МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Зоология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 186
самостоятельная работа 156
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19,5 15 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22 16 16 20 20 80 80
Лабораторные 34 34 36 36 20 20 16 16 106 106
Сам. работа 52 52 23 23 72 72 9 9 156 156
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 108 108 72 72 396 396

Программу составил(и):
Н.Д. Овчаренко, Е.А. Кучина

Рецензент(ы):
Е.В. Шапетько

Рабочая программа дисциплины
Зоология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01. Биология, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2014-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
А. В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой А. В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с многообразием животных, механизмами их адаптации к окружающей среде, планетарной ролью и большим практическим значением для человека; на их примере продемонстрировать ход эволюционного процесса и другие биологические закономерности.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен:
– изучить место и роль животных в общей организации жизни;
– изучить систему и филогению животного мира;
– знать характеристику и систематическую структуру типов животных;
– приобрести навыки опознавания представителей основных таксонов, в том числе наиболее практически значимых, мировой и региональной фауны;
– приобрести навыки анатомо-морфологического исследования типичных зоологических объектов с использованием соответствующего оборудования и приборов;
– получить представление об основных этапах филогенетического развития животных и закономерностях их эволюции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов
ОПК-6 способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные принципы и подходы к изучению разнообразия живых организмов вообще и животных в частности;
Современные прорблемы, связанные с изучением разнообразия животных;
Этические и правовые нормы, связанные с изучением живых систем;
Современные методы работы с биологическими объектами и лабораторных условиях;
Современные методы работы с биологическими объектами в лабораторных и полевых условиях ;
Современные методы сравнительного анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать роль отдельных видов животных в сохранении равновесия и стабильности разных экосистем;
Оценивать общую ситуацию состояния природных экосистем в биосфере;
Оценивать общую ситуацию состояния природных экосистем с учетом региональных особенностей;
Использовать современные методы работы с биологическими объектами;
Использовать различные современные методы работы в лабораторных и полевых условиях;
Использовать современные экспериментальные методы и методы сравнительного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Современными подходами к изучению биоразнообразия;
Методиками изучения биоразнообразия;
Частными методами изучения биоразнообразия;
Методами работы с биологическими объектами в лабораторных и полевых условиях;
Современными экспериментальными методами;
Методами сравнительного анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи зоологии. Система животного мира. Многообразие животных
1.1. Предмет и задачи зоологии. Краткая история становления зоологии как науки. Классификация животных Лекции 1 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.6, Л1.1
1.2. Роль животных в биосфере и жизни человека. Методы наблюдения, описания, таксономических исследований, коллекционирования Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
1.3. Основы систематики животного мира. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
Раздел 2. Подцарство Рrotozoa–Простейшие
2.1. Общая характеристика подцарства простейшие - их морфология, основы физиологии, образ жизни, географическое распространение, происхождение. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
2.2. Систематический обзор. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
2.3. Свободноживущие и паразитические простейшие Лабораторные 1 8 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
2.4. Циклы развития паразитических простейших. Теории и происхождение многоклеточных Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
Раздел 3. Подцарство Metazoa –Многоклеточные
3.1. Отличительные особенности организации многоклеточных Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
Раздел 4. Тип Spongia –Губки
4.1. Общая характеристика организации животных типа Губки Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
4.2. Систематический обзор современных губок Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
4.3. Работа с терминологическим словарем Сам. работа 1 14 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
4.4. Особенности строения представителей губок по классам Лабораторные 1 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Тип Coelenterata –Кишечнополостные
5.1. Общая морфофизиологическая характеристика типа Кишечнополостные Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
5.2. Морфология кишечнополостных по классам Лабораторные 1 10 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
5.3. Сравнительная характеристика морфологии жизненных форм. Таблица. Сам. работа 1 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
Раздел 6. Тип Ctenophora –Гребневики
6.1. Тип Ctenophora –Гребневики Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
Раздел 7. Тип Plathelminthes – Плоские черви
7.1. Общая характеристика организации плоских червей Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
7.2. Разноообразие паразитических плоских червей Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
7.3. Разноообразие паразитических плоских червей Лабораторные 1 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
7.4. Сравнительная характеристика циклов развития паразитических плоских червей Сам. работа 1 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
Раздел 8. Тип Nemathelminthes – Круглые черви
8.1. Общая характеристика организации первичнополостных животных Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
