МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика профессионального обучения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 215
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 3
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 12 12 16 16
Практические 4 4 4 4 8 8
Сам. работа 132 132 83 83 215 215
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 144 144 108 108 252 252

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства О.А. Шелюгина

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Методика профессионального обучения

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 01 октября 2015 г.

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Методика профессионального обучения" является формирование профессиональных компетенций, востребованных в методической работе преподавателя, подготовка педагогов-дизайнеров для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена
ПК-3 способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО
ПК-8 готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные документы, регламентирующие содержание образования и обучения в профессиональных образовательных учреждениях;
- основные требования, содержание, методику профессиональной подготовки специалистов;
- методы обучения и формирования профессиональных знаний и навыков;
- теоретические основы проектирования форм организации учебной деятельности;
- дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств;
- сущность, содержание и структуру образовательного процесса;
- формы средства и методы педагогической деятельности;
- профессиональную лексику.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить разные типы и виды занятий по теоретическому и практическому обучению в учреждениях профессионального образования;
- выбирать средства и методы обучения, оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации;
- разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
- проводить самодиагностику педагогических способностей и умений, профессионально значимых качеств личности педагога.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- приемами анализа, проектирования, оценки и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе;
- навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения;
- методиками проектирования педагогических технологий для подготовки современного специалиста;
- навыками адаптации методических разработок к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях;
- навыки самостоятельной работы со специальной и справочной литературой.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи методики профессионального обучения
1.1. Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний Лекции 3 2 ПК-1 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2
1.2. Выполнение эссе "Роль методической работы в деятельности преподавателя" Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2
1.3. Работа с понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л3.2
Раздел 2. Содержание профессионального образования и обучения
2.1. Основы отбора содержания профессионального образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Понятие профессии и специальности Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.2, Л1.6
2.2. Изучение федерального закона "Об образовании Российской Федерации", другой нормативной документации и выполнение задания в электронном курсе Сам. работа 3 10 ПК-1, ПК-3 Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.2, Л1.6
2.3. Работа с лекционным материалом Сам. работа 3 6 ПК-1 Л2.5, Л3.2, Л1.6
Раздел 3. Средства обучения и формы наглядного представления учебной информации
3.1. Понятие средств обучения и их виды. Технические средства обучения Лекции 3 2 ПК-1 Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л1.9, Л3.2
3.2. Выполнение задания по теме "Технические средства обучения" в электронном курсе Сам. работа 3 10 ПК-1 Л1.5, Л2.6, Л3.2, Л1.7, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Понятие, сущность,классификация методов и форм обучения
4.1. Понятие метода обучения. Выбор метода обучения. Активные и интерактивные методы обучения Практические 3 2 ПК-1 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2
4.2. Подготовка к тесту в электронном курсе. Подготовка к итоговому собеседованию по семестру Сам. работа 3 16 ПК-1 Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л1.4, Л3.2, Л1.7, Л3.1
4.3. Выполенение курсовой работы Сам. работа 3 74 ПК-1 Л1.5, Л2.3, Л1.7, Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Дидактическое проектирование
5.1. Сущность дидактического проектирования. Дидактические цели. Таксономия дидактических целей Лекции 4 4 ПК-1 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2
5.2. Работа с лекционным материалом. Сам. работа 4 3 ПК-1 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2
5.3. Разработка тематического плана и технологической карты занятия Лекции 4 4 ПК-3 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.4, Л3.2
5.4. Эссе "Развитие творческого мышления в профессиональном образовании" Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-8 Л1.5, Л2.6, Л1.9, Л3.2, Л2.1
5.5. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 4 ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.2, Л3.3, Л1.8
5.6. Организация самостоятельной работы студентов Практические 4 2 ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.2, Л3.3, Л1.8
5.7. Разработка заданий для самостоятельной работы учащихся Сам. работа 4 7 ПК-1, ПК-3 Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.9, Л3.2, Л1.8
5.8. Разработка технологической карты практического занятия Сам. работа 4 10 ПК-1, ПК-3 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2
Раздел 6. Контроль знаний и контроль качества учебного процесса
6.1. Сущность, виды и формы дидактического контроля. Особенности балльно-рейтинговой системы оценивания Лекции 4 4 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л3.2, Л1.1
6.2. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 4 4 ПК-8 Л1.5, Л2.3, Л3.3, Л1.2, Л1.1
6.3. Индивидуализация и дифференциация обучения. Методика составления тестовых заданий Практические 4 2 ПК-8 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.2, Л1.9, Л3.2, Л1.1
6.4. Разработка варианта применения метода портфолио в учебной дисциплине Сам. работа 4 5 ПК-8 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л3.2
6.5. Разработать вариант организации итогового контроля Сам. работа 4 6 ПК-8 Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2
6.6. Подготовка к тестированию. Выполнение теста в электронном курсе Сам. работа 4 4 ПК-8 Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.7, Л3.3, Л1.2, Л1.9, Л3.2, Л1.1
6.7. Разработка учебной документации раздела дисциплины: составление тематического плана, технологических карт и конспектов учебных занятий, контрольно-оценочного материала по теме, варианта рубежного контроля Сам. работа 4 30 ПК-1, ПК-3, ПК-8 Л2.5, Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.7, Л1.9, Л3.2, Л1.6, Л3.1
6.8. Экзамен 4 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А. Красильникова Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования [Электронный ресурс]: монография М.: Директ-Медиа, 2013
Л1.2 Шмелев А.Г. Практическая тестология: Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом: Монография ЮрГУ, 2013
Л1.3 О.А. Филиппова Обучение эмоциональному речевому воздействию: учеб. пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань»2017, 2012
Л1.4 Н. В. Матяш Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л1.5 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика: учебник М.: Академия, 2011
Л1.6 Новиков В.А., Бабыкин.С.В. Требования к содержанию образовательных программ (государственных образовательных стандартов) среднего и высшего профессионального образования в России и за рубежом: учебное пособие М. : АСМС // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2011
Л1.7 Семендяева О.В. Аудиовизуальные технологии обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие КГУ, 2011 biblioclub.ru
Л1.8 Юшко, Г.Н. Организация самостоятельной работы студентов в кредитно-рейтинговой системе обучения [Электронный ресурс] : монография Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2011
Л1.9 О.М. Кузеванова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие АлтГУ, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: монография М.: "ФЛИНТА" , 2013
Л2.2 О.В. Зацепина, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: монография АлтГУ, 2008
Л2.3 Скакун В. А. Организация и методика профессионально образования. : М.: - Академия, 2007
Л2.4 Эрганова, Н. Е Методика профессионального обучения : учеб. пособие для вузов М. : Академия, 2008
Л2.5 Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
Л2.6 Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: М.: Академический проект., 2006.
Л2.7 В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов М. : Изд-во Школьная Пресса, , 2002
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лебедева М.Б. Интеграция педагогических и информационных технологий в работе преподавателя профессиональной школы: Учебно-методическое пособие: рабочая тетрадь СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011
Л3.2 Г.И. Кругликов Методика профессионального обучения с практикумом: учебник М.: Академия, 2007
Л3.3 Кузеванова О.М., Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Общая и профессиональная педагогика: сборник практических и самостоятельных работ: учебное пособие Барнаул, АлтГУ, , 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь slovo.yaxy.ru
Э2 Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие window.edu.ru
Э3 Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. Учебник lit.lib.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 208). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме
Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204).
Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС.
Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение курса «Методика профессионального обучения» проходит в форме лекционных, практических и самостоятельных занятий на основе изучении теоретических и практических основ педагогической деятельности в дизайн-образовании. На лекционные занятия выносятся наиболее важные и сложные темы, на практических и самостоятельных занятиях студенты углубляют или расширяют знания по теоретическим вопросам дисциплины.
Программой предусматривается выполнение самостоятельных заданий, которые представляются и анализируются на практических занятиях. Это подготовка дидактических материалов для обсуждения их на семинарах, выполнение образцов заданий, составление конспектов и карт уроков теоретического и производственного обучения, разработка планов и программ обучения.

Основная цель практических и самостоятельных работ - расширить и углубить знания студентов по теоретическим вопросам, а также приобрести навыки, необходимые для осуществления педагогической деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.
Программой предусмотрены разработки конспектов и карт занятий, выполнение эскизов наглядного материала к ним, разработка программ. Успешному освоению программы способствует регулярное планомерное освоение теоретического и практического материала, запись лекций, работа с литературой.