МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология эндокринной системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Федорова О.И.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Физиология эндокринной системы

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 Биология, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 04 февраля 2010 г. № 100 (степень "Бакалавр")

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2014-2015 уч. г.

Заведующий кафедрой
Овчаренко Н.Д.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Овчаренко Н.Д.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с химической природой гормонов, их источниками в организме, сформировать представление об особенностях эндокринной регуляции функций человека.
научить пониманию механизмов патологических нарушений в отдельных физиологических системах;
сформировать представление о болезнетворных факторах внешней среды, роли наследственности и конституции в развитии патологических процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-7 способностью применять теоретические знания о структурной и функциональной организации и механизмах гомеостатической регуляции организма человека в норме и патологии
СПК-8 способностью использовать современное оборудование и методы для выполнения научных и клинико-диагностических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о путях регуляции эндокринных органов и тканей, строении и функционировании гипоталамо-гипофизарной системы, гормональном обеспечении процесса роста, специфической и неспецифической адаптации к окружающей среде и поддержании гомеостаза.
3.2.Уметь:
3.2.1.строение и функции эндокринных органов, физиологические эффекты отдельных гормонов, обосновать участие гормонов в процессах роста, адаптации и регуляции гомеостаза, закономерности и типы взаимодействия гормонов с рецепторами; привести примеры различных биохимических путей синтеза и активации гормонов;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.различения соматических и функциональных нарушений отдельных эндокринных функций (щитовидной железы, островкой части поджелудочной железы, коры надпочечников, гипофиза).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели и задачи эндокринологии как науки.
1.1. Определение гормона. Краткая история изучения гормонов. Лекции 8 4 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Химическая природа гормонов. Лабораторные 8 6 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.3. Основные гормоны, их источники и действие.Методы исследования гормонов. Основные свойства гормонов. Сам. работа 8 6 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Основные свойства гормонов.
2.1. Химическая природа гормонов. Биосинтез, секреция, действие на рецепторы, инактивация и экскреция гормонов. Лекции 8 4 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Гормоны и старение. Лабораторные 8 6 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2
2.3. Связь между химической природой и активностью гормонов. Динамика гормонов в средах организма: биологические барьеры. Сам. работа 8 8 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Гормоны и старение.
3.1. Гормоны как регулируемые и регулирующие параметры. Лекции 8 4 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Типы взаимодействий гормонов с рецепторами. Лабораторные 8 6 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.1
3.3. Сравнение нервной и эндокринной регуляции. Сам. работа 8 8 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Взаимоотношения между нервной и эндокринной системами.
4.1. Морфофункциональные основы взаимодействия нервной и эндокринной систем. Нейроэндокринная субстанция. Лекции 8 4 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Гормоны и иммунитет. Лабораторные 8 6 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.1
4.3. Анатомическая характеристика- гипоталамо-гипофизарной системы. Регуляция секреции гипофизарных гормонов. Сам. работа 8 8 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Гомоны и адаптация
5.1. Гомоны нейрогопофиза, межуточной доли. Лекции 8 4 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Гормоны аденогипофиза, эпифиза. Сам. работа 8 7 СПК-7, СПК-8 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятия «гормон»
2. Функции гормонов в организме.
3. Химическая природа гормонов.
4. Простагландины.
5. Источники гормонов в организме.
6. Типы взаимодействий гормонов с рецепторами.
7. Биологические барьеры.
8. Взаимоотношения между нервной и эндокринной системами.
9. Нейроэндокринная субстанция.
10. Регуляция секреции гипофизарных гормонов.
11. Гормоны нейрогипофиза.
12. Гормоны аденогипофиза.
13. Гормоны межуточной доли гипофиза.
14. Эпифиз.
15. Гормоны щитовидной железы. Нарушения функций щитовидной железы.
16. Паращитовидные железы.
17. Гормоны островковой части поджелудочной железы. Диабет.
18. Гормоны надпочечников.
19. Гормоны и адаптация.
20. Гормоны мужчин и женщин.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романовский В.Е. Эндокринология для всех: Диабет. Щитовидная железа. Ожирение: Ростов н/Д: Феникс, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шмидта Р., Тевса Г. Физиология человека: учебник М. : Мир, 1985
Л2.2 Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы: учеб. пособие М. : Высш. шк., 1994 2
Л2.3 Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. Физиология человека: учебник М. : Медицинская книга, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Дроздов А.А., Дроздова М.В. Эндокринология. М.: ЭКСМО, 2008. – 160 с. http ://www.twirpx.com.
Э2 Лавин Н. Эндокринология._ Из-во «Практика» – 1999. ISBN: 5-89816-017-5 Формат: DJVU /http://smart-torrent.org/obshchaya/lavin-endokrinologiya-t9425.html; ( http://nnm-club.ru/forum/viewtopic.php?t=426789).
Э3 Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной. Учебник для студентов. Вводный курс: Пер. с англ. -–М.–Мир. – 1989. – 656 с. /http://www.kodges.ru/25364-fiziologija-obmena-veshhestv-i-jendokrinnojj.html
Э4 Кеттайл В.М., Арки Р.А. Патофизиология эндокринной системы. – 2001. –336 с. http://www.webmedinfo.ru/patofiziologiya-endokrinnoj-sistemy-kettajl-v-m-arki-r-a.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word 2007
Microsoft Excel 2007
Microsoft PowerPoint 2007
Acrobat Reader
Opera / Google Chrome / Internet Explorer / Mozilla
6.4. Перечень информационных справочных систем
. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №138-44/15 от 19.03.2015) (http://biblioclub.ru)
2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт №208-44/15 от 05.03.2015) (http://e.lanbook.com/).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Каменский А.А. Курс видиолекций Часть I. Системы организма: центральная нервная, мышечная, эндокринная, пищеварительная. Лаборатория мультимедийных технологий Биологического факультета МГУ имени Ломоносова. Экспериментальное издание – М.: «МАСТЕР-МУЛЬТИМЕДИЯ», 2011.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины