МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государсвенный университет»

Рисунок
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра истории отечественного и зарубежного искусства
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
Профиль подготовкиДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Квалификация
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-12-2017
Часов по учебному плану
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 354
контроль 26
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3, 4
зачеты: 3, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (3) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 20 20 32 32 52 52
в том числе инт. 8 8 12 12 20 20
Сам. работа 147 147 207 207 354 354
Часы на контроль 13 13 13 13 26 26
Итого 180 180 252 252 432 432

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Киселева Н. Е.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Рисунок

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра истории отечественного и зарубежного искусства

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «рисунок» является формирование методов, средств и приёмов при создании художественного образа, являющегося специфической формой отражения объективной действительности в изобразительном искусстве, и повышения профессионального качественного уровня учебных работ студентов.
Задачи:
-Обучить законам изобразительной грамоты;
-обучить законам линейно - воздушной перспективы;
-изучить техники тонального и линейного рисунка;
-научить применть техники и технологии изобразительных материалов;
-научить фактурному изображению и методу рисунка по памяти.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14: готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основных методах построения пространства на плоскости;
о разнообразных техниках и технологиях рисунка и их изобразительно – выразительные возможностях;
способах построения и передачи пластики форм.
об организации пространства средствами линейного, светотеневого, тонального рисунка с учётом соотношения плоскости и объёма, светлого и тёмного, ритма и движения, равновесия масс.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать законы изобразительной грамоты (линейную и воздушную перспективу, теорию света и цвета, теней; использовать закономерности зрительного восприятия;
использовать пластическую анатомию животных и человека; средства выразительности рисунка (линию, штрих, пятно) и технику работы разными художественными материалами; элементарные законы композиции, методику ведения рисунка с натуры, по памяти, представлению; методику обучения искусству рисунка учеников различных возрастных категорий в учебных заведениях разного типа.
Уметь рисовать с натуры, по памяти, по представлению и воображению объекты реальной действительности (натюрморт,интерьер);рисовать животных и птиц, передавая их характеристику и повадки; рисовать человека с передачей портретной характеристики; изображать человека в различных ракурсах и движениях в заданной среде;выполнять рисунки различной продолжительности; правильно и выразительно компоновать изображения;передавать графическими средствами объем, фактуру, текстуру материалов изображаемых объектов; графическими средствами проводить декоративную стилизацию реалистических изображений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. осмысления поставленных творческих задач; владеть приемами анализа и синтеза в процессе изображения с натуры; принципами художественно-образного изображения.
Иметь навыки выполнения проектных задач с помощью рисунка; навыки ведения длительного рисунка, зарисовки, наброска;
приемами и средствами передачи объема и пространства в рисунке;; навыки работы различными рисовальными материалами для создания выразительных образов в рисунке; свободного использования графических средств выразительности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Линейная и воздушная перспектива
1.1. Овладение основами изобразительного языка рисунка. Упражнения на применение воздушной и линейной перспективы в рисунке Практические 1 4 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
1.2. Линейно – конструктивное построение гипсового куба, цилиндра, конуса и шара Практические 1 4 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
1.3. Линейно – конструктивное построение 2-3 бытовых предметов, имеющих в основе конструкции формы геометрические тела (коробка, бидон, яйцо) Практические 1 4 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
Раздел 2. Конструкция предмета и светотоновын отношения
2.4. Понятия «свет», «полусвет», «полутень, «собственная и падающая тень», «блик», «рефлекс». Принципы построения теней. Линейно – конструктивное построение 2 – 3 геометрических предметов с введением тона (Тональный рисунок) Практические 1 4 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.2
2.5. Рисование предметов быта простой формы с тоновой проработкой (кружка, ваза для цветов и т. д.) (Короткий рисунок) Сам. работа 1 53 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2
2.6. Рисование сложных предметов быта с драпировками Сам. работа 1 94 ПК-14 Л1.1, Л2.1
2.7. Рисунок простого гипсового орнамента (розетки или трилистника). Светотеневая проработка модели Практические 1 4 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Рисование натюрморта
3.8. Этапы работы над натюрмортом. Рисунок натюрморта с двумя бытовыми предметами, гипсовым орнаментом и драпировкой Практические 2 4 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2
3.9. Натюрморт с гипсовым орнаментом, стеклянной посудой и керамической кружкой. Передача материальности разнохарактерных предметов (передача фактурности) Практические 2 8 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.4, Л1.2
3.10. Натюрморт с гипсовым орнаментом, чучелом птицы и драпировкой (работа мягкими материалами в различных графических техниках) Практические 2 8 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.3
3.11. Тематический натюрморт с элементами интерьера Практические 2 12 ПК-14 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.12. Преобразование натюрморта – реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 2 57 ПК-14 Л3.1, Л2.4, Л1.2
3.13. Преобразование интерьера - реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 2 75 ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.2
3.14. Преобразование пейзажа - реалистического изображения в знаковую форму Сам. работа 2 75 ПК-14 Л1.1, Л2.2
3.15. Экзамен 2 13 ПК-14 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Каковы возможности нашего зрения при восприятии объектов на расстоянии?
2.Каким способом можно проверить правильность изображения, построение по законам линейной и воздушной перспективы?
3.Каковы принципы построения изображения пространственных планов?
4.Каковы принципы передачи глубины пространства?
5.Каково значение освещения для выявления объёмной формы и пространственного положения предметов в рисунке?
6.Какие бывают виды освещения?
7.Понятия светотеневых отношений
8.Понятие тонового масштаба
9.Каковы принципы выполнения светотеневого изображения?
10.Виды орнаментов
11.Методика работы над рисованием гипсового орнамента
12.Сюжетное содержание натюрморта
13.Этапы выполнения рисунка натюрморта
14.Анатомическое строение головы
15.Этапы выполнения рисунка головы
16. Особенности рисования живой головы человека

5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Самостоятельная работа – сдаются выполненные наброски, зарисовки, преобразования реалистического изображения в условно – плоскостную форму
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (грубые ошибки в компановке, неумение самостоятельно вести рисунок, неумение самостоятельно анализировать и исправлять ошибки);
«3» - удовлетворительно (однообразное использование графических приёмов при выполнении задания, небрежность и неаккуратность выполнения);
«4» - хорошо (некоторая неточность в компановке, небольшие недочёты в конструктивном построении, незначительные ошибки в передачи тоновых отношений);
«5» - отлично (правильную компановку в листе, последовательное, правильное и аккуратное ведение построения, умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала, владение линией, штрихом, тоном, умение самостоятельно исправлять свои ошибки, умение обобщать, творческий подход).
Приложения
Приложение 1.   ФОС - РИСУНОК.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сургутский государственный университет ХМАО (Сургут), Кафедра педагогики Основы изобразительной грамоты (рисунок): учеб. -метод. пособие Сургут: Изд-во СурГУ//"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2007
Л1.2 Лушников Б. В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства : М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002
Л2.2 Ломоносова М. Ф. Графика и живопись: Учебное пособие М.: Астрель, 2002
Л2.3 Ли Н. Г. Основы академического рисунка.: \\ЭБС "Алтайского государственного университета", 2004
Л2.4 Чиварди, Джованни Рисунок: художественный образ в анатомическом рисовании: Классическая библиотека художника М.: ЭКСМО-Пресс, , 2002.
6.1.3. Методические разработки
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 АлтГУ, Фак. искусств, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009
6.2. Перечень информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Э1http://letitbit.net/download/1494982/9368.97002d45f8d243aee873fe497/kiplik.rar.html
Э2http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э3http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э4http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=494500
Э5http://www.altai.chem.org.ru/chair/study/pomorov-decorate/index.shtml
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;
Электронная библиотечная система АлтГУ http://elibrary.asu.ru.
Компьютерная информационная справочная система "Консультант Плюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Специализированная аудитория.
Класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации практических занятий (лабораторных и(или) семинарских) учебная аудитория для проведения учебной практики для курсового проектирования (учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона, столик для натюрморта, глаз, глаз большой (гипсовая модель), голова Сократа АР-512, горка выставка, деталь губы малые, глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512, деталь губы малые АР - 512, кисть женская АР-341, ; кисть руки большая, конус, мольберт, конус АР-106, конус АР-101, куб большой, куб малый, мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом, натюрмортный столик, ; нос Давида АР-375, обрубовка черепа АР-497, орнамент №22 "Трилистник" АР-2122, орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128, орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент № 19 АР-2119, пирамида малая, орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133, орнамент №6 "Лист клена" АР-2106, орнамент №7 АР-2107,; цилиндр малый, рот, орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая), пирамида АР-107, призма АР-105, стопа натуральная АР-331, трилистник большой,; череп анатомический АР-497,шар большой, цилиндр АР-102, цилиндр малый, череп, череп анатомический АР-497, череп женский, череп мужской, ; череп обрубовка АР-496, череп обрубовочный, шар АР-103, шар большой. )
Художественные работы студентов из методического фонда. Методические комплексы. Учебное пособие, методические указания по курсу, тесты для контроля знаний. Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия. Схемы последовательности выполнения рисунков условно-плоской формы; схемы последовательности выполнения рисунков объемной формы во фронтальной и угловой перспективе; схемы построения натюрморта; схемы и таблицы последовательности изображения фигуры человека, пропорциональная связь всех частей фигуры, особенности рисования фигуры человека; таблицы условного цветового решения в графике.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучение рисунку сопровождается выполнением самостоятельных (домашних) работ. Самостоятельные работы представляют собой – наброски и зарисовки по текущим разделам и темам, и также преобразование учебных реалистических постановок в условно – декоративное изображение, что, безусловно, способствует развитию образно - творческого мышления будущих дизайнеров.
Для того чтобы закрепить полученные на практических занятиях знания, умения, навыки, студенты должны как можно больше самостоятельно рисовать. Это могут быть быстрые наброски, более продолжительные зарисовки и длительные работы. Также для того, чтобы изображения предметов было приближено к реальности необходимо развивать умение наблюдать и анализировать окружающий мир, природу, объекты.
При обучении рисунку необходимо изучить все виды графических материалов, таких как тушь, карандаш, сангина, соус и т. д., и технику работы ими.
Во время выполнения самостоятельной работы студенты закрепляют и развивают навыки графических техник, композиционного решения орнамента, полученные на аудиторных занятиях, выполняя зарисовки с натуры, а также используя элементы стилизации и декоративно-графического решения. Наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов являются важнейшим условием подготовки будущего дизайнера. Студенты должны на основе выполненных с натуры зарисовок, используя элементы стилизации и декоративно – графического решения разработать выразительные композиции.
Для выполнения преобразований реалистического изображения в условно – плоскостное необходимо делать множество эскизов и поисков, как в тоновом решении, так и в цвете, чтобы выбрать наиболее удачный вариант. Преобразования выполняются на планшете, обтянутом бумагой. Работа должна быть выполнена аккуратно.