Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Лабораторные | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | ознакомить студентов с современным состоянием и основными методами исследования в области иммунологии. Задачи дисциплины: изучить значение отдельных факторов, влияющих на состояние иммунитета и здоровья человека; знать значение профилактической вакцинации населения; изучить конкретные методы определения иммунного статуса человека; ориентироваться в выпускаемой научной и учебно-методической литературе по данному предмету. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-5 | способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных теоретических и методологических подходах к изучению иммунной системы, механизмов ее действия и иммунной патологии; возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; основы современных достижений по дисциплине, методики взятия, оценки качества и хранения биологических жидкостей, подготовки биологического материала к биотехнологическим манипуляциям, методы проведения основных биотехнологических операций; генной инженерии, перспективы развития анотехнологий; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить качественные реакции на различные классы соединений; выбирать методы выделения, очистки и идентификации соединений, интерпретировать результаты лабораторных исследований; анализировать социальное значение проблемы и процессы биотехнологии, применять полученные знания, обосновывать экономическую значимость биотехнологии (искусственное получение генных мутантов с заданными свойствами, генных манипуляций, клонирование). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | исследовательской и аналитической работой по изучению строения и организации основных молекулярных механизмов работы живых систем на биохимическом уровне; основными методами приготовления временных препаратов; методикой микроскопического изучения гистологических объектов; методами изучения основных процессов жизнедеятельности клеток; приемами сравнительного анализа морфологии, химической организации, функций различных клеток и тканей; современными научными методами познания биохимии и молекулярной биологии на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное и общепрофессиональное значение, конкретными теоретическими знаниями и практическими навыками и уметь их применять в своей практической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Иммунология как наука. Предмет и задачи иммунологии. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-5 | Л2.2 |
1.2. | История развития иммунологии. Значение достижений иммунологии для практической деятельности человека. Теории иммунитета.Формирование иммунитета у животных и человека. | Сам. работа | 8 | 2 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Общая характеристика системы иммунитета. Неспецифический Иммунитет | ||||||
2.1. | Общая организация иммунной системы организма млекопитающих.Органы иммуной системы. Врожденный иммунитет. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-5 | Л2.2 |
2.2. | Определение фагоцитарной активности полиморфоядерных лейкоцитов Тест восстановления цитросинего тетразолия (НСТ-тест). | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Гуморальные факторы неспецифического иммунитета. | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Общая характеристика специфического (лимфоцитарного) иммунитета | ||||||
3.1. | Общая характеристика и классификация антигенов. Типы специфичностей антигенов. Клетки иммунной системы: В- и Т-лимфоциты, антигенпрезентирующие клетки. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-5 | Л2.2 |
3.2. | Эффекторные функции клеток иммунной системы: клеточный и гуморальный иммунный ответ. Центральные и периферические органы лимфоидной системы, их структура и функции в иммунном ответе. | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Молекулярная иммунология | ||||||
4.1. | Иммуноглобулины, особенности их строения и функций. Значения и механизмы формирования пространственной организация антигенсвязывающего участка иммуноглобулинов. Соматическая рекомбинация генов легких и тяжелых цепей иммуноглобулинов – основа вариабельности иммуноглобулинов. Общая характеристика строения и функций различных классов иммуноглобулинов. Антигенраспознающие рецепторы. Иммуноглобулиновые рецепторы В и Т-клеток. Соматическая рекомбинация генов ТКР. Участие ко-рецепторов CD4 и C CD8 при распознавании антигенов ТКР. | Лекции | 8 | 1 | ОПК-5 | Л2.2 |
4.2. | Количественное определение иммуноглобулинов методом радиальной иммунодиффузии по Манчини. | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2 |
4.3. | Структурная организация и значение главного комплекса гистосовместимости (МНС). Природные функции продуктов МНС. Терминология и законы трансплантации. Кодоминантное наследование полиморфизма и полигенных признаков. Генетическая организация и основные белки комплекса МНС у мышей и человека. Процессирование микробных и вирусных антигенов антигенпрезентирующими клетками (АПК). Экспрессия на мембране АПК комплексов "молекула гистосовместимости-пептид".Участие корецепторов CD4 и CD8 при распознавании антигенов ТКР. Цитокины. Разнообразие цитокининов и их функций. Общая хараткеристика и функции интерлейкина, факторы некроза опухолей (ФНО-А) и других цитокининов. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-5 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Клеточная иммунология | ||||||
5.1. | Структурно-функциональная организация Т и В-систем иммунитета.Механизы и значение антигеннезависимой дифференцировки Т и В-лимфоцитов.Т-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка лимфоцитов в тимусе. Формирование основных субпопуляций Т-клеток. Положительная и отрицательная селекция клеток в тимусе. Миграция тимоцитов в периферические органы и лимфоидные образования. | Лекции | 8 | 4 | ОПК-5 | Л2.2 |
5.2. | Определение субпопуляций лимфоцитов с помощью моноклональных антител. | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.2 |
5.3. | В-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка В-лимфоцитов в костном мозге. Участие стромальных клеток. Основные этапы дифференцировки. Селекция В-клеток. Миграция В-клеток на периферию. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Иммунный ответ и взаимодействие клеток | ||||||
6.1. | Общая характеристика иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунные ответы. Основные различия первичного и вторичного ответов. Применение вакцин для предупреждения заболеваний. Клеточный иммунный ответ. Основные реакции клеточного иммунитета. Дифференцировка наивных СД4 Т-клеток в Тн1- и Тн2-клетки. Способы активации наивных СД8 Т-клеток. Механизмы цитотоксического действия СД8 Т-клеток и натуральных киллеров. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-5 | Л2.2 |
