МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международная экономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_01_МЭ-2-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.э.н., доцент И.Е.Каплинская

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент Г.А. Булатова

Рабочая программа дисциплины
Международная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки "Экономика", утвержден 12.11.2015, №1327

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика: Международная экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Срок действия программы: 2016-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.с.н.проф. А.Я.Троцковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой Д.с.н.проф. А.Я.Троцковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений студентов о теоретических основах функционирования современной международной экономики, приобретение навыков использования теоретических моделей движения товаров, услуг и факторов производства для анализа процессов, протекающих в мировой экономике на микро и макроуровнях. Выявление проблем функционирования экономик открытого типа, раскрытие роли международных экономических организаций в развитии современной национальной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-6 способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Студент должен иметь представление:
О теоретических основах и моделях развития международной экономики

Знать важнейшие инструменты анализа экономических отношений с помощью методов теории международной экономики
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь оценивать реальные экономические процессы,протекающие в системах открытых экономик и мировой экономике в целом посредством инструментов теории международной микро- и макроэконеомики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыкам оценки динамики и проблем развития различных форм МЭО, прогнозировать возможные последствия МЭО для национальной и мировой экономики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ Международная экономика
1.1. Понятие, структура, этапы развития международной экономики. Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Факторы интернационализации экономики. Практические 6 2 ОПК-1 Л2.1, Л3.1
1.3. Глобализация экономики и ее проблемы. Международная экономическая интеграция Сам. работа 6 6 ОПК-1 Л2.1, Л3.1
1.4. Рынок товаров и услуг Лекции 6 2 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.5. Теории международной торговли Практические 6 2 ОПК-1 Л2.1, Л3.1
1.6. Проблемы конкурентопособности национальных экономик. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л3.1
1.7. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Лекции 6 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.8. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Практические 6 4 Л2.1, Л3.2
1.9. Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. Сам. работа 6 4 Л2.1, Л3.2
1.10. Международная миргация капитала Основные эффекты Лекции 6 2 ПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.11. Международная миргация капитала Основные экономические эффекты. Базогвая модель Практические 6 4 ПК-6 Л2.1, Л3.2
1.12. Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ Сам. работа 6 6 ОПК-1, ПК-6 Л2.1, Л3.2
1.13. Международная миграция РС Графические модели Лекции 6 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.14. Международная миргация РС Графические модели Практические 6 4 Л2.1, Л3.2
1.15. Международная миргация РС Графические модели Сам. работа 6 6 Л2.1, Л3.2
1.16. Теории платежного баланса и валютного курса Россия в МВС Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2
1.17. Теории платежного баланса и валютного курса Практические 6 2 ПК-6 Л2.1, Л3.2
1.18. Теории платежного баланса и валютного курса Проблемы валютных отношений в РФ Сам. работа 6 6 ПК-6 Л2.1, Л3.2
1.19. Международное регулирование в мировой экономике и его прогблемы Лекции 6 4 ОПК-1 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1
1.20. Международное регулирование в мировой экономике Россия в системе МЭ Организаций Практические 6 4 ПК-6 Л2.1, Л3.2, Л3.1
1.21. Международное регулирование в мировой экономике Сам. работа 6 7 ПК-6 Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Международная экономика как система. Субъекты МЭ и их экономические интересы.
2. Основные концепции в Теории международной экономики.
3. Этапы становления международной экономики.
4. Глобализация : сущность и противоречия.
5. Принцип абсолютного преимущества. Кривая производственных возможностей при постоянных и растущих издержках замещения.
6. Принцип сравнительных преимуществ. Относительная цена товара.
7. Линия торговых возможностей.
8. Теорема Хекшера-Олина. Кривые производственных возможностей и кривые безразличия до и после установления торговли.
9. Теорема выравнивания цен на факторы производства. Изокванты для торгуемых товаров.
10. Парадокс Леонтьева.
11. Теорема Рыбчинского.
12. Модель спроса и предложения на мировом рынке товара.
13. Выигрыш субъектов ( экспортеров и импортеров) от мировой торговли .
14. Внешняя торговля и ее воздействие на типы экономического роста.
15. "Голландская болезнь", ее графическая иллюстрация.
16. Внуртриотраслевая мировая торговля.
