МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Кудряшова И.В.

Рецензент(ы):
Антоненко Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Этология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с биологическими основами поведения (его механизмами, закономерностями становления в онто- и филогенезе, биологическими функциями).
Задачи дисциплины: в ходе изучения материала студент должен
– получить представление об этологическом подходе к изучению поведения, его отличительных особенностях в сравнении с другими подходами;
– знать основные категории и формы поведения животных, их адаптивную роль;
– иметь представление о структуре и механизмах поведения;
– знать особенности становления поведения в онтогенезе;
– получить представление о закономерностях формирования поведенческих реакций в филогенезе;
– получить навыки вычленения и анализа отдельных сигнальных компонентов поведенческих реакций для учета их в межвидовых и внутривидовых коммуникациях;
- овладеть способностью использовать полученные знания в области этологии для анализа и корректировки поведения человека, для решения познавательных и просветительских задач, повышения эколого-биологической грамотности общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-14 способностью и готовностью вести дискуссию по социально-значимым проблемам биологии и экологии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и термины этологии, методы этологии, основные категории поведения, имеет общие представления о механизмах поведения, его формировании в онто- и филогенезе, его адаптивной роли.
методологические установки и методы этологии и зоопсихологии, взаимоотношения этологии и зоопсихологии в изучении поведения, основные понятия, определения и термины этологии; основные категории и формы поведения, механизмы поведения; закономерности его формирования в онто- и филогенезе, приспособительное значение поведения.
методологические установки, классические и современные методы этологии и зоопсихологии, взаимоотношения этологии и зоопсихологии в изучении поведения, понятийный аппарат этологии; категории и формы поведения, механизмы поведения; закономерности формирования основных категорий поведения в онто- и филогенезе; эволюционную роль и приспособительное значение поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать понятиями; формировать суждения по некоторым проблемам этологии, сравнивать поведение разных видов животных.
оперировать понятиями; формировать суждения по проблемам этологии, использовать сравнительный подход к изучению поведения животных как основу для понимания поведения человека.
свободно использовать понятийный аппарат этологии, формировать суждения по проблемам этологии, использовать сравнительный подход к изучению поведения различных групп животных и человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами ведения дискуссии по некоторым актуальным проблемам этологии
методами ведения дискуссии по актуальным проблемам этологии, ее роли в решении социально значимых проблем биологии и экологии
свободно дискутировать на социально значимые темы, связанные с изучением поведения животных и человека методами этологии и других наук

