МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иммунология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Требухов А.В.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Иммунология

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с современным состоянием и основными методами исследования в области иммунологии.
Задачи дисциплины:
изучить значение отдельных факторов, влияющих на состояние иммунитета и здоровья человека;
знать значение профилактической вакцинации населения;
изучить конкретные методы определения иммунного статуса человека;
ориентироваться в выпускаемой научной и учебно-методической литературе по данному предмету.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных теоретических и методологических подходах к изучению иммунной системы, механизмов ее действия и иммунной патологии; возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; основы современных достижений по дисциплине, методики взятия, оценки качества и хранения биологических жидкостей, подготовки биологического материала к биотехнологическим манипуляциям, методы проведения основных биотехнологических операций; генной инженерии, перспективы развития анотехнологий;
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить качественные реакции на различные классы соединений; выбирать методы выделения, очистки и идентификации соединений, интерпретировать результаты лабораторных исследований; анализировать социальное значение проблемы и процессы биотехнологии, применять полученные знания, обосновывать экономическую значимость биотехнологии (искусственное получение генных мутантов с заданными свойствами, генных манипуляций, клонирование).
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.исследовательской и аналитической работой по изучению строения и организации основных молекулярных механизмов работы живых систем на биохимическом уровне; основными методами приготовления временных препаратов; методикой микроскопического изучения гистологических объектов; методами изучения основных процессов жизнедеятельности клеток; приемами сравнительного анализа морфологии, химической организации, функций различных клеток и тканей; современными научными методами познания биохимии и молекулярной биологии на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное и общепрофессиональное значение, конкретными теоретическими знаниями и практическими навыками и уметь их применять в своей практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Иммунология как наука. Предмет и задачи иммунологии. Лекции 8 1 ОПК-5 Л2.2
1.2. История развития иммунологии. Значение достижений иммунологии для практической деятельности человека. Теории иммунитета.Формирование иммунитета у животных и человека. Сам. работа 8 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Общая характеристика системы иммунитета. Неспецифический Иммунитет
2.1. Общая организация иммунной системы организма млекопитающих.Органы иммуной системы. Врожденный иммунитет. Лекции 8 1 ОПК-5 Л2.2
2.2. Определение фагоцитарной активности полиморфоядерных лейкоцитов Тест восстановления цитросинего тетразолия (НСТ-тест). Лабораторные 8 4 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
2.3. Гуморальные факторы неспецифического иммунитета. Сам. работа 8 10 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Общая характеристика специфического (лимфоцитарного) иммунитета
3.1. Общая характеристика и классификация антигенов. Типы специфичностей антигенов. Клетки иммунной системы: В- и Т-лимфоциты, антигенпрезентирующие клетки. Лекции 8 1 ОПК-5 Л2.2
3.2. Эффекторные функции клеток иммунной системы: клеточный и гуморальный иммунный ответ. Центральные и периферические органы лимфоидной системы, их структура и функции в иммунном ответе. Сам. работа 8 8 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Молекулярная иммунология
4.1. Иммуноглобулины, особенности их строения и функций. Значения и механизмы формирования пространственной организация антигенсвязывающего участка иммуноглобулинов. Соматическая рекомбинация генов легких и тяжелых цепей иммуноглобулинов – основа вариабельности иммуноглобулинов. Общая характеристика строения и функций различных классов иммуноглобулинов. Антигенраспознающие рецепторы. Иммуноглобулиновые рецепторы В и Т-клеток. Соматическая рекомбинация генов ТКР. Участие ко-рецепторов CD4 и C CD8 при распознавании антигенов ТКР. Лекции 8 1 ОПК-5 Л2.2
