МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Спецсеминар №1

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.03.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильКитай и китайский язык
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость15 ЗЕТ
Учебный план41_03_01_КиКЯ-1234-2017
Часов по учебному плану 540
в том числе:
аудиторные занятия 118
самостоятельная работа 422
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 3, 4, 5, 6, 7
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) Итого
Недель 16 21 16 18 16 22 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 18 18 16 16 118 118
Сам. работа 20 20 162 162 20 20 126 126 20 20 18 18 56 56 422 422
Итого 36 36 180 180 36 36 144 144 36 36 36 36 72 72 540 540

Программу составил(и):
Глазунов Д.А.

Рецензент(ы):
Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Спецсеминар №1

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.03.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015г. №202)

составлена на основании учебного плана:
41.03.01 Зарубежное регионоведение: Китай и китайский язык
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2015-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Глазунов Д.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Глазунов Д.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать навыки научной работы: сбор и анализ научной литературы, критика источников, ранжирование информации, написание нучного текста, оформление категориально-ссылочного аппарата, выступление на конференции, публичные дебаты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 владение базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, способностью свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве; базовыми методами и технологиями управления информацией, включая использование программного обеспечения для ее обработки, хранения и представления
ОК-10 способность творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем, нести персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности
ОК-11 способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК-8 способность владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации
ОПК-9 способность владеть основами методологии научного исследования, самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
ОПК-13 способность владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы
ОПК-18 способность осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга
ПК-10 готовность вести учебно-вспомогательную и учебно-организационную работу в образовательных организациях высшего образования
ПСК-1 способность описывать и анализировать общественно-политические, внешнеполитические, экономические, правовые реалии Китая на китайском и русском языках
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особеннности науной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Работать с научными текстами, презентовать свои научные изыскания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Научной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научная работа в университете
1.1. Особенности научных исследований: выбор тематики Практические 1 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Поиск литературы по заданной теме: отчет Практические 1 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Библиографическое описание (ГОСТ 7.1–2003): отчет Практические 1 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Доклад по теме: публичное выступление Практические 1 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Поиск литературы и документов по выбранной теме, подготовка к докладу Сам. работа 1 20 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Научные конференции: типы и виды Практические 2 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Научное сообщество и способы знакомства с научными исследованиями Практические 2 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Курсовая работа: структура и содержание Практические 2 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Доклады по теме: выступление на конференции Практические 2 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Подготовка к курсовой работе Сам. работа 2 122 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Подготовка к докладу Сам. работа 2 40 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Роль источниковедческой базы в научной работе Практические 3 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Критика источников как важный элемент профессиональной и научной деятельности Практические 3 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.14. Типы и види источников в региональных исследованиях Практические 3 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.15. Подготовка источниковой базы исследования Сам. работа 3 20 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.16. Научные работы: тезисы, аннотации, статьи, монографии, обзоры, диссертации Практические 4 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.17. Научная статья: структура и типология Практические 4 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.18. Особенности презентаций докладов и научных статей Практические 4 4 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.19. Курсовая работа: отчет о проделанной работе Практические 4 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.20. Поготовка курсовой работы Сам. работа 4 126 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.21. Научная этика Практические 5 8 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.22. Правовая ответственность за плагиат Практические 5 8 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.23. Углубленное изучение выбранной темы, подготовка отчета о проделанной работе, доклад Сам. работа 5 20 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.24. Практикоориентированные исследования Практические 6 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.25. Поиск актуальной информации на китайском языке Практические 6 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.26. Аналитические обзоры (включая историографию проблемы) Практические 6 6 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.27. Подготовка к курсовой работе Сам. работа 6 18 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.28. Выпускная квалификационная работа Практические 7 16 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.29. Подготовка материалов к написанию и защиты ВКР Сам. работа 7 56 ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОПК-8, ОПК-9, ОПК-13, ОПК-18, ПК-10, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Подготовка доклада
