Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-3-2017 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 31.08.2016 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, проф. Нехвядович Л.И.
1.1. | - формирование у студентов целостного представления об истории культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века; - уяснение специфики культуры России, основанной на взаимодействии множества культур народов, входящих на разный исторических этапах в ее состав, а так же особенности их взаимодействия в ходе истории страны; - знакомство с важнейшими достижениями российской культуры, сформировавшимися в ходе исторического развития; - в конечном итоге – формирование у студентов понимания культуры как совокупности исторически обусловленных способов смыслополагания и коммуникаций, конгломерата изменчивых, открытых систем, коллективных представлений, ценностей, символов, поведенческих практик, отражающих единство и многообразие страны в прошлом и настоящем |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • Основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века; • Основные достижения культуры России, внесшие существенный вклад в мировое культурное наследие; • Изменения физико-географических характеристик России на протяжении ее истории; влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны; • основные тенденции и закономерности исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторического процесса, вклад культуры России в мировое культурное наследие. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • Выявлять наиболее важные достижения российской культуры в различных областях; • Использовать базовые знания о специфике культур регионов России и региональных исследованиях в области теории регионоведения и международных отношений; • Объяснять причины и последствия изменения основных тенденций и закономерностей исторического развития России и ее культуры в контексте всемирно-исторических процессов, оценивать вклад культуры России в мировое культурное наследие; • составлять комплексную характеристику России с учетом ее физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей с учетом исторической ретроспективы; • Анализировать основные этапы развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • Навыками составления характеристики культурного развития России в разные исторические периоды и оценивать ее вклад в развитие мировой цивилизации; • Навыками составления сравнительной характеристики культуры регионов России в разные исторические периоды; • Навыками сравнения основных тенденций и закономерностей исторического развития культуры России в контексте всемирно-исторического процесса; • Навыками сравнения физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных факторов в разные периоды истории России; • Навыками формирования гражданской позиции относительно основных этапов развития культуры России от времен формирования государства IX-X вв. и до XXI века. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в курс «История отечественной культуры» | ||||||
1.1. | Введение в курс «История отечественной культуры» | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Раздел 2. Культура Древней Руси | ||||||
2.1. | Культура Древней Руси | Практические | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Христианское искусство Киевской Руси (конец IX – первая треть XII вв.) | Практические | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Культура Древней Руси | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Раздел 2. Культура Древней Руси | Лекции | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 3. Раздел 3. Русская культура второй половины XIII—XVI веков | ||||||
3.1. | Русская культура второй половины XIII—XVI веков | Лекции | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
3.2. | Музыка Древней Руси | Практические | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 |
3.3. | Характерные черты русского православного сознания | Практические | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
3.4. | Русская культура второй половины XIII—XVI веков | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 4. Раздел 4. Русская культура XVII-XVIII веков | ||||||
4.1. | Русская культура XVII-XVIII веков | Лекции | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2 |
4.2. | Русская культура XVIII в. | Практические | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.3 |
4.3. | Русская культура XVII в. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2 |
Раздел 5. Раздел 5. XIX век. «Золотой век» русской культуры | ||||||
5.1. | XIX век. «Золотой век» русской культуры. Влияние исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны | Лекции | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
5.2. | "Золотой век" русской литературы | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.2 |
5.3. | Русская культура XIX века | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.3 |
5.4. | Зачет | 3 | 4 | ОК-2 | ||
Раздел 6. Раздел 6. Культура XX-XXI вв. | ||||||
6.1. | «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) | Лекции | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.2, Л2.3 |
