МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Паразитология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Паразитология

разработана в соответствии с ФГОС:

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.06.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Паразитология» является формирование знаний о различных видах животных-паразитах, их морфофизиологических особенностях, значении в природе и в жизни человека.
раскрыть понятие паразитизма, ознакомить студентов биологов с современными представлениями о паразитизме как экологическом явлении, его месте среди других типов отношений, о эволюционных и экологических аспектах адаптации животных к
паразитическому образу жизни, а также о закономерностях распространения паразитов в растительном и животном мире; указать методы борьбы и избавления человеческого общества, животных и растений от паразитарных заболеваний.
Программа дисциплины «Общая паразитология» ориентирована на изучение общетеоретических и региональных особенностей паразитов животных и растений. Ключевым элементом является рассмотрение существующих региональных проблем в распространении природно-очаговых и трансмиссивных заболеваний животных и человека.Основное внимание уделяется экологической природе формирования видового разнообразия паразитов и роли деятельности человека в распространении паразитов и создании условий вспышек эпизоотии.
Задачи дисциплины:
1. определение вида паразита, подлежащего изучению (связь с систематикой);
2. изучение морфологии паразита (анатомия);
3. исследование жизненного цикла, размножения и других особенностей жизни паразитов,находящихся в разной степени зависимости от своих хозяев как промежуточных, так и главных (ихтиология, энтомология, герпетология и другие зоологические специальности);
4. определение характера влияния внешней среды на паразита (физиология, патология);

