МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Культурология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Волоснов Р.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Культурология

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нехвядович Л.И., доктор искусствоведения профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Нехвядович Л.И., доктор искусствоведения профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: введение в культурологию как в познавательную систему, в интеллектуальную тенденцию осмысления социальных процессов, в специфический комплекс понятийно-категориального мышления; введение в основы культурологического понимания и переживания действительности.сформировать понимание места Конституции РФ в жизни российского общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы профессиональной деятельности в сфере анализа социокультурных процессов
основные коммуникативные механизмы профессионального становления
основные механизмы и закономерности функционирования культурных и социокультурных систем современности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять при проведении исследований знания о процессах социокультурной динамики.
применять в профессиональной деятельности современные коммуникативные стратегии профессионального и личностного развития.
анализировать достоинства и недостатки в своей профессиональной деятельности, связанной с решением конкретных социально-культурных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и технологиями социокультурного исследования, необходимыми для решения профессиональных задач в области культурологии
основными коммуникативными практиками, в т.ч. Культурой речи и культурой делового общения
основными стратегиями и практиками повышения своей профессиональной культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Культурология"
1.1. Общие представления о культуре. Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Общие представления о культуре. Практические 4 4 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Общие представления о культуре. Сам. работа 4 8 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Научный статус культурологии Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Научный статус культурологии Практические 4 4 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Научный статус культурологии Сам. работа 4 8 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Структура культуры Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Структура культуры Практические 4 4 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Структура культуры Сам. работа 4 4 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Функции культуры Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Функции культуры Практические 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Функции культуры Сам. работа 4 8 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Культурные ценности Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.14. Культурные ценности Практические 4 4 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Культурные ценности Сам. работа 4 8 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Культурные нормы Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.17. Культурные нормы Сам. работа 4 8 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.18. Типология культур Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.19. Типология культур Сам. работа 4 10 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.20. Динамика культуры Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.21. Динамика культуры Сам. работа 4 8 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.22. Культура и личность. Культура и общество Лекции 4 2 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.23. Культура и личность. Культура и общество Сам. работа 4 10 ОК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для итогового контроля по всему курсу

1.Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
2.Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
3.Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
4.Понятие культурогенеза. Общая характеристика первобытной культуры. Периодизация культурного развития: различные подходы.
5.Методологические основания культурологического знания.
6.Системный подход в исследовании культуры. Основы социокультурной теория П. Сорокина
7.Научный статус культурологии.
8.Место культурологии в социогуманитарном знании. Культурология и социология.
9.Функции культуры, их общая характеристика.
10.Особенности функционального направления в изучении культуры.
11.Культура и цивилизация: общее и различное.
12.Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
13.Культура как система коммуникаций.
14.Уровни и механизм взаимодействия культур.
15.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
16.Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе.
17.Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
18.Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
19.Основные виды культурных норм, их классификации.
20.Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
21.Культурные ценности.
22.Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
23.Классификация ценностей. Соотношение культурных ценностей и культурных норм.
24.Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
25.Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
26.Диалог и полилог культур. Глобализация культуры.
27.Многообразие типологий культур. Относительность деления культуры на духовную и материальную культуру.
28.Отрасли культуры, виды, формы и типы культуры.
29.Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
30.Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
31.Консолидация общества и культурная локализация.
32.Экологические проблемы и культура.
33.Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация.
34.Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
35.Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
36.Современная культурная политика: общая характеристика.
37.Культура и религия. Типы мировых религий.
38.Новые технологии и культура. Культура и техника.
39.Постмодернизм в культуре.
40.Мировая, национальная и региональная культура.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Признаки культурного отчуждения в современном обществе.
2. Основные аспекты культурной и межкультурной коммуникации.
3. Формы проявления национальной специфики в сфере культуры.
4. Первобытность как источник материальной культуры человечества.
5. Культурное – социальное – социокультурное: границы категориальных систем.
6. Проблема свободы человека в культуре.
7. Эстетические и этические функции культуры.
8. Роль культуры в решении глобальных проблем человечества.
9. Ценности и антиценности в современном мире
10. Перспективы развития массовой культуры.
11. Поведение человека в культуре.
12. Проблема ответственности человека за развитие культуры.
13. Динамика культуры в характеристике развития культурной системы.
14. Маргинальность в культуре, положительные и отрицательные стороны этого явления.
15. Современное сектантство как проблема культурного отчуждения.
16. Проблема существования всемирной (мировой) культуры.
17. Забота людей о сохранении культурного наследия.
18. Развитие принципов игры в сфере культуры.
19. Влияние культуры на психическое здоровье человека



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 П. С. Гуревич Культурология: учеб. для вузов М.: Гардарики, 2015
Л1.2 Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Культурология: Краткий курс лекций М.: Юрайт//ЭБС издательства «Лань», 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. И. Кравченко Культурология: учебник М.: Проспект, 2010
Л2.2 Н. Г. Багдасарьян Культурология: учебник М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office_; Word, Excel, PowerPoint и др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
www.humanities.edu.ru/db/msg/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории, в том числе для интерактивных: видеопроектор, ноутбук, переносной экран

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.