МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественное проектирование костюма и аксессуаров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.04.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильХудожественное проектирование костюма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план54_04_03_ХПК-12-2017
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 189
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 18 8
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 54 54 36 36 90 90
Сам. работа 126 126 63 63 189 189
Часы на контроль 0 0 9 9 9 9
Итого 180 180 108 108 288 288

Программу составил(и):
старший преподаватель, Матвеева А.Л.

Рецензент(ы):
д.иск., профессор, зав.каф.ИОиЗИ Степанская Т.М.

Рабочая программа дисциплины
Художественное проектирование костюма и аксессуаров

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 072700 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. N43

составлена на основании учебного плана:
54.04.03 Искусство костюма и текстиля: Художественное проектирование костюма
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., профессор, Степанская Т.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.иск., профессор, Степанская Т.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.разработка художественного образа коллекции костюма и аксессуаров

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способность использовать традиционные и эффективные инновационные методы художественного проектирования
ПК-8 способность разрабатывать индивидуальный стиль коллекции изделий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия в художественном проектировании костюма как "системы"
приемы графической подачи художественного образа в коллекциях моделей одежды и единичных комплектах
особенности художественного проектирования костюма и аксессуаров
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать единичные и коллекционные модели костюмов и аксессуаров
применять композиционные приемы в моделировании костюма и аксессуаров
находить инновационные способы подачи художественного образа в эскизах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками графической подачи эскиза
навыками использования композиционных средств
методами грамотного оформления творческих работ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КОСТЮМА
1.1. Категории, типы связей и средства формообразования. Проектный образ носителя костюма. Морфология костюма. Знаковая функция костюма. Проектная графика костюма. Категории формообразования костюма. Визуальная коммуникация. Форма и содержание. Эстетическая выразительность и художественный образ. Форма и ее признаки. Практические 2 12 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Оформление практических работ Сам. работа 2 44 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Цвет в костюме. Основные типы связей в формообразовании костюма. Гармонизация средствами костюмографического языка. Художественное моделирование единичных предметов одежды. Методы исследования проектной ситуации. Формообразующие факторы при моделировании костюма. Композиционные средства организации костюма. Методы поиска новых идея. Выбор графической подачи костюма. Практические 2 10 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Оформление практических работ Сам. работа 2 18 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Процесс дизайнерского проектирования костюма. Творческий процесс: творчество, управление творческим воображением, поиск новых идей. Система «человек-костюм». Этнические и психологические типы фигур. Модный эталон. Костюм как система. Принципы организации изделий в комплекты. Сопряжением форм и конструкций. Комбинаторика. Проблемы конфекционирования. Работа с источником творчества. Практические 2 16 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Оформление практических работ Сам. работа 2 20 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Процесс дизайнерского проектирования костюма. Ассоциации. Приемы преобразования. Трансформация природных форм. Практические 2 16 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Оформление практических работ Сам. работа 2 44 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ КОСТЮМА ДЛЯ ЦЕЛОСТНЫХ КОМПЛЕКТОВ ИЗДЕЛИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОМЫШЛЕННОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
3.1. Костюм в системе моды. Системный анализ формы костюма. Проектирование моделей комплектов на основе базовой формы для серийного и массового производства. Ансамбль в системе костюма. Проектирование ансамблей одежды на основе прогноза типовой формы костюма. Прогноз новой модной формы. Практические 3 36 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Оформление практических работ Сам. работа 3 34 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Подготовка портфолио Сам. работа 3 29 ПК-4, ПК-8 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Назовите факторы, учитываемые при художественном проектировании промышленных изделий.
2. Роль творческой интуиции и анализа в процессе проектирования изделий.
3. Назовите основные приёмы работы над творческим источником.
4. Понятие «художественный образ» в дизайне одежды.
5. Назовите основные приёмы работы над творческим источником.
