МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биофизика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Требухов А.В.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Биофизика

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.62 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширить кругозор студентов и углубить их значения по смежным биологическим дисциплинам: физиологии, биохимии, микробиологии, биотехнологии и др.
уметь анализировать биологические явления с использованием знаний приобретенных при изучении курса "Биофизика";
уметь применять на практике при выполнении курсовой, дипломной и другой научной работы знания, приобретенные при изучении кинетики, механизмов транспортных процессов;
уметь практически относиться к публикациям в прессе по вопросам биологического действия радиации и выработать собственное мнение по проблемам развития энергетики;
уметь применять знания, полученные на практических занятиях с использованием различных оптических приборов, на практике в дальнейшей научной работе и в лабораториях различного профиля деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- физические принципы строения и биофизические основы функционирования клеточных структур;
- механизмы транспорта веществ; механизмы генерации биопотенциалов;
- молекулярные механизмы транспорта веществ, дыхания, обмена веществ и энергии; ионные механизмы генерации биопотенциалов; физические основы дыхания, кровообращения, пищеварения и выделения;
- методы естественнонаучных наук, необходимые для решения различных задач в профессиональной и социальной деятельности ;
- способы работы с информацией, возможные пути ее получения, правила оформления научных статей, отчетов, патентов;
- современные методы оформления научных результатов с применением математической статистики.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять различные физические законы для описания происходящих в биологических системах процессов;
- использовать принципы клеточной организации для объяснения механизмов жизнедеятельности;
- применять законы механики, оптики, акустики, термодинамики, гидродинамики для описания происходящих в биологических системах процессов;
- применять освоенные биофизические методы;
- использовать современные математические методы для решения биологических задач;
- самостоятельно получать достоверную информацию из различных источников и оформлять документы, защищающие интеллектуальную собственность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- биофизической терминологией;
- опытом решения ситуационных задач, используя основные законы механики, электричества, электродинамики, физики волновых явлений;
- опытом работы на технических устройствах, применяемых для медико-биологических исследований;
- навыками работы на современных приборах;
- приемами построения простых математических моделей биологических процессов;
- современными математическими методами для решения биологических задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Биофизика как наука. Цели и задачи дисциплины. Физические и физико-химические закономерности и процессы в живых системах. Методические проблемы биофизики. Методы выделения и исследования субклеточных структур. Практикумы. Лекции 7 0 ОПК-5, ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.1
1.2. История развития биофизики как науки. Связи биофизики с другими науками и с практической деятельностью человека. Сам. работа 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Термодинамика биологических процессов
2.1. Основные понятия классической термодинамики. Первый закон термодинамики. Доказательства применимости первого закона в биологии. Закон Гесса и его использование в биологии. Формулировки и математическое выражение второго закона термодинамики. Вероятностно-статистический смысл энтропии. Уравнение Больцмана. Свободная энергия Гиббса и Гельмгольца, их использование в биологии. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.1
2.2. Термодинамика открытых систем. Поведение энтропии в открытых системах. Термодинамические условия осуществления стационарного состояния. Термодинамическое сопряжение реакций в биологических системах. Диссипативная функция и диссипативные системы. Понятие обобщенных сил и потоков. Линейные феноменологические уравнения и соотношения взаимности Онзагера. Теорема Пригожина о минимуме внутреннего производства энтропии при стационарном состоянии открытых систем. Критерий устойчивости стационорного состояния. Связь внутреннего производства энтропии с теплопродукцией. Сам. работа 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Кинетика биологических процессов
3.1. Основные понятия химической кинетики. Кинетика простейших ферментативных реакций. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Кооперативные свойства аллостерических ферментов. Уравнение Хилла. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.2. Влияние концентрации субстрата, ph и температуры на кинетику ферментативной реакции Лабораторные 7 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л1.2
3.3. Математическое моделирование и анализ биопроцессов Лабораторные 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л1.2
3.4. Кинетика последовательных реакций и принцип "узкого места" в биохимических реакциях. Особенности кинетики биохимических реакций в открытых системах. Кинетика параллельных биохимических реакций. Принцип Хиншельвуда. Циклические, аутокаталитические, цепные и автоколебательные процессы в живых системах. Влияние температуры на скорость биологических процессов. Температурный коэффициент Вант-Гоффа. Уравнение Арениуса. Определение энергии активации различных биологических процессов.Приемы изучения ферментативной активности, изотопный анализ. Сам. работа 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Молекулярная биофизика
4.1. Основные задачи молекулярной биофизики. Пространственная организация биополимеров. Типы взаимодействий в биологических макромолекулах. Характеристика сил слабого и сильного взаимодействия. Взаимодействия макромолекул с растворителем. Состояние воды и гидрофобные взаимодействия в биоструктурах. Участие гидрофобных взаимодействий в формировании пространственной структуры биологических макромолекул. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.2. Вторичная, сверхвторичные, третичная и четвертичная структуры макромолекул. Предполагаемые механизмы формирования пространственной структуры биологических макромолекул. Значение молекулярного подхода для решения прикладных задач. Сам. работа 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Квантовая биофизика
5.1. Биофизика фотобиологических процессов. Основные стадии фотобиологических процессов. Зависимость фотобиологических реакций от энергии квантов. Физические основы взаимодействия фотонов с макромолекулами. Потенции фотометрии. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2
5.2. Методы световой микроскопии. Юстировка светового микроскопа. Определение линейных размеров био-объекта. Лабораторные 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4
5.3. Пути реализации энергии возбужденного состояния: люминесценция, внутримолекулярная конверсия, фотохимические реакции, миграция энергии. Механизмы миграции энергии. Поглощение света веществом. Спектры поглощения и спектры излучения. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ПК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 6. Структура и функции биологических мембран
6.1. Культуры клеток и тканей, выделения и исследования субклеточных структур. Структура и функции биологических мембран: барьерная, транспортная, катализаторная, регуляторная. Участие первичных и вторичных мессенджеров в передаче сигнала внутрь клетки. Развитие представлений о структурной организации мембран. Различные модели строения мембран. Характеристика мембранных липидов. Основные и минорные липиды мембран. Структура фосфоглицеролипидов и сфинголипидов. /Лек/ Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.2
6.2. Определение сухой массы клеток с интерференционным микроскопом Лабораторные 7 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4
6.3. Развитие представлений о структурной организации мембран. Различные модели строения мембран. Характеристика мембранных липидов. Основные и минорные липиды мембран. Структура фосфоглицеролипидов и сфинголипидов. Мембранные стероиды. Фазовое состояние липидов мембран. Латеральная и вращательная подвижность липидов. Переходы типа флип-флоп. Влияние внешних (экологических) факторов на структурно-функциональные характеристики липидного бимолекулярного слоя мембран. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ПК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 7. Транспорт веществ через биологические мембраны
7.1. Общая характеристика процессов транспорта веществ через биомембраны. Основные понятия, терминология. Принципы регуляции метаболизма.Пассивный транспорт веществ. Простая (ограниченная) диффузия веществ. Связь проницаемости мембран с растворимостью проникших веществ в липидах. Пути проникновения различных веществ через биологические мембраны. Селективная избирательность каналов. Регуляция работы каналов. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л1.2
7.2. Определение концентрации ионов в биообъектах с помощью пламенной фотометрии Лабораторные 7 6 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
7.3. Облегченная диффузия ионов и молекул через мембрану. Концепция транспортных молекул-переносчиков. Природные и искусственные ионофоры-переносчики и каналоформеры. Сходство кинетики облегченной диффузии и ферментативного катализа. Активный транспорт веществ. Первично-активный транспорт ионов через клеточные мембраны, первые экспериментальные доказательства его существования. Типы транспортных АТФаз. Источники энергии для первично-активного транспорта. Модели первично-активного транспорта. Вторично-активный транспорт углеводов и аминокислот. Доказательства его существования. Источники энергии. Распространенность в живой природе. Эндо- и экзоцитоз - два противоположно направленных механизма транспорта крупных молекул и их комплексов с другими веществами. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ПК-2 Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 8. Биоэлектрогенез
8.1. Физико-химические основы происхождения биоэлектрических потенциалов. Доннановское равновесие и потенциал Доннана. Современные представления о происхождении потенциала покоя. Электрогенный активный транспорт ионов. Пассивная утечка ионов по электрохимическому градиенту. Уравнение Гольдмана-Ходжкина. Различия в проницаемости мембраны для отдельных ионов в состоянии покоя. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.2. Исследование потенциала покоя на растительных объектах Лабораторные 7 6 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4
8.3. Потенциал действия. Роль изменения пассивной проницаемости мембраны для ионов калия и натрия в генерации потенциала действия в нервных и мышечных волокнах. Механизмы активации и инактивации ионных каналов. Распространение возбуждения. Кабельные свойства нервных волокон. Проведение возбуждения по безмякотным и мякотным нервным волокнам. Особенности генерации потенциалов покоя и действия у растений. Сам. работа 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 9. Первичные процессы лучевого поражения
9.1. Радиобиология. Общая характеристика ионизирующих излучений. Источники ионизирующей радиации. Электромагнитные и корпускулярные излучения. Поглощение рентгеновских и гамма-излучений, нейтронов, заряженных частиц высоких энергий. Экспозиционная и поглощенная доза радиации. Относительная биологическая эффективность различных видов ионизирующей радиации. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л1.2
9.2. Зависимость поражающего действия излучений от линейных потерь энергии. Непрямое действие радиации на биологические макромолекулы в результате образования активных продуктов радиолиза воды. Первичные продукты, образующиеся при прямом действии радиации на органические молекулы. Сам. работа 7 5 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Радиационная биофизика клетки
10.1. Первичные физико-химические процессы в облученной клетке. Репродуктивная и интерфазная гибель клеток. Восстановительные процессы при лучевом поражении клеток. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.4, Л2.2, Л1.2
10.2. Факторы, модифицирующие лучевое поражение: кислородный эффект, радиопротекторы и радиосенсибилизаторы, их химическая природа и биологическое действие. Сам. работа 7 6 ОПК-5 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.1
Раздел 11. Радиационная биофизика многоклеточных организмов
11.1. Временные и дозовые эффекты действия радиации на сложные организмы. Сравнительная радиочувствительность биологических объектов и систем. Острое облучение. Синдромы острого лучевого поражения: костно-мозговой, кишечный, церебральный. Лекции 7 2 ОПК-5, ПК-2 Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л2.1
11.2. Стадии развития острой лучевой болезни. Отдаленные последствия острого лучевого поражения. Действие малых доз радиации на организм. Теоретические представления о механизмах биологического действия ионизирующей радиации. Практическое значение радиационной биофизики. Изотопный анализ. Сам. работа 7 4 ОПК-5, ПК-2 Л1.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы по курсу
1. Первый закон термодинамики и его применимость к биологическим системам.
2. Критерии определения направления самопроизвольного развития процессов.
3. Сопряжение процессов в живых системах.
4. Кинетика ферментативных реакций в биологических системах.
5. Влияние температуры на скорость реакций в живых системах.
6. Характеристика сил, определяющих пространственную структуру биологических макромолекул.
7. Механизмы и последовательность процессов формирования пространственной структуры белков.
8. Характеристика биологического действия света.
9. Биологическое действие ионизирующей радиации.
10. Радиочувствительность различных организмов и стадии развития острого лучевого поражения многоклеточных организмов.
11. Характеристика факторов, модифицирующих лучевое поражение живых объектов.
12. Общая характеристика структуры и функций биологических мембран.
13. Характеристика процессов пассивного транспорта в биологических мембранах.
14. Характеристика движущих сил первично и вторично-активного транспорта веществ в биологических системах.
15. Электродиффузионная теория происхождения биоэлектрических потенциалов покоя.
16. Происхождение потенциалов действия в клетках животных и растений, их распространение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Рефераты:
Значение законов термодинамики для понимания направленности процессов эволюции живых систем.
Свободная энергия Гиббса и Гельмгольца, их использование в биологии.
Кооперативные свойства аллостерических ферментов
Современные приемы и методы изучения активности ферментов.
Значение молекулярного подхода для решения прикладных задач в биофизике.
Физические основы взаимодействия фотонов с макромолекулами.
История развите представлений о моделях строения мембран.


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, написание реферата, составление презентаций, составление опорного конспекта, задания для собеседования, вопросы к экзамену.