8.2. Морфофизиология собственно круглых червей Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
8.3. Многообразие круглых червей Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
8.4. Строение основных представителей собственно круглых червей Лабораторные 2 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
8.5. Сравнительный обзор био- и геогельминтов Сам. работа 2 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
Раздел 9. Тип Annelida –Кольчатые черви
9.1. Характеристика кольчатых червей как целомических животных Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
9.2. Систематический обзор кольчатых червей Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
9.3. Сравнительная морфология групп целомических животных Лабораторные 2 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
9.4. Работа с терминологическим словарем. Схематические рисунки внутреннего строения кольчатых червей. Сам. работа 2 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
Раздел 10. Тип Mollusca –Моллюски
10.1. Общая характеристика типа моллюски Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
10.2. Отличительные черты организации представителей разных классов Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
10.3. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Моллюски Лабораторные 2 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
10.4. Практическое значение моллюсков Сам. работа 2 2 ОПК-3, ОПК-6
Раздел 11. Тип Echinodermata –Иглокожие
11.1. Общая характеристика типа Иглокожие Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
11.2. Сравнительная морфология представителей разных классов в типе Иглокожие Лабораторные 2 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
Раздел 12. Тип Arthropoda –Членистоногие
12.1. Общая характеристика Членистоногих как самой многочисленной группы Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
12.2. Общая характеристика морфофизиологии жабернодышащих Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
12.3. Общая характеристика морфофизиологии хелицеровых Лекции 2 1 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
12.4. Общая характеристика морфофизиологии трахейнодышащих Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
12.5. Особенности морфологии представителей разных классов Лабораторные 2 14 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.1, Л1.1
12.6. Систематический обзор насекомых Сам. работа 2 4 ОПК-3, ОПК-6
Раздел 13. Краткие сведения об орга-низации Placozoa, Mesozoa, Priapulida, Echi-urida, Brachiopoda, Chae-tognata, Pogonophora
13.1. Краткие сведения об орга-низации Placozoa, Mesozoa, Priapulida, Echi-urida, Brachiopoda, Chae-tognata, Pogonophora Сам. работа 2 3 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л1.1
Раздел 14. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Фи-логенетические связи ти-пов
14.1. Теории происхождения одноклеточных и многоклеточных животных. Фи-логенетические связи ти-пов Сам. работа 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.7, Л2.4, Л1.1
Раздел 15. Происхождение хордовых животных. Отличие от беспозвоночных.
15.1. Происхождение хордовых животных. Лекции 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.4, Л2.8, Л1.1
15.2. Отличие позввночных от беспозвоночных. Сам. работа 2 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.4, Л2.8, Л1.1
Раздел 16. Подтип Туникаты. Особенности организации асцидий, сальп и аппендикулярий.
16.1. Основные черты организации подтипа. Класс Асцидии. Их строение и биология. Класс Сальпы. Сальпы и боченочники, их строение, размножение и развитие как свободноплавающих животных. Класс Аппендикулярии как группа личиночнохордовых неотенического происхождения. Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.4, Л2.8, Л2.5
16.2. Класс Асцидии. Их строение и биология: питание, размножение, расселение: метаморфоз асцидий, роль личинки и ее строение. Физиолого-биохимические особенности. Одиночные и колониальные, сидячие и плавающие формы. Класс Сальпы. Сальпы и боченочники, их строение, размножение и развитие как свободноплавающих животных. Метагенез и его биологическое значение. Класс Аппендикулярии как группа личиночнохордовых неотенического происхождения. Особенности строения. Лабораторные 3 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.3, Л2.6, Л2.4, Л2.2, Л2.8, Л2.9, Л2.5
16.3. Гипотезы о происхождении и эволюции личиночнохордовых. Гипотеза неотении (Гарстанг), взгляды А.Н. Северцова и П.А. Ливанова: peгpecc и прогресс в эволюции оболочников. Сам. работа 3 16 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.5
Раздел 17. Подтип Бесчерепные. Черты сходства с беспозвоночными.
17.1. Организация, развитие и биология ланцетника. Лекции 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.5
17.2. Организация, развитие и биология ланцетника. Пассивное питание и роль подвижности в жизни бесчерепных. Отличительные черты строения бесчерепных по сравнению с позвоночными. Лабораторные 3 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.5
17.3. Систематика подтипа. Сам. работа 3 12 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.5
Раздел 18. Подтип Vertebrata. Класс Cyclostomata. Систематика группы. Строение речной миноги.
18.1. Класс Круглоротые. Характеристика круглоротых как бесчелюстных, отличающихся особым строением органов дыхания и пищеварения. Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.5
18.2. Характеристика круглоротых как бесчелюстных, отличающихся особым строением органов дыхания и пищеварения. Современные отряды круглоротых - миноги и миксины, их морфологические особенности. Лабораторные 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.8, Л2.5
18.3. Место круглоротых в системе позвоночных. Характеристика круглоротых как бесчелюстных, отличающихся особым строением органов дыхания и пищеварения. Современные отряды круглоротых - миноги и миксины, их морфологические особенности. Сам. работа 3 14 ОПК-3, ОПК-6 Л2.6, Л2.8, Л2.5
Раздел 19. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов.
19.1. Отличительные особенности акул, скатов и химер.Класс Хрящевые рыбы. Морфо-физиологическиеособенности: нервная деятельность, поведение и внутривидовая организация и развитие. Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.5
19.2. Систематика кл. Chondrichthyes. Отличительные особенности акул, скатов и химер. Изучение внешней и внутренней морфологии акул и скатов. Лабораторные 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.6, Л2.2, Л2.8, Л2.5
19.3. Подкласс Цельноголовые Сам. работа 3 14 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.5
Раздел 20. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня. Проведение вскрытия. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми.
20.1. Внешняя и внутренняя морфология костных рыб на примере окуня. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Лекции 3 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.5
20.2. Проведение вскрытия. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Лабораторные 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.8, Л2.5
20.3. Отличительные особенности костных рыб по сравнению с хрящевыми. Сам. работа 3 16 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.5
Раздел 21. Систематика кл. Osteichthyes. Основные надотряды. Определение костных рыб.
21.1. Подкласс Лопастеперые. Надотряд кистеперые. Надотряд двоякодышащие. Особенности строения двоякодышащих рыб.Подкласс Лучеперые. Общая морфологическая характеристика. Разнообразие биологических типов и разделение лучеперых на надотряды. Их роль в природе, хозяйственное значение. Надотряд Ганоидные. Морфологические и биологические особенности ганоидных (примитивные и прогрессивные черты организации). Группа Костистые рыбы. Надотряды костистых рыб. Общая морфологическая характеристика костистых рыб как прогрессивной группы водных челюстноротых. Систематика костистых рыб. Географическое распространение рыб. Лабораторные 3 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.6, Л2.2, Л2.8, Л2.5
Раздел 22. Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере остромордой лягушки. Проведение вскрытия.
22.1. Общая морфологическая и биологическая характеристика амфибий. Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.5
22.2. Общая морфологическая и биологическая характеристика амфибий. Особенности строения в связи с двойственностью приспособлений к водному и наземному образу жизни Сравнительно-анатомический обзор организации амфибий. Развитие и метаморфоз. Питание. Размножение. Лабораторные 4 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.8, Л2.5
Раздел 23. Систематика кл. Amphibia. Определение хвостатых и бесхвостых земноводных
23.1. Разделение земноводных на отряды: хвостатые и бесхвостые. Характеристика отрядов и семейств их главнейших представителей. Лабораторные 4 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.6, Л2.2, Л2.8, Л2.5
Раздел 24. Внешняя и внутренняя морфология пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы. Проведение вскрытия.
24.1. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.9
24.2. Морфологическая и биологическая характеристика рептилий. Особенности газообмена, водного и солевого обменов. Элементы терморегуляции. Питание. Ядовитый аппарат. Размножение: яйцекладущие и живородящие формы. Географическое распространение рептилий. Экономическое значение рептилий. Систематика рептилий. Лабораторные 4 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.8, Л2.9
Раздел 25. Систематика кл.Reptilia. Определение черепах, ящериц и змей.
25.1. Подкласс Черепахи. Морфологическая характеристика черепах: главнейшие представители. Биология черепах. Подкласс Крокодилы. Морфологическая характеристика крокодилов. Прогрессивные черты строения. Подкласс Чешуйчатые. Морфологическая и биологическая характеристики чешуйчатых как наиболее прогрессивной и процветающей группы современных рептилий. Отряды: ящерицы, змеи, хамелеоны. Главнейшие представители отрядов и их биология. Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Лабораторные 4 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л2.8, Л2.9
Раздел 26. Изучение внешнего и внутреннего строения птиц на примере сизого голубя. Проведение вскрытия. Черты приспособленности птиц к полету.
26.1. Класс Птицы. Обзор организации птиц как амниот, приспособившихся к полету. Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.9
26.2. Относительное единообразие организации и экологии в связи со специализацией (полет). Адаптивные особенности различных групп. Биомеханика полета. Лабораторные 4 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.8, Л2.9
26.3. Особенности стайного полета птиц. Сам. работа 4 3
Раздел 27. Систематика кл. Aves. Определение птиц
27.1. Систематика птиц. Подклассы: ящерохвостые, веерохвостые. Разделение веерохвостых птиц на основные группы: бескилевые, или ходящие птицы. Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.8, Л2.9
27.2. Систематика птиц. Подклассы: ящерохвостые, веерохвостые. Разделение веерохвостых птиц на основные группы: бескилевые, или ходящие птицы; их относительные черты и распространение; пингвины, или плавающие; распространение и биология; килевые, или летающие; характеристика и краткий обзор главнейших отрядов. Лабораторные 4 2 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.8, Л2.9
Раздел 28. Внешняя и внутренняя морфология млекопитающих на примере серой крысы. Проведение вскрытия. Уникальные черты строения млекопитающих.
28.1. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Лекции 4 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.6, Л2.8, Л2.9
28.2. Морфо-физиологическая организация млекопитающих как высшего класса позвоночных. Поведение и внутрипопуляционная организация у млекопитающих. Питание и способы добывания пиши. Приспособления к переживанию неблагоприятных условий года: миграции, спячки, собирание запасов корма. Размножение. Особенности эмбрионального развития. Лабораторные 4 4 ОПК-3, ОПК-6 Л2.2, Л2.8, Л2.9
28.3. Особенности эмбрионального развития. Забота о потомстве. Промысловые млекопитающие России. Домашние млекопитающие и их происхождение. Географическое распространение млекопитающих. Сам. работа 4 6 ОПК-3, ОПК-6 Л2.8, Л2.9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к теме «Простейшие»

