Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Профиль | Физиология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-34-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Овчаренко Н.Д.
1.1. | ознакомить студентов с химической природой гормонов, их источниками в организме, сформировать представление об особенностях эндокринной регуляции функций человека. научить пониманию механизмов патологических нарушений в отдельных физиологических системах; сформировать представление о болезнетворных факторах внешней среды, роли наследственности и конституции в развитии патологических процессов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
СПК-7 | способностью применять теоретические знания о структурной и функциональной организации и механизмах гомеостатической регуляции организма человека в норме и патологии |
СПК-8 | способностью использовать современное оборудование и методы для выполнения научных и клинико-диагностических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о путях регуляции эндокринных органов и тканей, строении и функционировании гипоталамо-гипофизарной системы, гормональном обеспечении процесса роста, специфической и неспецифической адаптации к окружающей среде и поддержании гомеостаза. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | строение и функции эндокринных органов, физиологические эффекты отдельных гормонов, обосновать участие гормонов в процессах роста, адаптации и регуляции гомеостаза, закономерности и типы взаимодействия гормонов с рецепторами; привести примеры различных биохимических путей синтеза и активации гормонов; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | различения соматических и функциональных нарушений отдельных эндокринных функций (щитовидной железы, островкой части поджелудочной железы, коры надпочечников, гипофиза). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цели и задачи эндокринологии как науки. | ||||||
1.1. | Определение гормона. Краткая история изучения гормонов. | Лекции | 8 | 4 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Химическая природа гормонов. | Лабораторные | 8 | 6 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Основные гормоны, их источники и действие.Методы исследования гормонов. Основные свойства гормонов. | Сам. работа | 8 | 6 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Основные свойства гормонов. | ||||||
2.1. | Химическая природа гормонов. Биосинтез, секреция, действие на рецепторы, инактивация и экскреция гормонов. | Лекции | 8 | 4 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Гормоны и старение. | Лабораторные | 8 | 6 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Связь между химической природой и активностью гормонов. Динамика гормонов в средах организма: биологические барьеры. | Сам. работа | 8 | 8 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Гормоны и старение. | ||||||
3.1. | Гормоны как регулируемые и регулирующие параметры. | Лекции | 8 | 4 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Типы взаимодействий гормонов с рецепторами. | Лабораторные | 8 | 6 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Сравнение нервной и эндокринной регуляции. | Сам. работа | 8 | 8 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. Взаимоотношения между нервной и эндокринной системами. | ||||||
4.1. | Морфофункциональные основы взаимодействия нервной и эндокринной систем. Нейроэндокринная субстанция. | Лекции | 8 | 4 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Гормоны и иммунитет. | Лабораторные | 8 | 6 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Анатомическая характеристика- гипоталамо-гипофизарной системы. Регуляция секреции гипофизарных гормонов. | Сам. работа | 8 | 8 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 5. Гомоны и адаптация | ||||||
5.1. | Гомоны нейрогопофиза, межуточной доли. | Лекции | 8 | 4 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Гормоны аденогипофиза, эпифиза. | Сам. работа | 8 | 7 | СПК-7, СПК-8 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Определение понятия «гормон» 2. Функции гормонов в организме. 3. Химическая природа гормонов. 4. Простагландины. 5. Источники гормонов в организме. 6. Типы взаимодействий гормонов с рецепторами. 7. Биологические барьеры. 8. Взаимоотношения между нервной и эндокринной системами. 9. Нейроэндокринная субстанция. 10. Регуляция секреции гипофизарных гормонов. 11. Гормоны нейрогипофиза. 12. Гормоны аденогипофиза. 13. Гормоны межуточной доли гипофиза. 14. Эпифиз. 15. Гормоны щитовидной железы. Нарушения функций щитовидной железы. 16. Паращитовидные железы. 17. Гормоны островковой части поджелудочной железы. Диабет. 18. Гормоны надпочечников. 19. Гормоны и адаптация. 20. Гормоны мужчин и женщин. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Романовский В.Е. | Эндокринология для всех: Диабет. Щитовидная железа. Ожирение: | Ростов н/Д: Феникс, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шмидта Р., Тевса Г. | Физиология человека: учебник | М. : Мир, 1985 | |
Л2.2 | Држевецкая И.А. | Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы: учеб. пособие | М. : Высш. шк., 1994 | 2 |
Л2.3 | Агаджаняна Н.А., Циркина В.И. | Физиология человека: учебник | М. : Медицинская книга, 2001 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Дроздов А.А., Дроздова М.В. Эндокринология. М.: ЭКСМО, 2008. – 160 с. http ://www.twirpx.com. | |||
Э2 | Лавин Н. Эндокринология._ Из-во «Практика» – 1999. ISBN: 5-89816-017-5 Формат: DJVU /http://smart-torrent.org/obshchaya/lavin-endokrinologiya-t9425.html; ( http://nnm-club.ru/forum/viewtopic.php?t=426789). | |||
Э3 | Теппермен Дж., Теппермен Х. Физиология обмена веществ и эндокринной. Учебник для студентов. Вводный курс: Пер. с англ. -–М.–Мир. – 1989. – 656 с. /http://www.kodges.ru/25364-fiziologija-obmena-veshhestv-i-jendokrinnojj.html | |||
Э4 | Кеттайл В.М., Арки Р.А. Патофизиология эндокринной системы. – 2001. –336 с. http://www.webmedinfo.ru/patofiziologiya-endokrinnoj-sistemy-kettajl-v-m-arki-r-a.html | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Word 2007 Microsoft Excel 2007 Microsoft PowerPoint 2007 Acrobat Reader Opera / Google Chrome / Internet Explorer / Mozilla | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» (Контракт №138-44/15 от 19.03.2015) (http://biblioclub.ru) 2. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Контракт №208-44/15 от 05.03.2015) (http://e.lanbook.com/). 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (Свидетельство о государственной регистрации базы данных №2014620457 от 20.03.2014) (http://elibrary.asu.ru/) |
Каменский А.А. Курс видиолекций Часть I. Системы организма: центральная нервная, мышечная, эндокринная, пищеварительная. Лаборатория мультимедийных технологий Биологического факультета МГУ имени Ломоносова. Экспериментальное издание – М.: «МАСТЕР-МУЛЬТИМЕДИЯ», 2011. |