Отчет о проделанной работе
Выступление на конференции
Оценка за курсовую работу
Подробно см. http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1058
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Хань Юй – первый мыслитель китайского возрождения.
Вклад В.М. Алексеева в изучение китайской словесности и литературы.
Становление и развитие китайской историографии в эпоху древности (Сыма Цянь, Бань Гу, Фань Е).
Развитие европейской синологии: основные центры, школы и представители.
Конфуцианское «движение за возрождение древности» и его влияние на китайскую литературу в эпоху Тан.
Формирование беллетристической традиции в китайской литературе. Роль буддизма.
Музеи и музейное дело в КНР.
Сложение теократического государства в Тибете.
Завоевание маньчжурами Тибета и проблема политического статуса Тибета в ХVIII в.
Русско-джунгарские отношения в первой половине XVIIIв.
Русско-китайские торговые отношения в Центральной Азии в XIXв.
Русско-китайское погранично-территориальное разграничение в XIX в.: этапы и их содержание.
Монгольский и Урянхайский вопросы в советско-китайских отношениях.
Борьба монгольского народа за независимость в начале XX в. и политика России.
Внешняя политика Китая в годы Второй мировой войны.
История КПК.
Реформа КПК 1990-х годов.
Система управления регионами КНР.
Экономическое развитие регионов КНР.
Современные политические процессы в Китае.
Биография Си Цзиньпина.
Институт губернаторов Китая.
Официальный стиль в китайском языке.
Современное образование в КНР
Государственная служба КНР.
Национальная политика КНР
Трансформация политической системы КНР в 60–80-е гг. XXв.
Культурная революция в КНР
Российская православная духовная миссия в Пекине
Материальная культура китайского народа
Особенности духовной культуры китайского народа
Политический портрет генсека КПК Ху Цзиньтао
Юань Шикай в событиях Синьхайской революции 1911 — 1912 гг. в Китае
Роль китайских хуацяо в экономике стран Юго-восточной Азии (80-е гг. XX — начало XXI в.)
«Древность на службе современности: политико-идеологические кампании в КНР в 1950-е гг.
Роль Г. Киссинджера в становлении и развитии американо-китайских отношений в 1970-е гг.
Правовое и социальное оформление института часного предпринимательства в КНР 1980-е гг — начало XXI в.
Внешнеполитический курс Си Цзиньпина
Еврейская община в Китае: прошлое и настоящее.
Интересы и политика Китая на Ближнем Востоке (начало XXI века)
Хуацяо в период «холодной войны»
Политика КНР в Арктике
Китайский национализм и внешняя политика Китая
Сотрудничество РФ и КНР в военной сфере: возможности и ограничения
Лю Сяобо: жизнь китайского диссидента
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Используя ресурсы Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU составьте список литературы по теме Вашего научного исследования.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований : Учебное пособие для бакалавров М.: Дашков и Ко // Университетская библиотека on-line, 2020 biblioclub.ru
Л1.2 Смоленский Н.И. Теория и методология истории: Академия, 2012
Л1.3 Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. Введение в регионоведение: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимова И.В. и др. История Китая: учебное пособие / эл. опт. диск (CD-ROM) АлтГУ, Ист. фак.- Барнаул : АлтГУ., 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования: Учеб. пособие для студентов, занимающихся НИР и аспирантов Изд-во АГУ, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Э2 . uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Э3 http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 - ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. Дата введения: 01.01.2009.
Э4 http://www.dergachev.ru/ - аналитический и образовательный портал. Институт геополитики проф. В. Дергачева. Материалы по геополитике, регионоведению, методологии
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Professional 2003; Microsoft Office 2010 Professional Plus; Microsoft Office 2007 Professional Plus; Adobe Creative Suite 5 Design Premium; Corel Draw X4, Corel Draw X5; IBM SPSS Statistics 20; MapInfo 11 Professional; Abbyy Lingvo X5
6.4. Перечень информационных справочных систем
• Электронная-библиотечная система (ЭБС);
• СПС «Консультант плюс»;
• СПС «Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций, специализированный кабинет кафедры востоковедения (ауд. 306б М).
мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Этапы выполнения курсовой работы
Выделение и характеристика основных этапов работы студента над курсовым проектом.
Выбор темы.
Составление списка источников и литературы по проблеме.
Составление плана работы.
Изучение выявленных материалов – источников, опубликованной литературы, электронных ресурсов по теме исследования.
Написание курсовой работы.
Защита курсовой работы.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Текст курсовой работы должен быть четко структурирован – разделен на отдельные части, выделение которых обусловлено внутренней логикой исследования. В каждой курсовой работе должны присутствовать следующие обязательные разделы:
– Введение
– Основная часть работы (разделенная на главы)
– Заключение
– Список использованных источников и литературы.
В работу при необходимости могут быть введены дополнительные разделы:
– Приложения
– Список сокращений.