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. История и методология этологии
1.1. история и методология этологии Лекции 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4
1.2. Методологические отличия этологии от других наук, изучающих поведение Практические 8 4 ОПК-14 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.5, Л1.4
1.3. Взаимоотношения этологии с другими науками. Развитие исследований поведения животных в России. Этология человека Сам. работа 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.4
Раздел 2. Этологическая теория поведения
2.1. Этологическая теория поведения Лекции 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л2.4, Л1.4
2.2. Современное состояние теории поведения Лоренца Практические 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.4
Раздел 3. Врожденные формы поведения
3.1. Классификации врожденных формы поведения. Практические 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.4
3.2. Характеристики врожденных форм поведения Сам. работа 8 8 ОПК-14 Л2.2, Л1.4
Раздел 4. Научение и элементарная рассудочная деятельность
4.1. Научение и его виды Лекции 8 2 ОПК-14 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.5, Л2.2, Л1.4
4.2. Ассоциативное научение:тренинг. Практические 8 2 ОПК-14 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.5, Л1.4
4.3. Когнитивные процессы. Рассудочная деятельность Лекции 8 2 ОПК-14 Л2.3, Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.2, Л1.4
4.4. Анализ видеоматериалов: обобщающее занятие по формам поведения. Практические 8 2 ОПК-14 Л2.3, Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.4
Раздел 5. Механизмы поведения
5.1. Механизмы поведения Сам. работа 8 6 ОПК-14 Л2.4, Л2.2, Л1.4
Раздел 6. Онтогенез поведения
6.1. Онтогенез поведения Лекции 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5
6.2. Пренатальный и ранний постнатальный онтогенез поведения Практические 8 2 ОПК-14 Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.5
6.3. Ювенильный период. Игра у животных. Сам. работа 8 2 ОПК-14 Л1.2, Л2.5
Раздел 7. Конфликтное поведение
7.1. Конфликт. Агрессия. Лекции 8 4 ОПК-14 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
7.2. Ритуализация и ее роль в эволюции поведения. Агрессия. Практические 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
7.3. Физиологические основы конфликта.Теории агрессии. Сам. работа 8 5 ОПК-14 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
Раздел 8. Эволюция поведения
8.1. Эволюция поведения. Социобиология и ее основные концепции. Практические 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
Раздел 9. Социальное поведение
9.1. Типология сообществ. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. Лекции 8 4 ОПК-14 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
9.2. Факторы организации сообществ Практические 8 4 ОПК-14 Л2.4, Л1.2, Л1.3, Л2.5
9.3. Коммуникация у животных. Язык животных и человека: ключевые свойства языка по Хоккету. Сам. работа 8 10 ОПК-14 Л2.1, Л2.4, Л1.5
Раздел 10. Репродуктивное поведение
10.1. Структура полового поведения. Социобиологический подход к изучению полового поведения. Лекции 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л2.4, Л1.2
10.2. Особенности полового поведения приматов. Биологические аспекты полового поведения человека Практические 8 2 ОПК-14 Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л2.5
10.3. Социобиология родительского поведения Сам. работа 8 4 ОПК-14 Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятий “поведение”, “психика”, “психическая деятельность”. Основные аспекты поведения и науки, их изучающие.
2. Предыстория этологии (конец ХIХ – начало ХХ вв.) Особенности зоологического, физиологического, психологического подходов к изучению поведения животных.
3. Антропоморфизм и объективизм в зоопсихологии. Бихевиоризм и его взаимоотношения с этологией. Гештальтпсихология.
4. Методологические установки и основные методы зоопсихологии.
5. *Становление классической этологии, ее предшественники и основоположники. Вклад предшественников в теоретические разработки этологии.
6. Методологические установки и методы этологии. Противоречия между классическими зоопсихологией и этологией.
7. Период специализации в этологии. Взаимоотношения этологии с другими науками. Этология в России.
8. Основные принципы и важнейшие проблемы этологии (4 вопроса Тинбергена). Представления Лоренца об основных категориях поведения.
9. Структура инстинктивного акта. Варианты отклонений от типичной схемы. Психический компонент инстинктивного поведения.
10. Фиксированный комплекс действий – центральное понятие этологии. Его свойства. Спонтанность как важный компонент концепции Лоренца.
11. Понятие о врожденном разрешающем механизме. Знаковые стимулы, их виды.
12. Импринтинг как один из основных компонентов теории поведения. Гипотеза Лоренца о внутренних механизмах инстинктивных действий. Понятие о специфической энергии действия.
13. Гидравлическая модель поведения, ее значение. Отличие инстинктивного поведения от рефлекторного акта.
14. Иерархическая теория инстинкта Тинбергена и ее роль в объяснении конфликтного поведения.
15. Современное состояние этологической теории поведения.
16. Различные подходы к классификации поведения. Классификация категорий поведения по Крушинскому. Классификация врожденных форм поведения: классификация по степени сложности. Феноменологическая классификация врожденных форм поведения по Д. Дьюсбери.
17. Приобретенное поведение или научение. Феноменологическая классификация основных форм научения.
18. Простые неассоциативные формы научения: привыкание (и его свойства) и сенситизация (ее типы).
19. Ассоциативное научение: классический и инструментальный условные рефлексы. Их различия. Законы научения Торндайка. Связь классического и инструментального условных рефлексов.
20. Формирование поведения. Оперантное обучение и теория положительного подкрепления как важнейшее достижение бихевиоризма. Возможности ее практического применения.
21. Дрессировка и ее отличия от оперантного обучения.
22. Общие свойства ассоциативного научения. Аверсивное научение.
23. Дифференцировочное обучение как пример перехода от ассоциативных механизмов к когнитивным, его разновидности.
24. Высшие формы научения (латентное и инсайт) как предмет когнитивной этологии. Понятие о когнитивных процессах.
25. Формирование представлений у животных. Основные виды образных представлений.
26. Определение понятия «мышление» у животных. Структура процесса мышления у животных.
27. Современные представления о развитии способностей к мышлению у разных групп животных, в том числе у антропоидов. Роль этологии в изучении мышления животных.
28. Развитие поведения в онтогенезе: сравнительный обзор двигательной активности эмбрионов. Эмбриональное созревание и эмбриональная тренировка. Принцип Когхилла. Влияние родителей на пренатальное поведение детенышей.
29. Развитие поведения в раннем постнатальном онтогенезе. Зрело- и незрелорожденные детеныши. Инстинктивные движения, врожденное узнавание.
30. Влияние ранних реакций на развитие адультного поведения (на примере реакции милхтритта в опытах Я. Бадридзе).
31. Ранний опыт. Импринтинг как особая форма научения. Виды импринтинга и его роль в формировании взрослого поведения. Влияние родителей на постнатальное поведение детенышей.
32. *Соотношение врожденного и приобретенного в поведении животных. Норма реакции. Роль депривационного эксперимента. Примеры развития поведения у птиц.
33. *Соотношение врожденного и приобретенного в формировании реакций млекопитающих на примере пищедобывательного поведения кошачьих (работы Лейхаузена) Концепция родового поведения Хааса.
34. **Игра у животных. Концепции игры. Особенности игровых движений. Виды игр.
35. **Функции игры. Роль игры в развитии социального поведения. Манипуляционные игры высшего типа.
36. Конфликт. Условия возникновения конфликтов и их типы. Варианты поведения в конфликтных ситуациях.
37. Территориальные конфликты. Агонистическое поведение. Демонстрации угрозы и умиротворения.
38. Ухаживание как конфликтная ситуация. Ритуализация как эволюционный процесс, ее функции. Особенности ритуализированных движений. Естественные и культурные ритуалы.
39. Особенности этологического подхода к изучению агрессивного поведения. Доказательства врожденной природы агрессии. Биологическая роль агрессии.
40. Виды агрессии. Внешние и внутренние факторы агрессии. Агрессия у человека.
41. Половое поведение, его особенности и фазы. Эволюционный конфликт полов (**теория Геодакяна) и его влияние на стратегии размножения.
42. Социобиологические концепции полового поведения. Стратегии самцов и самок.
43. Системы брачных отношений. Формы моногамии. Проблема «измены» в моногамных браках.
44. *Социобиология как одно из направлений современной науки о поведении животных, ее отношения с этологией. Основные концепции социобиологии. Социобиологический анализ альтруизма и кооперации у животных.
45. Социобиологический подход к изучению родительского поведения. Проблема инфантицида и сиблицида. Основные паттерны материнского поведения. Типология материнско-детских отношений.
46. Преимущества и недостатки жизни в группе. Основная причина разделения популяций на группы. Социальные образования у животных. Типология сообществ по Лоренцу.
47. Происхождение социальности у общественных насекомых (гипотезы Гамильтона, Митченера, Александера). Признаки эусоциальности.
48. Классификация сообществ позвоночных по степени социальности (по Вильсону). Явление изоморфизма социальных структур. Пример эусоциальности у млекопитающих.
49. Территориальность и индивидуальное пространство как факторы организации сообществ. Связь территориальности и доминирования.
50. Доминирование и иерархия как факторы организации сообществ. Виды иерархии.
51. *Лабильность иерархической структуры в индивидуализированных сообществах у позвоночных. Факторы, влияющие на структуру сообществ.
52. *Иерархия ролей и «разделение труда» в социальных группировках позвоночных. Влияние уровня развития рассудочной деятельности на специфику общественных отношений.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

