Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Декоративно-прикладное искусство и дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ДПИ-3-2017 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.
1.1. | Цели освоения учебной дисциплины: воплощение замысла художника по созданию художественного произведения в керамике. На занятиях курса формируется творческий подход в проектировании архитектурной, бытовой и декоративной керамики, приобретаются навыки отмывки чертежей, построения разных видов перспективы, осваиваются основные этапы проектирования – постановка задачи, замысел, проведение исследовательской работы и осуществление замысла в проекте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-36 | готовностью к производительному труду |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать методику проектирования серийных, малосерийных и единичных произведений художественной керамики, методику расчетов эргономических параметров, конструирования бытовых керамических изделий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь творчески комплексно решать задачи по проектированию художественных изделий из керамики массового, индивидуального и уникального характера. Создавая единый художественный ансамбль, выполнять эскизы на бумаге в графике и в цвете (проектная графика), определять эргономические и конструктивные параметры проектируемых изделий, проводить необходимые расчеты. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеть навыками работы над образцом изделия для серийного и массового производства, навыками профессиональной проектной графики с использованием различных средств и техник. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формование керамических изделий различными способами | ||||||
1.1. | Технология изготовления художественных керамических изделий. Свойства глины и подготовка ее к работе. Основные инструменты для обработки глины. | Лекции | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.2. | Ручная лепка изделий. Повторение способа лепки ленточно-жгутовым способом | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.3. | Знакомство с базовыми технологиями в области керамики - основных способов формообразования (методы из жгута, из пласта, из цельного куска глины), | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.4. | Повторение способа формовки изделия путем выбивания | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.5. | Повторение изготовления изделия способом отминки в готовую форму | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.6. | Разработка глиняной модели изразца и изготовление гипсовой формы | Лекции | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
1.7. | Формовка путём выбивания. Отминка в готовую форму.Изготовление и декорирование авторского арт. объекта из керамики | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 2. Скульптура малых форм | ||||||
2.1. | Лепка свистульки (петушка, уточки и т.д. Лепка дымковской игрушки (индюков, петухов, барышень) | Практические | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
2.2. | Разработка эскизов дымковской и филлимоновской игрушки. Разработка форм свистульки | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
2.3. | Лепка филлимоновской и каргопольской игрушки | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
2.4. | Разработка эскизов каргополькой игрушки | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
2.5. | Методы декорирования: скульптурный, живописный, технологический. | Практические | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
2.6. | Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 3. Способы и назначение сушки и обжига изделий. | ||||||
3.1. | Глазурование изделий | Практические | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
3.2. | Просмотр видео о видах обжига | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
3.3. | Физико-химические основы обжига. Назначение обжига. Виды брака и способы их устранения | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 4. Работа на гончарном круге | ||||||
4.1. | Устройство гончарного круга и инструментами, необходимые для работы. Принципы работы на гончарном круге. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
4.2. | Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
4.3. | Искусство центровки глины на круге. Отработка процесса вытягивания изделия.Изготовление конусообразной и расширяющейся кверху вазы. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
4.4. | Просмотр видео мастер-классов по технологии работы на гончарном круге | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
4.5. | Разработка эскизов изделий | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
4.6. | Изготовление чашек и кувшинов на гончарном круге. Способы изготовления ручек. Изготовление крышек. | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
4.7. | Декорирование гончарных изделий при помощи инструментов на круге, процарапывание (сграффито), использование печатей и дыроколов. Изготовление плоских изделий - блюдец и тарелок. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
4.8. | Изготовление сложных изделий на гончарном круге. Вытягивание на круге яиц, изделий овальной и грушевидной формы, колокольчиков. Вытягивание чайников на круге, различные виды носиков и ручек. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
Раздел 5. Шликерное литье в гипсовые формы. | ||||||
5.1. | Изготовление изделий способом литья жидкой глины в гипсовую форму. | Лекции | 5 | 2 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
5.2. | Просмотр иллюстративного материала по гончарному делу. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
5.3. | Изготовление изделий способом вальцовки в гипсовую форму.Разработка и изготовление панно из глины. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-36 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие керамики. История развития технологии керамики. Классификация керамических материалов. 2. Классификация керамических материалов. 3. Строение керамики. Кристаллическая, стекловидная и газовая фазы. Структура и текстура керамического черепка. 4. Физико-химические и механические свойства керамических материалов. 5. Термические свойства керамических материалов. 6. Основы процесса сушки материалов и изделий. Методы и режимы сушки. 7. Глазури и ангобы. Назначение и классификация. Технология их приготовления и нанесе¬ния. 8. Пигменты и керамические краски. Способы декорирования керамических изделий. 9. Обжиг и спекание керамических материалов. Процессы, протекающие при обжиге изде¬лий. 10. Основные критерии процесса обжига. Выбор рационального режима обжига. 11. Традиционные образы народной игрушки. 12. Базовые технологии в области керамики. 13. Принципы работы на гончарном круге 14. Шликерное литье в гипсовые формы. 15. Применение разных фактур и их сочетание на глиняном пласте. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
«1» - (неудовлетворительно) студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на заданные вопросы по теме. «2» - (плохо) студент демонстрирует крайне фрагментарные знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно; «3» - (удовлетворительно) студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной программы; неточно использует научную терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить; «4» - (хорошо) студент демонстрирует достаточную полноту знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя ; «5» - (отлично) студент демонстрирует системность и глубину знаний, в том числе полученных при изучении основной и дополнительной литературы; точно и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение; использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Каллистер У.Д., Ретвич Д.Дж., Малкин А.Я. | Материаловедение: от технологии к применению (металлы, керамика, полимеры): | СПб.: Научные основы и технологии, 2011 | |
Л1.2 | Нижибицкий О. Н. | Художественная обработка материалов. : Учебное пособие | СПб: "Политехника", 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Молотова, В.Н. | Декоративно-прикладное искусство : учеб. пособие для сред. проф. образования | М. : ФОРУМ, , 2009. | |
Л2.2 | В. Ю. Коваль | Керамика Востока на Руси IX-XVII века: монография | Наука, 2010 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | сост. Л.В.Шокорова | Общее материаловедение: программа и методические рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://do.gendocs.ru/docs/index-286252.html | |||
Э2 | http://mosgonchar.ru/programma-po-obucheniyu-rabote-na-goncharnom-kruge.html | |||
Э3 | http://www.coolreferat.com/ | |||
Э4 | http://www.slavyanskaya-kultura.ru/art/trade/istorija-glinjanyh-igrushek.html | |||
Э5 | http://www.patlah.ru/etm/etm-01/teh%20glina/goncar%20kryg/goncar%20kryg.htm | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Операционная система Windows Power Point Microsoft Office Windows Media Center | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Специально оборудованные аудитории для проведения практических занятий: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование, наглядные пособия |
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: 1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); 2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки 3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе; 4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации; 5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария. Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы: - наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы; - используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах. |