МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технический рисунок в декоративно-прикладном искусстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 192
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 192 192 192 192
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Гречнева

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Технический рисунок в декоративно-прикладном искусстве

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по специальности 051000.62 «Профессиональное обучение (дизайн)» утвержденный Министерством образования РФ "22" декабря 2009 г.

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения,профессор Т.М. Степанская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения,профессор Т.М. Степанская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - формирование пространственных представлений, пространственного воображе¬ния и развитие конструктивно-геометрического мышления, способности к анализу и синтезу пространственных форм на основе графических моделей пространства, практически реализуемых в виде чертежей конкретных пространственных объектов и зависимостей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать правила построения технического рисунка; способы построения изображения пространственных фигур на плоскости, основанных на геометрических законах; методы исследований, применяемыми в области графических построений.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь выполнять построение объектов в различных ракурсах; решать пространственные задачи при помощи проекционного чертежа. Проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения специалистов; выполнять работы соответствующего квалификационного уровня. Уметь передать на листе графическими
средствами проектную идею, представление, образ, основанные на понимании логики построения формо-пространства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть техникой нанесения светотени на техническом рисунке для выявления объёма и получения большей наглядности; теорией графического отображения объектов и процессов; знаниями, необходимыми для чтения и выполнения чертежей и технических рисунков различного назначения; способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Рисунок с натуры, методы изображения естественных и искусственно созданных форм.
1.1. Плоскостной инструмент рисунка. Рисунок линейного орнамента (орнаментально-декоративная композиция) Сам. работа 4 8 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Рисунок орнамента на основе окружности (орнаментально- декоративная композиция) Сам. работа 4 14 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Графическая композиция
2.1. Формально-графическая композиция. Выполнение рисунка по воображению Практические 4 6 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Графическая композиция с эмоциональной заданностью Сам. работа 4 18 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Иллюзорно-графические интерпретации флоры, фауны Сам. работа 4 16 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Стилизация естественных и искусственно созданных форм с интерпретацией натуры через выбранный автором образ Сам. работа 4 20 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Перспектива линейная
3.1. Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел Сам. работа 4 16 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Выполнение графической композиции на построения на основе заданных элементов среды Сам. работа 4 12 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Врезки геометрических тел Сам. работа 4 16 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Композиция из геометрических тел «по представлению», решение листа, пропорции Сам. работа 4 12 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Композиция из геометрических тел «по представлению»
4.1. Линейно-конструктивный рисунок композиции из кубов в перспективе Практические 4 4 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Выполнение линейно-конструктивного рисунка для выявления объемно-пространственной структуры и развития способности создавать новые образы. Сам. работа 4 20 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 5. Рисунок архитектурных форм на основе простых геометрических тел
5.1. Рисунок архитектурной детали Практические 4 6 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
5.2. Геометризированные архитектурные элементы Сам. работа 4 18 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 6. Рисунок по воображению в перспективе
6.1. Композиция проекта из геометрических внутренних пространств Практические 4 4 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1
6.2. Композиционная трансформация интерьера Сам. работа 4 22 ПК-31 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контроль качества подготовленности по дисциплине осуществляется в форме просмотра клаузуры на заданную тему. Оценивается оригинальность переработки и острота композиционного замысла, кчество, оригинальность и выразительность графического языка и колористическое решение, степень соответствия подачи заданной концепции, владение различными графическими приемами.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Самостоятельная работа – сдаются выполненные наброски, зарисовки, преобразования реалистического изображения в условно – плоскостную форму
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (грубые ошибки в компановке, неумение самостоятельно вести рисунок, неумение самостоятельно анализировать и исправлять ошибки);
«3» - удовлетворительно (однообразное использование графических приёмов при выполнении задания, небрежность и неаккуратность выполнения);
«4» - хорошо (некоторая неточность в компановке, небольшие недочёты в конструктивном построении, незначительные ошибки в передачи тоновых отношений);
«5» - отлично (правильную компановку в листе, последовательное, правильное и аккуратное ведение построения, умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала, владение линией, штрихом, тоном, умение самостоятельно исправлять свои ошибки, умение обобщать, творческий подход).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Науменко И.В. Рисунок в системе дизайнобразования: учеб. пособие для вузов Барнаул: [Изд-во АлтГАКИ], 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"
Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;
Электронная библиотечная система АлтГУ http://elibrary.asu.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 111). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме: «Технология проектного обучения»
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.