МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика отраслевых рынков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 9,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент Н.Н. Солопова

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Г.А. Булатова

Рабочая программа дисциплины
Экономика отраслевых рынков

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС по направлению поднотовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проф. А.Я. Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой д.с.н., проф. А.Я. Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины экономика отраслевых рынков являютсяизучение основных моделей формирования и функционирования разного рода рыночных структур, принципов поведения фирм на разных рынках, последствия такого поведения для экономики в целом, варианты отраслевой политики государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Экономические основы отраслевых рынков, закономерности функционирования отраслей, рынков и фирм, инструментарий экономического анализа исследования рыночных структур, прикладные знания в сфере развития возможностей и необходимости государственного регулирования отраслевой структуры
3.2.Уметь:
3.2.1.: самостоятельно использовать полученные знания в процессе после-дующего обучения в соответствии с учебными планами подготовки спе-циалистов и практической деятельно-сти
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.социальной и экономической терминологией и лексикой данной дисциплины, а также навыками само-стоятельного овладения новыми зна-ниями по теории отраслевых рынков и практикой ее развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. . Введение в экономику отраслевых рынков
1.1. Фирма, рынок и отрасль: подходы к определению Лекции 8 6 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Обобщенные рыночные структуры Практические 8 8 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Типы рыночных структур Сам. работа 8 20 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. . Монопольная власть фирмы и концентрация продавцов на рынке
2.1. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм Лекции 8 6 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Показатели рыночной и монопольной власти фирм Сам. работа 8 24 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Барьеры входа на рынок, слияния и поглощения фирм Практические 8 6 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. . Государственная политика формирования и регулирования отраслей
3.1. Отраслевая политика Лекции 8 8 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Государственная промышленная политика Практические 8 8 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Регулирование деятельности монополия Сам. работа 8 22 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену
1) Подходы к анализу отраслевых рынков
2) Парадигма Мейсона
3) Объект изучения экономики отраслевых рынков
4) Субъекты отраслевого рынка. Понятие отрасли
5) Подходы к анализу структуры отраслевых рынков
6) Показатели концентрации фирм в отрасли
7) Динамика рынков. Статистика входа-выхода фирм на отраслевой ры-нок
8) Типы отраслевых структур
9) Структура отраслевого рынка и анализ барьеров входа-выхода фирм на рынок
10) Стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок и их оценка
11) Нестратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок. Проблемы измерения
12) Классификация уровней барьеры входа фирм на отраслевой ры-нок по Бейну
13) Власть фирмы на отраслевом рынке. Показатели рыночной вла-сти
14) Дифференциация продукта на отраслевом рынке
15) Модели пространственной дифференциации продукта
16) Модели вертикальной дифференциации продукта
17) Рыночная структура и продвижение товара на рынок. Расходы на рекламу
18) Особенности поведения монополии на отраслевом рынке
19) Последствия монопольной власти на отраслевом рынке
20) Подходы к оценке «мертвого груза» монополий
21) Модель рынка с доминирующей фирмой
22) Ценовое лидерство в модели Форхаймера
23) Классификация некооперативных стратегий поведения фирм на отраслевом рынке
24) Парадокс Бертрана
25) Модель Курно
26) Модель Штаккельберга
27) Кооперативные стратегии поведения фирм на рынке. Картельные соглашения
28) Условия стабильности картеля
29) Особенности отраслевого рынка с естественной монополии. Ви-ды естественных монополий
30) Условия равновесия для нерегулируемой естественной монопо-лии
31) Методы государственного регулирования естественных монопо-лий
32) Подходы к регулированию естественных монополий
33) Х-неэффективность монополии
34) Х-эффективность монополии
35) Естественная монополия и эффективность использования ресур-сов
36) Ценовая дискриминация на отраслевых рынках
37) Характеристика степеней дискриминации по Пигу
38) Клубное ценообразование как форма совершенной ценовой дис-криминации
39) Формы проявления ценовой дискриминации третьей степени
40) Последствия ценовой дискриминации для развития экономики
41) Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
42) Способы установления вертикального контроля
43) Стимулы к вертикальной интеграции отраслевых структур
44) Эффект «двойной маржинализации» и вертикальная интеграция
45) Последствия вертикальной интеграции для развития отраслевого рынка
46) Вертикальная интеграция и эффективность использования ресур-сов
47) Антимонопольная политика государства
48) Образование финансово-промышленных групп как форма прояв-ления вертикальной интеграции
49) Международная и отечественная практика антимонопольного ре-гулирования
50) Ценообразование на рынке естественных монополий
51) Формы проявления квазивертикальной интеграции и российской экономике
52) Особенности деятельности фирмы в условиях монополистиче-ской конкуренции. Модель Чемберлина
53) Стратегия поведения фирм на разных стадиях развития отрасле-вого рынка
54) Подходы к определения границ отраслевого рынка
55) Место блока результативности в парадигме Майсона
56) Альтернативные цены фирмы
57) Административные барьеры; состав, подходы к количественным оценкам
58) Эффект масштаба и минимально эффективный объем выпуска