6.2. | Гуморальный иммунный ответ. Активация В-лимфоцитов на периферии. Тимуснезависимая дифференцировка В-клеток. Кооперативное взаимодействие с АПК. Образование активных антителопродуцентов. Генетический контроль иммунного ответа. Характер наследования силы иммунного ответа. Гены иммунного ответа и их фенотипический продукт. Иммунологическая толерантность. Открытие иммунологической толерантности. Клеточные основы толерантности. Толерантность В- и Т-клеточного типа. Роль супрессоров. Искусственное создание толерантности. Регуляляция иммунитета, роль гормонов и биологически-активных веществ. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Нарушения иммунитета | ||||||
7.1. | Реакции гиперчувствительности. Реакции гиперчувствительности I, II и III типов. Пусковые механизмы этих реакций. Медиаторы аллергических реакций. Механизмы повреждений. Десенсибилизация. Гиперчувствительность замедленного IV типа. Реакции туберкулинового и гранулематозного типов. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-5 | Л2.2 |
7.2. | Аутоиммунные процессы и заболевания. Аутоиммунные заболевания, инициированные антителами и Т-лимфоцитами. Механизмы аутоиммунных реакций. Генетические факторы. Иммунодефицитные состояния. Врожденная (первичная) иммунологическая недостаточность. В-клеточные и Т-клеточные иммунодефициты. Общая характеристика и причины вторичной иммунологической недостаточности. | Сам. работа | 8 | 6 | ОПК-5 | Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Иммунитет и биологические функции иммунной системы. 2. Общая характеристика неспецифического и специфического иммунитета. 3. Система комплемента и его биологические функции. 4. Антигены и факторы, определяющие антигенные особенности различных субстанций. 5. Структура иммуноглобулинов и их биологические функции. 6. Генетические основы разнообразия антител. 7. Главный комплекс гистосовместимости, его биологические функции. 8. Функциональная характеристика Т- и В- систем иммунитета. 9. Структура рецепторного комплекса Т-лимфоцитов и особенности распознавания антигена Т-клетками. 10. стадии развития первичного и вторичного иммунного ответа, их особенности. 11. Взаимодействие клеток при клеточной и гуморальной формах иммунного ответа. 12. Феномен иммунологической толерантности. 13. Общая характеристика реакции гиперчувствительности. 14. Аутоиммунные реакции и основные механизмы их формирования. 15. Врожденные и приобретенные иммунодефициты, их общая характеристика. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты 1. Современнные представления о механизмах DJV-рекомбинации 2. Интерфероны- неспефифический компонент защиты организма при вирусных инфекциях 3. История развития представлений об иммуном ответе организма XIX-XXI вв. 4. Нобелевские лауреаты в области иммунологии. 5. Аллергии 6. Антигены. Виды и свойства антигенов 7. Антитела и их свойства. 8.Иммунологические аспекты трансплантации органов и тканей 9. Иммунологические аспекты ВИЧ и СПИД 10 Иммунотерапия 11.Клеточные и гумморальные факторы естественной резистентности организма. 12. Нейро-эндокринная регуляция иммуннного отвтеа 13. Строение и свойства ТКР 14. Противовирусный иммунитет 15. Современные представления об эволюции иммунитета |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену. Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н. А. Попова | Новая иммунология: учеб. пособие | Новосибирск: [НГУ], 2012 | www.lib.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Попова Н.А. | Иммунология:: учеб. пособие/ | Новосибирск : НГУ, 2006 | www.lib.asu.ru |
Л2.2 | Галактионов.В.Г. | Иммунология: учеб. для вузов | М. : Академия, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭУМКД "Иммунология" [электронный ресурс].Режим доступа http://portal.edu.asu.ru/ | |||
Э2 | Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Митин Ю.А. Клиническая имунология: руководство для врачей. – Спб: Питер, 2001. – 576с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sci-lib.com/search.php | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp Электронные версии статистических публикаций: [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru/ Университетская информационная система РОССИЯ: [Электронный ресурс]: http://www.cir.ru/index.jsp Электронная библиотека диссертаций РГБ: [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/ Онлайн энциклопедия кругосвет: [Электронный ресурс]: http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.html Сайт Научно-теоретического журнала "Проблемы агрохимии и экологии" [Электронный ресурс]:http://agroproblem.soil.msu.ru Медлайн www.medline.com http://medlec.org/Immunologia/ Медлинкс/иммунология http://www.medlinks.ru/topics.php?op=topic&topic=56 Иммунология и аллергология http://allimmunology.org/gumoralnyj-immunitet |
Таблицы по темам «Молекулярная иммунология», «Иммунный ответ и взаимодействие клеток», «Нарушения иммунитета». Оборудование: вытяжной шкаф, электроплитки, рН-метр, весы технические, весы торсионные, магнитная мешалка с подогревом, термостат, сушильный шкаф, дистиллятор, микроскоп. |
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об основных теоретических и методологических подходах к изучению иммунной системы, механизмов ее действия и иммунной патологии, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач. В процессе освоения дисциплины формируются компетенции профиля «Биохимия», компетенции ОК-18, ПК-3, ПК-5. При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об основных структурах иммунной системы - иммунная система и биологическое равновесие; структурно-функциональная организация иммунной системы. При изучении второго раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об основных понятиях и механизмах клеточный и гуморальный иммунитет. Третий раздел посвящен изучению разнообразия структур антигенов и антитела. Студентам необходимо изучить и освоить основные понятия связанные с взаимодействием антигена и антитела, а также механизмы их взаимодействия. При изучении четвертого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об основных механизмах в индукция и регуляция иммунного ответа; При изучении пятого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об основных видах патологии иммунного ответа (ГЧЗТ, ГЧНТ, аутоиммунные болезни); эволюционное происхождение иммунологического распознавания. |