Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-3-2017 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | 4 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 12 | 12 | 16 | 16 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Сам. работа | 132 | 132 | 83 | 83 | 215 | 215 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 9 | 9 | 13 | 13 |
Итого | 144 | 144 | 108 | 108 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины "Методика профессионального обучения" является формирование профессиональных компетенций, востребованных в методической работе преподавателя, подготовка педагогов-дизайнеров для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-1 | способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
ПК-3 | способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО |
ПК-8 | готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - нормативные документы, регламентирующие содержание образования и обучения в профессиональных образовательных учреждениях; - основные требования, содержание, методику профессиональной подготовки специалистов; - методы обучения и формирования профессиональных знаний и навыков; - теоретические основы проектирования форм организации учебной деятельности; - дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств; - сущность, содержание и структуру образовательного процесса; - формы средства и методы педагогической деятельности; - профессиональную лексику. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить разные типы и виды занятий по теоретическому и практическому обучению в учреждениях профессионального образования; - выбирать средства и методы обучения, оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации; - разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях; - проводить самодиагностику педагогических способностей и умений, профессионально значимых качеств личности педагога. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - приемами анализа, проектирования, оценки и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе; - навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, технологий педагогического общения; - методиками проектирования педагогических технологий для подготовки современного специалиста; - навыками адаптации методических разработок к условиям реального учебного процесса в профессиональных учебных заведениях; - навыки самостоятельной работы со специальной и справочной литературой. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет и задачи методики профессионального обучения | ||||||
1.1. | Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
1.2. | Выполнение эссе "Роль методической работы в деятельности преподавателя" | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
1.3. | Работа с понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л3.2 |
Раздел 2. Содержание профессионального образования и обучения | ||||||
2.1. | Основы отбора содержания профессионального образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Понятие профессии и специальности | Практические | 3 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.2, Л1.6 |
2.2. | Изучение федерального закона "Об образовании Российской Федерации", другой нормативной документации и выполнение задания в электронном курсе | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1, ПК-3 | Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.2, Л1.6 |
2.3. | Работа с лекционным материалом | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-1 | Л2.5, Л3.2, Л1.6 |
Раздел 3. Средства обучения и формы наглядного представления учебной информации | ||||||
3.1. | Понятие средств обучения и их виды. Технические средства обучения | Лекции | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л1.9, Л3.2 |
3.2. | Выполнение задания по теме "Технические средства обучения" в электронном курсе | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-1 | Л1.5, Л2.6, Л3.2, Л1.7, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Понятие, сущность,классификация методов и форм обучения | ||||||
4.1. | Понятие метода обучения. Выбор метода обучения. Активные и интерактивные методы обучения | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
4.2. | Подготовка к тесту в электронном курсе. Подготовка к итоговому собеседованию по семестру | Сам. работа | 3 | 16 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л1.3, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л1.4, Л3.2, Л1.7, Л3.1 |
4.3. | Выполенение курсовой работы | Сам. работа | 3 | 74 | ПК-1 | Л1.5, Л2.3, Л1.7, Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Дидактическое проектирование | ||||||
5.1. | Сущность дидактического проектирования. Дидактические цели. Таксономия дидактических целей | Лекции | 4 | 4 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
5.2. | Работа с лекционным материалом. | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-1 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
5.3. | Разработка тематического плана и технологической карты занятия | Лекции | 4 | 4 | ПК-3 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л1.4, Л3.2 |
5.4. | Эссе "Развитие творческого мышления в профессиональном образовании" | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1, ПК-8 | Л1.5, Л2.6, Л1.9, Л3.2, Л2.1 |
5.5. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.2, Л3.3, Л1.8 |
5.6. | Организация самостоятельной работы студентов | Практические | 4 | 2 | ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.2, Л3.3, Л1.8 |
5.7. | Разработка заданий для самостоятельной работы учащихся | Сам. работа | 4 | 7 | ПК-1, ПК-3 | Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.9, Л3.2, Л1.8 |
5.8. | Разработка технологической карты практического занятия | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-1, ПК-3 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
Раздел 6. Контроль знаний и контроль качества учебного процесса | ||||||
6.1. | Сущность, виды и формы дидактического контроля. Особенности балльно-рейтинговой системы оценивания | Лекции | 4 | 4 | ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л3.2, Л1.1 |
6.2. | Подготовка к практическому занятию | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8 | Л1.5, Л2.3, Л3.3, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Индивидуализация и дифференциация обучения. Методика составления тестовых заданий | Практические | 4 | 2 | ПК-8 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.2, Л1.9, Л3.2, Л1.1 |
6.4. | Разработка варианта применения метода портфолио в учебной дисциплине | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-8 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л3.3, Л1.9, Л3.2 |
6.5. | Разработать вариант организации итогового контроля | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-8 | Л2.5, Л1.5, Л2.4, Л2.3, Л2.6, Л2.7, Л1.9, Л3.2 |
6.6. | Подготовка к тестированию. Выполнение теста в электронном курсе | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-8 | Л2.5, Л2.4, Л2.3, Л2.7, Л3.3, Л1.2, Л1.9, Л3.2, Л1.1 |
6.7. | Разработка учебной документации раздела дисциплины: составление тематического плана, технологических карт и конспектов учебных занятий, контрольно-оценочного материала по теме, варианта рубежного контроля | Сам. работа | 4 | 30 | ПК-1, ПК-3, ПК-8 | Л2.5, Л1.5, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л2.7, Л1.9, Л3.2, Л1.6, Л3.1 |
6.8. | Экзамен | 4 | 9 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.А. Красильникова | Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования [Электронный ресурс]: монография | М.: Директ-Медиа, 2013 | |
Л1.2 | Шмелев А.Г. | Практическая тестология: Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом: Монография | ЮрГУ, 2013 | |
Л1.3 | О.А. Филиппова | Обучение эмоциональному речевому воздействию: учеб. пособие | М.: Флинта // ЭБС «Лань»2017, 2012 | |
Л1.4 | Н. В. Матяш | Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для высш. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
Л1.5 | В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов | Педагогика: учебник | М.: Академия, 2011 | |
Л1.6 | Новиков В.А., Бабыкин.С.В. | Требования к содержанию образовательных программ (государственных образовательных стандартов) среднего и высшего профессионального образования в России и за рубежом: учебное пособие | М. : АСМС // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2011 | |
Л1.7 | Семендяева О.В. | Аудиовизуальные технологии обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие | КГУ, 2011 | biblioclub.ru |
Л1.8 | Юшко, Г.Н. | Организация самостоятельной работы студентов в кредитно-рейтинговой системе обучения [Электронный ресурс] : монография | Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2011 | |
Л1.9 | О.М. Кузеванова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева | Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие | АлтГУ, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шмакова А.П. | Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: монография | М.: "ФЛИНТА" , 2013 | |
Л2.2 | О.В. Зацепина, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева | Технология организации самостоятельной работы будущих педагогов профессионального обучения: монография | АлтГУ, 2008 | |
Л2.3 | Скакун В. А. | Организация и методика профессионально образования. : | М.: - Академия, 2007 | |
Л2.4 | Эрганова, Н. Е | Методика профессионального обучения : учеб. пособие для вузов | М. : Академия, 2008 | |
Л2.5 | Сластенин В.А. | Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2007 | |
Л2.6 | Петрушин В.И. | Психология и педагогика художественного творчества: | М.: Академический проект., 2006. | |
Л2.7 | В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. | Педагогика: Учеб. пособие для пед. вузов | М. : Изд-во Школьная Пресса, , 2002 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Лебедева М.Б. | Интеграция педагогических и информационных технологий в работе преподавателя профессиональной школы: Учебно-методическое пособие: рабочая тетрадь | СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011 | |
Л3.2 | Г.И. Кругликов | Методика профессионального обучения с практикумом: учебник | М.: Академия, 2007 | |
Л3.3 | Кузеванова О.М., Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. | Общая и профессиональная педагогика: сборник практических и самостоятельных работ: учебное пособие | Барнаул, АлтГУ, , 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь | slovo.yaxy.ru | ||
Э2 | Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г. Методика профессионального обучения: учеб. пособие | window.edu.ru | ||
Э3 | Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. Учебник | lit.lib.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office: OfficeProPlusEdu ALNG LicSAPk OLV E 1Y Acdmc Ent, код соглашения V1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия;Microsoft Windows: WINEDU ALNG UpqrdSAPk OLV F 1Y Acdmc Ent, код соглашения V 1488370 от 23.12.2015 г., бессрочная лицензия; (предыдущая версия MWindows, MOffice: номер лицензии 60674416 от 19.07.2012, бессрочная). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс" |
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий практического типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (ул. Димитрова, 66, ауд. 208). Количество посадочных мест в аудитории на 25 обучающихся, стол и стул для преподавателя, кафедра, доска меловая, ноутбук – 1 ед., видеопроектор – 1 ед., экран панель – 1 ед., учебно-наглядные пособия в электронном виде, обеспечивающие тематические иллюстрации по теме Помещение для самостоятельной работы, компьютерный класс (пр. Ленина, 61, ауд. 204). Компьютеры DEPO Neos 260с выходом в Интернет 25 ед., интерактивная доска SMART Board SMB680– 1 ед., со встроенным проектором v25 – 1 ед. Помещение для самостоятельной работы – читальный зал, МБА/ЭДД (Научная библиотека АлтГУ, пр. Ленина, 61, каб. 519). Стулья, столы на 46 мест, ПК – 17 шт. с выходом в интернет и ЭИОС. Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования (ул. Димитрова, каб. 25, 29). Стеллажи, стол, стулья, шкафы. |
Освоение курса «Методика профессионального обучения» проходит в форме лекционных, практических и самостоятельных занятий на основе изучении теоретических и практических основ педагогической деятельности в дизайн-образовании. На лекционные занятия выносятся наиболее важные и сложные темы, на практических и самостоятельных занятиях студенты углубляют или расширяют знания по теоретическим вопросам дисциплины. Программой предусматривается выполнение самостоятельных заданий, которые представляются и анализируются на практических занятиях. Это подготовка дидактических материалов для обсуждения их на семинарах, выполнение образцов заданий, составление конспектов и карт уроков теоретического и производственного обучения, разработка планов и программ обучения. Основная цель практических и самостоятельных работ - расширить и углубить знания студентов по теоретическим вопросам, а также приобрести навыки, необходимые для осуществления педагогической деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Программой предусмотрены разработки конспектов и карт занятий, выполнение эскизов наглядного материала к ним, разработка программ. Успешному освоению программы способствует регулярное планомерное освоение теоретического и практического материала, запись лекций, работа с литературой. |