4.2. Количественное определение иммуноглобулинов методом радиальной иммунодиффузии по Манчини. Лабораторные 8 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
4.3. Структурная организация и значение главного комплекса гистосовместимости (МНС). Природные функции продуктов МНС. Терминология и законы трансплантации. Кодоминантное наследование полиморфизма и полигенных признаков. Генетическая организация и основные белки комплекса МНС у мышей и человека. Процессирование микробных и вирусных антигенов антигенпрезентирующими клетками (АПК). Экспрессия на мембране АПК комплексов "молекула гистосовместимости-пептид".Участие корецепторов CD4 и CD8 при распознавании антигенов ТКР. Цитокины. Разнообразие цитокининов и их функций. Общая хараткеристика и функции интерлейкина, факторы некроза опухолей (ФНО-А) и других цитокининов. Сам. работа 8 6 ОПК-5 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Клеточная иммунология
5.1. Структурно-функциональная организация Т и В-систем иммунитета.Механизы и значение антигеннезависимой дифференцировки Т и В-лимфоцитов.Т-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка лимфоцитов в тимусе. Формирование основных субпопуляций Т-клеток. Положительная и отрицательная селекция клеток в тимусе. Миграция тимоцитов в периферические органы и лимфоидные образования. Лекции 8 4 ОПК-5 Л2.2
5.2. Определение субпопуляций лимфоцитов с помощью моноклональных антител. Лабораторные 8 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.2
5.3. В-система иммунитета. Антигеннезависимая дифференцировка В-лимфоцитов в костном мозге. Участие стромальных клеток. Основные этапы дифференцировки. Селекция В-клеток. Миграция В-клеток на периферию. Сам. работа 8 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Иммунный ответ и взаимодействие клеток
6.1. Общая характеристика иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунные ответы. Основные различия первичного и вторичного ответов. Применение вакцин для предупреждения заболеваний. Клеточный иммунный ответ. Основные реакции клеточного иммунитета. Дифференцировка наивных СД4 Т-клеток в Тн1- и Тн2-клетки. Способы активации наивных СД8 Т-клеток. Механизмы цитотоксического действия СД8 Т-клеток и натуральных киллеров. Лекции 8 2 ОПК-5 Л2.2
6.2. Гуморальный иммунный ответ. Активация В-лимфоцитов на периферии. Тимуснезависимая дифференцировка В-клеток. Кооперативное взаимодействие с АПК. Образование активных антителопродуцентов. Генетический контроль иммунного ответа. Характер наследования силы иммунного ответа. Гены иммунного ответа и их фенотипический продукт. Иммунологическая толерантность. Открытие иммунологической толерантности. Клеточные основы толерантности. Толерантность В- и Т-клеточного типа. Роль супрессоров. Искусственное создание толерантности. Регуляляция иммунитета, роль гормонов и биологически-активных веществ. Сам. работа 8 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Нарушения иммунитета
7.1. Реакции гиперчувствительности. Реакции гиперчувствительности I, II и III типов. Пусковые механизмы этих реакций. Медиаторы аллергических реакций. Механизмы повреждений. Десенсибилизация. Гиперчувствительность замедленного IV типа. Реакции туберкулинового и гранулематозного типов. Лекции 8 2 ОПК-5 Л2.2
7.2. Аутоиммунные процессы и заболевания. Аутоиммунные заболевания, инициированные антителами и Т-лимфоцитами. Механизмы аутоиммунных реакций. Генетические факторы. Иммунодефицитные состояния. Врожденная (первичная) иммунологическая недостаточность. В-клеточные и Т-клеточные иммунодефициты. Общая характеристика и причины вторичной иммунологической недостаточности. Сам. работа 8 6 ОПК-5 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Иммунитет и биологические функции иммунной системы.
2. Общая характеристика неспецифического и специфического иммунитета.
3. Система комплемента и его биологические функции.
4. Антигены и факторы, определяющие антигенные особенности различных субстанций.
5. Структура иммуноглобулинов и их биологические функции.
6. Генетические основы разнообразия антител.
7. Главный комплекс гистосовместимости, его биологические функции.
8. Функциональная характеристика Т- и В- систем иммунитета.
9. Структура рецепторного комплекса Т-лимфоцитов и особенности распознавания антигена Т-клетками.