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

СПК-5 способностью применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Отличительные особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Методы сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных.
3.2.Уметь:
3.2.1.Выделить особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Определить особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Выбрать соответствующие методы сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Методами определения видовой принадлежности по морфофизиологическим признакам паразитических животных;
Методами сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных;
Методами статистической обработки полученных результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая паразитология
1.1. Введение. Предмет, цели и задачи спецкурса. Паразитология как экологическая наука. Лекции 5 4 СПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. История развития паразитологии как науки. Вклад отечественных ученых в ее развитие. Лабораторные 5 2 СПК-5
1.3. Биография ведущих ученых, внесших вклад в развитие паразитологии. Сам. работа 5 6 СПК-5
1.4. Паразитизм, его распространение и происхождение. Разнообразные формы взаимоотношений организмов. Явление симбиоза и его виды. Различные формы связи паразита и хозяина. Разнообразие критериев, используемых для классификации паразитов. Классификация паразитов и паразитизма. Пространственное отношение паразитов к хозяевам. Экологическая концепция паразитизма. Лекции 5 6 СПК-5 Л2.2, Л1.2
1.5. Основы классификации паразитов и паразитизма. Лабораторные 5 8 СПК-5
1.6. Теории происхождения паразитизма. Явление симбиоза. Сам. работа 5 10 СПК-5
1.7. Адаптации паразитов к образу жизни. Лекции 5 4 СПК-5 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.8. Общие и специфические механизмы адаптации паразитов. Лабораторные 5 4 СПК-5
1.9. Трансмисссивные заболевания. Природно-очаговыых заболевания и их профилактика. Сам. работа 5 6 СПК-5
1.10. Разнообразие жизненных циклов паразитических представителей Лекции 5 6 СПК-5
1.11. Жизненные циклы паразитов из разных систематических групп Лабораторные 5 10 СПК-5
1.12. Жизненные циклы паразитов из разных систематических групп. Сам. работа 5 15 СПК-5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы по курсу.
1. Понятие паразитизма. Паразитология как наука. Ее разделы.
2. Происхождение паразитизма. Типы биотических отношений. Отличия паразитизма от других форм отношений.
3. Причины, движущие силы, направления эволюции паразитов и их хозяев.
4. Виды паразитов.
5. Классификация хозяев.
6. Взаимодействие паразитов и хозяев.
7. Экологическая концепция паразитизма.
8. Характеристика морфофизиологических адаптаций паразитов.
9. Характеристика биологических адаптаций паразитов.
10. Учение о природной очаговости заболеваний.
11. Адаптации простейших к паразитическому образу жизни. Классификация паразитических простейших.
12. Характеристика дизентерийной амебы: строение, жизнедеятельность, цикл развития, способы заражения, диагностика меры профилактики.
13. Характеристика кинетопластид: виды, строение, жизнедеятельность, цикл развития, способы заражения, диагностика, меры профилактики.
14. Характеристика паразитических инфузорий: виды, строение, жизнедеятельность, цикл развития, способы заражения, диагностика, меры профилактики.
15. Характеристика споровиков: представители, строение, жизнедеятельность, развитие, значение, диагностика, меры профилактики.
16. Особенности строения сосальщиков (разных поколений и личиночных форм) в связи с паразитическим образом жизни.
17. Характеристика сосальщиков, характерных для Алтайского края: особенности строения, циклы развития, способы размножения, меры профилактики.
18. Особенности строения марит и личиночных стадий цестод в связи с паразитическим образом жизни.
19. Отличия жизненных циклов цепней и лентецов.
20. Характеристика цепей, характерных для Алтайского края: особенности строения, жизненные циклы, меры профилактики.
21. Характеристика лентецов, характерных для Алтайского края: особенности строения, жизненные циклы, меры профилактики.
22. Паразитических нематод: виды, морфофизиологические особенности, циклы развития, значение, диагностика, меры профилактики.
23. Характеристика нематод, характерных для Алтайского края: особенности строения, жизненные циклы, меры профилактики.
24. Характеристика зудневых клещей: особенности строения, цикл развития, значение, меры профилактики.
25. Характеристика накожных клещей: особенности строения, цикл развития, значение, способы диагностики, меры профилактики.
26. Характеристика иксодовых клещей: особенности строения, цикл развития, значение, меры профилактики.
27. Характеристика железничных клещей: особенности строения, цикл развития, значение, меры профилактики.
28. Характеристика паразитических паразитических клопов: особенности строения, цикл развития, значение.
29. Характеристика блох, вшей, пухоедов: особенности строения, цикл развития, значение.
30. Характеристика кровососущих двукрылых (комаров, мошек, кровососок, слепней, мокрецов): особенности строения, развитие, значение.
31. Характеристика зоофильных мух (настоящих, мясных, серых мясных): строение, развитие, значение.
32. Характеристика оводов (подкожных, желудочных, носоглоточных).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1. Распространение паразитизма в животном и растительном мире.
2. Происхождение форм паразитизма. Понятие экто-, эндо- и кровепаразитизма
3. Популяционная биология паразитов, распределение, динамика численности, особенности
размножения и длительность жизни.
4. Приспособления к паразитизму, морфологические и физиологические адаптации
паразитов к образу жизни.
5. Паразитофауна и окружающая среда, зависимость видового разнообразия паразитов от
вида хозяина, разнообразия сообщества, образа жизни и миграций хозяев.
6. Человек, проблемы урбанизации и место паразитов в этих изменяющихся условиях.
7. Распространение паразитизма в животном и растительном мире. Древность паразитизма и
условия его возникновения.
8. Паразитические простейшие, видовое и морфологическое разнообразие.
9. Происхождение форм паразитизма. Понятие экто-, эндо- и кровепаразитизма.
10. Стратегия жизненных циклов паразитов.
11. Популяционная биология паразитов, распределение, динамика численности, особенности
размножения и длительность жизни.
12. Специфичность паразитов при заражении хозяев Узкая и широкая специфичность
(полигостальность).
13. Паразитологический контроль, опасные инфекции для человека, природно-очаговых
заболеваний.
14. Приспособления к паразитизму, морфологические и физиологические адаптации
паразитов к образу жизни.
15. Биоценотические и экосистемные аспекты паразитизма.
16. Паразитофауна и окружающая среда, зависимость видового разнообразия паразитов от
вида хозяина, разнообразия сообщества, образа жизни и миграций хозяев.
17. Человек, проблемы урбанизации и место паразитов в этих изменяющихся условиях.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Алтайский государственный университет»
Кафедра зоологии и физиологии









ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по дисциплине (модулю)

Паразитология
(наименование дисциплины/модуля)

06.03.01 «Биология»
(код и наименование направления)

Зоология
(профиль/специализация)







Разработчики:

Овчаренко Н.Д. д.б.н., профессор, Кучина Е.А. ст. преп.
_____________________________________
____________/ ФИО /
подпись


Барнаул 2017


Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в 2016- 20117 учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав. кафедрой Овчаренко Н.Д.
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность



Визирование ФОС для исполнения в очередном учебном году


Фонд оценочных средств пересмотрен, обсужден и одобрен для исполнения
в _______-_______ учебном году на заседании кафедры __________________

Внесены следующие изменения и дополнения: Протокол от___________ №____
Зав.кафедрой ________________________
фио, должность






1. Перечень компетенций, с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
Перечень формируемых компетенций:
Компетенции/контролируемые этапы Показатели Наименование оценочного средства
Начальный этап формирования компетенции (ий) осуществляется в период освоения учебной дисциплины и характеризуется освоением учебного материала
СПК-5: способностью применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач Знает: Особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных
Умеет: Выделить особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных
Владеет: Методами определения видовой принадлежности по морфофизиологическим признакам паразитических животных Индивидуальные задания
Базовый этап формирования компетенции (ий) (формируется по окончании изучения дисциплины (модуля))
СПК-5: способностью применять базовые теоретические знания о разнообразии, идентификации и классификации зоологических объектов для решения профессиональных задач Знает: Отличительные особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных, методы сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных
Умеет: Определить особенности морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных, методы сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных
Владеет: Методами сравнительного анализа при изучении морфофизиологии и развития представителей отдельных систематических групп паразитических животных, методами статистической обработки полученных результатов Вопросы к экзамену
Заключительный этап формирования компетенций направлен на закрепление определенных компетенций в период прохождения практик, НИР, ГИА

2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Количество таблиц с критериями оценивания зависит от количества используемых оценочных средств (типовых контрольных заданий) и определяется преподавателем самостоятельно.

Сопоставление шкал оценивания
4-балльная шкала
(уровень освоения) Отлично
(повышенный уровень) Хорошо
(базовый уровень) Удовлетворительно
(пороговый уровень) Неудовлетворительно
(уровень не сформирован)
100-балльная шкала 85-100 70-84 50-69 0-49
Бинарная шкала Зачтено Не зачтено

Оценивание выполнения индивидуальных заданий

4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота выполнения практического задания;
2. Своевременность выполнения задания;
3. Последовательность и рациональность выполнения задания;
4. Самостоятельность решения;
5. и т.д. Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) Студентом задание не решено.

Оценивание ответа на экзамене
4-балльная шкала
(уровень освоения) Показатели Критерии
Отлично
(повышенный уровень) 1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Полнота и правильность решения практического задания;
3. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
4. Самостоятельность ответа;
5. Культура речи;
6. и т.д. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо
(базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно
(пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетвори-тельно
(уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Преподаватель самостоятельно определяет перечень типовых контрольных заданий, включает типовые контрольные задания в фонд оценочных средств, размещаемый в ЭИОС АлтГУ, ознакомляет обучающихся с ним вначале изучения учебной дисциплины.

Индивидуальные задания
Перечень заданий /вопросов
1. Подготовить презентацию по предложенной теме:
- История развития паразитологии в России
- Вклад отечественных паразитологов в развитие паразитологии: Догеля, Скрябина, Павловского и др.
- Классификация паразитизма и паразитов
- Происхождение паразитизма
- Особенности биологии (строение, размножение, цикл развития отдельных видов паразитических животных) простейших, плоских червей, круглых червей, скребней, паразитических членистоногих, паразитических моллюсков.


ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень заданий /вопросов
1. Понятие паразитизма. Паразитология как наука. Ее разделы.
2. Происхождение паразитизма. Типы биотических отношений. Отличия паразитизма от других форм отношений.
3. Причины, движущие силы, направления эволюции паразитов и их хозяев.
4. Виды паразитов.
5. Классификация хозяев.
6. Взаимодействие паразитов и хозяев.
7. Экологическая концепция паразитизма.
8. Характеристика морфофизиологических адаптаций паразитов.
9. Характеристика биологических адаптаций паразитов.
10. Учение о природной очаговости заболеваний.
11. Адаптации простейших к паразитическому образу жизни. Классификация паразитических простейших.
12. Характеристика дизентерийной амебы: строение, жизнедеятельность, цикл развития, способы заражения, диагностика меры профилактики.
13. Характеристика кинетопластид: виды, строение, жизнедеятельность, цикл развития, способы заражения, диагностика, меры профилактики.
14. Характеристика паразитических инфузорий: виды, строение, жизнедеятельность, цикл развития, способы заражения, диагностика, меры профилактики.
15. Характеристика споровиков: представители, строение, жизнедеятельность, развитие, значение, диагностика, меры профилактики.
16. Особенности строения сосальщиков (разных поколений и личиночных форм) в связи с паразитическим образом жизни.
17. Характеристика сосальщиков, характерных для Алтайского края: особенности строения, циклы развития, способы размножения, меры профилактики.
18. Особенности строения марит и личиночных стадий цестод в связи с паразитическим образом жизни.
19. Отличия жизненных циклов цепней и лентецов.
20. Характеристика цепей, характерных для Алтайского края: особенности строения, жизненные циклы, меры профилактики.
21. Характеристика лентецов, характерных для Алтайского края: особенности строения, жизненные циклы, меры профилактики.
22. Паразитических нематод: виды, морфофизиологические особенности, циклы развития, значение, диагностика, меры профилактики.
23. Характеристика нематод, характерных для Алтайского края: особенности строения, жизненные циклы, меры профилактики.
24. Характеристика зудневых клещей: особенности строения, цикл развития, значение, меры профилактики.
25. Характеристика накожных клещей: особенности строения, цикл развития, значение, способы диагностики, меры профилактики.
26. Характеристика иксодовых клещей: особенности строения, цикл развития, значение, меры профилактики.
27. Характеристика железничных клещей: особенности строения, цикл развития, значение, меры профилактики.
28. Характеристика паразитических паразитических клопов: особенности строения, цикл развития, значение.
29. Характеристика блох, вшей, пухоедов: особенности строения, цикл развития, значение.
30. Характеристика кровососущих двукрылых (комаров, мошек, кровососок, слепней, мокрецов): особенности строения, развитие, значение.
31. Характеристика зоофильных мух (настоящих, мясных, серых мясных): строение, развитие, значение.
32. Характеристика оводов (подкожных, желудочных, носоглоточных).


4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

Курс представляет собой использование новых образовательных технологий, таких, как: элементы модульно-рейтинговой системы. Модульно-рейтинговая система предполагает, что студент для получения положительной оценки по данной дисциплине (зачет) должен набрать от 60 до 100 баллов. Студент, набравший менее 50 баллов, получает неудовлетворительную оценку.
Баллы присуждаются по результатам работы на семинарских занятиях (до 5 баллов за каждое занятие), по итогам промежуточных аттестаций (до 5 балов за каждую), за написание реферата по курсу (до 10 баллов), за участие в групповой научно-исследовательской работе по одному из разделов (доклад, до 10 баллов), за выполнение индивидуальных практических заданий составление презентаций по методам исследования и по этническим особенностям (от 5-15) за посещение в ходе изучения дисциплины (от 0 до 5 баллов). Ответ на зачете дает студенту от 0 до 40 баллов.
Оценивание выполненных заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик этнопсихологического исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников (1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.

Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине.
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям
следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы.
Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса.
Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности, изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1. полнота раскрытия темы;
2. глубина и полнота анализа литературы;
3. наличие анализа, собственной авторской позиции;
4. использование современных литературных источников по проблеме;
5. структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6. ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников (1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший
основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Овчаренко Н. Д., Кучина Е.А. Паразитология: учебное пособие АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Овчаренко Н.Д., Кучина Е.А., Кудряшова И.В., Черевко Л.С. Практикум по зоологии беспозвоночных : учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/1040/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гинецинская И.А., Добровольский А.А. Частная паразитология. В 2-х томах. Т.1. Паразитические простейшие и плоские черви. Том 2. Паразитические черви, моллюски и членистоногие.: М.: Высш. шк., 1978
Л2.2 Догель. В.А. 1. Курс общей паразитологии: Л.:Госучпедиздат РСФСР, 1947.
Л2.3 Догель В.А. Зоология беспозвоночных : М.: Высш. школа, 2015
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение:
1. MS Windows;
2. Офисный пакет LibreOffice;
3. Web-браузер.
4. Power Point
5. Exel
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.razym.ru/category/paraziti/
http://6years.net/?do=static&page=Infekcionnye_bolezni_Parazitologija&news_page=3
http://www.medbook.net.ru/21.shtml
http://entomology.ru/main_menu/shop/parasitology/2003_par.htm
http://biology.krc.karelia.ru/parazit/useful.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Микроскопы
2. Бинокулярные лупы
3. комплекты микропрепаратов и фиксированных по разным группам паразитов.
4. наглядные пособия (таблицы, схемы)
5. учебно-методическая документация
6. Компьютерные презентации
7. Видеофильмы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Паразитология» является формирование знаний о различных видах животных-паразитах, их морфофизиологических особенностях, значении в природе и в жизни человека.
Задачи:
1. сформировать представление о происхождении паразитизма и понятие о паразитах как обязательных компонентах экосистем, выполняющих в них регулирующую функцию;
2. познакомить со спецификой строения и жизненных циклов паразитов, взаимоотношений паразита и хозяина;
3. познакомить с наиболее широко распространенными заболеваниями человека, животных и птиц и методами профилактики и борьбы с ними.
«Паразитология» является важным звеном в зоологической подготовке студентов-биологов в силу ее экологической и эволюционной направленности. Так как все животные паразиты являются беспозвоночными животными с некоторыми аспектами частной паразитологии студенты познакомились при изучении курса «Зоология беспозвоночных». Данный курс состоит из двух разделов. В разделе «Общая паразитология» рассматриваются основные теоретические вопросы паразитологии, в том числе происхождение паразитизма, паразитизм как экологическое явление, адаптации паразитов к условиям существования, защитные механизмы хозяина, совместная эволюция паразитов и их хозяев. А из частных вопросов внимание уделяется медицинской протозоологии, гельминтологии, медицинской арахнологии и энтомологии. Таким образом в паразитологии как науке смыкаются экологические, зоологические и медицинские элементы.
Компетентностный подход при изучении дисциплины «Паразитология» позволяет использовать следующие образовательные технологии: метод развивающейся кооперации, проектный метод, «метод Дельфи» и диспуты.
Проводятся следующие типы лекций: вводная, мотивационная; подготовительная; интегрирующая; установочная, проблемная.
Во время лабораторных занятий студенты разбирают теоретический материал, изучают особенности строения и развития, используют влажные препараты, коллекции, микропрепараты, табличный материал, что ведет к освоению основных методов работы в области профилизации (зоология, экология). В ходе проведения спецкурса используются интерактивные технологии, фронтальный опрос и индивидуальные сообщения, «метод Дельфи», диспуты, сравнительные методы анализа, составляются схемы и рисунки.
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. амостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;- выполняют задания, предусмотренные для амостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Студентам даются основные понятия: паразит, паразитизм - универсальное явление природы, паразитизм - широко распространенное явление в природе, паразитизм – одна из форм отношений между живыми организмами, паразитизм - экологическое явление. Облигатный и факультативный паразитизм. Классификация паразитов но характеру пространственных и временных отношений между паразитом и хозяином: эктопаразиты,эндопаразиты; временные, стационарные, постоянные; имагинальный и ларвальный паразитизм. Детально рассматриваются взаимодействие на организменном уровне, представление о системе паразит-хозяин. Дается представление об особенностях взаимодействия в системе паразит-хозяин на популяционном уровне. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практические занятия предполагают более углубленное знакомство с разнообразием паразитов животных и растений. Дают практические знания по биологии массовых и опасных
для человека видов паразитов.
Проведение практических занятий включает три важных этапа. Во-первых, изучение теоретического материала, связанного с выполнением конкретной лабораторной работы. Во-вторых, само выполнение работы, результаты которой проверяет преподаватель, и ее дальнейшее оформление. В-третьих, защита выполненной лабораторной работы, которая проводится в форме собеседования. Защита позволяет установить, насколько успешно студент овладел соответствующими знаниями и навыками.