1. Этология человека: история и перспективы.
2. Особенности эмбрионального поведения животных и человека.
3. Постнатальный онтогенез поведения у животных и человека
4. Системы брачных отношений у животных и человека.
5. Врожденные элементы ухаживания у животных и человека.
6. Особенности территориального поведения животных и человека.
7. Врожденные элементы отношений доминирования-подчинения у животных и человека.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/15A7F2CB-ECFD-4FD6-878A-291DF9EE3861
Л1.2 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/454355AE-AED0-4B97-A9EE-316DBFE270CD
Л1.3 Резникова, Ж. И. Экология, этология, эволюция. Межвидовые отношения животных в 2 ч. Часть 2 . : Учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3B6D2B3D-2502-4CC3-B048-8D14507BFF8B
Л1.4 Кудряшова И.В. Основы этологии: учебное пособие АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.5 Резникова Ж.И. Зоопсихология. Интеллект и язык животных и человека. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/8BC2F500-4B00-47D2-B1F6-3F52442853E7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зорина З. А. Основы этологии и генетики поведения: учеб. пособие М.: МГУ: Высшая школа, 2002 58
Л2.2 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ADA8146D-5874-4E27-9777-C7887EB4DBC7
Л2.3 Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2007
Л2.4 Мак-Фарленд, Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: М. : Мир, 1988
Л2.5 Сотская М.Н. Зоопсихология и сравнительная психология в 2 ч. Часть 2.: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2015 www.biblio-online.ru/book/8DA2F4EA-0B3C-4CD5-8D6F-EC67BA7024F1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт по этологии и смежным дисциплинам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:www. ethology.ru. – Загл. с экрана.
Э2 Бесплатная электронная биологическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.zoomet.ru. – Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word 2007
Microsoft Excel 2007
Microsoft PowerPoint 2007
Acrobat Reader
Opera / Google Chrome / Internet Explorer / Mozilla
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №389-44/17 от 06.03.2017) (http://biblioclub.ru)
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт №389-44/17 от 06.03.2017) (http://e.lanbook.com/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/)
электронно-библиотечная система издательства "Юрайт" (Контракт № 1212-223/17 от 16.06.2017