1. Общая характеристика типов Саркомастигофоры, Инфузории, Апикомплексы.
2. Форма тела, покровы, скелетные образования свободноживущих простейших (в ряду саркодовые-жгутиконосцы-инфузории)
3. Способы передвижения в среде, органоиды передвижения (в том же ряду).
4. Пищеварение, дыхание, выделение (в том же ряду).
5. Размножение у саркодовых. Чередование поколений.
6. Размножение одиночных и колониальных жгутиконосцев.
7. Размножение инфузорий.
8. Систематика и экология саркодовых. Роль в экономике природы. Практическое значение.
9. Жгутиконосцы как пограничная группа между животными и растениями. Критерии отличий животных и растений. Систематика и экология жгутиконосцев.
10. Роль в природе. Значение для человека.
11. Систематика и экология инфузорий. Роль в природе. Практическое значение.
12. Морфологическая характеристика споровиков на примере грегарины и эймерии. Связь особенностей строения с паразитическим образом жизни.
13. Жизненные циклы споровиков (на примере грегарины, эймерии, плазмодия). Чередование жизненных форм в связи со сменой сред обитания.
14. Систематика царства Простейшие (типы, входящие в п/ц, с краткой характеристикой).
15. Систематика т. Саркомастигофоры (п/т, н/кл, классы с кратко характеристикой).
16. Систематика п/т Саркодовые т. Саркомастигофоры (н/кл, классы и входящие в них отряды с краткой характеристикой).
17. Систематика п/т Жгутиконосцы т. Саркомастигофоры (классы и входящие в них отряды с краткой характеристикой).
18. Систематика т. Инфузории (п/т, классы с краткой характеристикой).
19. Систематика п/т Ресничные инфузории т. Инфузории (кл., п/кл и отряды с краткой характеристикой).
20. Систематика т. Апикомплекса (классы, п/кл, отряды с характеристикой).

