МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы социальной сферы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Деркач Наталья Олеговна, доцент кафедры финансов и кредита

Рецензент(ы):
к.э.н. Капустян Лариса Анатольевна, зам. директора МИЭМИС по учебной работе

Рабочая программа дисциплины
Финансы социальной сферы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 06.06.2017 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 06.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н. Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование знаний в области финансирования отдельных отраслей социальной сферы с учетом современных проблем и перспектив их реформирования,
- формирование навыков использования полученных знаний в научной, педагогической и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
ПК-1 способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие и структуру отраслей социальной сферы в РФ и зарубежом;
источники финансирования отдельных отраслей социальной сферы;
особенности расходования средств по реализации задач отраслей социальной сферы;
современные проблемы и перспективы реформирования социальной сферы в РФ и зарубежом.
3.2.Уметь:
3.2.1.разграничивать основные источники доходов по отраслям социальной сферы;
определять избыток (недостаток) средств на покрытие основных расходов отдельных отраслей социальной сферы;
выделять возможные (альтернативные источники покрытия расходов на социальное обслуживание)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.научной постановки проблем, связанных с развитием социальной сферы и ее отдельных отраслей;
использования приемов сравнительного анализа различных теоретико-методологичеких подходов в исследовании сущности и проблем социальной сферы;
обоснования возможных перспектив реформирования социальной сферы в современных экономических условиях;
самостоятельной исследовательской работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. Методические основы социальной сферы
2.1. Понятие и основные черты социальной сферы Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Отрасли и виды учреждений социальной сферы Практические 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Отрасли и виды учреждений социальной сферы Сам. работа 6 8 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Расходы государства на социальную сферу Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Иные источники финансирования отраслей социальной сферы Практические 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Источники финансирования отраслей социальной сферы Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Особенности отдельных отраслей социальной сферы
3.1. Финансовые основы систем образования и здравоохранения Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.1
3.2. Особенности финансирования образования Практические 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Особенности финансирования образования Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Расходы на здравоохранение Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Расходы на здравоохранение Практические 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.1
3.6. Расходы на здравоохранение Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.1
3.7. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.8. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства Практические 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.1
3.9. Финансирование сферы жилищно-коммунального хозяйства Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л2.1
3.10. Система социальной защиты населения Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.11. Система социальной защиты населения Практические 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.12. Система социальной защиты населения Сам. работа 6 10 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.13. Особенности финансов иных отраслей социальной сферы Лекции 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.14. Особенности финансов иных отраслей социальной сферы Практические 6 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.15. Особенности финансов иных отраслей социальной сферы Сам. работа 6 8 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. Социальная работа и социальная сплоченность общества: учеб. пособие М.:, 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Л. М. Подъяблонская Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Ишина [и др.] ; под ред. И. В. Ишиной Финансы некоммерческих организаций: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DDD5E7C5-6868-4BD6-9F5B-8BB601C7D983.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство финансов Российской Федерации www.minfin.ru
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э4 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" www.portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
6.4. Перечень информационных справочных систем
Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (http://www.consultant.ru/)
Справочно-Правовая Система «Гарант» (http://garant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения занятий используется аудиторный фонд университета, оснащенный необходимым оборудованием для проведения лекционных и практических занятий. Для самостоятельной работы и подготовки к занятиям используется компьютерный класс с выходом в Интернет.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины "Финансы социальной сферы" составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и семинары) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
Основной целью лекционных занятий является формирование у студентов системы компетенций по основным теоретическим аспектам финансирования социальной сферы.
При изучение дисциплины студентами используются следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса на образовательном портале;
- ресурсы электронной библиотечной системы:
- СПС «Консультант+», «Гарант»;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на семинарских занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на тестовые задания;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Итоговый контроль по дисциплине проходит в виде зачета.