МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественная керамика в дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
преподаватель Гычев В.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Художественная керамика в дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 072600.62 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», утвержденный Министерством образования РФ "22" декабря 2009 г. № 805

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины: воплощение замысла художника по созданию художественного произведения в керамике. На занятиях курса формируется творческий подход в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики, приобретаются навыки отмывки чертежей, построения разных видов перспективы, осваиваются основные этапы проектирования – постановка задачи, замысел, проведение исследовательской работы и осуществление замысла в проекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-36 готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать методику проектирования серийных, малосерийных и единичных произведений художественной керамики, методику расчетов эргономических параметров, конструирования бытовых керамических изделий.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь творчески комплексно решать задачи по проектированию художественных изделий из керамики массового, индивидуального и уникального характера. Создавая единый художественный ансамбль, выполнять эскизы на бумаге в графике и в цвете (проектная графика), определять эргономические и конструктивные параметры проектируемых изделий, проводить необходимые расчеты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками работы над образцом изделия для серийного и массового производства, навыками профессиональной проектной графики с использованием различных средств и техник.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формование керамических изделий различными способами
1.1. Технология изготовления художественных керамических изделий. Свойства глины и подготовка ее к работе. Основные инструменты для обработки глины. Лекции 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.2. Ручная лепка изделий. Повторение способа лепки ленточно-жгутовым способом Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.3. Знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины), Сам. работа 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.4. Повторение способа формовки изделия путем выбивания Сам. работа 5 6 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.5. Повторение изготовления изделия способом отминки в готовую форму Сам. работа 5 6 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.6. Разработка глиняной модели изразца и изготовление гипсовой формы Лекции 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
1.7. Формовка путём выбивания. Отминка в готовую форму.Изготовление и декорирование авторского арт. объекта из керамики Сам. работа 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
Раздел 2. Скульптура малых форм
2.1. Лепка свистульки (петушка, уточки и т.д. Лепка дымковской игрушки (индюков, петухов, барышень) Практические 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.2. Разработка эскизов дымковской и филлимоновской игрушки. Разработка форм свистульки Сам. работа 5 8 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.3. Лепка филлимоновской и каргопольской игрушки Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.4. Разработка эскизов каргополькой игрушки Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.5. Методы декорирования: скульптурный, живописный, технологический. Практические 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
2.6. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
Раздел 3. Способы и назначение сушки и обжига изделий.
3.1. Глазурование изделий Практические 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
3.2. Просмотр видео о видах обжига Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
3.3. Физико-химические основы обжига. Назначение обжига. Виды брака и способы их устранения Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
Раздел 4. Работа на гончарном круге
4.1. Устройство гончарного круга и инструментами, необходимые для работы. Принципы работы на гончарном круге. Сам. работа 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
4.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
4.3. Искусство центровки глины на круге. Отработка процесса вытягивания изделия.Изготовление конусообразной и расширяющейся кверху вазы. Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
4.4. Просмотр видео мастер-классов по технологии работы на гончарном круге Сам. работа 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
4.5. Разработка эскизов изделий Сам. работа 5 8 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
4.6. Изготовление чашек и кувшинов на гончарном круге. Способы изготовления ручек. Изготовление крышек. Сам. работа 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
4.7. Декорирование гончарных изделий при помощи инструментов на круге, процарапывание (сграффито), использование печатей и дыроколов. Изготовление плоских изделий - блюдец и тарелок. Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
4.8. Изготовление сложных изделий на гончарном круге. Вытягивание на круге яиц, изделий овальной и грушевидной формы, колокольчиков. Вытягивание чайников на круге, различные виды носиков и ручек. Сам. работа 5 8 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
Раздел 5. Шликерное литье в гипсовые формы.
5.1. Изготовление изделий способом литья жидкой глины в гипсовую форму. Лекции 5 2 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
5.2. Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу. Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2
5.3. Изготовление изделий способом вальцовки в гипсовую форму.Разработка и изготовление панно из глины. Сам. работа 5 4 ПК-36 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие керамики. История развития технологии керамики. Классификация керамических материалов.
2. Классификация керамических материалов.
3. Строение керамики. Кристаллическая, стекловидная и газовая фазы. Структура и текстура керамического черепка.
4. Физико-химические и механические свойства керамических материалов.
5. Термические свойства керамических материалов.
6. Основы процесса сушки материалов и изделий. Методы и режимы сушки.
7. Глазури и ангобы. Назначение и классификация. Технология их приготовления и нанесе¬ния.
8. Пигменты и керамические краски. Способы декорирования керамических изделий.
9. Обжиг и спекание керамических материалов. Процессы, протекающие при обжиге изде¬лий.
10. Основные критерии процесса обжига. Выбор рационального режима обжига.
11. Традиционные образы народной игрушки.
12. Базовые технологии в области керамики.
13. Принципы работы на гончарном круге
14. Шликерное литье в гипсовые формы.
15. Применение разных фактур и их сочетание на глиняном пласте.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме.
«2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно;
«3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить;
«4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ;
«5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Каллистер У.Д., Ретвич Д.Дж., Малкин А.Я. Материаловедение: от технологии к применению (металлы, керамика, полимеры): СПб.: Научные основы и технологии, 2011
Л1.2 Нижибицкий О. Н. Художественная обработка материалов. : Учебное пособие СПб: "Политехника", 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Молотова, В.Н. Декоративно-прикладное искусство : учеб. пособие для сред. проф. образования М. : ФОРУМ, , 2009.
Л2.2 В. Ю. Коваль Керамика Востока на Руси IX-XVII века: монография Наука, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html
Э2 http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html
Э3 http://www.coolreferat.com/
Э4 http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html
Э5 http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Специально оборудованные аудитории для проведения практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.