МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Еременко Ю.Ю., старший преподаватель кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса

Рецензент(ы):
Калашник Н.И., к.ю.н., доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса

Рабочая программа дисциплины
Правоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2016г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 30.06.2017 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор, заведуюший кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 30.06.2017 г. № 15
Заведующий кафедрой Аничкин Е.С., д.ю.н., профессор, заведуюший кафедрой трудового, экологического права и гражданского процесса


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины правоведение являются профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений, возникающих с их участием, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности
ПК-4 способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные положения российского законодательства в различных сферах,
-организацию судебных, правоприменительных и правоохранительных органов,
-правовые нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в различных сферах жизнедеятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теоретические положения на практике, анализировать соответствующие нормы права;
- определить взаимосвязь права со смежными дисциплинами
-использовать нормативно-правовые знания в различных сферах жизнедеятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения и толкования действующего законодательства в различных сферах;
- навыками правильной квалифицикации фактов и обстоятельств;
- навыками по разработке документов правового характера
- навыками правильного воспроизведения юридических терминов и понятий, правилами применения норм права;
- навыками анализа правоприменительной практики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории государства и права. Основы конституционного права.
1.1. Причины и условия возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Понятие государства. Признаки государства. Типология государств. Функции государства. Формы и методы осуществления функций государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Сущность и принципы права. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Система права и система законодательства. Понятие и содержание правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Юридические факты. Вида правоотношений. Реализация права. Применение права. Применение права по аналогии. Правонарушение. Понятие, виды, основания юридической ответственности. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Предмет, метод и определение конституционного права Правовые основы конституционного строя. Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления. Конституционно-правовой статус Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Причины и условия возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Понятие государства. Признаки государства. Типология государств. Функции государства. Формы и методы осуществления функций государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Сущность и принципы права. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Система права и система законодательства. Понятие и содержание правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Юридические факты. Вида правоотношений. Реализация права. Применение права. Применение права по аналогии. Правонарушение. Понятие, виды, основания юридической ответственности. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Предмет, метод и определение конституционного права Правовые основы конституционного строя. Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления. Конституционно-правовой статус Практические 4 2 Л1.3, Л1.4, Л1.1
1.3. Причины и условия возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Понятие государства. Признаки государства. Типология государств. Функции государства. Формы и методы осуществления функций государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Сущность и принципы права. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Система права и система законодательства. Понятие и содержание правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Юридические факты. Вида правоотношений. Реализация права. Применение права. Применение права по аналогии. Правонарушение. Понятие, виды, основания юридической ответственности.Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Предмет, метод и определение конституционного права Правовые основы конституционного строя. Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления. Конституционно-правовой статус Сам. работа 4 22 Л1.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы административного и экологического права.
2.1. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Понятие и основные черты административной ответственности. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. Понятие, предмет и метод экологического права. Субъекты и объекты экологического права. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Понятие и основные черты административной ответственности. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. Понятие, предмет и метод экологического права. Субъекты и объекты экологического права. Практические 4 2 Л1.3, Л1.1
2.3. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Понятие и основные черты административной ответственности. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. Понятие, предмет и метод экологического права. Субъекты и объекты экологического права. Сам. работа 4 30 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы гражданского права.
3.1. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Лекции 4 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Практические 4 2 Л1.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Сам. работа 4 40 Л1.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Происхождение государства.
2.Понятие и признаки государства.
3.Правовое государство
4.Понятие и признаки права.
7.Понятие, виды и структура норм права.
8.Источники права.
9.Система права.
10.Понятие и структура правоотношения.
11.Реализация права.
12.Конституция Российской Федерации – основной закон государства, её структура, понятие, признаки и черты. Конституционные нормы.
13.Понятие, предмет, метод конституционного права России.
14.Основы конституционного строя.
15.Понятие и система государственных органов.
16.Понятие и основные черты административной ответственности.
17.Понятие, предмет и метод экологического права.
18.Гражданское правоотношение: понятие, структура, основания возникновения.
19.Физические лица как субъекты гражданского права.
20.Юридические лица как субъекты гражданского права: понятие, признаки, виды.
21.Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна.
22.Сделки: понятие, форма, виды. Недействительность сделок. Последствия недействительности сделок.
23.Обязательства в гражданском праве. Способы обеспечения исполнения обязательства.
24.Гражданско-правовой договор как основание возникновения обязательств.
25.Общие положения о наследовании. Наследование по завещанию.
26.Понятие и принципы семейного права.
27.Понятие трудового права.
28.Заключение трудового договора. Оформление приема на работу. Трудовая книжка.
29.Понятие уголовного права.
30.Основы правового регулирования профессиональной деятельности.







5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Происхождение государства.
Понятие и признаки государства.
Типология государств.
Функции государства.
Правовое государство.
Конституционный статус личности.
Федеративное устройство России, его особенности.
Понятие и система государственных органов.
Местное самоуправление.
Административные правонарушениия и административная ответственность.
Физические лица как субъекты гражданского права.
Юридические лица как субъекты гражданского права: понятие, признаки, виды.
Трудовой договор: понятие, содержание, виды.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Понятие, виды и структура норм права.
2. Источники права.
3. Система права.
4. Понятие и структура правоотношения.
5. Реализация права.
6. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, её структура, понятие, признаки и черты. Конституционные нормы.
7. Понятие, предмет, метод конституционного права России.
8. Основы конституционного строя.
9. Понятие и основные черты административной ответственности.
10. Понятие, предмет и метод экологического права.
11. Гражданское правоотношение: понятие, структура, основания возникновения.
12. Физические лица как субъекты гражданского права.
13. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна.
14. Обязательства в гражданском праве. Способы обеспечения исполнения обязательства.
15. Гражданско-правовой договор как основание возникновения обязательств.
16. Общие положения о наследовании. Наследование по завещанию.
17. Понятие трудового права.
18. Понятие уголовного права.
19. Основы правового регулирования профессиональной деятельности.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин, А. С., , А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 : www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л1.2 под ред. А. Я. Рыженкова Правоведение: Учебник и практикум для ВУЗов Москва : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.3 под ред. С. С. Маиляна, Н. И. Косяковой Правоведение: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.4 Шкатулла В.И., Шкатулла В.В., Сытинская М.В. Правоведение: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правоведение : учебник / С.С. Маилян, Н.Д. Эриашвили, А.М. Артемьев и др. ; под ред. С.С. Маилян, Н.И. Косяковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 415 с URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116647
Э2 Мархгейм, М.В. Правоведение : учебник / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков ; под ред. М.Б. Смоленского. - 11-е изд., испр. и доп. - Ростов-н/Д : Феникс, 2013. - 416 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271501
Э3 ПРАВОВЕДЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Чикильдина А.Ю. biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
СПС "Консультант"
СПС "Гарант"
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочные системы: Консультант Плюс, Гарант, Кодекс
www.ksrf.ru – официальный сайт Конституционного Суда РФ;
www.supcourt.ru – официальный сайт Верховного Суда РФ;
www.arbitr.ru - официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ;
www.rg.ru - cайт Российской газеты

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Microsoft Office, Microsoft Windows

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Правоведение» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам арбитражного процессуального права, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
6. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой итогового контроля является зачет. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень вопросов. Зачет проводиться в устной или письменной форме. Студентам необходимо являться на зачет без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения билета каждый студент готовится в течение 1 часа при письменной форме проведения зачета и в течение 30 минут при устной. В билете 2 теоретических вопроса, но ответ на них должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Студенту обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях.
При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.