17. Эффект масштаба в международной торговле.
18. Модель демпинга как форма ценовой дискриминации.
19. Эффекты либерализма в международной торговле.
20. Эффекты протекционизма в международной торговле.
21. Модель тарифного регулирования экспорта. Выигрыши субъектов рынка.
22. Модель тарифного регулирования импорта. Выигрыши субъектов рынка.
23. Модель импортных и экспортных квот. Выигрыши субъектов рынка.
24. Миграция капитала. Эффекты экспортера.
25. Миграция капитала. Эффекты импортера.
26. Модель миграции капитала. Выигрыши субъектов рынка.
27. Прямые инвестиции ТНК, их роль в мировой экономике.
28. Экономические эффекты трудовой миграции. ( страна -донор)
29. Экономические эффекты трудовой миграции. ( страна -рецепиент)
30. Модель миграция рабочей силы.
31. Теории и механизмы международной передачи технологии.
32. Экономическая интеграция: сущность, типы, предпосылки и факторы.
33. Этапы развития международной экономической интеграции, ее эффекты.
34. Теория платежного баланса и валютного курса.
35. Методы государственного регулирования платежного баланса и валютного курса.
36. Структура и инструменты международных финансовых рынков.
37. Сделки на международных финансовых рынках.
38. Система и функции международных экономических организация.
39. Механизмы и проблемы многостороннего регулирования международной экономики (характеристика одной из МЭО по выбору студента)
40. Россия в современной международной экономике.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Глобализация и антиглобализм с позиций экономических интересов субъектов международных отношений.
2. Риски, вызовы и угрозы глобализации.
3. Теории глобализации( Т.Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П.Аллегре, П. Даниелс.)
4. Глобализация и регионализм в современных МЭО.
5. Проблемы перехода России к модели открытой экономики.
6. Международная экономика как фактор экономического роста в РФ.
7. Направления реформирования торговой политики РФ.
8. Проблемы вступления России в ВТО.
9. Конкурентоспособность России: состояние и проблемы.
10. Роль ТНК в международной экономике.
11. Опыт международного регулирования деятельности ТНК.
12. Проблемы становления российских ТНК, их значение в развитии экономики РФ.
13. Бегство капитала из России: масштабы, причины, последствия, способы возврата.
14. Иностранные инвестиции в Россию.
15. Мировой опыт свободных экономических зон.
16. «Утечка мозгов» из России: масштабы и последствия.
17. Проблемы и последствия иммиграции в Россию.
18. Россия на рынке технологий.
19. Особенности мирового финансового кризиса 90-х годов.
20. Финансовый кризис 1998 года в России.
21. ЕВРО против доллара: последствия для России.
22. Доллар в российской экономике.
23. Проблемы российской валюты.
24. Реформа мировой финансовой архитектуры.
25. Внешнеэкономическая безопасность России.
26. Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
27. Россия как кредитор и инвестор.
28. Модель открытого и закрытого регионализма.
29. Валютная интеграция в ЕС.
30. Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
31. Расширение ЕС и проблемы для России.
32. Роль международной экономики в экономических реформах развивающихся стран.
33. Россия в поиске интеграционной политики.
34. Проблемы взаимодействия стран СНГ.
35. Проблемы деятельности международных экономических организаций (по выбору студента).
36. Государство в глобализирующейся экономике (на примере различных стран)
37. Концепция «новой экономики».
38. Электронные рынки как феномен мировой экономики.
39. Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
40. Международные рейтинговые оценки состояния национальной экономики (на примере РФ).

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шимко П.Д., Диденко Н.И., Шимко П.Д. Международная экономика: учеб. пособие М.: Юрайт, 2010
Л1.2 Колесов В.П. Международная экономика: , 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шимко, П.Д. Международная экономика: учебное пособие "Юрайт"//ЭБС "Университетская библиотека online, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каплинская И.Е. Международная экономческая интеграция: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л3.2 Каплинская И.Е. Международная экономика.Тесты, задачи, упражнения.: АлтГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Европейский союз – http: //europa.eu.int
Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Международный валютный фонд- http: //www.imf.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартное аудиторное оборудование. Ноутбук, проектор.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовка к лекционным занятиям
Лекция является исходным занятием, на котором дается информация о содержании рассматриваемых разделов и тем. П На лекции необходимо вести конспект.
Подготовка к практическим занятиям
Практические занятия включают: 1) написание эссе, 2) проведение семинаров (коллоквиумов), 3) анализ домашних заданий (решение тестов и задач),

Самостоятельная работа студентов включает:
1) конспектирование литературы
2) подготовку к написанию докладов по темам соответствующего раздела;
3) подготовку к семинарским занятиям по предложенным темам и вопросам;
4) подготовку к зачету и экзамену