МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 12
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-1-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент И.Ю.Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Управление человеческими ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 09.06.2017 г. № 5
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 12

Протокол от 09.06.2017 г. № 5
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу управления человеческими ресурсами организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы с персоналом.
Задачи изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины "Управление человеческими ресурсами» студенты должны:
• изучить научные основы управления человеческими ресурсами;
• обучиться формам, методам и правилам коммуникаций и работы с персоналом организаций;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования, развития и использования человеческих ресурсов и персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
• овладеть системным подходом к управлению человеческих ресурсов, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления персоналом;
• овладеть навыками анализа кадровой ситуации, кадрового планирования, набора, отбора, стимулирования, адаптации, карьерного продвижения, обучения, оценки человеческих ресурсов/персонала;
. овладеть навыками включенного слушания, убеждения, дискуссии, ораторского исскуства, контроля за вербальными и невербальными знаками;
• овладеть методами стратегического и тактического управления персоналом;
• научиться разрабатывать обоснованные управленческие решения по вопросам управления человеческими ресурсами.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методологические основы управления человеческими ресурсами, формы и методы работы с персоналом в системе управления организацией, принципы управления персоналом.

3.2.Уметь:
3.2.1.применять базовые знания современной теории и методологии управления человеческими ресурсами; основные и специальные методы анализа, проектирования, правила и принципы управления человеческими ресурсами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать и оценивать состояние работы с персоналом, разрабатывать и обосновывать предложения по развитию системы управления человеческими ресурсами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы управления человеческими ресурсами. Кадровые технологии.
1.1. Система управления человеческими ресурсами Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.2. Система управления человеческими ресурсами Практические 6 2 ПК-9 Л1.3, Л1.4
1.3. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 6 2 ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.5. Кадровое планирование Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Кадровое планирование Практические 6 2 ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.7. Набор персонала Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.8. Набор персонала Практические 6 2 ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.9. Отбор персонала Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.10. Отбор персонала Практические 6 4 ПК-9 Л2.1, Л1.3
1.11. Трудовая адаптация персонала Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Трудовая адаптация персонала Практические 6 2 ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.13. Трудовая мотивация и стимулирование труда Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.14. Трудовая мотивация и стимулирование труда Практические 6 2 ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.15. Развитие и обучение персонала Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.16. Развитие и обучение персонала Практические 6 2 Л2.1, Л1.3
1.17. Управление карьерой персонала Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.18. Управление карьерой персонала Практические 6 2 ПК-9 Л2.1, Л1.3, Л1.4
1.19. Оценка персонала организации Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.20. Оценка персонала организации Практические 6 2 ПК-9 Л2.1, Л1.4
1.21. Сам. работа 6 66

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет, задачи и содержание управления персоналом и человеческими ресурсами.
2. Ресурсы для труда: понятия, характеристики, проблемы.
3. Персонал организации: понятие, состав и структура.
4. Основные направления и методы управления персоналом.
5. Система УП: понятие, основные элементы.
6. Традиционные и современные принципы управления персоналом.
7. Эволюция подходов к управлению персоналом.
8. Управление персоналом при разных моделях видения работника.
9. Понятие, виды и содержание кадровой политики организации.
10. Назначение, состав и структура служб управления персоналом.
11. Функции кадровой службы и руководителей в организации. Кадровые технологии.
12. Технология принятия кадровых решений.
13. Оценка эффективности управления персоналом в организации.
14. Понятие, задачи и направления кадрового планирования.
15. Этапы и принципы кадрового планирования. Оперативный план работы с персоналом.
16. Планирование потребности организации в персонале.
17. Методы кадрового планирования.
18. Значение и задачи набора персонала.
19. Внутренние источники набора персонала.
20. Внешние источники набора персонала.
21. Распространение источников набора персонала.
22. Методы набора персонала.
23. Работа частных кадровых агентств по подбору персонала.
24. Отбор персонала как многоступенчатая система.
25. Выбор и утверждение критериев отбора.
26. Предварительная отборочная беседа.
27. Заполнение кандидатом специальных бланков документов.
28. Беседы по найму, их виды.
29. Этапы и правила проведения собеседования по найму.
30. Профессиональное тестирование как ступень отбора персонала.
31. Проверка характеристик и рекомендаций кандидатов. Организация медицинского осмотра.
32. Итоговая оценка кандидатов. Оповещение кандидатов о решении.
33. Оформление трудоустройства на работу работника.
34. Понятие и цели профориентации и трудовой адаптации.
35. Виды трудовой адаптации.
36. Управление трудовой адаптацией в организации.
37. Понятие деловой карьеры. Виды карьер.
38. Этапы деловой карьеры.
39. Управление деловой карьерой.
40. Служебно-профессиональное продвижение персонала.
41. Работа с кадровым резервом в организации.
42. Значение и содержание профессионального развития и обучения персонала.
43. Внутриорганизационные виды обучения.
44. Внешние виды обучения персонала.
45. Методы профессионального обучения.
46. Принципы и проблемы профессионального обучения.
47. Понятие и составные элементы трудовой мотивации.
48. Понятие и виды стимулирования труда. Зарубежный опыт.
49. Понятие, виды и методы оценки персонала.
50. Значение и процедурные вопросы аттестации персонала.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов
1. Актуальные проблемы формирования и использования ресурсов для труда (страны, региона, отрасли, рынка труда).
2. Проблемы формирования, развития и использования трудового потенциала организации.
3. Проблемы обеспечения управления персоналом в организации (на выбор).
4. Значение и роль управления персоналом в управлении организацией.
5. Современные административные методы управления персоналом.
6. Современные социально-психологические методы управления персоналом.
7. Проблемы системного управления персоналом в организации в современных условиях.
8. Особенности кадровых стратегии и политики (на примере отрасли или организации).
9. Философия современной организации: назначение и содержание.
10. Структура, штаты и деятельность службы Управления персоналом в современных условиях.
11. Современные кадровые технологии.
12. Разработка и принятие кадровых решений в организации.
13. Методы оценки эффективности управления персоналом в организации.
14. Маркетинговые исследования в управлении персоналом.
15. Организация и проблемы кадрового планирования на предприятии.
16. Современные методы кадрового планирования и прогнозирования.
17. Распространение внутренних источников набора персонала.
18. Распространение внешних источников набора персонала.
19. Применение активных методов набора персонала в организации.
20. Применение пассивных методов набора персонала в организации.
21. Особенности деятельности Государственной службы занятости по подбору персонала организации.
22. Особенности деятельности частных кадровых агентств по подбору персонала.
23. Особенности набора персонала в организации (на примере).
24. Особенности проведения собеседования по найму.
25. Профессиональное тестирование как ступень отбора персонала.
26. Методы оценки персонала.
27. Организация и проведение аттестации в государственных и частных структурах.
28. Центры оценки персонала: назначение и методы.
29. Документальное обеспечение отбора персонала.
30. Современные проблемы трудовой мотивации персонала в организации.
31. Особенности стимулирования труда: отечественный и зарубежный опыт.
32. Уровень и качество трудовой жизни персонала.
33. Особенности организации оплаты труда в условиях рынка.
34. Особенности оплаты труда государственных и муниципальных служащих (в бюджетной сфере, в частном секторе экономики).
35. Управление трудовой адаптацией в организации.
36. Управление деловой карьерой в организации.
37. Отечественный опыт внутрифирменного (внешнего) профессионального обучения персонала.
38. Зарубежный опыт внутрифирменного (внешнего) профессионального обучения персонала.
39. Современные методы профессионального обучения персонала.
40. Причины и следствия высвобождение персонала организации.
41. Оптимизация затрат на персонал в организации.
42. Лояльность персонала и безопасность организации.
43. Современные проблемы эффективных коммуникаций в бизнесе.
44. Межкультурные комуникации в бизнесе.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1. Система управления человеческими ресурсами в современных условиях

Основные вопросы для собеседования:
1. Актуальность и необходимость управления персоналом.
2. Цель, задачи и содержание управления персоналом.
3. Обеспечение управления персоналом.
4. Персонал как объект управления на различных уровнях управления.
5. Понятие, состав и структура персонала организации.
6. Различие понятий и концепций «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами».
7. Система управления персоналом: понятие, основные подсистемы и подразделения.
8. Основные направления (стадии) управления персоналом.
9. Методы управления персоналом.
10. Традиционные и современные принципы управления персоналом.

Практическое задание 1.
Объединившись в группы по 2-4 студента, необходимо разработать организационную структуру управления организации и в ее рамках расставить количественно и качественно-функционально персонал организации по конкретным должностям и рабочим местам:
- Театр драмы -100 человек;
- ателье по пошиву одежды – 30 человек;
- автосервис – 25 человек;
- дошкольное учреждение – 30 человек;
- крупный супермаркет – 50 человек4
- салон красоты – 10 человек;
- столовая – 20 человек;
- промышленное предприятие – 100 человек (на выбор производство);
- строительная организация – 100 человек;
- магазин продуктов – 15 человек и др.

Тема 2. Теория и практика организации работы с персоналом: стратегическое и оперативное управление

Основные вопросы для собеседования:
1. Понятие стратегии, концепции, философии управления персоналом.
2. Понятие и содержание кадровой политики.
3. Виды кадровой политики.
4. Государственная система управления трудовыми ресурсами.
5. Государственная кадровая политика.
6. Роль, факторы, структура и состав службы управления персоналом.
7. Понятие, состав и характеристика функций управления персоналом.
8. Понятие кадровой технологии. Основные кадровые нормы и нормативы.
9. Функции руководителя. Разработка и реализация кадровых решений.
10. Движение информации по кадрам в организации. Кадровое делопроизводство.

Темы докладов:
1. Классические теории менеджмента.
2. Теории человеческих отношений.
3. Теории человеческих ресурсов.
4. Современные теории управления персоналом.
5. Английская философия управления персоналом.
6. Японская философия управления персоналом.
7. Американская философия управления персоналом.
8. Русская философия управления персоналом.

Практическое задание 1.
Расставить перечисленные функции в логической последовательности, сгруппировав их в отдельные функциональные подсистемы:
- обеспечение потребности в кадрах;
- использование персонала;
- аттестация персонала;
- анализ маркетинговой информации;
- премирование персонала;
- разработка системы целей управления персоналом;
- определение содержания труда на каждом рабочем месте;
- выбор путей покрытия потребности в персонале;
- адаптация персонала;
- определение функций и оргструктуры службы управления персоналом;
- формирование системы управления персоналом;
- оплата труда;
- планирование качественной и количественной потребности в персонале;
- отбор персонала;
- определение потребности в персонале;
- мотивация трудовой деятельности;
- управление деловой карьерой;
- высвобождение персонала;
- оценка персонала;
- материальное стимулирование труда;
- личностное развитие персонала;
- организация обучения персонала.

Практическое задание 2.
Разработать структуру и перечень функциональных обязанностей со¬ответствующих структурных подразделений кадровой службы конкретной организации в форме Положения о кадровой службе организации (кратко на 2-3стр.), основываясь на перечне предложенных функций:
-разработка, конкретизация стратегии управления персоналом с уче¬том всех других стратегий управления (производством, финансами, снабжением и проч.);
-прогнозирование, перспективное и текущее планирование потребнос¬ти в кадрах;
-разработка концепций управления, методик контроля и планирования состояния труда на предприятии;
-анализ текущего состояния труда, выявление проблем и путей их решения;
-постоянный анализ уровня развития персонала в профессиональном, квалификационном и образовательном срезах, в связи со стажем, воз¬растом и т.д.;
-организация оценки и аттестации персонала предприятия,
-разработка проекта коллективного договора между администрацией, персоналом и профсоюзами;
-разработка систем оплаты труда и тарифных соглашений;
-анализ внешнего рынка рабочей силы;
-разработка и регулирование системы профессионально-квалификаци¬онного продвижения работников предприятия;
-контроль и координация кадровой работы в подразделениях предпри¬ятия, анализ уровня внутрифирменых коммуникаций;
-аттестация линейных руководителей;
-организация непрерывного образования персонала фирмы;
-непрерывный анализ и изучение текущих проблем кадров (жалоб, претензий и т.д.);
-организация учета, найма и увольнений персонала;
-непосредственное участие в разработке систем социального обеспе¬чения;
-"конструирование" и анализ мотивационной части внутрифирменного хозяйственного механизма;
-учет, контроль и анализ индивидуальных планов развития персонала;
-организация медицинского обслуживания, охраны труда и техники безопасности и др.
Примечание: Положение о кадровой службе организации должно иметь приблизительно следующую структуру содержания:
1. Общие положения (четкое наименование службы, место в организационной структуре управления, структура, непосредственное подчинение, какими документами руководствуется в своей деятельности и др.).
2. Цель и задачи деятельности кадровой службы организации.
3. Обязанности - основные и дополнительные функции кадровой службы.
4. Права (пользование материальными, денежными, информационными и человеческими ресурсами).
5. Ответственность должностных лиц (руководителя и рядовых работников).
6. Условия реорганизации (ликвидации, слияния и др.) и прочее.

Практическое задание 3.
Определите соответствие вида кадровой политики его содержанию:

а) пассивная 1.Отсутствует предкризисная программа действий в отношении персонала. Кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий кризиса.

б) реактивная 2. Руководство организации не имеет качественного диагноза развития кризисной ситуации и обоснованного прогноза ее развития, но стремится влиять на нее.

в) авантюристическая 3. Руководство организации не располагает возможностями качественной диагностики развития кризисного явления, а также не имеет средства влияния на нее

Тема 3. Кадровое планирование

Основные вопросы для собеседования:
1. Цель, задачи и содержание кадрового планирования в организации.
2. Понятие и структура оперативного плана работы с персоналом.
3. Этапы, принципы и основные направления кадрового планирования.
4. Оценка кадрового потенциала и планирование потребности в организации.
5. Методы кадрового планирования и прогнозирования.

Задача 1.
Плановая трудоемкость всех работ по текущему ремонту оборудования в промышленной организации составляет 20 тыс. нормо-часов в месяц. Определить плановую численность ремонтных рабочих, если цех по плану будет работать 22 дня по 8 час.

Задача 2.
Объем работ по среднему и текущему ремонтам оборудования на предприятии составляет 2455 единиц ремонтной сложности. Рассчитать среднюю списочную норму численности ремонтников, если фонд рабочего времени на одного рабочего в год составляет 1820 часов, а средняя трудоемкость одной единицы ремонтной сложности по среднему и текущему ремонтам – 46,7 нормо-час.
Задача 3.
Определить численность и возможный рост технических рабочих, занятых уборкой помещений машиностроительного предприятия, в плановом периоде на основании формулы связи между численностью рабочих и размерами производственных площадей, а также численностью технологических рабочих:
Чр = 0,01х + 2,82z + 3,23
Где Чр – численность рабочих, чел.;
х – размер производственных площадей, тыс. м. кв.;
z – численность рабочих технологической группы, сотен чел.
В результате проведения планируемых на предприятии строительных мероприятий планируется увеличение производственных площадей со 125,6 тыс. кв. м. на 7,8 тыс. кв. с., а численность технологических рабочих возрастет с 724 на 51 человек.
Задача 4.
В крупном мебельном магазине-складе пересматривается штатное рас¬писание, согласно которого требует уточнения численность работников на транспортировке, разгрузочных и погрузочных работах. Определить численность работников склада, а также на ее основании состав аппарата управления магазином-складом.
Данные для расчета. Общий годовой объем работы по погрузке и выгрузке-8000 тыс. т., работа производится круглосуточно 365 дней, норма в сутки составляет 120 т, а коэффициент выполнения норм в среднем составлял 1,1 , коэффициент использования номинального фонда рабочего времени равен 0,893.
Согласно принятым нормам управляемости на 1 заведующего секцией приходится 20 работников склада, на 1 заведующего складом- 3 заведующих секцией, на 1 работника отдела управления сбытом, транспортировкой и складированием товара- 4 заведующих складом.
Задача 5.
Определить плановую численность рабочих на промышленном предприятии. Технологическая трудоемкость по плану на текущий год состави¬ла 7604,3 тыс. н-ч, коэффициент выполнения норм- 1,25, трудоемкость обслуживания технологического процесса по плану - 3906,75 тыс. чел-ч, плановый фонд рабочего времени-1820 ч.

Задача 6.
В современной практике управления персоналом в организации наиболее доступным является метод планирования потребности организации в персонале на основе штатного расписания.
Определите дополнительную потребность или излишек персонала в организации на планируемый год.

ШТАТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ НА НАЧАЛО ВРЕМЕНИ ПЛАНИРОВАНИЯ (100)

ЗАНЯТЫЕ ШТАТНЫЕ ДОЛЖНОСТИ НА НАЧАЛО ВРЕМЕНИ ПЛАНИРОВАНИЯ (94)

ПЛАНИРУЕМОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ (ПОСЛЕ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ,
ИЗ ДЕКРЕТНОГО ОТПУСКА, ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ) (2)
+
СЛУЧАИ НЕОБХОДИМОЙ ЗАМЕНЫ В СВЯЗИ С УХОДОМ НА ПЕНСИЮ (2)
+
СЛУЧАИ НЕОБХОДИМОЙ ЗАМЕНЫ В СВЯЗИ С ПРИЗЫВОМ В АРМИЮ,
ДЕКРЕТНЫМ ОТПУСКОМ, ПЛАНИРУЕМЫМ ОБУЧЕНИЕМ (3)
+
СЛУЧАИ НЕОБХОДИМОЙ ЗАМЕНЫ В СВЯЗИ С ТЕКУЧЕСТЬЮ ПЕРСОНАЛА (1)
+
СЛУЧАИ НЕОБХОДИМОЙ ЗАМЕНЫ В СВЯЗИ СО СЛУЧАЯМИ ИНВАЛИДНОСТИ И СМЕРТИ ((0)
+
ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРСОНАЛЕ В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ
НОВЫХ ШТАТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ (2)

УМЕНЬШЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ В СВЯЗИ
С ЛИКВИДАЦИЕЙ ШТАТНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ (1)
=
ИТОГО ПОТРЕБНОСТЬ В ПЕРСОНАЛЕ (+) ИЛИ ЕГО ИЗБЫТОК (–)
НА КОНЕЦ ПЛАНИРУЕМОГО ПЕРИОДА

При составлении планируемого штатного расписания необходимо проанализировать оптимальность загрузки каждой штатной единицы и целесообразность сохранения штатных единиц на будущее.

Тема 4. Набор персонала
Основные вопросы для собеседования:
1. Понятие, цели и задачи маркетинга персонала.
2. Значение и задачи набора персонала.
3. Внутренние источники набора персонала: основные виды, их преиму¬щества и недостатки.
4. Внешние источники набора персонала: виды и отличие от внутренних источников набора.
5. Распространение источников набора персонала.
6. Методы набора персонала: традиционные и современные подходы.
7. Рекламный маркетинг при наборе персонала.
8. Работа государственных и частных кадровых структур, содействующих занятости населения.
9. Оценка-выбор сильного частного кадрового агентства.
Практическое задание 1.
Определить 10 позитивных и отрицательных факторов потребности организации в молодом неопытном выпускнике Вуза по конкретной специальности.
Практическое задание 2.
Разработать содержание объявления в прессу об одной вакансии специалиста или менеджера организации (по выбору):
- главный бухгалтер торговой организации,
- главный экономист крупного машиностроительного завода;
- кассир небольшого промышленного предприятия,
- кассир-операционист в коммерческом банке;
- экономист-финансист кредитного отдела коммерческого банка,
- экономист-финансист промышленного предприятия;
- инспектор по кадрам отдела кадров в бюджетной организации (ВУЗ),
- менеджер по кадрам крупной организации электроэнергетики;
- экономист по труду и заработной плате ткацкой фабрики,
- экономист-бухгалтер расчетной группы муниципальной организации и др.
Рекомендуемая схема объявления:
- особенности организации (наименование, месторасположение, деятельность организации);
- характеристика должности (круг задач, место в структуре, перспективы роста работника);
- требования к кандидату (уровень и профиль образования, специальные знания, опыт, квалификация, навыки, желательные социально-демографические характеристики, работоспособность и др.), не нарушающие российское законодательство;
- система стимулирования труда и льгот, условия труда;
- особенности процесса отбора (необходимые документы, сроки их подачи);
- адрес организации, факс, контактные телефоны, электронная почта, время обращения.

Практическое задание 3.
Поиск в местных СМИ (газеты «Все о работе, карьере и бизнесе», «Работа сегодня», «Весь рабочий Барнаул» и др.) наиболее методически грамотно составленных и ошибочно-примитивно составленных объявлений о вакансиях в организациях. Также найдите объявления сетевого маркетинга, «пропущенные цензурой» объявления о древнейшей женской профессии, непонятные большинству читателей объявления для узкого круга специалистов в конкретной сфере профессиональной деятельности.

Практическое задание 4.
Разработка текста объявления о вакансии в организации на понятном профессиональном языке для конкретной аудитории (молодежный, инженерный, медицинский, педагогический, экономический, торговый и т.п.).

Практическое задание 5.
На предприятии открылась вакансия. Чтобы ее закрыть, менеджер по подбору персонала написал объявление в газету (см. образец). При этом он допустил несколько грубых ошибок. Найдите их и прокомментируйте, почему вы считаете, что так нельзя писать.
За каждую найденную ошибку в объявлении вы получите один балл.
ОБРАЗЕЦ
Объявляется конкурс
на замещение вакантной должности менеджера по персоналу
Обязанности:
подбор персонала, адаптация, стажировка, корпоративный PR, профилактика увольнений, формирование кадрового резерва, участие в разработке и внедрении регламентов кадровой политики, ведение трудовых книжек сотрудников, исполнение других поручений руководителя.
Требования:
мужчина в возрасте до 30 лет, приятной внешности, рост не менее 170 см, без вредных привычек, желательно с личным автотранспортом, пользователь ПК, коммуникабельность, грамотность, ответственность, высшее образование (не техническое, не психологическое), свободное владение иностранным языком, опыт работы в сфере управления персоналом (в соответствии с перечисленными обязанностями) строго не менее трех лет в Москве (компании с численностью персонала не менее 1000 человек), наличие не менее трех рекомендаций, наличие постоянной регистрации в Москве обязательно.
Контактная информация:
резюме направлять по e-mail: kovaleva@park.ru.

Практическое задание 6.
Внимательно пройдите тест Л. Фоминой на Вашу конкурентоспособность на рынке труда в современных условиях и разработайте стратегию поиска места работы для себя после окончания ВУЗа.
Отвечая на вопросы данного блока, выберите 1 вариант ответа.
1. Есть ли у Вас профессиональное резюме?
а) нет;
б) вырезали образец из газеты (скачали из интернета);
в) сделали копию с анкеты (кадрового агентства или отдела кадров организации);
г) составили резюме самостоятельно, но не вполне уверены в его грамотности;
д) составили резюме после тщательной подготовки (работы с литературой, консультаций специалистов и т.д.);
е) ваше резюме было составлено в кадровом агентстве.
2. Есть ли у Вас стаж работы по желаемой профессии (должности)?
а) более 5 лет;
б) 3-5 лет;
в) 1-3 года;
г) менее 1 года;
Д) по желаемой должности нет, но есть профессиональные навыки, которые. Как мне кажется, позволят быстро овладеть этой профессией;
Е) пока нет, но Вы хотите его приобрести.
3. Ваше образование:
а) среднее, среднее специальное или незаконченное высшее, не относящееся к будущей работе;
б) среднее специальное или незаконченное высшее по профилю работы;
в) высшее не по профилю работы;
г) высшее не по профилю работы и курсы по профилю;
д) высшее по профилю работы;
е) высшее и курсы по профилю работы.
4. Ваш возраст:
а) моложе 23 лет;
б) 23-27;
в) 28-35;
г) 36-45;
д) 46-50;
е) старше 50 лет.
5. Последние 3 года Вы:
а) вообще нигде не работали;
б) большую часть времени не работали;
в) работали в одном или нескольких государственных учреждениях;
г) работали в одной коммерческой организации;
д) работали в 2-3 коммерческих организациях;
е) сменили более 3 мест работы.
6. В какой степени Вы владеете персональным компьютером?
а) весьма смутно представляете, как им пользоваться;
б) можете набрать текст, как на печатной машинке;
в) имеете опыт работы с текстовыми редакторами, базами данных, электронными таблицами, специальными программами;
г) хорошо знакомы с теми или иными видами программ;
д) отлично знаете программы, можете их инсталлировать и т.д., знакомы с «железом»;
е) то же, что «д», но еще владеете современными языками программирования.
7. Владеете ли Вы иностранным языком? (Если Вы владеете несколькими языками, оцените знание каждого из них)
а) нет;
б) можете прочесть несложный текст и перевести его с помощью словаря или объясняться на бытовые темы;
в) читаете без словаря тексты по своей специальности;
г) можете читать и переводить текст с иностранного языка на русский, поддерживать разговор;
д) можете переводит с и на язык, разговаривать на различные темы;
е) свободно владеете языком.
8. Что, с Вашей точки зрения, является главной задачей на собеседовании?
а) произвести благоприятное личностное впечатление;
б) понять специфику организации и попытаться подстроиться;
в) показать свою максимальную заинтересованность в работе именно в этой организации;
г) продемонстрировать высокий профессиональный уровень;
д) дать понять собеседнику, насколько Вы соответствуете требованиям имеющейся вакансии;
е) остаться самим собой и держаться с чувством собственного достоинства.
Отвечая на вопросы данного блока, можете выбрать любое количество ответов.
9. Какую тактику поиска работы вы избрали?
а) состоите на бирже труда;
б) дали объявление о том, что ищете работу в СМИ;
в) занимаетесь самопрезентацией (рассылаете резюме по интересующим Вас организациям, появляетесь там лично и т.п.);
г) ищите через знакомых;
д) постоянно отслеживаете объявления о вакансиях в специализированных СМИ по трудоустройству;
е) обратились в специализированное кадровое агентство.
10. Какие из перечисленных качеств у Вас наиболее выражены?
а) умение расположить к себе людей;
б) профессионализм;
в) целеустремленность;
г) уверенность в себе;
д) умение находить выход из затруднительных ситуаций;
е) обучаемость.
Подсчет результатов теста:

ответ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а 0 5 0 1 0 0 0 3 0 2
б 0 3 3 4 0 0 1 1 3 2
в 1 2 3 4 1 2 2 1 3 2
г 1 1 4 3 3 3 3 5 3 2
д 3 1 5 1 2 4 4 3 4 2
е 3 0 5 1 1 5 5 2 3 2

Более 50 баллов. У человека с Вашими данными не может быть никаких трудностей с трудоустройством.
От 40 до 50 баллов. Ваши шансы очень высоки. Вы должны найти работу без особых усилий.
От 30 до 39 баллов. У Вас достаточно хорошие шансы. От Вас требуется только одно- приложить усилия.
От 20 до 29 баллов. Ваш шанс 50 на 50. Вам придется сильно постараться, чтобы добиться успеха. Главное, не позволяйте неудачам выбить Вас из колеи.
От 13 до 20 баллов. Нельзя сказать, чтобы Ваши шансы были блестящими. Возможно, Вам следует получить дополнительное образование или же Вам просто не хватает уверенности в себе.
От 6 до 12 баллов. Вам придется нелегко. Советуем обратиться за консультацией к специалисту и вместе с ним разработать наиболее выгодную для Вас линию поведения.
Менее 5 баллов. Боюсь, что порадовать Вас нечем. Если Вы действительно ищите работу, Вам срочно нужно менять тактику поиска.

Тема 5. Отбор персонала
Основные вопросы для собеседования:
1. Понятие, этапы и принципы отбора персонала.
2. Выбор критериев отбора персонала.
3. Предварительная отборочная беседа.
4. Заполнение и оценка документов кандидатов.
5. Беседа по найму: понятие, назначение и виды.
6. Этапы и правила проведения собеседования. Конкурсный отбор.
7. Профессиональное тестирование.
8. Проверка характеристик и рекомендаций кандидатов.
9. Организация медицинского осмотра.
10. Итоговая сравнительная оценка кандидатов: понятие, объекты, этапы, виды, методы.
11. Назначение и специфика деятельности Центра оценки персонала.
12. Принятие решения о найме. Оповещение кандидатов о решении.
13. Подписание контракта (трудового договора). Виды и структура.
14. Оформление трудоустройства работников в отделе кадров.

Темы докладов:
1. Практические рекомендации для проведения отборочного собесе¬дования.
2. Значение и содержание профессиональных и психологических отбо¬рочных тестов.
3. Отечественный и зарубежный опыт работы центров оценки (диаг¬ностики) работников.
4. Международный опыт набора персонала в организацию (доклады).

Практическое задание 1.
Разработать уведомление о найме на работу и увольнении (отказе в работе) кандидатам, участвующим в конкурсном отборе в организации.

Практическое задание 2.
Разработать анкету найма работника для замещения ва¬кантной должности (по выбору):
- в частной школе учителя-предметника;
- в кредитном отделе коммерческого банка экономиста-финансиста;
- в малой торгующей фирме главного бухгалтера;
- на крупном промышленном предприятии менеджера по кадрам;
- в ремонтной мастерской аудио-, видеоаппаратуры инженера-элек¬тронщика и др.
Примерная структура анкеты:

1. Личные данные:

Фамилия_______________Имя________________Отчество_________________
Место рождения ___________________________ Дата рождения____________
Семейное положение_________________________________________________
Местожительство: улица, № дома_______________________________________
Телефон_________________________Гражданство________________________
Следующая информация заполняется по желанию кандидата:
Имена и даты рождения детей__________________________________________
Фамилия, имя и отчество супруга________________________________________
Дата рождения супруга_______________________________________________
Профессия и нынешняя деятельность супруга______________________________

2. Школьное и профессиональное образование:
Время, место окончания школы__________________________________________
техникума_____________________________________
ВУЗа__________________________________________
ВУЗа__________________________________________
ВУЗа__________________________________________
Квалификация, название диссертации/дипломной работы_____________________


Владение иностранными языками в разговорной речи и письменно______________

Мероприятия по повышению квалификации_______________________________
___________________________________________________________________

3. Прошлая практическая деятельность и должности:
Наименование и адрес прошлых мест работы_______________________________

Работал в качестве __________________________с_________ по______________
Даты вступления в прежние должности____________________________________
Основные и дополнительные функции на последнем рабочем месте
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

4. Состояние здоровья:
Ограничения найма__________________________________________________
Болезни или физические недостатки____________________________________
Получение пенсии____________________________________________________

5. Желаемая должность:
Желаемый доход_____________________________________________________
Возможный срок приступить к работе____________________________________

Практическое задание 3.
Менеджер по персоналу предлагает соискателю заполнить анкету, чтобы иметь представление об его профессиональном опыте и личных и деловых качествах. Проанализируйте анкету с точки зрения профессиональной этики, найдите ошибки и прокомментируйте их. Предложите свой вариант анкеты.

АНКЕТА КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ
(заполнению подлежат ВСЕ поля без исключения)
1. Ф. И. О. (печатными буквами):______________________________________________

Дата рождения: / / полных лет: место рождения: гражданство:___________
2.Паспортные данные: серия: _____ № __________ кем и когда выдан: ______________
3. Прописка/ регистрация (индекс, адрес/дата, срок):_______________________________
_____________________________________________Телефон:_______________________
4. Фактическое место жительства (индекс, адрес):__________________________________
_____________________________________________Телефон:________________________
5. Образование (год поступления – год окончания, название учебного заведения, форма обучения, специальность по диплому, квалификация):

6. Дополнительное образование, в том числе тренинги (дата поступления – дата окончания, название учебного заведения, название курса):

7.Владение иностранными языками (какими, в какой степени): ______________________
8.Уровень владения ПК (перечислите программы, которыми Вы владеете): ____________
9.Наличие военного билета (приписного свидетельства и т.п.) _______________________
10. Участие в военных действиях, событиях на ЧАЭС:_______________________________
11. Наличие собственного автотранспортного средства, водительского удостоверения, стаж вождения:________________________________________________________________
12. Последние три места работы (в обратном порядке), в том числе работа не по трудовой книжке. Если функции указаны в резюме, в анкете можно не дублировать:

Месяц и год Название организации, адрес Ф.И.О. и телефон начальника

Уровень зарплаты
Причина приема и увольнения
Должность, основные функции
13. Сведения о родственниках (Ф. И. О., место работы в настоящее время, должность):
Жена (муж) Дети
Мать Брат
Отец Сестра
14. Кто является кормильцем в семье?_____________________________________________________________________
15.Можете ли Вы в случае необходимости работать вечерами и в выходные дни
(прокомментируйте)?__________________________________________________________
16. Являетесь ли плательщиком алиментов?______________________________________
17. Работает ли кто-либо из Ваших родственников в органах МВД, ФСБ, ФСНП, МНС?__
18. Привлекались ли Вы или Ваши родственники к уголовной или судебной ответственности (статья, когда, мера воздействия) (обязательно для заполнения, поскольку данная информация проверяется):______________________________________
19.Состояли (состоите) ли Вы на учете в наркологическом диспансере?_______________
20. Откуда узнали о вакансии (СМИ, Интернет, агентство, по рекомендации – укажите название)? __________________________________________________________________
21.Каковы, на Ваш взгляд, цели нашей компании?__________________________________
22. Какими действиями Вы собираетесь способствовать достижению целей компании? __
23. В каких направлениях Вы хотели бы реализовать свои возможности в нашей компании? ___________________________________________________________________
24. Назовите профессиональные навыки и личные качества, которыми Вы обладаете как соискатель данной позиции:_____________________________________________________________________25. Назовите причины, по которым Вы могли бы покинуть компанию:___________________________________________________________________
26. Назовите три Ваших положительных и три Ваших отрицательных качества:
Положительные Отрицательные
27. Желаемый уровень заработной платы (на испытательный срок и после него, как часто она должна изменяться в течение работы, по какой причине)?________________________
28. Когда Вы сможете приступить к работе?_______________________________________
29. Связаны ли Вы какими-либо обязательствами с предыдущим местом работы
(прокомментируйте)?__________________________________________________________
Достоверность указанных сведений подтверждаю:__________________________________
Контактные телефоны: ________________________________________________________

Подпись (Фамилия И.О.)

Тема 6. Трудовая адаптация персонала

Основные вопросы для обсуждения:
1. Профориентация личности и персонала.
2. Понятие, цели и принципы расстановки персонала.
3. Понятие и цели трудовой адаптации.
4. Составные виды трудовой адаптации. Показатели степени адаптации персонала.
5. Управление трудовой адаптацией в организации.
Тест на профессиональную ориентацию личности
Если Вам бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1а Ухаживать за животными. 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а Помогать больным людям, лечить их 2б Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, худ. открыток, грампластинок. 3б Следить за состоянием, развитием растений.
4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.д.) 4б Доводить товары до потребителя (рекламировать, продовать).
5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи. 5б Обсуждать художественные книги (или пьесы, или концерты)
6а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). 6б Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
7а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты). 7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и др.) 8б Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а Лечить животных. 10б Выполнять вычисления, расчеты.
11а Выводить новые сорта растений. 11б Конструировать проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.д.).
12а Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.
15а Составлять точные отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б Художественно описывать, изображать события, наблюдаемые или представляемые.
16а Делать лабораторные анализы в больнице. 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. 17б Осуществлять монтаж здания, сборку машины, приоров.
18а Организовывать культ-походы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т.п. 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. 20б Работать на клавишных машинах (наборной машинке и др.)

Человек-природа (П) 1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16б, 20а.
Человек-техника (Т) 1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а.
Человек-человек (Ч) 2а, 4б, 6б,8а, 12а, 14б, 16а, 18а.
Человек-знаковая система (З) 2б, 5а, 9б, 10б, 12б, 15а, 19б, 20б.
Человек- художественный образ (Х) 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б.

Тема 9. Трудовая мотивация и стимулирование труда

Основные вопросы для собеседования:
1. Понятие и основные составляющие элементы трудовой мотивации.
2. Традиционные и современные мотивационные модели, применяемые в управлении персоналом.
3. Понятие и виды стимулирования труда.
4. Основные системы стимулирования труда работников предприятий в современных условиях (моральные, материальные, социальные, коллек¬тивные и другие системы).
Темы докладов:
1. История развития западных теорий трудовой мотивации.
2. Особенности стимулирования труда в американских фирмах.
3. Японский традиционный и современный подход к стимулированию наемного труда.
4. Западноевропейский опыт трудового стимулиро¬вания.
5. Отечественные системы стимулирования труда

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бабосов, Е. М. Управление персоналом. : Учебное пособие из университетской библиотеки online Минск : ТетраСистемс, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=111916
Л1.2 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
Л1.3 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.4 Маслова В.М. Управление персоналом: учебное пособие и практикум Юрайт, 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Потемкин В.К. Управление персоналом: учеб. для вузов СПб.: Питер, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань".
Э6 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом";
Э7 http://www.kadrovik.ru - электронная версия журнала "Кадровик".
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 2007 (2010); Microsoft Office Prof Plus 2007 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 5.0; Microsoft Office SharePoint 2007 Rus; Программы верстки (печатных публикаций и web-страниц): Настольная издательская система PageMaker; Microsoft Front Page.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.budgetrf.ru - Мониторинг экономических показателей;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – электронная научная библиотека;
http://www.personal.ru – электронная версия журнала «Управление персоналом»;
http://www.kadrovik,ru - электронная версия журнала «Кадровик».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие компьютеров с доступом в Интернет и современное программное обеспечение (Word 97-2003, 2007, 2010).Для материально-технического обеспечения дисциплины используются стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, абонемент гуманитарной и социально-экономической литературы, читальный зал гуманитарной и социально-экономической литературы с компьютеризованными рабочими местами.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.