6.2. | «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало XX вв.) | Сам. работа | 3 | 18 | ОК-2 | Л1.2, Л2.3 |
6.3. | "Серебряный век" русской литературы | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
6.4. | Российская культура советского периода (1917-1929 гг.) | Лекции | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.5. | Развитие русского кинематографа в конце XIX-XX веке | Практические | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.3 |
6.6. | Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. | Лекции | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2 |
6.7. | Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2 | Л1.2, Л2.3, Л2.2 |
6.8. | Российская культура советского периода в 1929-1953 гг. | Практические | 3 | 2 | ОК-2 | Л1.1, Л2.2 |
6.9. | Российская культура второй половины XX века | Лекции | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л2.2 |
6.10. | Российская культура второй половины XX века | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-2 | Л1.2, Л2.1, Л2.3 |
6.11. | Российская культура начала XXI века. Влияние политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, религиозных факторов на культуру страны | Лекции | 3 | 0 | ОК-2 | Л1.1, Л2.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Определение понятия «культура», и ее разновидности, основные формы и элементы культуры. Функции культуры. 2. Культура Древней Руси: Культура восточных славян; крещение Руси; грамотность на Руси; Древнерусская литература 3. Традиции, обычаи и образ жизни в Древней Руси как составная часть культуры народа. 4. Русская культура второй половины XIII—XV веков 5. Русская культура конца XV—XVI вв. 6. Музыка Древней Руси 7. Характерные черты русского православного сознания: соборность, мессианизм и эсхатологизм как культурные константы национального сознания. Споры о русской святости между И.Волоцким и Н. Сорским. 8. Русская культура XVII в. 9. Русская культура XVIII в. 10. Особенности русской культуры в XIX в. 11. Просвещение и печать в России в XIX в. 12. Развитие науки в России в XIX в. Музыка в России в XIX в. 13. Оживление общественно-политической мысли в России в XIX в. 14. Общая характеристика развития русской литературы в XIX в.: этапы, их характеристика. 15. Направления в русской литературе XIX в. основная характеристика и их представители. 16. Критика в русской литературе XIX в. 17. Литературные журналы XIX в. 18. Развитие русской культуры в начале XX века: исторические реалии, оказавшие влияние на становление «серебряного века». 19. Просвещение в России на рубеже XIX‑XX вв. 20. Русская наука в конце XIX — начале XX вв. Театр и музыка на рубеже веков. Кинематограф начала XX века. 21. Литературные течения и объединения "Серебряного века": символизм, акмеизм, футуризм. 22. Литературные течения и объединения "Серебряного века": кубофутуризм; эгофутуризм; новокрестьянская поэзия; имажинизм. 23. Российская культура советского периода (1917-1929 гг.) 24. Развитие русского кинематографа (1896‑ 1949 гг.). 25. Развитие русского кинематографа (1950‑ 20014 гг.) 26. Российская культура советского периода в 1929‑1953 гг. 27. Российская культура советского периода середины 50-х – начала 90-х гг. 28. Современное состояние российской культуры. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Эссе и контрольные письменные работы по истории культуры России: 1. Определение понятия «культура», и ее разновидности. 2. Основные формы культуры. 3. Элементы культуры. 4. Функции культуры. 5. Культура восточных славян. 6. Крещение Руси. 7. Грамотность на Руси. 8. Древнерусская литература. 9. Порядки, характер и обычаи русского народа. 10. Праздники и связанные с ними обряды. 11. Развитие медицины в средневековой Руси. 12. Русский фольклор. 13. Архитектура (зодчество) Древнерусского государства конца IX - начала XII вв. 14. Развитие иконографии в древнерусском государстве в конце IX - начале XII вв. 15. Духовная музыка древней Руси: литургическая эстетика, система записи нот, 16. Особенности православной музыки, жанровое своеобразие православной музыки. 17. Светские музыкальные жанры (былины, скоморохи). 18. Музыкальные инструменты в Древней Руси. 19. Святые Древней Руси и святость как категория древнерусской культуры. 20. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский: две концепции Святой Руси. 21. Соборность и русская ментальность. 22. Особенности русской культуры в XIX в. 23. Просвещение и печать в России в XIX в. 24. Развитие науки в России в XIX в. 25. Оживление общественно-политической мысли в России в XIX в. 26. Музыка в России в XIX в. 27. Общая характеристика развития русской литературы в XIX в.: этапы, их характеристика. 28. Направления в русской литературе XIX в. основная характеристика и их представители. 29. Развитие русской культуры в начале XX века: исторические реалии, оказавшие влияние на становление «серебряного века». 30. Просвещение в России на рубеже XIX‑XX вв. 31. Русская наука в конце XIX — начале XX вв. 32. Театр и музыка на рубеже веков. 33. Кинематограф начала XX века. 34. Основные черты, хронологические рамки "Серебряного века" и его значение для русской культуры. 35. Литературные течения и объединения "Серебряного века". 36. Русское кино 1896-1917 гг., выдающиеся русские кинорежиссеры этого периода и их работы. 37. В погоне за Красным «Октябрем»: развитие советского кинематографа в 1918-1930 гг., выдающиеся советские кинорежиссеры этого периода и их работы. 38. Кинематограф «соцреализма» (1931-1940 гг.), понятие "соцреализм", , выдающиеся советские кинорежиссеры этого периода и их работы. 39. «Сороковые, роковые…»: кинематограф Великой Отечественной войны и послевоенных лет (1941-1949 гг.), особенности развития кинематографа в этот период, , выдающиеся советские кинорежиссеры этого периода и их работы. 40. «Кинооттепель»: советский кинематограф в1950-1968 гг., выдающиеся советские кинорежиссеры этого периода и их работы. 41. Кинематограф периода застоя (1969-1984 гг.), выдающиеся советские кинорежиссеры этого периода и их работы. 42. В угаре киноперестройки (1985-1991 гг.), выдающиеся советские кинорежиссеры этого периода и их работы. 43. Развитие российского кинематографа в 1992-2002 гг., выдающиеся советские кинорежиссеры этого периода и их работы. 44. Киноиндустрия в России в 2003-2014 гг. 45. Огосударствление культуры и науки (1929-1941 гг.) 46. Развитие отечественной культуры в годы Великой Отечественной войны. 47. Российская культура в 1946-1953 гг. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | История русской культуры : учеб. для бакалавров : Горелов А. А. | , М. : Юрайт, 2013. - 387 с. | ||
Л1.2 | Ильина Т. В. | История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия : учеб. для бакалавров : | СПбГУ. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М. : Юрайт, 2013. - 473 с., 2018 | www.biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И В. Кондаков | Культура России: краткий очерк истории и теории : учеб. пособие : | , 3-е изд.]. - М. : КДУ, 2007. - 360 с. | |
Л2.2 | Торосян В.Г. | Культурология: история мировой и отечественной культуры : учебник. : | , М.; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 960 с. | biblioclub.ru |
Л2.3 | под науч. ред. Г. В. Драча. | История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов: | Ростов н/Д : Феникс, , 2010, | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Культура в современном мире | www.culturanew.ru | ||
Э2 | Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» | artclassic.edu.ru | ||
Э3 | Русская литература XIX - начала XX веков. | www.abc-people.com | ||
Э4 | Русская литература XIX в. | www.litraxixveka.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Оснащенность учебного процесса программными продуктами (компьютерный класс исторического факультета, общеуниверситетские классы) № Наименование № лицензионного соглашения / договора 1 Microsoft Office Professional 2003 1991936 2 Microsoft Office 2010 Professional Plus 61035295, 60674616 3 Microsoft Office 2007 Professional Plus 47774402 4 Adobe Creative Suite 5 Design Premium Adobe: order number: WS-905-L 5 Corel Draw X4, Corel Draw X5 Corel: order number 4087317, 3064780 6 IBM SPSS Statistics 20 S120504 7 MapInfo 11 Professional Электронные поставки 8 Abbyy Lingvo X5 Сертификат без номера | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
История культурологической мысли. Энциклопедия культурологии // Словари и энциклопедии на Академике // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/394/ Культура в современном мире http://www.culturanew.ru/ Культура и искусство http://art-history.ru Мировая художественная культура http://telecentres.isoc.am/db/cult.htm Российский общеобразовательный портал. Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic.edu.ru/ |
Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: аудитории оборудованные мультемедиа. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: мультимедиапроектор, ноутбук, экран, доступ к сети Интернет. |
В ходе изучения дисциплины «История культуры России» студентам предстоит актуализировать остаточные знания по отечественной истории для понимания и анализа ключевых вопросов, заявленных в учебно-тематическом плане программы. Дисциплина состоит из 6 разделов, выделенных в соответствии с хронологическим и тематическим принципами. Общая трудоемкость дисциплины – 5 зачет. единиц. Освоение дисциплины осуществляется в рамках аудиторных занятий (по 18 часов лекционных и 18 часов практических занятий) и 54 часов самостоятельной работы студентов в двух семестрах 3 и 4. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при выполнении заданий к лекциям и практическим занятиям, осуществлении периодического контроля путем решения тестов, представленных на едином образовательном портале АГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2137. Для организации всех форм контроля используется балльно-рейтинговая система оценивания. Теоретические аспекты курса усваиваются студентами в ходе самостоятельной работы над лекциями, рекомендованными источниками и литературой. Итоговая аттестация осуществляется в форме итогового теста, структурированного по крупным хронологическим периодам курса, и устного зачета. |