6. Формы проведения анализа предпроектной ситуации и его роль на начальныхй этапах проектирования.
7. Роль моделирования и макетирования в поисках наиболее оптимальных вариантов решения проектных задач.
8. Формы отражения в функциях костюма географических, климатических условий, национальных особенностей, эстетических вкусов и т.д.
9. Роль линий в создании модных форм одежды.
10. Каково эстетическое значение линий в композиции одежды.
11. Раскрыть роль цвета как информационного фактора функции костюма и аксессуаров.
12. Раскрыть взаимосвязь фактурных и пластических особенностей материала с назначением будущего изделия.
13. Как используются различные композиционные приемы для достижения гармонии и художественной выразительности проектируемого костюма?
14. Рассказать о выразительных графических средствах и приёмах эскизирования.
15. Какие прогрессивные методы создания промышленных изделий существуют в настоящее время?
16. Какие требования, предъявляются к изделию, и его функциональным особенностям?
17. Определение понятия «коллекция». Признаки коллекции.
18. Закономерность композиционного построения коллекции.
19. Назовите типы коллекций, их особенности и характерные черты.
20. Как происходит формирование концепции перспективной моды на основе прогноза моды?
21. Какие правила обеспечивают единство коллекции?
22. Рассказать о современных приемах в отделке тканей и создании новых фактур материалов.
23. пропорции и их применение в проектировании костюма.
24. Перечислите способы формообразования одежды в современном моделировании костюма и аксессуаров.
25. Перечислите художественные системы проектирования костюма. Дайте их определение.
26. Перечислите какие методы проектирования одежды наиболее актуальны в данный период моды.
27. Отличие принципов художественного проектирования при индивидуальном и массовом производстве одежды.
28. Какую роль играют формообразование и композиция в проектировании костюма?
29. Раскройте суть первичных средств композиции в проектировании.
30. Психология восприятия цвета.
31. Как цвет помогает создавать и раскрывать художественный образ?
32. В какой последовательности осуществляется проектирование объектов?
33. Назовите принципы гармонизации структуры коллекции.
34. Устойчивые стили костюма XX века.
35. Основные признаки моды.
36. Композиционный центр и его роль в композиции костюма.
37. Виды симметрии, существуют в природе и художественном творчестве.
38. Назовите основные этапы становления проектирования, как самостоятельного вида деятельности.
39. Законы и правила композиции костюма.
40. Раскрыть последовательность разработки различных типов коллекций.
41. Ассоциативное мышление как основа художественного творчества.
42. Охарактеризуйте психологические механизмы творческого мышления.
43. Разнообразие творческих источников, используемых при создании современного костюма.
44. Какие вы знаете методы творчества? Охарактеризуйте их.
45. Комплекс средств, используемый в дизайне для достижения образности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
смотрим приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. А. Степучев Костюмографика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2008
Л1.2 Р. А. Степучев Кимберлит костюмографического языка: учеб. пособие для вузов М.: МГТУ, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. И. Петушкова Проектирование костюма: учебник М.: Академия, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Хабибуллина Л.В. Основы композиции : Учебно-методический комплекс по направлению подготовки (специальности) 071501.65 Художественное проектирование костюма: Дизайн Композиция Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, "Университетская библиотека ONLINE", 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.vogue.ru
Э2 www.fashionpeople.ru
Э3 www.modnaya.ru
Э4 www.cameramoda.it
Э5 www.mercedesbenzfashionweek.ru
Э6 www.rfw.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-справочная система "Консультант"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории для проведения лекционных и практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование. Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение данной дисциплины сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – упражнения с изображением фигуры человека , также создание декоративного стилизованного костюма и аксессуаров к нему, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски фигуры человека, более продолжительные зарисовки и длительные работы при проработке костюма и аксессуаров. Также для того, чтобы изображения были приближены к реальности, необходимо развивать умение наблюдать и анализировать модные дизайнерские показы, модные журналы и фильмы. Умение выделять главное и делать на нем акцент.
При обучении дисциплины необходимо изучить такие виды графических материалов, как тушь, акварель, маркеры и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры или референсов, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры или референсов, композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных даданий, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции моделей одежды и аксессуаров.
Для выполнения стилизованной композиции необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Работа должна быть выполнена аккуратно.