МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Энтомология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
И.В. Кудряшова

Рецензент(ы):
Р.В. Яковлев

Рабочая программа дисциплины
Энтомология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.В. Мацюра


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой А.В. Мацюра


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с особенностями морфологии, физиологии, биологии размножения и развития, жизненного цикла, основами систематики и классификации насекомых как одной из наиболее значимых групп животного мира.
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– знать основные отличительные морфофизиологические адаптации насекомых к окружающей среде, особенности их размножения и развития;
– иметь представление о жизненном цикле насекомых, его приспособительных особенностях;
– получить представление о происхождении и биологическом разнообразии насекомых; практическом значении наиболее важных групп;
– закрепить навыки анатомирования и определения различных групп насекомых.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-5 способностью применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сновные морфологические и функциональные особенности организма насекомых, их онтогенез, таксономическое разнообразие, номенклатуру диагностических признаков.
основные экологические факторы,определяющие развитие и распространение насекомых; основные таксономиче-ские группы насекомых и их роль в биосфере; экологическую роль различныхгрупп насекомых в сообществах и экосистемах
особенности экологии предста-вителей основных таксонов насекомых; основные виды насекомых - вредителей,их жизненные циклы, требования к условиям окружающей среды, вредонос-ность и распространение; современные системы защиты основных сельскохо-зяйственных культур от насекомых – вредителей.
3.2.Уметь:
3.2.1.разбираться в многообразии экологических форм насекомых;определять по внешнему виду важнейшие отряды насекомых и отличать по-следних от других беспозвоночных;
определять важнейшие типы поврежденийрастений насекомыми; оперировать основными экологическими понятиями иаргументировать выводы, устанавливать взаимосвязи между средой и её факторами и разнообразием насекомых, как неотъемлемой компоненты природных сообществ и экосистем
диагностировать насекомых - вредителей по стадиям ихразвития и типам повреждения растений; подбирать наиболее эффективные иэкологически безопасные защитные мероприятия против вредителей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования в будущей профессиональной деятельности различные экспериментальные модели и методы современных достижений экологии насекомых, методы учета вредителей с.-х. культур;
методами составления систем защиты растений от вредителей
базовыми представле-ниями об основных закономерностях и современных достижениях экологиинасекомых; навыки анализа роли, выполняемой различными группами насекомых в природных сообществах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Энтомология как наука и ее содержание. Лекции 7 2 СПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Морфология и физиология насекомых
2.1. Покровы насекомых, их функции и значение.Скелет и мускулатура. системы обмена веществ. системы управления. Органы чувств. Лекции 7 12 СПК-5 Л2.5, Л2.3, Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. анатомия насекомых Лабораторные 7 6 СПК-5 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Онтогенез насекомых
3.1. Половая система. Гаметогенез и эмбриогенез. Постэмбриональное развитие. Лекции 7 2 СПК-5 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Определение стадий развитяи насекомых Лабораторные 7 2 СПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Происхождение и классификация насекомых
4.1. Происхождение и классификация насекомых Лекции 7 2 СПК-5 Л2.4, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Систематика насекомых
5.1. Определение насекомых Лабораторные 7 16 СПК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Характеристика основных отрядов насекомых Сам. работа 7 37 СПК-5 Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Некоторые аспекты экологии насекомых
6.1. Диапауза как регулятор жизненного цикла Лекции 7 2 СПК-5 Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Роль и значение насекомых в природных сообществах и жизни человека.
2. Причины высокой численности и необычайного видового разнообразия насекомых.
3. История энтомологии в России. Задачи энтомологии на современном этапе.
4. Строение и свойства кутикулы насекомых, ее адаптивная роль.
5. Уникальные морфофизиологические особенности летательных мышц высших насекомых. Механизм полета.
6. Строение и функции различных отделов пищеварительной системы насекомых. Адаптации к экономии влаги.
7. Строение и функции выделительной системы насекомых. Водно-солевой обмен.
8. Общий план строения трахейной системы насекомых, ее роль в адаптации к наземному образу жизни.
9. Общий план строения кровеносной системы насекомых. Понятие о миксоцеле. Специфика плазмы и форменных элементов в связи с развитием трахейной системы.
10. Строение и функции жирового тела насекомых.
11. Общий план строения нервной системы насекомых. ЦНС. Брюшная нервная цепочка (БНЦ). Проблемы концентрации и олигомеризации ганглиев БНЦ насекомых.
12. Общий план строения нейрона насекомых и особенности его функционирования. Функциональная классификация нейронов. Строение сегментального ганглия.
13. Строение и функции головного мозга насекомых.
14. Эндокринная система насекомых. Гормональный контроль линьки и метаморфоза.
15. Механорецепция у насекомых. Варианты строения механорецепторов и образованных ими органов чувств (кроме органов слуха).
16. Слуховая чувствительность насекомых. Варианты строения настоящих органов слуха. Способы генерации звуков.
17. Хеморецепция, гигрорецепция, терморецепция, электромагнитная чувствительность у насекомых.
18. Фоторецепция у насекомых. Строение фасетки и чувствительность фасеточных глаз. Простые глаза, их строение и функции.
19. Строение мужской и женской половых систем у насекомых. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Типы яйцевых трубочек.
20. Способы осеменения и размножения у насекомых. Типы партеногенеза.
21. Развитие насекомых. Специфика протекания ранних этапов эмбриогенеза.
22. Метаморфоз. Физиология метаморфоза и его типы. Происхождение метаморфоза.
23. Понятие жизненного цикла насекомых, его характеристики. Диапауза как регулятор жизненного цикла.
24. Проблема происхождения насекомых.
25. Принципы систематики и особенности современной классификации насекомых.
26. Общая характеристика основных отрядов насекомых.
Темы практических заданий
1. Вскрытие насекомого (таракана, прямокрылого или жука), препарирование отдельных органов и систем, работа с постоянными микропрепаратами.
2. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией.
3. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.
4. Морфологические признаки важнейших отрядов и семейств насекомых, в связи с особенностями их экологии.
5. Диагностические признаки, используемые при определении различных групп насекомых
6. Практически значимые для Алтайского края насекомые
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»
Кафедра зоологии и физиологии










ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине (модулю)

Энтомология
(наименование дисциплины/модуля)

Направление 06.03.01: Биология
Профиль Зоология





Разработчик:
Доцент кафедры зоологии и физиологии

____________/И.В. Кудряшова /
подпись









Барнаул 2017



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой Мацюра А.В., профессор
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность




1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень формируемых компетенций:
СПК-5 – способность применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач.

Компетенции/контролируемые этапы Показатели Наименование оценочного средства
Начальный этап формирования компетенции (ий) осуществляется в период освоения учебной дисциплины и характеризуется освоением учебного материала
СПК-5 – способность применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач.
Знает основные морфологические и функциональные особенности организма насекомых, их онтогенез, таксономическое разнообразие, номенклатуру диагностических признаков.
Умеет: Уметь: пользоваться определителями, провести морфологическое описание насекомого, определять стадию развития.
Владеет: методами сбора, фиксации, хранения, определения, составления коллекций насекомых. Проверка практических заданий,
собеседование
Базовый этап формирования компетенции (ий) (формируется по окончании изучения дисциплины (модуля))
СПК-5, Знает: о ключевой роли насекомых для устойчивости биосферы, причинах высокой численности и исключительного видового разнообразия насекомых, их происхождении и роли в жизни человека; основные морфологические и функциональные особенности организма насекомых, их онтогенез, таксономическое разнообразие, номенклатуру диагностических признаков.
Умеет: Уметь: пользоваться определителями, провести морфологическое описание насекомого, определять стадию развития, оценить морфофункциональные адаптации насекомых к условиям существования.
Владеет: методами сбора, фиксации, хранения, вскрытия и препаровки, определения, составления коллекций насекомых;
способами применения полученных знаний в профессиональной и повседневной деятельности. Вопросы к экзамену
Полностью зачтенные практические задания
Заключительный этап формирования компетенций направлен на закрепление определенных компетенций в период прохождения практик, НИР, ГИА

1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освоения) Отлично
(повышенный уровень) Хорошо
(базовый уровень) Удовлетворительно
(пороговый уровень) Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
100-балльная шкала 85-100 70-84 50-69 0-49
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено

Оценивание выполнения практических заданий

Бинарная шкала Критерии
Зачтено Студентом выполнены все рисунки по теме занятия без ошибок или с незначительными ошибками, которые устраняются после замечания преподавателя, сделаны все необходимые обозначения; рисунки оформлены в соответствии с требованиями и иллюстрируют хороший уровень понимания студентом изучаемого процесса, даны ответы на контрольные вопросы в устной или письменной форме.
Не зачтено Студентом выполнены не все рисунки по теме занятия, имеются существенные ошибки в изображении изучаемых структур и стадий развития, отсутствует часть предусмотренных обозначений, рисунки небрежные, не оформлены в соответствии с требованиями, иллюстрируют непонимание или неверное понимание изучаемых процессов, не даются ответы на контрольные вопросы.

Оценивание ответа на экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота изложения теоретического материала;








2. Полнота и правильность решения практического задания;




3. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);


4. Самостоятельность ответа;



5. Использование современных и релевантных источников литературы для ответа. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий
1. Вскрытие насекомого (таракана, прямокрылого или жука), препарирование отдельных органов и систем, работа с постоянными микропрепаратами.
2. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией.
3. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.
4. Морфологические признаки важнейших отрядов и семейств насекомых, в связи с особенностями их экологии.
5. Диагностические признаки, используемые при определении различных групп насекомых
6. Практически значимые для Алтайского края насекомые



ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Перечень заданий
1. Общая характеристика класса Скрыточелюстных насекомых
2. Общая характеристика подкласса Первичнобескрылых насекомых
3. Общая характеристика подкласса Крылатых насекомых, его таксономическая структура
4. Общая характеристика надотряда Веснянкообразных
5. Общая характеристика надотряда Прямокрылообразных
6. Общая характеристика отряда Стрекозообразных
7. Общая характеристика надотряда Поденкообразных
8. Общая характеристика надотряда Сеноедообразных
9. Общая характеристика надотряда Сетчатокрылообразных
10. Общая характеристика отряда Равнокрылых
11. Общая характеристика отряда Полужесткокрылых
12. Общая характеристика отряда Жесткокрылых
13. Общая характеристика отряда Перепончатокрылых
14. Общая характеристика отряда Равнокрылых
15. Общая характеристика отрядов Скорпионницы, Ручейники, Блохи
16. Общая характеристика отряда Чешуекрылых
17. Общая характеристика отряда Двукрылых

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень заданий /вопросов
1. Роль и значение насекомых в природных сообществах и жизни человека.
2. Причины высокой численности и необычайного видового разнообразия насекомых.
3. История энтомологии в России. Задачи энтомологии на современном этапе.
4. Строение и химический состав кутикулы насекомых.
5. Свойства кутикулы. Придатки кутикулы. Линька, склеротизация, пигментация.
6. Окраска и пигменты покровов. Изменение окраски. Криптизм, мимезия, мимикрия.
7. Строение и механизм сокращения мышечного волокна насекомых, отличия от позвоночных. Особенности иннервации. Специализация мышечных волокон насекомых. Синхронные и асинхронные мышцы.
8. Особенности строения и функционирования мышечных волокон в летательных мышцах насекомых. Теория Прингла. Энергетика мышечного сокращения.
9. Основные группы мышц насекомых. Летательные мышцы. Механизм полета.
10. Происхождение полета. Активный и пассивный полет. Поддержание равновесия, скорость и маневренность полета насекомых.
11. Пищевые режимы и пищевая специализация насекомых, их пищевые потребности. Ключевые стимулы пищевого поведения.
12. Строение и функции отделов пищеварительной системы насекомых. Перитрофическая мембрана. Адаптации к жидкой пище (экономия влаги).
13. Основные компоненты экскреторной системы насекомых. Состав мочи. Дополнительные органы экскреции. Регуляция водно-солевого обмена.
14. Основные компоненты трахейной системы насекомых. Типы трахейных систем. Дыхание апнейстических форм.
15. Газообмен в трахейной системе насекомых. Теории Крога и Уиглсуорта. Вентиляция трахей. Направление тока газов. Температурный режим и терморегуляция.
16. Общий план строения кровеносной системы насекомых. Понятие о миксоцеле. Строение и функционирование сердца. Циркуляция гемолимфы.
17. Особенности плазмы и форменных элементов гемолимфы насекомых, ее функции.
18. Полость тела насекомых. Строение и функции жирового тела, его связь с гемолимфой.
19. Общий план строения нервной системы насекомых. ЦНС. Брюшная нервная цепочка (БНЦ). Проблемы концентрации и олигомеризации ганглиев БНЦ насекомых.
20. Общий план строения нейрона насекомых и особенности его функционирования. Функциональная классификация нейронов. Строение сегментального ганглия.
21. Строение и функции головного мозга насекомых. Размеры мозга и интеллектуальны способности.
22. Автономная нервная система насекомых: строение и функции.
23. Основные компоненты эндокринной системы насекомых. Гормональный контроль линьки и метаморфоза.
24. Общие сведения об органах чувств насекомых. Хеморецепция, гигрорецепция, терморецепция, электромагнитная чувствительность.
25. Механорецепция у насекомых. Типы строения механорецепторов и образованные ими органы чувств (кроме органов слуха).
26. Слуховая чувствительность насекомых. Варианты строения настоящих органов слуха. Способы генерации звуков.
27. Фоторецепция у насекомых. Строение фасетки и возможности фасеточных глаз. Теории формирования изображения. Простые глаза, их строение и функции.
28. Строение мужской и женской половых систем у насекомых. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Типы яйцевых трубочек. Овариальный цикл и его связь с питанием.
29. Способы осеменения и размножения у насекомых. Типы партеногенеза.
30. Основные фазы развития насекомых. Фаза яйца. Особенности яиц. Специфика протекания ранних этапов эмбриогенеза. Органогенез. Внезародышевые оболочки. Бластокинез.
31. Метаморфоз, его типы и происхождение.
32. Фаза личинки, ее биологические функции и особенности при разных типах метаморфоза. Гемиметаболические личинки. Основные группы истинных (голометаболических) личинок.
33. Фаза куколки, ее особенности. Гистолиз и гистогенез. Типы куколок.
34. Понятие жизненного цикла насекомых, его характеристики. Диапауза как регулятор жизненного цикла.
35. Проблема происхождения насекомых.
36. Принципы систематики и особенности современной классификации насекомых.
37. Общая храктеристика одного из отрядов (надотрядов ) насекомых


3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Методические рекомендации к лабораторным занятиям.
К каждому лабораторному занятию рекомендуется теоретическая подготовка, включающая в себя работу с лекционным материалом, рекомендованной литературой, базами данных и материалами сети Интернет. В ходе лабораторных занятий студент работает с набором объектов, включающим в себя разные фазы развития различных таксонов насекомых. Итогом этой работы является набор рисунков по теме задания или проверка результатов определения
Тема 1. АНАТОМИЯ НАСЕКОМЫХ – 2 часа.
Вскрытие насекомого (таракана, прямокрылого или жука), препарирование отдельных органов и систем, работа с постоянными микропрепаратами.
Контроль: демонстрация препарированных объектов, узнавание микропрепаратов, зарисовка и демонстрация рисунков.
Тема 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ – 2 часа.
Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией.
Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.
Контроль: проверка результатов определения различных стадий важнейших отрядов и семейств насекомых.
Тема 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕКОМЫХ – 16 часов.
Морфологические признаки важнейших отрядов и семейств насекомых, в связи с особенностями их экологии. Практическое значение. Диагностические признаки, используемые при определении различных групп насекомых.
Контроль: проверка результатов определения родов и видов представителей важнейших отрядов и семейств насекомых.
Сдача практических заданий в форме рисунков и результатов определения является обязательным условием допуска к экзамену.
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает в себя работу с теоретическими источниками, в том числе базами данных и материалами сети Ин










ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине (модулю)

Энтомология
(наименование дисциплины/модуля)

Направление 06.03.01: Биология
Профиль Зоология





Разработчик:
Доцент кафедры зоологии и физиологии

____________/И.В. Кудряшова /
подпись









Барнаул 2017



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой Мацюра А.В., профессор
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность




1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень формируемых компетенций:
СПК-5 – способность применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач.

Компетенции/контролируемые этапы Показатели Наименование оценочного средства
Начальный этап формирования компетенции (ий) осуществляется в период освоения учебной дисциплины и характеризуется освоением учебного материала
СПК-5 – способность применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач.
Знает основные морфологические и функциональные особенности организма насекомых, их онтогенез, таксономическое разнообразие, номенклатуру диагностических признаков.
Умеет: Уметь: пользоваться определителями, провести морфологическое описание насекомого, определять стадию развития.
Владеет: методами сбора, фиксации, хранения, определения, составления коллекций насекомых. Проверка практических заданий,
собеседование
Базовый этап формирования компетенции (ий) (формируется по окончании изучения дисциплины (модуля))
СПК-5, Знает: о ключевой роли насекомых для устойчивости биосферы, причинах высокой численности и исключительного видового разнообразия насекомых, их происхождении и роли в жизни человека; основные морфологические и функциональные особенности организма насекомых, их онтогенез, таксономическое разнообразие, номенклатуру диагностических признаков.
Умеет: Уметь: пользоваться определителями, провести морфологическое описание насекомого, определять стадию развития, оценить морфофункциональные адаптации насекомых к условиям существования.
Владеет: методами сбора, фиксации, хранения, вскрытия и препаровки, определения, составления коллекций насекомых;
способами применения полученных знаний в профессиональной и повседневной деятельности. Вопросы к экзамену
Полностью зачтенные практические задания
Заключительный этап формирования компетенций направлен на закрепление определенных компетенций в период прохождения практик, НИР, ГИА

1. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освоения) Отлично
(повышенный уровень) Хорошо
(базовый уровень) Удовлетворительно
(пороговый уровень) Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
100-балльная шкала 85-100 70-84 50-69 0-49
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено

Оценивание выполнения практических заданий

Бинарная шкала Критерии
Зачтено Студентом выполнены все рисунки по теме занятия без ошибок или с незначительными ошибками, которые устраняются после замечания преподавателя, сделаны все необходимые обозначения; рисунки оформлены в соответствии с требованиями и иллюстрируют хороший уровень понимания студентом изучаемого процесса, даны ответы на контрольные вопросы в устной или письменной форме.
Не зачтено Студентом выполнены не все рисунки по теме занятия, имеются существенные ошибки в изображении изучаемых структур и стадий развития, отсутствует часть предусмотренных обозначений, рисунки небрежные, не оформлены в соответствии с требованиями, иллюстрируют непонимание или неверное понимание изучаемых процессов, не даются ответы на контрольные вопросы.

Оценивание ответа на экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота изложения теоретического материала;








2. Полнота и правильность решения практического задания;




3. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);


4. Самостоятельность ответа;



5. Использование современных и релевантных источников литературы для ответа. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Перечень заданий
1. Вскрытие насекомого (таракана, прямокрылого или жука), препарирование отдельных органов и систем, работа с постоянными микропрепаратами.
2. Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией.
3. Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.
4. Морфологические признаки важнейших отрядов и семейств насекомых, в связи с особенностями их экологии.
5. Диагностические признаки, используемые при определении различных групп насекомых
6. Практически значимые для Алтайского края насекомые



ЗАДАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Перечень заданий
1. Общая характеристика класса Скрыточелюстных насекомых
2. Общая характеристика подкласса Первичнобескрылых насекомых
3. Общая характеристика подкласса Крылатых насекомых, его таксономическая структура
4. Общая характеристика надотряда Веснянкообразных
5. Общая характеристика надотряда Прямокрылообразных
6. Общая характеристика отряда Стрекозообразных
7. Общая характеристика надотряда Поденкообразных
8. Общая характеристика надотряда Сеноедообразных
9. Общая характеристика надотряда Сетчатокрылообразных
10. Общая характеристика отряда Равнокрылых
11. Общая характеристика отряда Полужесткокрылых
12. Общая характеристика отряда Жесткокрылых
13. Общая характеристика отряда Перепончатокрылых
14. Общая характеристика отряда Равнокрылых
15. Общая характеристика отрядов Скорпионницы, Ручейники, Блохи
16. Общая характеристика отряда Чешуекрылых
17. Общая характеристика отряда Двукрылых

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень заданий /вопросов
1. Роль и значение насекомых в природных сообществах и жизни человека.
2. Причины высокой численности и необычайного видового разнообразия насекомых.
3. История энтомологии в России. Задачи энтомологии на современном этапе.
4. Строение и химический состав кутикулы насекомых.
5. Свойства кутикулы. Придатки кутикулы. Линька, склеротизация, пигментация.
6. Окраска и пигменты покровов. Изменение окраски. Криптизм, мимезия, мимикрия.
7. Строение и механизм сокращения мышечного волокна насекомых, отличия от позвоночных. Особенности иннервации. Специализация мышечных волокон насекомых. Синхронные и асинхронные мышцы.
8. Особенности строения и функционирования мышечных волокон в летательных мышцах насекомых. Теория Прингла. Энергетика мышечного сокращения.
9. Основные группы мышц насекомых. Летательные мышцы. Механизм полета.
10. Происхождение полета. Активный и пассивный полет. Поддержание равновесия, скорость и маневренность полета насекомых.
11. Пищевые режимы и пищевая специализация насекомых, их пищевые потребности. Ключевые стимулы пищевого поведения.
12. Строение и функции отделов пищеварительной системы насекомых. Перитрофическая мембрана. Адаптации к жидкой пище (экономия влаги).
13. Основные компоненты экскреторной системы насекомых. Состав мочи. Дополнительные органы экскреции. Регуляция водно-солевого обмена.
14. Основные компоненты трахейной системы насекомых. Типы трахейных систем. Дыхание апнейстических форм.
15. Газообмен в трахейной системе насекомых. Теории Крога и Уиглсуорта. Вентиляция трахей. Направление тока газов. Температурный режим и терморегуляция.
16. Общий план строения кровеносной системы насекомых. Понятие о миксоцеле. Строение и функционирование сердца. Циркуляция гемолимфы.
17. Особенности плазмы и форменных элементов гемолимфы насекомых, ее функции.
18. Полость тела насекомых. Строение и функции жирового тела, его связь с гемолимфой.
19. Общий план строения нервной системы насекомых. ЦНС. Брюшная нервная цепочка (БНЦ). Проблемы концентрации и олигомеризации ганглиев БНЦ насекомых.
20. Общий план строения нейрона насекомых и особенности его функционирования. Функциональная классификация нейронов. Строение сегментального ганглия.
21. Строение и функции головного мозга насекомых. Размеры мозга и интеллектуальны способности.
22. Автономная нервная система насекомых: строение и функции.
23. Основные компоненты эндокринной системы насекомых. Гормональный контроль линьки и метаморфоза.
24. Общие сведения об органах чувств насекомых. Хеморецепция, гигрорецепция, терморецепция, электромагнитная чувствительность.
25. Механорецепция у насекомых. Типы строения механорецепторов и образованные ими органы чувств (кроме органов слуха).
26. Слуховая чувствительность насекомых. Варианты строения настоящих органов слуха. Способы генерации звуков.
27. Фоторецепция у насекомых. Строение фасетки и возможности фасеточных глаз. Теории формирования изображения. Простые глаза, их строение и функции.
28. Строение мужской и женской половых систем у насекомых. Особенности сперматогенеза и оогенеза. Типы яйцевых трубочек. Овариальный цикл и его связь с питанием.
29. Способы осеменения и размножения у насекомых. Типы партеногенеза.
30. Основные фазы развития насекомых. Фаза яйца. Особенности яиц. Специфика протекания ранних этапов эмбриогенеза. Органогенез. Внезародышевые оболочки. Бластокинез.
31. Метаморфоз, его типы и происхождение.
32. Фаза личинки, ее биологические функции и особенности при разных типах метаморфоза. Гемиметаболические личинки. Основные группы истинных (голометаболических) личинок.
33. Фаза куколки, ее особенности. Гистолиз и гистогенез. Типы куколок.
34. Понятие жизненного цикла насекомых, его характеристики. Диапауза как регулятор жизненного цикла.
35. Проблема происхождения насекомых.
36. Принципы систематики и особенности современной классификации насекомых.
37. Общая храктеристика одного из отрядов (надотрядов ) насекомых


3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Методические рекомендации к лабораторным занятиям.
К каждому лабораторному занятию рекомендуется теоретическая подготовка, включающая в себя работу с лекционным материалом, рекомендованной литературой, базами данных и материалами сети Интернет. В ходе лабораторных занятий студент работает с набором объектов, включающим в себя разные фазы развития различных таксонов насекомых. Итогом этой работы является набор рисунков по теме задания или проверка результатов определения
Тема 1. АНАТОМИЯ НАСЕКОМЫХ – 2 часа.
Вскрытие насекомого (таракана, прямокрылого или жука), препарирование отдельных органов и систем, работа с постоянными микропрепаратами.
Контроль: демонстрация препарированных объектов, узнавание микропрепаратов, зарисовка и демонстрация рисунков.
Тема 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ – 2 часа.
Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией.
Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.
Контроль: проверка результатов определения различных стадий важнейших отрядов и семейств насекомых.
Тема 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕКОМЫХ – 16 часов.
Морфологические признаки важнейших отрядов и семейств насекомых, в связи с особенностями их экологии. Практическое значение. Диагностические признаки, используемые при определении различных групп насекомых.
Контроль: проверка результатов определения родов и видов представителей важнейших отрядов и семейств насекомых.
Сдача практических заданий в форме рисунков и результатов определения является обязательным условием допуска к экзамену.
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает в себя работу с теоретическими источниками, в том числе базами данных и материалами сети Интернет. Основным содержанием ее является детальное знакомство с отрядами насекомых. Изучение отрядов (надотрядов) рекомендуется проводить по следующему плану:
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТРЯДА
1. Положение в системе насекомых.
2. Характерные диагностические признаки.
3. Внешняя морфология:
А) Голова: постановка головы, типы ротовых аппаратов в соответствии с пищевыми режимами, типы усиков.
Б) Грудь: морфофункциональные особенности крылового аппарата, типы конечностей, характер локомоции.
В) Типы брюшка, его придатки, их морфофункциональная характеристика.
4. Особенности постнатального онтогенеза: тип метаморфоза, характерные типы личинок и куколок.
5. Особенности жизненного цикла.
6. Подотряды и основные семейства, их практическое значение.
7. Результаты выполнения самостоятельного задания проверяются во время экзамена при ответе студента на соответствующие вопросы
Проведение экзамена
Во время экзамена студенты получают по одному теоретическому вопросу из перечня вопросов к экзамену и по одному вопросу по темам самостоятельной работы Допускается сдача тем самостоятельной работы до процедуры экзамена в устной или письменной форме, в таком случае эти вопросы исключаются из экзаменационных билетов, или их количество уменьшается пропорционально сданным темам. На подготовку отводится до 30 мин. После этого студент должен дать полный развернутый ответ, демонстрируя логичность изложения, привлекая дополнительный материал, в том числе и результаты практических заданий и самостоятельной работы. Критерии оценивания см. выше. 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология: Учебник для ун-тов и сельхозвузов М.:Высшая школа, 1980 49
Л1.2 Бондаренко Н.В., Глущенко А.Ф. Практикум по общей энтомологии: Учеб.пособие Л.: Агропромиздат, 1985 11
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сост. И. В. Кудряшова [и др.]. Определитель пресноводных беспозвоночных равнинных водоемов юга Западной Сибири. Ч. 2. Насекомые: Учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ , 2007 78
Л2.2 Росс Г., Росс Ч., Росс Д. Энтомология: М.:Мир, 1985 49
Л2.3 Тыщенко В.П. Основы физиологии насекомых. В 2-х частях Ч. 2. Физиология информационных систем. : Л.: Изд. ЛГУ, 1977 20
Л2.4 В. Б. Чернышев Экология насекомых: учеб. для вузов Изд-во МГУ, 1996
Л2.5 В. П. Тыщенко Основы физиологии насекомых. В 2-х частях. Ч. 1. Физиология метаболических систем : Л. : Изд-во ЛГУ., 1976
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационный проект по вопросам российской природы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. biodat.ru. – Загл. с экрана.
Э2 Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова/ Биологический факультет/ Кафедра энтомологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. entomology. ru – Загл. с экрана.
Э3 Русское энтомологическое общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zin.ru/societies/res/ – Загл. с экрана.
Э4 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word 2007
Microsoft Excel 2007
Microsoft PowerPoint 2007
Acrobat Reader
Opera / Google Chrome / Internet Explorer / Mozilla
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №138-44/15 от 19.03.2015) (http://biblioclub.ru)
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт №208-44/15 от 05.03.2015) (http://e.lanbook.com/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Перечень наглядных пособий

Таблицы:
1.Морфология насекомых (головной отдел).
2.Морфология насекомых (грудной отдел, конечности и крылья).
3.Морфология насекомых (брюшко и его придатки).
4.Анатомия насекомых (покровы, пищеварительная и кровеносная системы).
5.Анатомия насекомых (нервная система и органы чувств).
6.Анатомия насекомых (дыхательная, половая и эндокринная системы).
7.Биология насекомых (типы яиц, личинок, схемы метаморфоза).
8.Биология насекомых (типы куколок, фенологические таблицы).
9.Представители главнейших отрядов насекомых (из 2-х табл.).
10.Жук-плавунец (строение).
11.Чешуекрылые – вредители культурных растений.

Видеофильмы:
1. Империя «Чужих» (6 серий).
2. Жизнь в микромире (5 серий)
3. Микрокосмос.

Микропрепараты:
1.Ротовые органы насекомых (набор).
2.Типы усиков (набор).
3.Типы конечностей (набор).
4.Типы лапок двукрылых (набор).
5.Крылья прямокрылых, жуков, клопов, чешуекрылых, перепончатокрылых.
6.Гистологические препараты различных внутренних органов насекомых.

Коллекции:
Сухие и влажного хранения экземпляры насекомых региональной фауны.

Приборы и оборудование:
1.Микроскопы «Биолам».
2.Микроскопы бинокулярные стереоскопические.
3.Чашки Петри, пинцеты, препаровальные иглы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к лабораторным занятиям.
К каждому лабораторному занятию требуется теоретическая подготовка, включающая в себя работу с лекционным материалом, рекомендованной литературой, базами данных и материалами сети Интернет. В ходе лабораторных занятий студент работает с набором объектов, включающим в себя разные фазы развития различных таксонов насекомых. Итогом этой работы является набор рисунков по теме задания или проверка результатов определения
Тема 1. АНАТОМИЯ НАСЕКОМЫХ – 2 часа.
Вскрытие насекомого (таракана, прямокрылого или жука), препарирование отдельных органов и систем, работа с постоянными микропрепаратами.
Контроль: демонстрация препарированных объектов, узнавание микропрепаратов, зарисовка и демонстрация рисунков.
Тема 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ НАСЕКОМЫХ – 2 часа.
Личинки насекомых: их типы, особенности морфологии в связи с различной средой обитания и пищевой специализацией.
Куколки насекомых: их типы, особенности морфологии, защитные приспособления.
Контроль: проверка результатов определения различных стадий важнейших отрядов и семейств насекомых.
Тема 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕКОМЫХ – 16 часов.
Морфологические признаки важнейших отрядов и семейств насекомых, в связи с особенностями их экологии. Практическое значение. Диагностические признаки, используемые при определении различных групп насекомых.
Контроль: проверка результатов определения родов и видов представителей важнейших отрядов и семейств насекомых.
Сдача практических заданий в форме рисунков и результатов определения является обязательным условием допуска к экзамену.
Методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает в себя работу с теоретическими источниками, в том числе базами данных и материалами сети Интернет. Основным содержанием ее является детальное знакомство с отрядами насекомых. Изучение отрядов (надотрядов) рекомендуется проводить по следующему плану:
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТРЯДА
1. Положение в системе насекомых.
2. Характерные диагностические признаки.
3. Внешняя морфология:
А) Голова: постановка головы, типы ротовых аппаратов в соответствии с пищевыми режимами, типы усиков.
Б) Грудь: морфофункциональные особенности крылового аппарата, типы конечностей, характер локомоции.
В) Типы брюшка, его придатки, их морфофункциональная характеристика.
4. Особенности постнатального онтогенеза: тип метаморфоза, характерные типы личинок и куколок.
5. Особенности жизненного цикла.
6. Подотряды и основные семейства, их практическое значение.
7. Результаты выполнения самостоятельного задания проверяются во время экзамена при ответе студента на соответствующие вопросы
Проведение экзамена
Во время экзамена студенты получают по одному теоретическому вопросу из перечня вопросов к экзамену и по одному вопросу по темам самостоятельной работы Допускается сдача тем самостоятельной работы до процедуры экзамена в устной или письменной форме, в таком случае эти вопросы исключаются из экзаменационных билетов, или их количество уменьшается пропорционально сданным темам. На подготовку отводится до 30 мин. После этого студент должен дать полный развернутый ответ, демонстрируя логичность изложения, привлекая дополнительный материал, в том числе и результаты практических заданий и самостоятельной работы.