МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы и кредит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Дьякова Е.В.

Рецензент(ы):
к.э.н. Капустян Лариса Анатольевна, доцент кафедры региональной экономики и управления

Рабочая программа дисциплины
Финансы и кредит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №7 от 12 января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 06.06.2017 г. № №10
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. Межов Степан Игоревич, заведующий кафедрой финансов и кредита


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 06.06.2017 г. № №10
Заведующий кафедрой д.э.н. Межов Степан Игоревич, заведующий кафедрой финансов и кредита


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- расширение и углубление теоретических знаний в сфере финансов и кредита;
- овладение основными приемами и навыками анализа современного состояния и тенденций развития финансово-кредитной системы государства, предприятий и организаций;
- изучение структуры финансовой системы и содержания ее основных элементов;
- изучение кредитной системы современного общества;
- формирование практических навыков по осуществлению отдельных финансовых расчетов в сфере функционирования финансов и кредита на уровне государства и предприятий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятийный аппарат, взаимосвязь и особенности экономических категорий денег, финансов и кредита;
- механизмы, структуру и инструментарий финансового рынка современного общества;
- современные тенденции развития государственных и муниципальных финансов, страхования, финансов субъектов хозяйствования;
- систему финансовых отношений коммерческих предприятий и некоммерческих организаций;
- особенности реализации финансовых отношений в коммерческих и некоммерческих организациях различных организационно-правовых форм;
- систему государственных и муниципальных финансов современного общества, специфику межбюджетных отношений;
- структуру и назначение современной кредитной системы и кредитного механизма;
- содержание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование денег, финансов и кредита.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать полученные знания в своей практической деятельности и при анализе фактов экономической жизни страны;
- самостоятельно изучать и анализировать новые теоретические разработки в области финансов и кредита,
- ориентироваться в системе нормативно-правовых документов и статистических материалов по финансово-кредитным вопросам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с учебной и учебно-методической литературой;
- навыками работы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими финансовые и кредитные отношения и навыками их анализа;
- методологией исследования проблем финансов и функционирования кредитной системы;
- методами расчета показателей платы за кредит, инвестиционных доходов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Финансы современного общества
1.1. Финансы в системе денежных отношений Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.2. Финансы в системе денежных отношений Практические 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.3. Финансы в системе денежных отношений Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.4. Организация финансов современного общества Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.5. Организация финансов современного общества Практические 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.6. Организация финансов современного общества Сам. работа 2 16 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.7. Финансовая политика и управление финансами Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.8. Финансовая политика и управление финансами Практические 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.9. Финансовая политика и управление финансами Сам. работа 2 14 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.10. Содержание финансов коммерческих и некоммерческих организаций Лекции 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.11. Содержание финансов коммерческих и некоммерческих организаций Практические 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.12. Содержание финансов коммерческих и некоммерческих организаций Сам. работа 2 8 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.13. Финансы страхования Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.14. Финансы страхования Практические 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.15. Финансы домашних хозяйств Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.16. Финансы домашних хозяйств Практические 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.17. Финансы домашних хозяйств Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.18. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Бюджетное устройство и процесс. Лекции 2 8 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.19. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Бюджетное устройство и процесс. Практические 2 6 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л3.1
1.20. Основы функционирования государственных и муниципальных финансов. Бюджетное устройство и процесс. Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.21. Государственные внебюджетные фонды РФ Лекции 2 8 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.22. Государственные внебюджетные фонды РФ Практические 2 6 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.23. Государственные внебюджетные фонды РФ Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.24. Государственный и муниципальный кредит Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.25. Государственный и муниципальный кредит Практические 2 1 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
1.26. Государственный и муниципальный кредит Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Кредитные отношения в современном обществе
2.1. Современная кредитная система: понятие и структура Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.2. Современная кредитная система: понятие и структура Практические 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.3. Современная кредитная система Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.4. Организация деятельности и операции Центрального банка Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
2.5. Организация деятельности и операции Центрального банка Практические 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.6. Организация деятельности и операции Центрального банка Сам. работа 2 4 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
2.7. Организация деятельности и операции коммерческого банка Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.8. Организация деятельности и операции коммерческого банка Практические 2 2 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.9. Организация деятельности и операции коммерческого банка Сам. работа 2 6 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
2.10. Международные финансово-кредитные отношения Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.11. Международные финансово-кредитные отношения Практические 2 1 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1
2.12. Международные финансово-кредитные отношения Сам. работа 2 3 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1
2.13. Экзамен 2 27 ОПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания в тестовой форме, а для прохождения промежуточной аттестации и фонд расчетных заданий по проблематике денежного обращения, функционирования финансов и кредитования. Также при промежуточной аттестации используется типовая методика оценки уровня освоения дисциплины студентами, предполагающая устный опрос.
Примерные тесты для прохождения входного и текущего контроля, а также вопросы промежуточной аттестации представлены ниже и в учебно-методическом комплексе дисциплины.

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

1. Кто из субъектов экономики является основным сберегателем?
а. население;
б. предприятия;
в. правительство;
г. финансовые учреждения.

2. Выпуск государственных облигаций:
а. увеличивает инфляцию;
б. уменьшает инфляцию;
в. характерен только для командной экономики;
г. увеличивает денежную массу в обращении.

3. Финансы – это:
а) деньги;
б) денежные накопления;
в) движение денег;
г) отношения.

4. Какую форму выражения имеют финансовые отношения?
а) вещественную;
б) денежную;
в) товарно-денежную;
г) натуральную.

5. Какие из перечисленных условий являлись обязательными для появления финансовых отношений?
а) наличие государства;
б) расслоение общества на классы;
в) товарно-денежные отношения;
г) товарное производство.

6. Молодая семья берет кредит в банке для приобретения мебели. Какая форма кредита реализуется в описанных кредитных отношениях?
а. банковский;
б. ипотечный;
в. государственный;
г. потребительский.

7. В каком случаях возникают отношения потребительского кредита? (2 позиции)
а. кредит частному предпринимателю для организации производства;
б. кредит под залог квартиры;
в. кредит предприятия своему работнику для приобретения товаров собственного производства;
г. кредит банка частному лицу для приобретения квартиры.

8. Что не относится к источникам собственных финансовых ресурсов предприятия?
а) акционерный капитал;
б) амортизационные отчисления;
в) средства, полученные по налоговым льготам;
г) налоговый кредит.

9. Что не относится к основным фондам предприятия (2 позиции)?
а) автомобиль;
б) рабочая сила;
в) производственные запасы;
г) оборудование на складе.

10. В какой части баланса предприятия представлены сведения о кредитных обязательствах предприятия?
а. в активе;
б. в пассиве;
в. за балансом;
г. как активе, так и в пассиве.

11. Какие из перечисленных налогов переносятся на конечного потребителя?
а) акцизы;
б) налог на прибыль корпораций;
в) социальные взносы;
г) налог на добавленную стоимость.

12. Какой статус имеет налог на имущество предприятий?
а) федеральный налог;
б) территориальный налог;
в) местный налог;
г) муниципальный налог.

13. Из скольких уровней состоит бюджетная система РФ?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.

14. Какова оптимальная величина дефицита государственного бюджета, по представлениям современных экономистов?
а) 0%;
б) до 3% ВНП;
в) до 7% ВНП;
г) до 10% размера бюджета.

15. Механизм денежно-кредитного регулирования можно схематически изобразить следующим образом:
а. центральный банк М Мs Q;
б. правительство С Y Q;
в. правительство центральный банк Y Q;
г. центральный банк С Y Q.

16. Увеличение учетной ставки обычно приводит к:
а. росту цен на акции и облигации;
б. росту цен на акции и снижение цен на облигации;
в. снижению цен на акции и рост цен на облигации;
г. снижению цен на акции и облигации.

17. Обладает ли вклад до востребования большей ликвидностью, чем такой же по размеру срочный вклад?
а. да;
б. нет;
в. ликвидность одинакова;

18. Размещение банком собственных и привлеченных средств для получения прибыли – это:
а. пассивные операции;
б. расчетные операции;
в. активные операции;

19. Какая из стран использует косвенную котировку собственной валюты?
а. Европейский союз;
б. Россия;
в. Великобритания;
г. Япония.

20. Держателями СДР могут быть: (2 позиции)
а. центральные банки;
б. коммерческие банки;
в. международные экономические организации;
г. частные фирмы.

Перечень примерных вопросов к экзамену (зачету) по курсу «Финансы и кредит»

1. История развития, сущность и функции финансов.
2. Сущность, функции кредита, его формы.
3. Цена кредита и методы расчета ссудного процента
4. Сравнительный анализ категорий «финансы и «кредит».
5. Понятие о финансовой системе и принципы ее построения.
6. Содержание финансового регулирования, его формы и методы.
7. Содержание финансовой политики и финансового механизма.
8. Органы управления финансами, их функции и задачи.
9. Значение и методы финансового планирования.
10. Роль и задачи и организация финансового контроля.
11. Основные направления финансовой политики на современном этапе развития общества.
12. Сущность финансов коммерческих организаций.
13. Финансовые ресурсы коммерческих организаций, механизм их формирования и использования в условиях рынка.
14. Финансовая устойчивость коммерческих организаций, ее факторы и показатели.
15. Содержание финансовых отношений некоммерческих организаций.
16. Сущность и функции финансов домашних хозяйств. Формирование и использование финансовых ресурсов домашнего хозяйства.
17. Экономическая сущность страхования, его функции.
18. Формы организации страхового фонда. Формы и отрасли страхования.
19. Содержание государственных и муниципальных финансов. Сущность государственного бюджета
20. Государственные и муниципальные доходы, методы их мобилизации. Налоговая система РФ.
21. Государственные и муниципальные расходы, их значение. Бюджетная несбалансированность: понятие и управление.
22. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
23. Система межбюджетных отношений в РФ.
24. Основы организации бюджетного процесса в РФ.
25. Понятие внебюджетных фондов, система внебюджетных фондов РФ.
26. Сущность государственного и муниципального кредита, его формы.
27. Управление государственным и муниципальным кредитом.
28. Сущность и структура современной кредитной системы.
29. Кредитная система РФ: эволюция и современное состояние.
30. Основные функции и операции Центральных банков.
31. Денежно-кредитная политика Центральных банков.
32. Функции и операции коммерческого банка.
33. Банковское кредитование.
34. Валютная система, ее типы и элементы.
35. Понятие и структура мирового рынка ссудных капиталов.
36. Международные валютно-кредитные организации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Критический анализ основных подходов к определению сущности финансов.
2. Сравнительный анализ категорий «финансы» и «кредит».
3. Соотношение понятий «финансы» и «кредит» в экономической науке.
4. Финансовая система Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития.
5. Основные направления совершенствования финансового механизма в Российской Федерации.
6. Проблемы современной кредитной системы
7. Финансовая политика российского правительства на современном этапе развития общества.
8. Финансовый рынок России.
9. Государственный финансовый контроль в России.
10. Роль и место Федерального Казначейства в системе контрольных органов РФ.
11. Государственный бюджет РФ.
12. Проблемы и перспективы развития системы бюджетных инвестиций.
13. История становления и развития налоговой системы.
14. История становления и развития принципов налогообложения.
15. Налоговая система РФ: направления совершенствования.
16. Механизм межбюджетных отношений в РФ.
17. Фонд финансовой поддержки регионов: порядок его формирования и расходования.
18. Финансовые ресурсы Республики Алтай.
19. Муниципальные займы.
20. Внутренние государственные займы.
21. Проблема внешней задолженности России.
22. Негосударственные пенсионные фонды.
23. Финансовый механизм решения проблем занятости населения.
24. Финансовые аспекты функционирования свободных экономических зон.
25. Банковская система: понятие и принципы построения.
26. Банковская система РФ: эволюция и современное состояние.
27. Эмиссионные банки.
28. Коммерческий банк, его цели и функции.
29. Структура управления коммерческим банком.
30. Организационная структура коммерческого банка.
31. Собственный капитал коммерческого банка: структура и порядок формирования.
32. Привлеченные средства коммерческого банка: источники и механизм формирования.
33. Современная система кредитования.
34. Финансовые операции коммерческого банка.
35. Кредитоспособность заемщика: способы и порядок определения.
36. Инвестиционная деятельность коммерческого банка.
37. Обеспечение кредита.
38. Активные операции коммерческого банка.
39. Лизинговые операции коммерческого банка.
40. Факторинговые операции коммерческого банка.
41. Трастовые операции коммерческого банка.
42. Кредитный портфель коммерческого банка.
43. Риски в банковской деятельности
44. Механизм регулирования банковской деятельности.
45. Денежное обращение и формы безналичных расчетов.
46. Банковское кредитование частных лиц.
47. Пластиковые карточки.
48. Международные кредитные операции.
49. Кредитная система региона: особенности, структура, перспективы развития (на примере….).
50. Коммерческий кредит.
51. Организация банковского кредитования.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации





В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Чалдаева Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова Деньги. Кредит. Банки: учебник «Дашков и К°», 2013 xn--90ahkajq3b6a.xn--2000-94dygis2b.xn--p1ai
Л2.2 О. А. Кавыршина Финансы корпораций : Воронеж : ВГТУ, 2008. -// ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2012.
Л2.3 Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Е.В. Дьякова Финансы и кредит: Методические рекомендации , portal.edu.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочная правовая система «КонсультантПлюс» www.consultant.ru
Э2 › Интернет-версия Справочно-Правовая Система «Гарант» garant.ru
Э3 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э4 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru
Э5 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации www.cbr.ru
Э6 Бюджетная система Российской Федерации 18. http://www.budgetrf.ru
Э7 Экономика и финансы - публикации, статьи, обзоры 27. http://www.finansy.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обсечение используется в рамках самостоятельной работы студентов и представляет набор стандартных инструментов Microsoft Word
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант+, Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используется аудиторный фонд университета, оснащенный необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий. Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используется компьютерный класс с выходом в Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно, исходя из потребности набора необходимого количества баллов по бально-рейтинговой системе (БРС) оценки знаний.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается в баллах БРС.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по тематике предложенной в настоящей рабочей программе или по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Результаты самостоятельной работы оформляются в виде персонального портфолио студента по дисциплине. Портфолио создается в форме папки документов, отражающих выполненную работу студента и его учебные и научные достижения при изучении учебного курса.
Элементами портфолио являются:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями (н-р, курсовая работа);
- результаты входного контроля знаний студентов (ответы на вопросы теста по входному контролю);
- размышления студента, сделанные им после первого занятия, о содержании изучаемого курса, его необходимости, целях и задачах;
- выполненные задания самостоятельной работы (контролируются и оцениваются после каждого практического занятия);
- список литературы, с которой работал студент при изучении курса;
- документы, подтверждающие учебные достижения студента при изучении учебной дисциплины: подготовленные статьи по тематике курса, грамоты, благодарственные письма и т.д.;
- рефлексивное обобщение итогов изучения учебной дисциплины (размышления студента после изучения курса, содержащие следующие разделы:
1. Содержание курса, его новизна и необходимость для формирования профессиональных навыков экономиста.
2. Самые важные открытия, сделанные при изучении курса.
3. Что было трудным. Что осталось непонятным после изучения курса.
4. Задачи вопросы, которые я собираюсь дополнительно рассмотреть по окончании изучения курса.
5. Другое по усмотрению студента.