Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-3-2017 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | 3 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 20 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 | 12 | 12 |
Сам. работа | 124 | 124 | 83 | 83 | 207 | 207 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 9 | 9 | 13 | 13 |
Итого | 144 | 144 | 108 | 108 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.
1.1. | Цель преподавания дисциплины - формирование целостного и системного понимания психологических задач и методов профессионального образования. Задачи: -составить представление о роли социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности; -изучить психологические особенности различных возрастных групп и организации учебного процесса с ними; -раскрыть условия развития личности студента; рассмотреть психологические закономерности структурирования предметно-содержательного знания и системной организации учебных задач, проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности |
ПК-13 | готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач |
ПК-31 | способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы психологии личности и социальной психологии; биологические и психологические особенности человеческого восприятия и усвоения; психологические особенности юношеского возраста и связанные с этим особенности поведения; влияние на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов; психологические особенностях педагогической деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать фундаментальные психологические знания в организации учебного процесса, в трансформировании и изложении учебного материала с учетом современных достижений, проблем и тенденций психологии; подбирать методы и формы обучения, воспитания и просвещения учащихся/студентов, опираясь на их психологические и социально-психологические особенности; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения современными методиками профессионального самоопределения, рефлексии, прогнозирования и проектирования профессионального развития личности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в психологию профессионального образования | ||||||
1.1. | Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Методы психологии профессионального образования | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Работа с лекционным материалом и подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
1.4. | Опросные методы психологии | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
1.5. | Изучение дополнительных материалов и углубленная работа с материалами лекций | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1, ПК-31 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
1.6. | Подготовка справочной статьи о выдающемся психологе | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-13 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
1.7. | Подготовка и выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 2 | 4 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Возрастные особенности становления личности и профессиональное самоопределение | ||||||
2.1. | Аспекты возрастной психологии в контексте системы профессионального образования. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4 |
2.2. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л2.4 |
2.3. | Роль профессиональной мобильности в профессиональном становлении личности | Практические | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
2.4. | Изучение дополнительных материалов и углубленная работа с материалами лекций | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-13 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
2.5. | Психологические аспекты профессионального становления. Психология профессионального самоопределения | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
2.6. | Письменная работа по теме "Профессиональное самоопределение" | Сам. работа | 2 | 18 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
2.7. | Письменная работа по теме "Стадии профессионального становления" | Сам. работа | 2 | 18 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
2.8. | Подготовка к тестированию и выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.4 |
Раздел 3. Психолого-педагогическое основы профессионального образования | ||||||
3.1. | Подготовка высококвалифицированных профессионалов как проблема педагогической психологии. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-31 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Изучение дополнительных материалов и углубленная работа с материалами лекций | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-31 | Л2.2, Л3.2, Л1.1 |
3.3. | Письменная работа по теме "Психологические подходы к профессиональному образованию" | Сам. работа | 2 | 18 | ОПК-1 | Л2.2, Л3.2, Л1.1 |
3.4. | Подготовка с практическому занятию | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | Психологические подходы к обучению | Практические | 2 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л3.2, Л1.1 |
3.6. | Эссе «Мой путь в профессию» | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-31 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1 |
3.7. | Подготовка к зачету | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л2.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1 |
3.8. | Зачет | 2 | 4 | Л2.2, Л1.1 | ||
Раздел 4. Психологические аспекты развивающего профессионального обучения | ||||||
4.1. | Личностное развитие в профессиональном образовании. Формирование профессионального мышления | Лекции | 3 | 2 | ПК-13 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.2. | Эмоционально-волевые факторы учебной деятельности | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.3. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3 |
4.4. | Мотивация учащихся профессиональной школы | Практические | 3 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
4.5. | Интеллектуальные факторы учебной деятельности. Память и учебный процесс | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.6. | Составление конспекта "Виды когнитивных искажений" | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.7. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.8. | Понятие творческих способностей. Способы развития креативности | Практические | 3 | 2 | ОПК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.9. | Составление аннотированного библиографического списка по темам раздела | Сам. работа | 3 | 15 | ОПК-1, ПК-13 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.10. | Изучение дополнительных материалов и углубленная работа с материалами лекций | Сам. работа | 3 | 7 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
4.11. | Подготовка и выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 5. Психология педагога профессиональной школы | ||||||
5.1. | Психологические особенности личности педагога профессиональной школы | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3 |
5.2. | Личностно ориентированное педагогическое взаимодействие | Лекции | 3 | 2 | ПК-13 | Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3 |
5.3. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-13 | Л2.2, Л3.2, Л1.1 |
5.4. | Перспективы и личностные смыслы профессиональной деятельности педагога. Профессиональные деформации | Практические | 3 | 2 | ПК-13 | Л3.1, Л2.2, Л3.2, Л1.1 |
5.5. | Письменная работа "Способы профилактики и коррекции профессиональной деформации" | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-13 | Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3 |
5.6. | Подготовка и выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 3 | 4 | ПК-13 | Л2.2, Л3.2, Л1.1 |
5.7. | Письменная работа "Способы формирования профессиональной направленности личности педагога" | Сам. работа | 3 | 15 | ПК-13 | Л2.2, Л3.2, Л1.1, Л2.3 |
5.8. | Экзамен | 3 | 9 | ОПК-1, ПК-13, ПК-31 | Л1.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.И. Корытченкова, Т.И. Кувшинова | Психология и педагогика профессиональной деятельности: учебное пособие | Кемеровский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Формирование нового поколения профессиональных кадров: проблемы современной организации и содержания профессионального образования в России: теория, методология, методика / Материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГУТУ, 22-24 октября 2009 г.: | М.: Финансы и статистика // ЭБС "Лань", 2011 | ||
Л2.2 | А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова | Педагогическая психология: учебное пособие | Москва : ФЛИНТА, 2021 | biblioclub.ru |
Л2.3 | О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева | Педагогическая психология: учебное пособие | Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online", 2015 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Т.М. Чурекова, Г.А. Грязнова | Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие | Кемеровский государственный университет // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Филатова О.В. | Возрастная физиология и психология: учеб. пособие | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | 73 |
Л3.2 | Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко | Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие | Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Гусарова Н.Ф. Психология профессионального образования [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://de.ifmo.ru/--books/0062/index.htm | |||
Э2 | Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности: учебно-методический комплекс [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook059/book/index/index.html | |||
Э3 | Основы профессионального образования [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/labour_psychology/9.html | |||
Э4 | Федеральные государственные образовательные стандарты [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/fgos/ | |||
Э5 | Электронный музей профессий [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://profvibor.ru/ | |||
Э6 | Психологическая библиотека [Электрон. ресурс] - Режим доступа: http://www.PSYLIB.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед. Помещение для самостоятельной работы– читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр.Ленина, 61, каб.519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС. Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы. |
В процессе изучения курса «Психология профессионального образования» большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение закономерностей психического развития, факторов, способствующих личностному росту, основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки; 3. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 4. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине «Психология профессионального образования» Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование); - выполнение письменных самостоятельных работ; - работу с тестами в электронном курсе. Дисциплина «Психология профессионального образования» обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |