материковая фауны

1.Топологические зоны Мирового океана.
2.Экологические зоны Мирового океана, их фауна.
3. Зоогеографические области Мирового океана, их фауна.
4.Сложности районирования Мирового океана.
5.Методы изучения и принципы классификации материковой фауны.
6.Первостепенные зоогеографические области.
7. Экологические принципы классификации зоогеографических подобластей

ИС-7. Примерная тематика исследовательских проектов
Ареалогический анализ териофауны Алтайского края
Ареалогический анализ орнитофауны Алтайского края
Ареалогический анализ ихтиофауны Алтайского края
Ареалогичекий анализ амфибий и рептилий Алтайского края
Ареалогический анализ энтомофауны Алтайского края
Ареалогический анализ фауны водных беспозвоночных Алтайского края
Тенденции изменения фауны Алтайского края
Влияния оледенений на историю формирования фауны Алтайского края
Анализ жизненных форм млекопитающих Алтайского края
Анализ жизненных форм птиц Алтайского края
Анализ жизненных форм перепончатокрылых Алтайского края
Анализ жизненных форм двукрылых Алтайского края
Анализ жизненных форм чашуекрылых Алтайского края
Анализ жизненных форм жесткокрылых Алтайского края
Влияние глобального потепления климата на фауну Алтайского края

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Абдурахманов Г.М., Криволуцкий Д.А., Мяло Е.Г., Огуреева Г.Н. Биогеография: учеб. для вузов М.: Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов М.: Академия, 2001 15
Л2.2 Зоогеографическая карта мира: Интерактивное наглядное пособие М.: Дрофа, 2006
Л2.3 Лопатин И .К Зоогеография: М.: Выш. шк, 1989 50
Л2.4 Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002
Л2.5 В. А. Балашева [и др.] Красная книга Алтайского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Том 2.: Книга Барнаул: ОАО «ИПП «Алтай», 2006 http://putevoditel-altai.ru/Risunci/20/tituly.pdf
Л2.6 Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии: М.: Изд-во МГУ, 1987 28
Л2.7 Ревякина, Надежда Васильевна География Алтайского края: учебное пособие АГУ, 2004 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Зоогеография Богданов И. И.. Геоэкология с основами биогеографии: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.:Флинта,2011. -210с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83074
Э2 Зоогеография Харченко, Н.А. Харченко. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2015. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/58168 — Загл. с экрана.
Э3 Зоогеография Машкин, В.И. Методы изучения охотничьих и охраняемых животных в полевых условиях. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 432 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/12969 — Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
Набор прикладных компьютерных программ MicrosoftOffice, Windows MediaPlayer.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Наука. Новости биологии sci-lib.com/biology
Животные и природа www.natura.spb.ru
Портал естественных наук www.e-science.ru/biology/
Проект «Вся биология» www.sbio.info
Мегаэнциклопедия о животных zooclub.ru
Общая биология biology.asvu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стационарный мультимедийный проектор, ноутбук, выход в сеть "Интернет", доска аудиторная, экран 2,5х1,75, аудио и видео оборудование.
Лазерный дальномер для учета видов животных.
GPS навигатор для фиксации мест встречи видов животных и т.д.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Доклад / сообщение Средство, позволяющее проводить самостоятельный поиск материалов по заданной теме, анализировать их, и излагать полученную информацию обучающимся
2 Традиционные технологии (информационные лекции, практические и занятия) Создание условий, при которых обучающиеся пользуются преимущественно репродуктивными методами при работе с конспектами, учебными пособиями, наблюдая за изучаемыми объектами, выполняя практические работы по инструкции.
3 Проблемное обучение (проблемные лекции, семинарские и практические занятия) последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно добывают знания,
развивают мышление, делают выводы, обобщающие свою позицию по решению поставленной проблемы.

На лекциях рассматриваются основные понятия предметной области, место зоогеографии в системе наук, анализируется влияние факторов, обусловливающих современное распространение видов на суше и в водной среде. Для активизации учебной работы студентов очной формы обучения на лекционных занятиях проводится тестирование
студентов в течение 10÷15 мин. В дальнейшем текущий контроль учебы студентов проводится на практических занятиях. Оценки результатов тестирования и практических работ учитываются при аттестации по дисциплине.
По заочной форме обучения лекции проводятся по всем разделам теоретического материала кроме четвертого.
Особое место в структуре дисциплины занимают практические занятия.
Практикум включает в себя 11 занятий – по третьему, пятому и седьмому разделам теоретического материала. Практические занятия предусматривают освоение методов картографии ареалов, составление списков эндемичных для зоогеографических выделов видов животных.
По каждому практическому занятию оформляется отчет, на основании которого проводится защита работы (цель – оценка уровня освоения учебного материала). Результаты практических работ учитываются при итоговой аттестации по дисциплине.
Зоогеография – наука широкого профиля, учитывающая данные систематики, экологии, ландшафтоведения и теоретической геологии для создания наиболее вероятной теории формирования современной фауны Земли. Ее выводы используются в практических целях, в частности в рациональной эксплуатации природных ресурсов человеком и в
организации заповедников и других охраняемых территорий.
Учебный курс «Зоогеография» касается практически всех частей науки – описательной, сравнительной и каузальной (причинной). В разделах, касающихся экологических основ зоогеографии, обсуждаются экологические факторы (абиотические, биотические и антропические), влияющие на географическое распространение, плотность популяций, адаптивные модификации, позволяющие преодолевать преграды к расселению т.п.
В курсе обсуждаются такие вопросы как причины существования ареалов различных размеров и форм, т.е. их разнообразие, а также условия образования дизъюнктивных ареалов. Расселение и миграция животных, как предпосылки к изменению границ ареалов, обсуждаются специально, как и роль деятельности человека, приводящая к изменению границ ареалов.
Для успешного освоения дисциплины необходимо своевременно выполнять предусмотренные в семестрах учебные задания, по дисциплине «Зоогеография» к ним относятся задания к практическим работам. Систематическое освоение необходимого учебного материала позволяет быть готовым для тестирования и выполнения контрольной
работы.
Другие, более детальные методические указания по освоению дисциплины приведены в учебно-методических пособиях по ней.


Особенности реализации дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья устанавливаются адаптированные формы проведения с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей: для лиц с нарушением зрения задания предлагаются с укрупненным шрифтом, для лиц с нарушением слуха – оценочные средства предоставляются в письменной форме с возможностью замены устного ответа на письменный, для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата двигательные формы оценочных средств заменяются на письменные/устные с исключением двигательной активности. При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для выполнения задания. При выполнении заданий для всех групп лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие индивидуального помощника-сопровождающего для оказания технической помощи в оформлении результатов проверки сформированности компетенций.