Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Международная экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_МЭ-2-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 23,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой д.с.н., проф. А.Я. Троцковский
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Институциональная экономика» являются: - формирование у обучающихся представлений о методологических и теоретических основах институциональной экономики, усвоения ее понятийного аппарата; - умения применять полученные знания для анализа актуальных проблем различных типов экономических организаций; - понимания роли и значения институтов, причин, механизмов и необходимости институциональных изменений в рыночной экономике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы и теоретические основы институционального подхода к изучении) хозяйственных явлений; особенности и отличительные признаки институциональной школы в экономической науке; методологические принципы контрактного подхода к изучению экономических институтов; понятийный и категориальный аппарат теории трансакционных издержек |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | обобщать и систематизировать модели институционального поведения экономических субъектов; идентифицировать и классифицировав основные подходы к исследованию институтов: игровой, трансакционный, контрактный; анализировать и интерпретировать институциональные факторы принятия хозяйственных решений; разрабатывать и исследовать игровые модели социальных взаимодействий |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | качественными и количественными методами исследования институциональных факторов экономического развития; современными инструментами анализа игрового поведения субъектов хозяйствования; спецификой методов интеграции институциональных факторов в модели равновесия неоклассического типа; навыками системного анализа проблемы трансакционных издержек |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение. Предмет и метод | ||||||
1.1. | Введение в курс институциональной экономики | Лекции | 4 | 4 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Основные причины возникновения институциональной теории. Предшественники новой теории | Практические | 4 | 6 | ОК-3 | Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Исторические и научные предпосылки институционального исследования хозяйственной жизни. Экономическая власть и ее юридические формы | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5 |
1.4. | Методология и предмет институциональной экономики | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
1.5. | Два направления институциональных исследований. Определения института, его функции и значение | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Этапы развития институциональной теории | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Методология институционального исследования | Сам. работа | 4 | 3 | ОК-3 | Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Традиционный институализм и традиционная неокласика | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.5, Л1.1 |
1.9. | Экономическое поведение как принятие решений | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Формальные и неформальные правила, их значения | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Институцональная среда | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Проблемы развития институтов | ||||||
2.1. | Норма как базовый элемент институтов | Лекции | 4 | 8 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
2.2. | Норма как базовый элемент институтов | Практические | 4 | 8 | ОК-3 | Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Норма как понятие, экономический и социологический подходы к определению природы нормы. Типы соглашений. Определение, структура и типы соглашений | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л2.5 |
2.4. | Трансакции и трансакционные издержки | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
2.5. | Трансакции, содержание и виды трансакций | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
2.6. | Понятие и значение трансакций. Торговая трансакция, трансакции управления и рационирования | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Трансакционные издержки как понятие, виды трансакционных издержек, их количественная оценка | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-3 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.5 |
2.8. | Трансакционные издержки как объект исследования в разделах экономической теории. Классификация трансакционных издержек. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
2.9. | Издержки измерения трансакционных издержек и издержки заключения контракта. Издержки спецификации и защиты прав собственности. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Издержки оппортунистического поведения, их два типа | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Прикладные аспекты теории | ||||||
3.1. | Теория контрактов | Лекции | 4 | 8 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
3.2. | Понятия, типы и структура контрактов | Практические | 4 | 8 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
3.3. | Понятие контракта, его содержание, классический, неоклассической и имплицитный типы контрактов | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Конституция командной и рыночной экономики, понятия и система норм. | Сам. работа | 4 | 5 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л2.5 |
3.5. | Государство и домашнее хозяйство как организационно-экономические структуры | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
3.6. | Понятие организации, факторы, определяющие оптимальный размер организации | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
3.7. | Понятие государства, его функции и типы | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
3.8. | Понятие организации. Государство как организация и его типы. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
3.9. | Внелегальная экономика, элементы цены внелегальности и содержание элементов внелегальной экономки. | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1, Л1.2 |
3.10. | Домашнее хозяйство как организация, его функции и типы домашних хозяйств | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-3 | Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ФОС находится в приложении. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Н.Н. Лебедева, И.П. Николаева | Институциональная экономика : ЭБС «Университетская библиотека on-line» | М.: Дашков и Ко, 2014 | |
Л1.2 | Под ред. Н.В. Манохиной | Институциональная экономика : учебник | М.: Инфра-М, 2013 | |
Л1.3 | В. М. Васильцова, С. А. Тертышный | Институциональная экономика: учеб. пособие | СПб.: Питер, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мамаева Л.Н. | Институциональная экономика: курс лекций | Дашков и К, 2009 | |
Л2.2 | В. М. Васильцова, С. А. Тертышный | Институциональная экономика: учеб. пособие | СПб.: Питер, 2012 | |
Л2.3 | Казаченко Л.Д. | Институциональная экономика: Учебное пособие | ЗабГУ, 2012 | |
Л2.4 | Львов Д.С. | Институциональная экономика: учебное пособие | Инфра-М, 2010 | |
Л2.5 | Л.В. Земцова | Институциональная экономика: ЭБС «Университетская библиотека on-line» | М.: Эль Контент, 2012 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство экономического развития | www.economy.gov.ru | ||
Э2 | Российская государственная библиотека | www.rsl.ru. | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" | portal.edu.asu.ru | ||
Э5 | Электронно-библиотечная система издательства "Лань" | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office: Word, Excell, Power Point | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
- ЭБС -Консультант+ -Гарант |
Стандартно-оборудованные лекционные аудитории |
Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информационном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к практическим занятиям Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. Практические занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. Планы практических занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине. Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана занятия. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном. Начиная подготовку к практическому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения публичного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования у студентов. Преподаватель может рекомендовать студентам следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Ввиду трудоемкости подготовки к занятию преподавателю следует предложить студентам алгоритм действий, рекомендовать еще раз внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме занятия, тщательно продумать свое устное выступление. На занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т. д. Вокруг такого выступления могут разгореться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. Преподавателю необходимо внимательно и критически слушать, подмечать особенное в суждениях студентов, улавливать недостатки и ошибки, корректировать их знания, и, если нужно, выступить в роли рефери. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную выступающим студентом. В заключение преподаватель, как руководитель занятия, подводит его итоги. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. |