Вопросы к теме «Губки и Кишечнополостные»:

1. Общая характеристика типа Губки.
2. Особенности строения губок: а) клеточные элементы, их строение и функции; б) типы ирригационных систем губок; в) скелет губок, способы его формирования; г) физиология губок.
3. Размножение и развитие губок.
4. Систематика и экология губок. Их значение в природе и жизни человека.
5. Общая характеристика типа Кишечнополостных.
6. Полип как жизненная форма кишечнополостных. Сравнительная характеристика полипоидных форм у разных классов кишечнополостных
7. Сравнительный анализ медузоидных форм у современных классов кишечнополостных.
8. Развитие органов чувств у медузоидных форм.
9. Скелет кишечнополостных. Сравнительный обзор по классам.
10. Размножение и циклы развития кишечнополостных.
11. Систематика и экология кишечнополостных. Их значение в природе и жизни человека.
12. Систематика типа Губки (классы и отряды, входящие в них, с краткой характеристикой). Указать раздел с характеристикой.
13. Систематика типа Кишечнополостные (кл., п/кл, отряды с краткой характеристикой). Указать раздел с характеристикой и како тип относится еще к этому разделу.
14. Систематика кл. Гидроидные полипы типа Кишечнополостные (п/кл и отряды с характеристикой).
15. Систематика кл. Сцифоидные медузы типа Кишечнополостные (отряды с краткой характеристикой).
16. Систематика кл. Коралловые полипы типа Кишечнополостные (п/кл, отряды с краткой характеристикой).

Вопросы к теме «Плоские и Круглые черви»:

1. Общая характеристика плоских червей. Черты организации, появившиеся впервые в процессе эволюции.
2. Покровы и мускулатура плоских червей (сравнительная характеристика по классам).
3. Пищеварительная и выделительная системы (сравнительная характеристика по классам).
4. Нервная система и органы чувств (сравнительная характеристика по классам).
5. Половая система плоских червей. Закон большого числа яиц. Особенности жизненного цикла трематод. Чередование поколений. Жизненные формы в ряду поколений.
6. Цикл развития псевдофиллидей на примере широкого лентеца.
7. Цикл развития циклофиллидей на примере бычьего или свиного цепней. Типы финн (ларвоцист).
8. Филогения плоских червей и происхождение паразитизма.
9. Происхождение турбеллярий.
10. Класс ресничные черви. Основные отряды, представители.
11. Класс Сосальщики. Систематика, патогенные представители.
12. Класс Моногенеи. Характеристика, важнейшие представители.
13. Класс Лентецы. Систематика, важнейшие представители.
14. Организация круглых червей на примере нематод.
15. Размножение и развитие нематод. Особенности их жизненных циклов.
16. Систематика нематод. Паразиты животных, человека и растений.
17. Класс Коловратки, общая характеристика.
18. Жизненный цикл коловраток, его особенности.
19. Класс Волосатики, его характеристика
20. Происхождение паразитизма у нематод.
21. Систематика кл. Ресничные черви типа Плоские черви (п/кл и отряды с характеристикой).
22. Систематика кл. Сосальщики типа Плоские черви (п/кл, представители с краткой характеристикой). Указать ОХ и ПХ.
23. Систематика кл. Ленточные черви типа Плоские черви (отряды и представители с краткой характеристикой). Указать ОХ и ПХ, типы личинок.
24. Систематика типа Круглые черви (классы с краткой характеристикой).
25. Систематика кл. Нематоды типа Круглые черви (п/кл т отряды и представители с краткой характеристикой).

Вопросы к теме «Кольчатые черви»:

1. Общая характеристика типа Кольчатые черви.
2. Форма тела, характер сегментации, способы передвижения кольчецов в ряду: полихеты – олигохеты – пиявки. Возникновение параподий как важнейшее эволюционное приобретение.
3. Покровы и мускулатура кольчецов разных классов.
4. Характер питания и особенности пищеварения у кольчецов разных классов.
5. Дыхание и выделение у кольчецов разных классов.
6. Кровеносная система кольчецов. Явление субституции кровеносной системы у пиявок.
7. Нервная система и органы чувств у кольчецов разных классов.
8. Размножение кольчецов разных классов.
9. Особенности развития кольчецов. Теория ларвальных и постларвальных сегментов П.П.Иванова.
10. Класс Полихеты: важнейшие представители, экология значение.
11. Класс Олигохеты: важнейшие представители, экология значение.
12. Класс Пиявки: важнейшие представители, экология значение.
13. Систематика типа Кольчатые черви (п/т, кл, п/кл с краткой характеристикой).
14. Систематика кл. Олигохеты и Пиявки типа Кольчатые черви (п/кл, отряды с краткой характеристикой).

Вопросы к теме «Моллюски»:

1. Общая характеристика типа Моллюски. Принципы классификации и систематика (до отрядов).
2. Покровы и развитие мускулатуры в ряду: хитоны – брюхоногие –двустворчатые - головоногие.
3. Раковина моллюсков как продукт выделения мантийного эпителия, ее строение и развитие в различных классах моллюсков. Многообразие форм раковин. Образование жемчуга.
4. Мантия как специфический признак строения моллюсков. Развитие мантии у различных классов типа. Мантийный комплекс органов.
5. Пищеварительная система в ряду: хитоны – брюхоногие – двустворчатые – головоногие. Особенности пищеварения у моллюсков. Пищевые режимы.
6. Дыхательная система у моллюсков разных классов. Особенности дыхания наземных моллюсков.
7. Процессы выделения и органы выделения у моллюсков.
8. Развитие кровеносной системы у моллюсков разных классов.
9. Сравнительный обзор нервной системы по классам моллюсков. Особенности развития головного мозга у головоногих.
10. Органы чувств моллюсков.
11. Половая система, размножение и развитие моллюсков.
12. Роль моллюсков в природных сообществах и жизни человека.
13. Систематика типа Моллюски (п/т, кл с краткой характеристикой).
14. Систематика кл. Брюхоногие типа Моллюски (п/кл и отряды с краткой характеристикой).
15. Систематика кл. Двустворчатые типа Моллюски (н/отр и отр с краткой характеристикой).
16. Систематика кл. Головоногие типа Моллюски (п/кл и отряды с краткой характеристикой).