10. стадии развития первичного и вторичного иммунного ответа, их особенности.
11. Взаимодействие клеток при клеточной и гуморальной формах иммунного ответа.
12. Феномен иммунологической толерантности.
13. Общая характеристика реакции гиперчувствительности.
14. Аутоиммунные реакции и основные механизмы их формирования.
15. Врожденные и приобретенные иммунодефициты, их общая характеристика.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты
1. Современнные представления о механизмах DJV-рекомбинации
2. Интерфероны- неспефифический компонент защиты организма при вирусных инфекциях
3. История развития представлений об иммуном ответе организма XIX-XXI вв.
4. Нобелевские лауреаты в области иммунологии.
5. Аллергии
6. Антигены. Виды и свойства антигенов
7. Антитела и их свойства.
8.Иммунологические аспекты трансплантации органов и тканей
9. Иммунологические аспекты ВИЧ и СПИД
10 Иммунотерапия
11.Клеточные и гумморальные факторы естественной резистентности организма.
12. Нейро-эндокринная регуляция иммуннного отвтеа
13. Строение и свойства ТКР
14. Противовирусный иммунитет
15. Современные представления об эволюции иммунитета

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. А. Попова Новая иммунология: учеб. пособие Новосибирск: [НГУ], 2012 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова Н.А. Иммунология:: учеб. пособие/ Новосибирск : НГУ, 2006 www.lib.asu.ru
Л2.2 Галактионов.В.Г. Иммунология: учеб. для вузов М. : Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМКД "Иммунология" [электронный ресурс].Режим доступа http://portal.edu.asu.ru/
Э2 Змушко Е.И., Белозеров Е.С., Митин Ю.А. Клиническая имунология: руководство для врачей. – Спб: Питер, 2001. – 576с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sci-lib.com/search.php
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.
Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/defaultx.asp
Электронные версии статистических публикаций: [Электронный ресурс]: http://www.infostat.ru/
Университетская информационная система РОССИЯ: [Электронный ресурс]: http://www.cir.ru/index.jsp
Электронная библиотека диссертаций РГБ: [Электронный ресурс]: http://diss.rsl.ru/
Онлайн энциклопедия кругосвет: [Электронный ресурс]: http://krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/EKOLOGIYA.html
Сайт Научно-теоретического журнала "Проблемы агрохимии и экологии" [Электронный ресурс]:http://agroproblem.soil.msu.ru
Медлайн www.medline.com
http://medlec.org/Immunologia/
Медлинкс/иммунология http://www.medlinks.ru/topics.php?op=topic&topic=56
Иммунология и аллергология http://allimmunology.org/gumoralnyj-immunitet

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Таблицы по темам «Молекулярная иммунология», «Иммунный ответ и взаимодействие клеток», «Нарушения иммунитета».
Оборудование:
вытяжной шкаф,
электроплитки,
рН-метр,
весы технические,
весы торсионные,
магнитная мешалка с подогревом,
термостат,
сушильный шкаф,
дистиллятор,
микроскоп.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование представлений об основных теоретических и методологических подходах к изучению иммунной системы, механизмов ее действия и иммунной патологии, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.
В процессе освоения дисциплины формируются компетенции профиля «Биохимия», компетенции ОК-18, ПК-3, ПК-5.
При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об основных структурах иммунной системы - иммунная система и биологическое равновесие; структурно-функциональная организация иммунной системы. При изучении второго раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об основных понятиях и механизмах клеточный и гуморальный иммунитет.
Третий раздел посвящен изучению разнообразия структур антигенов и антитела. Студентам необходимо изучить и освоить основные понятия связанные с взаимодействием антигена и антитела, а также механизмы их взаимодействия.
При изучении четвертого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об основных механизмах в индукция и регуляция иммунного ответа;
При изучении пятого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об основных видах патологии иммунного ответа (ГЧЗТ, ГЧНТ, аутоиммунные болезни); эволюционное происхождение иммунологического распознавания.