МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология профессионального образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 207
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 6 6 6 6 12 12
Сам. работа 124 124 83 83 207 207
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Психология профессионального образования

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов профессионального образования.
Задачи:
-составить представление о роли социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности;
-изучить психологические особенности различных возрастных групп и организации учебного процесса с ними;
-раскрыть условия развития личности студента; рассмотреть психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и системной организации учебных задач, проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности
ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы психологии личности и социальной психологии; биологические и психологические особенности человеческого восприятия и усвоения; психологические особенности юношеского возраста и связанные с этим особенности поведения; влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; психологические особенностях педагогической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать фундаментальные психологические знания в организации учебного процесса, в трансформировании и изложении учебного материала с учетом современных достижений, проблем и тенденций психологии; подбирать методы и формы обучения, воспитания и просвещения учащихся/студентов, опираясь на их психологические и социально-психологические особенности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения современными методиками профессионального самоопределения, рефлексии, прогнозирования и проектирования профессионального развития личности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в психологию профессионального образования
1.1. Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Методы психологии профессионального образования Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.3. Работа с лекционным материалом и подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.4. Опросные методы психологии Практические 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.5. Изучение дополнительных материалов и углубленная работа с материалами лекций Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-31 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.6. Подготовка справочной статьи о выдающемся психологе Сам. работа 2 6 ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.7. Подготовка и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Возрастные особенности становления личности и профессиональное самоопределение
2.1. Аспекты возрастной психологии в контексте системы профессионального образования. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
2.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.4
2.3. Роль профессиональной мобильности в профессиональном становлении личности Практические 2 2 ОПК-1, ПК-13 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
2.4. Изучение дополнительных материалов и углубленная работа с материалами лекций Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
2.5. Психологические аспекты профессионального становления. Психология профессионального самоопределения Лекции 2 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
2.6. Письменная работа по теме "Профессиональное самоопределение" Сам. работа 2 18 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
2.7. Письменная работа по теме "Стадии профессионального становления" Сам. работа 2 18 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
2.8. Подготовка к тестированию и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Психолого-педагогическое основы профессионального образования
3.1. Подготовка высококвалифицированных профессионалов как проблема педагогической психологии. Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-31 Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Изучение дополнительных материалов и углубленная работа с материалами лекций Сам. работа 2 4 ПК-31 Л2.2, Л3.2, Л1.1
3.3. Письменная работа по теме "Психологические подходы к профессиональному образованию" Сам. работа 2 18 ОПК-1 Л2.2, Л3.2, Л1.1
3.4. Подготовка с практическому занятию Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1
3.5. Психологические подходы к обучению Практические 2 2 ОПК-1 Л2.1, Л3.2, Л1.1
3.6. Эссе «Мой путь в профессию» Сам. работа 2 20 ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1
3.7. Подготовка к зачету Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1
3.8. Зачет 2 4 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Психологические аспекты развивающего профессионального обучения
4.1. Личностное развитие в профессиональном образовании. Формирование профессионального мышления Лекции 3 2 ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Эмоционально-волевые факторы учебной деятельности Лекции 3 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3
4.4. Мотивация учащихся профессиональной школы Практические 3 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.5. Интеллектуальные факторы учебной деятельности. Память и учебный процесс Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.6. Составление конспекта "Виды когнитивных искажений" Сам. работа 3 10 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.7. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.8. Понятие творческих способностей. Способы развития креативности Практические 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.9. Составление аннотированного библиографического списка по темам раздела Сам. работа 3 15 ОПК-1, ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.10. Изучение дополнительных материалов и углубленная работа с материалами лекций Сам. работа 3 7 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.11. Подготовка и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 3 4 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Психология педагога профессиональной школы
5.1. Психологические особенности личности педагога профессиональной школы Лекции 3 2 ОПК-1 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3
5.2. Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие Лекции 3 2 ПК-13 Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3
5.3. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 3 6 ПК-13 Л2.2, Л3.2, Л1.1
5.4. Перспективы и личностные смыслы профессиональной деятельности педагога. Профессиональные деформации Практические 3 2 ПК-13 Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1
5.5. Письменная работа "Способы профилактики и коррекции профессиональной деформации" Сам. работа 3 6 ПК-13 Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3
5.6. Подготовка и выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 3 4 ПК-13 Л2.2, Л3.2, Л1.1
5.7. Письменная работа "Способы формирования профессиональной направленности личности педагога" Сам. работа 3 15 ПК-13 Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3
5.8. Экзамен 3 9 ОПК-1, ПК-13, ПК-31 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие Кемеровский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Формирование нового поколения профессиональных кадров: проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГУТУ, 22-24 октября 2009 г.: М.: Финансы и статистика // ЭБС "Лань", 2011
Л2.2 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л2.3 О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева Педагогическая психология: учебное пособие Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Т.М. Чурекова, Г.А. Грязнова Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие Кемеровский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Филатова О.В. Возрастная физиология и психология: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 73
Л3.2 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://de.ifmo.ru/--books/0062/index.htm
Э2 Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook059/book/index/index.html
Э3 Основы профессионального образования [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/labour_psychology/9.html
Э4 Федеральные государственные образовательные стандарты [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
Э5 Электронный музей профессий [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://profvibor.ru/
Э6 Психологическая библиотека [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.PSYLIB.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;
Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы– читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр.Ленина, 61, каб.519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса «Психология профессионального образования» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение закономерностей психического развития, факторов, способствующих личностному росту, основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки;
3. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
4. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине «Психология профессионального образования»
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование);
- выполнение письменных самостоятельных работ;
- работу с тестами в электронном курсе.
Дисциплина «Психология профессионального образования» обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.