Вопросы к теме «Иглокожие»:

1. Общая характеристика и систематическая структура типа Иглокожие.
2. Особенности эктосомы иглокожих (покровы, мышцы, скелет) сравнительный обзор по классам.
3. Системы обмена веществ (пищеварительная, дыхательная, выделительная): сравнительный анализ по классам.
4. Транспортные системы (амбулакральная, перигемальная, кровеносная): сравнительный анализ по классам.
5. Нервная система и органы чувств иглокожих.
6. Половая система, размножение и развитие иглокожих.
7. Уникальность иглокожих в плане организации.
8. Черты организации, сближающие иглокожих с хордовыми животными.
9. Особенности экологии иглокожих, их роль в природных сообществах и жизни человека.
10. Систематика типа Иглокожие (п/т, классы, п/кл с краткой характеристикой).
11. Систематика классов Морские звезды, Голотурии, Морские ежи типа Иглокожие (п/кл, отряды с краткой характеристикой).

Вопросы к теме «Членистоногие»

1. Общая характеристика типа Членистоногие. П/т, классы.
2. Характер сегментации тела у ракообразных. Придатки отделов тела и их функции (сравнительный обзор по классам).
3. Характер сегментации тела у паукообразных. Придатки отделов тела и их функции (сравнительный обзор по классам).
4. Характер сегментации тела у многоножек. Придатки отделов тела и их функции.
5. Покровы членистоногих. Линька. Мускулатура. Полость тела (сравнительный обзор по классам).
6. Пищеварительная система и особенности пищеварения у членистоногих.
7. Выделение и дыхание у членистоногих.
8. Кровеносная система у членистоногих.
9. Нервная система. Особенности строения головного мозга. Органы чувств у членистоногих.
10. Половая система, размножение, развитие ракообразных, паукообразных, многоножек.
11. Половая система, размножение и развитие насекомых.
12. Систематика типа Членистоногие (п/типы и классы с краткой характеристикой).
13. Систематика кл. Ракообразные (Низшие раки) (п/кл и отряды с краткой характеристикой).
14. Систематика п/кл. Высшие раки (отряды и п/отряды с краткой характеристикой).
15. Систематика п/т. Хелицерообразные, кл. Паукообразные (краткая характеристика п/т, класса и отрядов).
16. Систематика н/кл. Многоножки.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Многообразие животных
Экологическая радиация простейших
Практическое значение губок
Сравнительный обзор морфологии медуз и полипов по классам
сравнительный обзор циклов развития основынх представителей паразитических плоских червей
Сравнительная характеристка циклов развития био- и геогельминтов
Сравнительный обзор покровов, пищеварительной, выделительной и кровеносной систем представителей разных классов
Конспект общей характеристики организации представителей Placozoa, Mesozoa, Priapulida, Echiurida, Brachiopoda, Chaetognata, Pogonophora
Теории происхождения одноклеточных и много-клеточных животных. Фи-логенетические связи ти-пов
Систематический обзор хрящевых рыб
Систематический обзор земноводных
Систематический обзор пресмыкающихся
Систематический обзор птиц
Систематический обзор млекопитающих

