МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2017
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 99
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 12 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 36 36 63 63 99 99
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
старший преподаватель, Матвеева А.Л.

Рецензент(ы):
д.иск., профессор, зав.каф. ИОиЗИ Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 072700 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N43

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля: Художественное проектирование костюма
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., профессор, Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.иск., профессор, Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение стилистических и графических приемов в изображении современного костюма и аксессуаров

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия в изображении костюма и аксессуаров
графические средства, применяемые в художественном проектировании костюма и аксессуаров
специфику формирования стилевых особенностей в костюме
роль аксессуаров в проектировании художественного образа костюма
3.2.Уметь:
3.2.1.изображать стилевое единство костюма при помощи традиционных и инновационных графических приемов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и средствами выполнения научно-художественных проектов в сфере искусства костюма и текстиля
навыками изображения коллекции костюма и аксессуров по заданию и(или) представлению

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика изображения костюма и аксессуаров
1.1. Костюм как система Лекции 1 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Изображение костюма в историческом аспекте Лекции 1 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Роль аксессуаров в художественном образе костюма Лекции 1 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Проработка конспекта лекций по теме "Изображение костюма в историческом аспекте" Сам. работа 1 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Подготовка к практическому занятию по теме "особенности графического изображения костюма" Сам. работа 1 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Графические приемы изображения костюма и аксессуаров
2.1. Особенности графического изображения костюма Практические 1 16 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Оформление практической работы по теме "Особенности графического изображения костюма" Сам. работа 1 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Разновидности аксессуаров Лекции 1 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Особенности графического изображения аксессуров Практические 1 10 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Оформление практической работы по теме "Особенности графического изображения аксессуаров" Сам. работа 1 16 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Подготовка к зачету, оформление "портфолио" Сам. работа 1 14 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Стилистические особенности изображения костюма и аксессуаров
3.1. Общие стилевые тенденции в системе "костюм" Лекции 2 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Проработка конспекта лекций по теме "Общие стилевые тенденции в системе "костюм" Сам. работа 2 22 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Подготовка к практическим занятиям по теме "Разработка серии эскизов аксессуаров различной стилевой направленности" Сам. работа 2 24 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Разработка серии эскизов аксессуаров различной стилевой направленности Практические 2 16 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Оформление практических работ по теме "Разработка серии эскизов аксессуаров различной стилевой направленности" Сам. работа 2 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Особенности художественного проектирования коллекции аксессуаров Лекции 2 6 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Художественное проектирование коллекции аксессуаров Практические 2 10 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.8. Оформление практических работ Сам. работа 2 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.9. Подготовка к экзамену, оформление портфолио Сам. работа 2 9 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Тенденции моды на перспективный период
2. Разновидности коллекций одежды
3. Особенности проектирования коллекций НAUTE COUTURE
4. Особенности проектирования коллекций READY-TO-WEAR
5. Особенности проектирования коллекций PRE-FALL
6. Особенности проектирования коллекций RESORT
7. Особенности проектирования коллекций одежды сезона SS – spring-summmer
8. Особенности проектирования коллекций одежды сезона Fall –Winter
9. Основные графические средства в изображении костюма и аксессуаров
10. Основные стилевые решения в проектировании костюма и аксессуаров
11. Роль аксессуаров в художественном проектировании костюма
12. Роль графики в художественном проектировании костюма и аксесскуаров
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Стилистические и графические приемы иллюстраторов моды ХХ века
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Система оценки уровня подготовки студентов, представляющая собой индивидуальную оценку качества подготовки доводится до сведения студентов преподавателем на первом занятии в начале каждого семестра и состоит из следующего перечня обязательных критериев:
- посещение лекционных занятий;
- посещение практических занятий
- ответы на теоретические вопросы;
- решение практических задач и заданий;
- выполнение индивидуальных заданий по теме пропущенного занятия;
В случае пропуска занятий по уважительным причинам студент имеет право отработать их путем выполнения индивидуальных заданий по соответствующим темам.
Итоговая аттестация «зачет» включает в себя:
- демонстрацию знаний основных теоретических вопросов по темам дисциплины, предусмотренные рабочей программой;
- правильно выполненное практическое задание, предусмотренное в соответствии с темой учебной программы;
- выполнение презентации из фотоиллюстраций и поясняющего материала выполненных практических работ;
- удовлетворительный ответ на 3-4 дополнительных вопроса по основным темам курса, задаваемых с целью определения степени освоения изучаемого студентами материала.
При условии выполнения требований (наличия домашних заданий, правильного выполнения и оформления практических работ, своевременной их защиты) студент может получить зачет «автоматом».
Отметка «зачтено» ставится студентам, успешно обучающимся по дисциплине и не имеющим задолженностей по результатам текущих аттестаций.
Отметка «незачтено» ставится студенту, имеющему задолженности по результатам текущих аттестаций по дисциплине.

Итоговая аттестация «экзамен» включает в себя разработку коллекции или мини коллекций различных направлений в проектных материалах
Требования к итоговой работе:
- актуальность и новизна идей;
- соответствие образа заявленной теме;
- целостность художественного образа;
- соответствие материалов стилевому решению;
- уровень профессионального мастерства
- авторство: индивидуальное или коллективное

Отметка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ.
Отметка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
Отметка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного, но не усвоил его деталей, допускает неточности, неправильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. А. Степучев Костюмографика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л1.2 Р. А. Степучев Кимберлит костюмографического языка: учеб. пособие для вузов М.: МГТУ, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мациевский Д. Е. От линии до пространственной структуры: учебное пособие: учеб. пособие Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Киселева Н.Е. Рисунок: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4358
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.rfw.ru www.rfw.ru
Э2 www.mercedesbenzfashionweek.ru www.mercedesbenzfashionweek.ru
Э3 www.cameramoda.it www.cameramoda.it
Э4 www.modnaya.ru www.modnaya.ru
Э5 www.fashionpeople.ru www.fashionpeople.ru
Э6 Стилистические и графические приемы в изображении костюма и аксессуаров www.vogue.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://irbis.akunb.altlib.ru/
http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение данной дисциплины сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – упражнения с изображением фигуры человека , также создание декоративного стилизованного костюма и аксессуаров к нему, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски фигуры человека, более продолжительные зарисовки и длительные работы при проработке костюма и аксессуаров. Также для того, чтобы изображения были приближены к реальности, необходимо развивать умение наблюдать и анализировать модные дизайнерские показы, модные журналы и фильмы. Умение выделять главное и делать на нем акцент.
При обучении дисциплины необходимо изучить такие виды графических материалов, как тушь, акварель, маркеры и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры или референсов, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры или референсов, композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных даданий, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции моделей одежды и аксессуаров.
Для выполнения стилизованной композиции необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно.