МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Рисунок

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2017
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 200
самостоятельная работа 178
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4
зачеты: 1, 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18,5 17,5 19,5 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 32 32 36 36 60 60 72 72 200 200
Сам. работа 40 40 9 9 84 84 45 45 178 178
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 72 72 72 72 144 144 144 144 432 432

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Киселева Н. Е.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от г. №
Срок действия программы: - уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «рисунок» является формирование методов, средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов.
Задачи:
-Обучить законам изобразительной грамоты;
-обучить законам линейно - воздушной перспективы;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применть техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 владением системой эвристических методов и приемов
ПК-14 готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об основных методах построения пространства на плоскости; о разнообразных техниках и технологиях рисунка и их изобразительно – выразительные возможностях; способах построения и передачи пластики форм. Иметь преставление об организации пространства средствами линейного, светотеневого, тонального рисунка с учётом соотношения плоскости и объёма, светлого и тёмного, ритма и движения, равновесия масс.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знать законы изобразительной грамоты (линейную и воздушную перспективу, теорию света и цвета, теней; закономерности зрительного восприятия; пластическую анатомию животных и человека; средства выразительности рисунка (линию, штрих, пятно) и технику работы разными художественными материалами; элементарные законы композиции, методику ведения рисунка с натуры, по памяти, представлению; методику обучения искусству рисунка учеников различных возрастных категорий в учебных заведениях разного типа.
Уметь рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной действительности (натюрморт,интерьер);рисовать животных и птиц, передавая их характеристику и повадки; рисовать человека с передачей портретной характеристики; изображать человека в различных ракурсах и движениях в заданной среде;выполнять рисунки различной продолжительности; правильно и выразительно компоновать изображения;передавать графическими средствами объем, фактуру, текстуру материалов изображаемых объектов; графическими средствами проводить декоративную стилизацию реалистических изображений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки осмысления поставленных творческих задач; владеть приемами анализа и синтеза в процессе изображения с натуры; принципами художественно-образного изображения.
Иметь навыки выполнения проектных задач с помощью рисунка; навыки ведения длительного рисунка, зарисовки, наброска;
приемами и средствами передачи объема и пространства в рисунке;; навыки работы различными рисовальными материалами для создания выразительных образов в рисунке; свободного использования графических средств выразительности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива
1.1. Овладение основами изобразительного языка рисунка. Упражнения на применение воздушной и линейной перспективы в рисунке Практические 1 10 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л2.4, Л1.1
1.2. Линейно – конструктивное построение гипсового куба, цилиндра, конуса и шара Практические 1 10 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.3. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Практические 1 12 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
1.4. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Сам. работа 1 40 ОПК-10, ПК-14
Раздел 2. Конструкция предмета и светотоновын отношения
2.1. Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона (Тональный рисунок) Практические 2 14 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4, Л1.1
2.2. Рисование предметов быта простой формы с тоновой проработкой (кружка, ваза для цветов и т. д.) (Короткий рисунок) Сам. работа 2 9 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1
2.3. Рисунок простого гипсового орнамента (розетки или трилистника). Светотеневая проработка модели Практические 2 22 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Рисование натюрморта
3.1. Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой Практические 3 34 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.2. Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов (передача фактурности) Практические 3 26 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.3. Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов (передача фактурности) Сам. работа 3 84 ОПК-10, ПК-14
3.4. Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой (работа мягкими материалами в различных графических техниках) Практические 4 33 ОПК-10, ПК-14 Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л2.1
3.5. Тематический натюрморт с элементами интерьера Практические 4 39 ОПК-10, ПК-14 Л3.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.6. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 4 45 ОПК-10, ПК-14 Л3.1, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Каковы возможности нашего зрения при восприятии объектов на расстоянии?
2.Каким способом можно проверить правильность изображения, построение по законам линейной и воздушной перспективы?
3.Каковы принципы построения изображения пространственных планов?
4.Каковы принципы передачи глубины пространства?
5.Каково значение освещения для выявления объёмной формы и пространственного положения предметов в рисунке?
6.Какие бывают виды освещения?
7.Понятия светотеневых отношений
8.Понятие тонового масштаба
9.Каковы принципы выполнения светотеневого изображения?
10.Виды орнаментов
11.Методика работы над рисованием гипсового орнамента
12.Сюжетное содержание натюрморта
13.Этапы выполнения рисунка натюрморта
14.Анатомическое строение головы
15.Этапы выполнения рисунка головы
16. Особенности рисования живой головы человека

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Самостоятельная работа – сдаются выполненные наброски, зарисовки, преобразования реалистического изображения в условно – плоскостную форму
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (грубые ошибки в компановке, неумение самостоятельно вести рисунок, неумение самостоятельно анализировать и исправлять ошибки);
«3» - удовлетворительно (однообразное использование графических приёмов при выполнении задания, небрежность и неаккуратность выполнения);
«4» - хорошо (некоторая неточность в компановке, небольшие недочёты в конструктивном построении, незначительные ошибки в передачи тоновых отношений);
«5» - отлично (правильную компановку в листе, последовательное, правильное и аккуратное ведение построения, умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала, владение линией, штрихом, тоном, умение самостоятельно исправлять свои ошибки, умение обобщать, творческий подход).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бесчастнов, Н.П. Графика натюрморта: учебник М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234838
Л1.2 Сургутский государственный университет ХМАО (Сургут), Кафедра педагогики Основы изобразительной грамоты (рисунок): учеб. -метод. пособие Сургут: Изд-во СурГУ//"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казарин С. Н. Академический рисунок: практикум Кемеровский государственный институт культуры, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472647
Л2.2 Ломоносова М. Ф. Графика и живопись: Учебное пособие М.: Астрель, 2002
Л2.3 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 elibrary.asu.ru
Л2.4 Чиварди, Джованни Рисунок: художественный образ в анатомическом рисовании: Классическая библиотека художника М.: ЭКСМО-Пресс, , 2002.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
Э2 http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э3 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э5 http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специализированная аудитория. Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу, тесты для контроля знаний. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия. Схемы последовательности выполнения рисунков условно-плоской формы; схемы последовательности выполнения рисунков объемной формы во фронтальной и угловой перспективе; схемы построения натюрморта; схемы и таблицы последовательности изображения фигуры человека, пропорциональная связь всех частей фигуры, особенности рисования фигуры человека; таблицы условного цветового решения в графике.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т. д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.