Используемые формы текущего контроля: аудиторные самостоятельные и контрольные работы; устный опрос; устное сообщение; выступление с докладом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Минакова Н.Н., Устинов Г.Г. Биофизика: пособие к практ. занятиям Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007 2
Л1.2 под ред. В. Г. Артюхова Биофизика: учеб. для вузов Екатеринбург : Деловая книга, 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Устинов Г.Г., Поляков В.В. Медицинская физика: Физические процессы в организме человека: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АГУ, 2001 36
Л2.2 Антонов В.Ф. Биофизика: учеб. для вузов М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000
Л2.3 М. В. Волькенштейн Биофизика: учеб. пособие СПб.: Лань, 2008 e.lanbook.com
Л2.4 Рубин А.Б. Биофизика: учеб. пособие для вузов М.: Изд-во МГУ, М.: Наука., , 2004 1
Л2.5 Идиатулин В.С. Основные понятия физики и биофизики: учеб. пособие для вузов СПб.: Лань, 2008 1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биофизика / Под ред. Антонова В.Ф. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 288с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sci-lib.com/search.php
Э2 ЭУМКД "Биофизика" [электронный ресурс].Режим доступа http://portal.edu.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Микроскопы "Биолам", "Микромед"
Поляризационно-интерференционный микроскоп "Biolar"
Пламенный фотометр ФП-2
Иономер И-115
Оборудование: вытяжной шкаф, пламенный фотометр, центрифуги, ФЭК, рН-метр, весы технические, весы торсионные, магнитная мешалка с подогревом, термостат, сушильный шкаф, водяная баня, дистиллятор, бинокуляр, микроскопы.
Инструменты: пинцеты, шпатели, предметные и покровные стекла, спиртовки, компьютер (IBM-совместимый), программное обеспечение (математические модели численности популяция).
Посуда: капельницы, стаканы, колбы, пробирки, пипетки, чашки Петри. Реактивы и расходные материалы: уксусная кислота, соляная кислота, ацетон, этиловый спирт, едкий нарт, едкий калий, натрий хлористый, калий хлористый, иммерсионное масло.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Целью дисциплины является формирование представлений о теоретических основах и основных методах биофизики, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.
Требования к уровню освоения содержания курса:
в процессе освоения дисциплины формируются компетенции профиля «Биофизика» и компетенции ОК-18, ПК-4, ПК-5.
При изучении первого раздела студентам необходимо усвоить базовые представления об особенностях кинетики биологических процессов; особенности кинетики ферментативных реакций; фермент-субстратные комплексы, влияние различных факторов на кинетику ферментативных реакций (ингибиторы, активаторы, рН среды, ионы металлов); современная иерархия и принцип «узкого места»; колебательные процессы в биологии; пространственная организация и саморегуляция биологических систем.
При изучении второго раздела раздела студентам необходимо усвоить базовые представления Термодинамика биологических систем. Законы термодинамики, изменения энтропии в открытых системах; термодинамические условия существования и устойчивости стационарного состояния; понятие обобщенных сил и потоков; границы применимости линейной термодинамики в биологии; нелинейная термодинамика; связь энтропии и информации в биологических системах.
При изучении третьего раздела необходимо усвоить базовые понятия молекулярной биофизики - пространственное строение и функции белков, связь между структурой и функцией белков в организме; динамические свойства глобулярных белков, структура биополимеров, особенности взаимодействия белков с субстратом; биофизика нуклеиновых кислот.
При изучении третьего раздела необходимо усвоить базовые понятия биофизики фотобиологических процессов. Стадии фотобиологических процессов. Физические основы взаимодействия фотонов с макромолекулами. Понятие о спектрах поглощения и спектрах излучения биомолекул.
Четвертый раздел посвящен биофизики клетки, где студентам необходимо усвоить следующие базовые понятия и представления: современные представления о структурно-функциональной организации клеточных мембран. Механизмы транспорта веществ через биомембраны, и их характеристика. Пятый раздел – биоэлектрогенез, мхенизмах возникновения ПД и ПП, передачи возбуждения по НВ. Здесь необходимо обратить внимание на механизмы участия первичных и вторичных мессенджеров в передаче сигнала внутрь клетки.
При изучении третьего раздела необходимо усвоить основные понятия радиационной биофизики клетки. Первичные физико-химические процессы в облученной клетке. Репродуктивная и интерфазная гибель клеток. Восстановительные процессы при лучевом поражении клеток. Факторы, модифицирующие лучевое поражение: кислородный эффект, радиопротекторы и радиосенсибилизаторы, их химическая природа и биологическое действие.

В преподавании курса «Общая и медицинская биофизика» используются следующие инновации, ориентированные на развитие у студентов мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, творческой инициативности:
1. компьютерная презентация лекций;
2. тестовый самоконтроль знаний студентов в компьютерных классах;
3. самостоятельная работа студентов на занятиях, а также работа в парах и группах;
3. научно-исследовательская работа студентов;
4. совместное решение естественнонаучных задач, дискуссии, мини-конференции;
5. мультимедийные учебные пособия;
6. индивидуальная работа студентов по написанию рефератов;
7. метод вопросов и ответов;
8. использование критериев бально-рейтинговой системы по принципу накопительной системы баллов в оценки знаний студентов.