МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономическая история

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Экономическая история

разработана в соответствии с ФГОС:

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Лобова С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Лобова С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение важнейших закономерностей хозяйственного развития России и зарубежных стран, формирование у студентов навыков экономического мышления, умения подходить к анализу социально-экономических проблем с учетом исторического опыта и знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые понятия и термины, связанные с хозяйственной деятельностью, экономическими субъектами и институтами
иметь представление о факторах и формах экономического развития
усвоить важнейшие вехи и этапы экономической истории
• представлять себе неэкономические (политические, культурные и др.) переменные, влияющие на хозяйственную деятельность
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики
самостоятельно интерпретировать и давать логичное объяснение экономическим явлениям и процессам, имевших место в прошлом, раскрывать их зависимость от факторов неэкономического порядка, находить причинно-следственные связи
использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом экономической истории
навыками поиска и использования информации о важнейших событиях экономической жизни общества в разрезе исторических эпох и стран
навыками сравнительного анализа экономического развития стран мира в различные исторические эпохи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономика стран и регионов Древнего мира. Становление и развитие феодальной экономики. Зарождение капиталистического хозяйства в странах Западной Европы и в России. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм и его основные варианты. Особенности монополизации экономики по странам. Отмена крепостного права в России и буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века. Итоги индустриального развития России за 1861-1913 гг. Экономические последствия Первой мировой войны. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Смена социально-экономической системы в России, ее хозяйственное развитие в 1917-1927 годах. СССР в годы довоенных пятилеток. Особенности экономического развития ведущих стран мира после Второй мировой войны. Современный этап хозяйственного реформирования в зарубежных странах. Экономика СССР в годы войны и послевоенного восстановления. Преобразование системы хозяйствования в СССР и России и их результаты (1965 – 90-е – 2000-е годы).
1.1. Экономика стран и регионов древнего мира Лекции 2 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Становление и развитие феодальной экономики Сам. работа 2 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Генезис капиталистической экономики (зарождение капиталистического хозяйства) в странах Западной Европы и США) Сам. работа 2 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Особенности формирования предпосылок капиталистического хозяйства в России Сам. работа 2 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм и его основные варианты Лекции 2 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм и его основные варианты Практические 2 8 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы. Промышленный капитализм и его основные варианты Сам. работа 2 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Развитие монополистического капитализма в ведущих странах мира Лекции 2 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Развитие монополистического капитализма в ведущих странах мира Практические 2 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Экономика России во второй половине XIX – начале XXвв. Лекции 2 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Экономика России во второй половине XIX – начале XXвв. Сам. работа 2 10 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Становление регулируемого капитализма в ведущих странах мира Лекции 2 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Становление регулируемого капитализма в ведущих странах мира Практические 2 8 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Становление регулируемого капитализма в ведущих странах мира Сам. работа 2 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Смена социально-экономической системы в России, ее хозяйственное развитие в 1917-1927 годах Сам. работа 2 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. СССР в годы довоенных пятилеток (1928-1941 гг.) Лекции 2 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. СССР в годы довоенных пятилеток (1928-1941 гг.) Сам. работа 2 8 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Особенности экономического развития ведущих стран мира после Второй мировой войны Сам. работа 2 6 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Экономика СССР в военные годы. Восстановление и развитие народного хозяйства (середина 40-х – середина 60-х годов) Лекции 2 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Экономика СССР в военные годы. Восстановление и развитие народного хозяйства (середина 40-х – середина 60-х годов) Сам. работа 2 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Преобразование системы хозяйствования в СССР и России и их результаты (1965 – 90-е – 2000-е годы) Сам. работа 2 4 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Экономическое развитие стран Древнего Востока. «Азиатский» способ производства.
Экономическое развитие Древней Греции и Древнего Рима. Кризис рабовладельческой системы хозяйства.
Сущность феодальной системы хозяйства. Периодизация развития феодальных отношений стран Западной Европы.
Экономика Нидерландов (Голландии) в XVI – XVII вв. Мануфактурный капитализм.
Англия – классическая страна первоначального накопления капитала и промышленного переворота.
Революционный путь становления промышленного капитализма во Франции.
«Реформистский» путь становления промышленного капитализма в Германии.
«Переселенческий» капитализм в США.
Становление и особенности монополистического капитализма в США.
Монополистический капитализм в Германии в конце XIX- начале XX вв.
Особенности французского монополистического капитализма в конце XIX- начале XX вв.
Экономика Англии с 1870 по 1913 гг. Особенности монополизации.
кономика США в межвоенный период(1918-1939 гг.). Мировой экономический кризис. «Новый курс» Ф. Рузвельта.
Экономическое развитие Германии в межвоенный период (1918 – 1939 гг.). Экономическая политика фашизма.
кономика Англии в межвоенный период (1918-1939 гг.). План по национальной экономии Дж. Мэя.
кономика Франции в межвоенный период (1918-1939 гг.). Программа Народного фронта.
Экономические итоги Второй мировой войны. План Маршалла и его вклад в восстановление экономики стран Западной Европы.
Восстановление экономики Германии после Второй мировой войны. Реформы Л. Эрхарда.
Экономическое развитие Франции после Второй мировой войны. Экономическая политика голлизма.
Особенности послевоенного экономического развития Японии. «Обратный курс» Дж. Доджа и К. Шоупа.
Особенности и этапы феодализма в России.
Реформа 1861 года: содержание, последствия.
Завершение промышленного переворота в России и его последствия (60-90-е гг. XIX в.).
Денежная реформа С. Ю. Витте, ее значение.
Промышленность России в период монополистического капитализма (конец XIX- начале XX вв.).
Аграрная реформа П. А. Столыпина, ее значение.
Экономическое содержание и значение политики «военного коммунизма».
Сущность и значение перехода к НЭПу.
Становление хозяйственной системы социализма в СССР в конце 1920–х – 30- е гг.
Экономика России (СССР) в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления.
Экономика России (СССР) в 1950 –1960- е гг.
Экономика России в период экономических реформ 1990-2000-х гг.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Разложение феодального хозяйства Западной Европы. Аграрная революция в Англии.
Региональные и национальные модели экономики в доиндустриальных и индустриальных обществах (на материалах отдельных стран и регионов).
Ход и экономические последствия Великих географических открытий. «Революция цен», её причины и последствия.
Предпосылки, сущность и методы первоначального накопления капитала (на примере Англии).
Социально-экономическая сущность и логика промышленного переворота (на примере Англии).
Повышение экономической роли США в межвоенный период. Причины и особенности мирового кризиса 1929-1933 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта.
кономическая программа гитлеровской Германии.
Социально-экономические последствия Второй мировой войны. Политическая сущность плана Дж. Маршалла. Социально-экономическое содержание плана Дж. Маршалла.
Социальное рыночное хозяйство: сущность и особенности становления.
Понятие «индустриального императива» во Франции (1958-1970 гг.).
Экономическое развитие древнерусского государства Киевская Русь в IX – XII в.
Стратегия Петра 1 по модернизации российского общества и экономики.
Мануфактурная промышленность России второй половины XVIII века.
Сущность и особенности осуществления реформы 1861 г. в Сибири.
Особенности «прусского» и «американского» путей развития капитализма в сельском хозяйстве России в последней трети XIX в.
Особенности промышленного переворота и капиталистической индустриализации в России в последней трети XIX в.
Реформа денежного обращения С.Ю. Витте 1895-1897 гг. Крупнейшие банки дореволюционной России.
Экономическое развитие и процесс монополизации в российской промышленности начала XX века. Типы и особенности российских монополий.
Столыпинская аграрная реформа и особенности её реализации в Сибири.
Экономические и социальные последствия форсированной индустриализации и коллективизации.
Хозяйственная реформа 1965 г. в СССР.
Причины появления застойных явлений в экономике СССР в 70-е – 80-е гг. ХХ века.
Экономические реформы советского периода (1917-1990 гг.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тимошина Т. М. Экономическая история России: учебное пособие : М.: Юстицинформ, 2011. - 424 с. // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013, 2011
Л1.2 Кузнецова О.Д. Экономическая история: учебник : М.: ИД Юрайт, 2011. – 526 с. // ЭБС издательства «Лань», 2013, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маркова А.Н. Экономическая история России: М.: Юнити-Дана, 2012. - 320 с. // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013, 2012
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 НГУ, Экон. фак., Каф. теорет. экономии Экономическая история: материалы к курсы Новосибирск, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// www.aup.ru - административно-управленческий портал
Э2 http:// www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_3.html - Омский портал-лаборатория электронной учебной литературы для вузов.
Э3 http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Econom/_INDEX_ECONOM.php - Библиотека Гумер – Экономика и менеджмент.
Э4 http://www.iqlib.ru/book/preview/ - электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий.
Э5 http://3dlib.net/index.php - Библиотека экономиста.
Э6 http://www.univerlib.ru/book - UniverLib.ru onlaine библиотека
Э7 http://vss.nlr.ru/archive_catalog. - Виртуальная справочная служба (Российская национальная библиотека)
Э8 http://www.encyclopedia.ru/ - Мир энциклопедий
Э9 http://www.mirknig.com/history/ - Книги по истории
Э10 http://www.shpl.ru/ - Государственная Публичная Историческая библиотека
Э11 http://rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Экономическая история» используются стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, абонемент гуманитарной и социально-экономической литературы, читальный зал гуманитарной и социально-экономической литературы с компьютеризованными рабочими местами.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время.
При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.