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1) Предмет и методы экономики отраслевых рынков
2) Типы фирм
3) Показатели концентрации и рыночной власти фирмы
4) Барьеры входа-выхода
5) Совершенная конкуренция и монополия: сравнительный анализ обще-ственного благосостояния
6) Естественные монополии
7) Олигополия
8) Ценовая дискриминация
9) Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения
10) Антимонопольная политика государства
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. файл - приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: Учебное пособие Политехнического ун-та, , 2009
Л1.2 Пахомова Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства : учебник Изд-во Экономика, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Джуха В.М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие Изд-во Феникс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Всем, кто учится: http://www.alleng.ru
Э2 2. Основной образовательный портал: http://economicus.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
11.http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
14.Экономический портал: http://institutiones.com/download/books/1464-zadachi-i-testy-po-finansovoj-matematike.html
16.Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html
18.Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Всем, кто учится: http://www.alleng.ru
2.Основной образовательный портал: http://economicus.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студента предполагает два основных направления деятельности (кроме лекций)– подготовка к семинарским занятиям в соответствии с предложенным списком вопросов для обсуждения на семинарах и само-стоятельная работа по освоению курса по темам, которые не вошли в лекционный или практический курс. Ориентиром здесь является список вопросов, выносимых на экзамен. Кроме того, студент должен написать реферат по одной из проблем экономики отраслевых рынков, углуб-ляющий его знания в той или иной области предмета курса. Объем ре-ферата – 5-7 стр. Основой написания реферата является список предлагаемой литературы, а также статьи в научных журналах и ресурсы Интернета.
2.2 Вопросы по темам семинарских занятий и самостоятельной ра-боте
Тема 1. Предмет и методы экономики отраслевых рынков
• Как сформировался предмет экономики отраслевых рынков
• место экономики отраслевых рынков в системе экономических дисци-плин
• различие в подходах к анализу рынков и поведения фирм в мировой экономической литературе
• Основная парадигма «структура-поведение-результативность»
• Показатели функционирования отрасли, факторы отраслевой политики государства
• Институциональный подход с т очки зрения трансакционных издержек
• В чем важность изучения экономики отраслевых рынков

Тема 2. Типы фирм
• Характеристика фирмы в рамках неоклассической и институциональ-ной школы
• Методы анализа фирм как главного экономического агента
• Виды фирм
• Цели фирм
• Стратегия фирм в различных рыночных структурах.
• Поведение доминирующей фирмы на рынке

Тема 3 Показатели концентрации и рыночной власти фирмы
• Определение рынка и отрасли в теории и на практике. Установление границ рынка, их виды
• Факторы, определяющие структуру рынка
• Классификация рыночных структур
• Роль концентрации производства, её виды и проблемы измерения
• Теории концентрации
• Показатели концентрации и монопольной власти фирм


Тема 4. Барьеры входа-выхода
• Определение барьеров входа и выхода из отрасли
• Стратегические и нестратегические виды барьеров
• Концепции Бэйна, Стиглера, Демсеца
• Абсолютное преимущество в издержках производства, эффект масшта-ба
• Дифферециация продукта и качество товара, реклама и репутация фир-мы
• Вертикальная интеграция и её виды
• Диверсификация производства роль незагруженных мощностей
Тема 5 Совершенная конкуренция и монополия: сравнительный анализ общественного благосостояния
• Сравнительный анализ поведения фирмы в краткосрочном и долго-срочном периодах
• Потери от монополии: альтернативные варианты подсчетов
• Эффективность рынков несовершенной конкуренции
• Теории и методы оценки потерь общественного благосостояния в усло-виях монополии и олигополии
• Эмпирические исследования и проблемы оценки социальной эффек-тивности в практике функционирования отраслевых рынков
Тема 6 Естественные монополии
• Определение естественной монополии в теории и на практике
• Соотношение предельных и средних издержек и прибыльность функ-ционирования фирмы
• Проблемы и способы регулирования естественных монополий
• Ценообразование Рамсея
Тема 7 Ценовая дискриминация
• Ценообразование в условиях различных типов ценовой дискриминации в теории и на практике
• Типы ценовой дискриминации
• Последствия ценовой дискриминации для общественного благосостоя-ния
• Стратегическое поведение фирмы в условиях эффективного осуществ-ления ценовой дискриминации
• Методы осуществления ценовой дискриминации: связанные продажи и двухчастный тариф
Тема 8 Вертикальная интеграция и диверсификация
• Сущность вертикальной интеграции
• Теории вертикальной интеграции
• Формы и степень вертикальной интеграции
• Монополистические мотивы и проблемы стратегического взаимодейст-вия на рынках монополии и монопсонии
• Диверсификация: проблемы измерения, теории диверсификации и об-разование конгломератов
Тема 9 Антимонопольная политика государства
• Политика функционирования отраслей и рынков
• Поведение фирм и эффективность отрасли
• Цели антимонопольной политики государства
• Международный опыт антимонопольной политики
• Эмпирический анализ проблем отраслевой политики в России