МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Институциональная экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 23,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент С.П. Воробьев

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Г.А. Булатова

Рабочая программа дисциплины
Институциональная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проф. А.Я. Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой д.с.н., проф. А.Я. Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Институциональная экономика» являются:
- формирование у обучающихся представлений о методологических и теоретических основах институциональной экономики, усвоения ее понятийного аппарата;
- умения применять полученные знания для анализа актуальных проблем различных типов экономических организаций;
- понимания роли и значения институтов, причин, механизмов и необходимости институциональных изменений в рыночной экономике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и теоретические основы институционального подхода к изучении) хозяйственных явлений; особенности и отличительные признаки институциональной школы в экономической науке; методологические принципы контрактного подхода к изучению экономических институтов; понятийный и категориальный аппарат теории трансакционных издержек
3.2.Уметь:
3.2.1.обобщать и систематизировать модели институционального поведения экономических субъектов; идентифицировать и классифицировав основные подходы к исследованию институтов: игровой, трансакционный, контрактный; анализировать и интерпретировать институциональные факторы принятия хозяйственных решений; разрабатывать и исследовать игровые модели социальных взаимодействий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.качественными и количественными методами исследования институциональных факторов экономического развития; современными инструментами анализа игрового поведения субъектов хозяйствования; спецификой методов интеграции институциональных факторов в модели равновесия неоклассического типа; навыками системного анализа проблемы трансакционных издержек

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение. Предмет и метод
1.1. Введение в курс институциональной экономики Лекции 4 4 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Основные причины возникновения институциональной теории. Предшественники новой теории Практические 4 6 ОК-3 Л2.1, Л1.2
1.3. Исторические и научные предпосылки институционального исследования хозяйственной жизни. Экономическая власть и ее юридические формы Сам. работа 4 2 ОК-3 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
1.4. Методология и предмет институциональной экономики Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1
1.5. Два направления институциональных исследований. Определения института, его функции и значение Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Этапы развития институциональной теории Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2
1.7. Методология институционального исследования Сам. работа 4 3 ОК-3 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.8. Традиционный институализм и традиционная неокласика Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.5, Л1.1
1.9. Экономическое поведение как принятие решений Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.10. Формальные и неформальные правила, их значения Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
1.11. Институцональная среда Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Проблемы развития институтов
2.1. Норма как базовый элемент институтов Лекции 4 8 ОК-3 Л1.3, Л2.1
2.2. Норма как базовый элемент институтов Практические 4 8 ОК-3 Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1
2.3. Норма как понятие, экономический и социологический подходы к определению природы нормы. Типы соглашений. Определение, структура и типы соглашений Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л2.5
2.4. Трансакции и трансакционные издержки Сам. работа 4 4 ОК-3 Л1.3, Л2.1
2.5. Трансакции, содержание и виды трансакций Сам. работа 4 4 ОК-3 Л1.3, Л2.1
2.6. Понятие и значение трансакций. Торговая трансакция, трансакции управления и рационирования Сам. работа 4 2 ОК-3 Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Трансакционные издержки как понятие, виды трансакционных издержек, их количественная оценка Сам. работа 4 4 ОК-3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.5
2.8. Трансакционные издержки как объект исследования в разделах экономической теории. Классификация трансакционных издержек. Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1
2.9. Издержки измерения трансакционных издержек и издержки заключения контракта. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.10. Издержки оппортунистического поведения, их два типа Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Прикладные аспекты теории
3.1. Теория контрактов Лекции 4 8 ОК-3 Л1.3, Л2.1
3.2. Понятия, типы и структура контрактов Практические 4 8 ОК-3 Л1.3, Л2.1
3.3. Понятие контракта, его содержание, классический, неоклассической и имплицитный типы контрактов Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Конституция командной и рыночной экономики, понятия и система норм. Сам. работа 4 5 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.5
3.5. Государство и домашнее хозяйство как организационно-экономические структуры Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1
3.6. Понятие организации, факторы, определяющие оптимальный размер организации Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1
3.7. Понятие государства, его функции и типы Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1
3.8. Понятие организации. Государство как организация и его типы. Сам. работа 4 2 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.9. Внелегальная экономика, элементы цены внелегальности и содержание элементов внелегальной экономки. Сам. работа 4 6 ОК-3 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.10. Домашнее хозяйство как организация, его функции и типы домашних хозяйств Сам. работа 4 4 ОК-3 Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС находится в приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Н. Лебедева, И.П. Николаева Институциональная экономика : ЭБС «Университетская библиотека on-line» М.: Дашков и Ко, 2014
Л1.2 Под ред. Н.В. Манохиной Институциональная экономика : учебник М.: Инфра-М, 2013
Л1.3 В. М. Васильцова, С. А. Тертышный Институциональная экономика: учеб. пособие СПб.: Питер, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мамаева Л.Н. Институциональная экономика: курс лекций Дашков и К, 2009
Л2.2 В. М. Васильцова, С. А. Тертышный Институциональная экономика: учеб. пособие СПб.: Питер, 2012
Л2.3 Казаченко Л.Д. Институциональная экономика: Учебное пособие ЗабГУ, 2012
Л2.4 Львов Д.С. Институциональная экономика: учебное пособие Инфра-М, 2010
Л2.5 Л.В. Земцова Институциональная экономика: ЭБС «Университетская библиотека on-line» М.: Эль Контент, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство экономического развития www.economy.gov.ru
Э2 Российская государственная библиотека www.rsl.ru.
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э5 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office: Word, Excell, Power Point
6.4. Перечень информационных справочных систем
- ЭБС
-Консультант+
-Гарант

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно-оборудованные лекционные аудитории

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информационном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к практическим занятиям

Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия.
Практические занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.
Планы практических занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана занятия. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к практическому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.
Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.
Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе.
Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов.
Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.
Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
Ввиду трудоемкости подготовки к занятию преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме занятия, тщательно продумать свое устное выступление.
На занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д.
Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом.
В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит его итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.