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Ноутбук
Мультимедийный проектор
Видеофильмы:
Разум животных, Ч. 1.2.3.
Конрад Лоренц: Гусиный отец
Конрад Лоренц: Агрессия


8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
Практические занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. По отдельным темам практикуется проведение тренинга, анализ видеоматериалов, демонстрация экспериментов для изучения рассудочной деятельности животных с элементами имитации. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на практических занятиях оценивается по следующим критериям:
• выполнение тестовых заданий и контрольных работ;
• ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
• участие в дискуссиях;
• участие в тренинге;
• демонстрация экспериментов;
• выступление с докладом.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Оценивание заданий, выполненных на практическом занятии, входит в накопленную оценку.
Проведение тестирования
Тест содержит от 10 до 20 заданий, включающих вопросы с вариантами ответов и ситуационные задачи, предполагающих развернутый ответ в виде одного-двух предложений. Каждое из заданий оценивается в 1 балл. На проведение теста отводится 15-20 мин. В целом результаты теста оцениваются по бинарной системе, однако при демонстрации базового и повышенного уровня знаний по всем тестам, студент получает дополнительно 0,5 балла при ответе на экзаменационный билет (по 4-хбалльной системе).
Проведение ролевой игры «Игра в дрессировщика»
Концепция игры. Игра иллюстрирует основные принципы и закономерности ассоциативного, в особенности оперантного научения, а также проблемы, возникающие при обучении (выработке) двигательным навыкам животных и человека. В ходе игры у обучаемого («дрессируемого») невербально путем положительного подкрепления (обычно звукового), получаемого от обучающего («дрессировщика») вырабатывается заранее оговоренная участниками игры, но неизвестная обучаемому, последовательность действий. Во время сеанса спонтанно возникают многочисленные эпизоды, которые иллюстрируют принципы и правила выработки, а также ошибки обоих активных участников, хорошо заметные зрителям.
Роли:
Дрессировщик (в первом сеансе – преподаватель).
«Дрессируемый» – один из студентов (который в следующем сеансе сам станет дрессировщиком).
Зрители (остальные члены группы студентов).
Ожидаемые результаты: Студенты должны получить более глубокое понимание закономерностей оперантного научения и использовать эти знания в различных ситуациях практического обучения. По окончании игры каждый зритель сдает письменный анализ (на 1–1,5 стр.) одного из сеансов, в котором отражены замеченные принципы и правила выработки, а также ошибки обоих активных участников.
Кейс-задача
Задание
Проанализировать эпизоды фильма «Разум животных» (Часть 1), результатом чего должно стать заполнение таблицы:
Таблица 1

Категории и формы поведения в фильме «Разум животных»

Инстинктивное поведение Научение Рассудочные действия

В соответствующую графу в виде краткого описания (одно предложение) вносится эпизод и указывается его принадлежность к той или иной форме поведения
Примеры: мышата вцепляются в шкурку матери – оборонительное поведение. Знаковый стимул – писк матери. Вносится в графу Инстинктивное поведение.
Пустынная рысь учит детенышей охотиться – облигатное научение. Вносится в графу Научение и т.д.
Высшие формы научения могут быть внесены как в графу научение, так и в графу Рассудочные действия. Например: ворона достает кусок мяса, привязанный на веревке. Этот эпизод иллюстрирует инсайт-научение и одновременно является иллюстрацией способности планировать и предвидеть результаты своих действий.
Самостоятельная работа студента
Для успешного усвоения курса необходимо не только посещать аудиторные занятия, но и вести активную самостоятельную работу. При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
• просматривать основные определения и факты;
• повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
• изучить рекомендованную основную и дополнительную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
• готовиться к тестированию и контрольным работам, проводимым на практических занятиях;
• самостоятельно подготовить доклады, демонстрации экспериментов (эти виды деятельности студент выполняет по своему желанию), а также решение кейс-задачи (анализ эпизодов фильма)
• и анализ тренинга (работа обязательная для всех).
Оценивание самостоятельной работы входит в накопленную оценку.
Проведение экзамена
Во время экзамена студенты получают билет, в котором содержится два вопроса. Вопросы составлены таким образом, что студент должен продемонстрировать не только конкретные знания по дисциплине, но и способность логически рассуждать, анализировать, обобщать материал. На подготовку отводится 30 мин.
Оценивание по дисциплине
Оценивание происходит по формуле:
Оценка итоговая = 0,5 * Оценка накопленная + 0,5 * Оценка итогового контроля
• Накопленная оценка проставляется за активность обучающегося на практических занятиях, прохождение текущего контроля и выполнение самостоятельной работы.
• Оценка итогового контроля проставляется за прохождение контрольного испытания по курсу в формате, определенным рабочим учебным планом.
Округление оценки происходит в пользу студента.