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буруковский Р.Н. Зоология беспозвоночных: Учебное пособие // Электронная книга издательства "Проспект науки" СПб: Проспект науки, 2017 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шапкин В. А.., Тюмасева З. И. , . Машкова И. В, Гуськова Е. В. Практикум по зоологии беспозвоночных:: учеб. пособие для вузов М. : ACADEMIA,, 2003.
Л2.2 Н. Н. Карташев, В. Е. Соколов, И. А. Шилов Практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов/ М. : Аспект Пресс, 2004 25
Л2.3 под ред. В. М. Константинова Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2004 29
Л2.4 Лопатин И.К. Функциональная зоология: учеб. пособие для вузов Минск : Вышсш. школа, 2002. 5
Л2.5 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташев. Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.1: М. : Высш. шк, 1979 68
Л2.6 Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебник для вузов М.: Академия, 2001 15
Л2.7 И. Х. Шарова Зоология беспозвоночных: учеб. для вузов М.: ВЛАДОС, 1999
Л2.8 Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных: учеб. для вузов М.: Академия, 2000 52
Л2.9 Н. П. Наумов, Н. Н. Карташе Зоология позвоночных: учеб. для вузов. Ч.2: М. : Высш. шк, 1979 76
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
Э2 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word
Power Point
Exel
6.4. Перечень информационных справочных систем
Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана.
http://labx.narod.ru/documents/protozoology.html
http://www.biologybook.ru/biblioteka-6
http://protist.i.hosei.ac.jp/PDB/Images/Protista/MastigophoraE.html
http://zoomet.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Оборудование:
1. Световые микроскопы;
2.Бинокуляры;
3.Ручные лупы;
3.Препаровальные игл;
4.Пинцеты;
5.Чашки Петри;
6.Кюветы;
7.Линейки;
8.Мультимедийное оборудование;
9.Микромер окулярный винтовой 40/0,65 160/0,17 (на базе микроскопа медицинского МИКМЕД - 6);
10.Муляжи;
11.Микропрепараты (тотальные и временные)
12. Макропрепараты (сухие и влажные)
13.Таблицы;
14. Видеотека.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Зоология беспозвоночных» является формирование у студентов представлений о многообразии животных, механизмах их адаптации к окружающей среде, планетарной роли и большом практическом значении для человека, а также представлений о ходе эволюционного процесса и других биологических закономерностях.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «География» и «Общая биология». Полученные знания важны при изучении дисциплин: «Теории эволюции», «Учение о биосфере», «Зоология позвоночных», «Учебная практика».
В курсе «Зоология беспозвоночных» студенты получают знания об основных принципах современной систематики и общих морфофизиологических особенностях беспозвоночных животных на разных уровнях организации и в пределах основных таксонов; об их роли в природе, различных экосистемах и народном хозяйстве. Кроме того важно сформировать знания о филогенетических связях.
На лабораторных занятиях при изучении каждого раздела студенты знакомятся с современными данными этой систематической группы животных и их краткой характеристикой. При закреплении знаний студенты рассматривают конкретных представителей и знакомятся с их систематическим положением на уровне: типа, класса, отряда, семейства, рода и вида. Изучают их морфофизиологические особенности. Информация по отдельным группам анализируется и сводится в виде табличных данных, заполняется глоссарий.
Часть учебного материала дисциплины учебным планом отводится студентам на самостоятельное изучение. Вопросы, рекомендованные к самостоятельному изучению, обычно не рассматриваются во время аудиторных занятий; не относятся к основополагающим, принципиальным, но знание их существенно расширяет у обучающихся кругозор, эрудированность, дает возможность ориентироваться не только в изучаемой дисциплине, но и в общебиологических науках (экологии, эволюционном учении, учении о биосфереи других) и, соответственно, способствует формированию всех перечисленных выше компетенций.
Рекомендации по выполнению лабораторных работ.
Перед выполнением лабораторной работы необходимо теоретически ознакомиться с объектом исследования - по учебнику, практикуму; по рисунку в учебнике, мультемидийному изображению изучить детали объекта. Используя "Зоология. Беспозвоночные: учебно-методическое пособие", изучается внешнее и внутреннее строение объекта наблюдения (последнее - по самостоятельно изготовленным препаратам; при невозможности изготовления можно использовать постоянный препарат). Видимое под микроскопом сравнивается с рисунком в учебнике или изображением на экране, после чего делаются соответствующие зарисовки. Если какие-либо детали объекта не обнаруживаются с помощью микроскопа, они зарисовываются с учебника (или с экрана). На рисунке делаются обозначения деталей объекта наблюдения.