МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Художественные промыслы Сибири

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-3-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. и., доцент Шокорова Л. В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.

Рабочая программа дисциплины
Художественные промыслы Сибири

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки 035400.62 "История искусств", утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации №198 от 22 марта 2010 г.

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям): Декоративно-прикладное искусство и дизайн
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 30.08.2017 г. № 1
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, профессор Степанская Т. М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Художественные промыслы Сибири» является раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов и определение их взаимосвязи с русскими художественными традициям на примере наиболее развитых современных центров народного искусства Сибири.
Задачи:
-развитие творчески активной личности;
-знакомство с основными ремеслами Сибири;
-раскрытие своеобразия основных видов художественных промыслов;
-приобщение к истокам народного искусства;
-воспитание интереса к наследию русского народа, как части современной жизни;
-воспитание у студентов чувства патриотизма, любви к своей Родине.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири; закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства; о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов.
Знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири; основные характерные особенности ремесел и промыслов; географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями; центры народных промыслов, Знать художественные производства, их современное состояние и перспективы развития; особенности изготовления традиционных предметов народного искусства; ремесленную основу творчества; закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества; работать с графическими и живописными материалами;создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров; планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время.Определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Иметь навыки научно-исследовательской деятельности; владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов; анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Художественные промыслы как феномен русского народного искусства
1.1. Основные понятия и определения. Декоративно-прикладное искусство, народное творчество, традиция, вариативность, преемственность.Орнамент в народном искусстве. Самодеятельное творчество. Ремесленник, мастер народного искусства, народные художественные промыслы Лекции 5 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Художественные промыслы России XVII - XIX вв.Народные художественные промыслы России начала XX в.Советское декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественная обработка дерева. Керамика. Вышивка, ткачество и кружевоплетение. Косторезные и камнерезные промыслы. Лаковая миниатюрная живопись Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Подготовить презентацию по одному из видов традиционного народного искусства России. Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Народное творчество русского населения Сибири
2.1. Этапы заселения Сибири. Хозяйственная деятельность переселенцев. Обрабатывающая и добывающая промышленность Сибири. Жилищные сибирские постройки. Художественная обработка дерева Практические 5 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Декоративное оформление жилища. Интерьер сибирского дома. Роспись по металлу. Тюменская роспись. Алтайская домовая роспись. Ковроделие. Сибирские ремесла. Кожевенное производство. Текстиль и вышивка. Косторезное искусство. Камнерезное искусство Алтая. Гончарное производство Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Изменение традиционного художественного творчества в контексте современной глобализации культуры Сибири.
3.1. Традиционные промыслы и ремесла в Алтайском крае в конце XX в.. ООО "Турина гора". Общественные организации и семейный бизнес в народном декоративно-прикладном искусстве. Проблема профессионализма в современном народном декоративно-прикладном искусстве. Мотивы, сюжеты, темы современных произведений художественных промыслов Алтая. Практические 5 2 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л3.1
3.2. Влияние культурного туризма на художественный рынок народных промыслов. Анализ художественного рынка народных промыслов и ремесел в Алтайском крае. Фольклорно-мифологические образы в народном декоративно-прикладном искусстве Алтайского края. Традиционная народная игрушка в контексте современной художественной культуры. Современные технологии в художественной обработке древесины. Мастера народного искусства Алтайского края.Мозговой С., Романов В., Наговицина Т., Парфенов А. Гунина А., Замятин В. Практические 5 2 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Изготовление изделия в материале
4.1. Изготовление глиняной игрушки-свистульки Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.2. Изготовление глиняной куклы Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.3. Разработка эскизов росписи куклы Сам. работа 5 4 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.4. Разработка эскизов росписи игрушки-свистульки Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л2.1, Л3.1
4.5. Плетение плоской куклы из рогоза Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.6. Разработка эскизов плоских плетеных кукол Сам. работа 5 7 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.7. Плетение объемной куклы из рогоза Практические 5 2 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.8. Разработка эскизов объемных плетеных кукол Сам. работа 5 8 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.9. Плетение лошадки из соломки Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.10. Разработка эскизов плетеных скульптур из соломки Сам. работа 5 4 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.11. Аппликация из соломки Сам. работа 5 4 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.12. Разработка эскизов аппликаций из соломки Сам. работа 5 4 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.13. Изготовление амулета из бересты Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.14. Разработка эскизов амулетов из бересты Сам. работа 5 7 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.15. Изготовление туеса из бересты Сам. работа 5 2 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.16. Разработка эскиза декорирования туеса Сам. работа 5 12 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.17. Урало-сибирская роспись Сам. работа 5 12 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.18. Разработка эскизов урало-сибирской росписи Сам. работа 5 12 ПК-34 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Значение прикладного искусства в жизни человека: духовная и материальная культура
2.Народное искусство - результат творчества многих поколений
3.Художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров
4.Назначение образов и символов в русском народном художественном искусстве
5.Художественное искусство Сибири как часть русского народного художественного искусства
6.Наиболее распространенные виды ремесел на территории Сибири
7.Влияние переселенческого движения на формирование и развитие художественных промыслов и ремёсел
8.Художественное оформление жилища и своеобразные технические приёмы художественной обработки дерева
9.Традиции и современные тенденции в художественной обработке кожи
10.Художественные приёмы и стилистические особенности в косторезном промысле
11.Основные центры русской камнерезной промышленности
12.Центры гончарного производства Сибири
13.Стилистические особенности традиционного плетения из природных материалов
14.Урало-сибирская роспись на Алтае
15.Алтайская домовая резьба
16.Центры портновского ремесла и ковроделия
17.Применение новых технологий в художественной обработке природных материалов
18.Влияние культурного туризма на возрождение народных художественных промыслов и ремёсел
19.Развитие сувенирного производства в сфере народного искусства
20.Предприятия местной промышленности в сфере народных художественных промыслов
21.Мастера народного декоративно – прикладного искусства
22.Отличительные особенности самодеятельного и профессионального декоративно-прикладного искусства
23.Семейный бизнес в народном декоративно-прикладном творчестве
24.Сувенирное производство в народном декоративно-прикладном искусстве

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сокольникова Н. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
Л1.2 Молотова В. Н. Декоративно-прикладное искусство: учеб. пособие для сред. проф. образования М.: ФОРУМ, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шокорова Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая: Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
Л2.2 Соловьёва Е. И. Промыслы сибирского крестьянства: Н.: Изд – во «Наука», , 2001
Л2.3 Под ред. М. П. Щетинина Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края.: Барнаул ООО «Слово», 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шокорова Л. В. Художественные промыслы Сибири: Метод. рекомендации Изд-во АлтГу, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=17
Э2 http://www.ruspromysel.ru/
Э3 http://art.ioso.ru/bank2006/geography/geography.htm
Э4 http://www.rukukla.ru/article/9g9/
Э5 http://elibrary.ru/item.asp?id=11744290
Э6 http://www.bnr.narod.ru/cat/bks/book_2/book_44.html
Э7 http://top100.rambler.ru/navi/?theme=245%2F316&rgn=81
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный.
Специально оборудованные аудитории для проведения практических занятий, художественные работы студентов из методического фонда.
Методические комплексы.
Учебное пособие, методические указания по курсу, тесты для контроля знаний.
Художественные альбомы, плакаты, наглядные пособия.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины