Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Международная экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_03_01_МЭ-2-2017 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 22,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 26.06.2017 г. № 10
Заведующий кафедрой Д.с.н.проф. А.Я.Троцковский
1.1. | Формирование представлений студентов о теоретических основах функционирования современной международной экономики, приобретение навыков использования теоретических моделей движения товаров, услуг и факторов производства для анализа процессов, протекающих в мировой экономике на микро и макроуровнях. Выявление проблем функционирования экономик открытого типа, раскрытие роли международных экономических организаций в развитии современной национальной экономики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-6 | способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Студент должен иметь представление: О теоретических основах и моделях развития международной экономики Знать важнейшие инструменты анализа экономических отношений с помощью методов теории международной экономики |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Уметь оценивать реальные экономические процессы,протекающие в системах открытых экономик и мировой экономике в целом посредством инструментов теории международной микро- и макроэконеомики |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыкам оценки динамики и проблем развития различных форм МЭО, прогнозировать возможные последствия МЭО для национальной и мировой экономики. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. РАЗДЕЛ Международная экономика | ||||||
1.1. | Понятие, структура, этапы развития международной экономики. | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Факторы интернационализации экономики. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Глобализация экономики и ее проблемы. Международная экономическая интеграция | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1 | Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Рынок товаров и услуг | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Теории международной торговли | Практические | 6 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Проблемы конкурентопособности национальных экономик. | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.1, Л3.1 | |
1.7. | Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. | Лекции | 6 | 4 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 | |
1.8. | Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л3.2 | |
1.9. | Торговая политика.Эффекты международной торговли.Графические модели протекционизма. | Сам. работа | 6 | 4 | Л2.1, Л3.2 | |
1.10. | Международная миргация капитала Основные эффекты | Лекции | 6 | 2 | ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.11. | Международная миргация капитала Основные экономические эффекты. Базогвая модель | Практические | 6 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л3.2 |
1.12. | Международная миргация капитала Проблемы движения капитала вРФ | Сам. работа | 6 | 6 | ОПК-1, ПК-6 | Л2.1, Л3.2 |
1.13. | Международная миграция РС Графические модели | Лекции | 6 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 | |
1.14. | Международная миргация РС Графические модели | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л3.2 | |
1.15. | Международная миргация РС Графические модели | Сам. работа | 6 | 6 | Л2.1, Л3.2 | |
1.16. | Теории платежного баланса и валютного курса Россия в МВС | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.17. | Теории платежного баланса и валютного курса | Практические | 6 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л3.2 |
1.18. | Теории платежного баланса и валютного курса Проблемы валютных отношений в РФ | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л3.2 |
1.19. | Международное регулирование в мировой экономике и его прогблемы | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2, Л3.1 |
1.20. | Международное регулирование в мировой экономике Россия в системе МЭ Организаций | Практические | 6 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л3.2, Л3.1 |
1.21. | Международное регулирование в мировой экономике | Сам. работа | 6 | 7 | ПК-6 | Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Международная экономика как система. Субъекты МЭ и их экономические интересы. 2. Основные концепции в Теории международной экономики. 3. Этапы становления международной экономики. 4. Глобализация : сущность и противоречия. 5. Принцип абсолютного преимущества. Кривая производственных возможностей при постоянных и растущих издержках замещения. 6. Принцип сравнительных преимуществ. Относительная цена товара. 7. Линия торговых возможностей. 8. Теорема Хекшера-Олина. Кривые производственных возможностей и кривые безразличия до и после установления торговли. 9. Теорема выравнивания цен на факторы производства. Изокванты для торгуемых товаров. 10. Парадокс Леонтьева. 11. Теорема Рыбчинского. 12. Модель спроса и предложения на мировом рынке товара. 13. Выигрыш субъектов ( экспортеров и импортеров) от мировой торговли . 14. Внешняя торговля и ее воздействие на типы экономического роста. 15. "Голландская болезнь", ее графическая иллюстрация. 16. Внуртриотраслевая мировая торговля. 17. Эффект масштаба в международной торговле. 18. Модель демпинга как форма ценовой дискриминации. 19. Эффекты либерализма в международной торговле. 20. Эффекты протекционизма в международной торговле. 21. Модель тарифного регулирования экспорта. Выигрыши субъектов рынка. 22. Модель тарифного регулирования импорта. Выигрыши субъектов рынка. 23. Модель импортных и экспортных квот. Выигрыши субъектов рынка. 24. Миграция капитала. Эффекты экспортера. 25. Миграция капитала. Эффекты импортера. 26. Модель миграции капитала. Выигрыши субъектов рынка. 27. Прямые инвестиции ТНК, их роль в мировой экономике. 28. Экономические эффекты трудовой миграции. ( страна -донор) 29. Экономические эффекты трудовой миграции. ( страна -рецепиент) 30. Модель миграция рабочей силы. 31. Теории и механизмы международной передачи технологии. 32. Экономическая интеграция: сущность, типы, предпосылки и факторы. 33. Этапы развития международной экономической интеграции, ее эффекты. 34. Теория платежного баланса и валютного курса. 35. Методы государственного регулирования платежного баланса и валютного курса. 36. Структура и инструменты международных финансовых рынков. 37. Сделки на международных финансовых рынках. 38. Система и функции международных экономических организация. 39. Механизмы и проблемы многостороннего регулирования международной экономики (характеристика одной из МЭО по выбору студента) 40. Россия в современной международной экономике. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Глобализация и антиглобализм с позиций экономических интересов субъектов международных отношений. 2. Риски, вызовы и угрозы глобализации. 3. Теории глобализации( Т.Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П.Аллегре, П. Даниелс.) 4. Глобализация и регионализм в современных МЭО. 5. Проблемы перехода России к модели открытой экономики. 6. Международная экономика как фактор экономического роста в РФ. 7. Направления реформирования торговой политики РФ. 8. Проблемы вступления России в ВТО. 9. Конкурентоспособность России: состояние и проблемы. 10. Роль ТНК в международной экономике. 11. Опыт международного регулирования деятельности ТНК. 12. Проблемы становления российских ТНК, их значение в развитии экономики РФ. 13. Бегство капитала из России: масштабы, причины, последствия, способы возврата. 14. Иностранные инвестиции в Россию. 15. Мировой опыт свободных экономических зон. 16. «Утечка мозгов» из России: масштабы и последствия. 17. Проблемы и последствия иммиграции в Россию. 18. Россия на рынке технологий. 19. Особенности мирового финансового кризиса 90-х годов. 20. Финансовый кризис 1998 года в России. 21. ЕВРО против доллара: последствия для России. 22. Доллар в российской экономике. 23. Проблемы российской валюты. 24. Реформа мировой финансовой архитектуры. 25. Внешнеэкономическая безопасность России. 26. Внешний долг России и проблемы его урегулирования. 27. Россия как кредитор и инвестор. 28. Модель открытого и закрытого регионализма. 29. Валютная интеграция в ЕС. 30. Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС. 31. Расширение ЕС и проблемы для России. 32. Роль международной экономики в экономических реформах развивающихся стран. 33. Россия в поиске интеграционной политики. 34. Проблемы взаимодействия стран СНГ. 35. Проблемы деятельности международных экономических организаций (по выбору студента). 36. Государство в глобализирующейся экономике (на примере различных стран) 37. Концепция «новой экономики». 38. Электронные рынки как феномен мировой экономики. 39. Оффшорный бизнес и его роль в экономике России. 40. Международные рейтинговые оценки состояния национальной экономики (на примере РФ). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шимко П.Д., Диденко Н.И., Шимко П.Д. | Международная экономика: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2010 | |
Л1.2 | Колесов В.П. | Международная экономика: | , 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шимко, П.Д. | Международная экономика: учебное пособие | "Юрайт"//ЭБС "Университетская библиотека online, 2010 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Каплинская И.Е. | Международная экономческая интеграция: | АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Каплинская И.Е. | Международная экономика.Тесты, задачи, упражнения.: | АлтГУ, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Мировой банк – http: // www.world-bank.org | |||
Э2 | Международная организация труда –http: //www.ilo.org | |||
Э3 | Европейский союз – http: //europa.eu.int | |||
Э4 | Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org | |||
Э5 | Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org | |||
Э6 | Международный валютный фонд- http: //www.imf.org | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Мировой банк – http: // www.world-bank.org Международная организация труда –http: //www.ilo.org Европейский союз – http: //europa.eu.int Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org Международный валютный фонд- http: //www.imf.org |
Стандартное аудиторное оборудование. Ноутбук, проектор. |
Подготовка к лекционным занятиям Лекция является исходным занятием, на котором дается информация о содержании рассматриваемых разделов и тем. П На лекции необходимо вести конспект. Подготовка к практическим занятиям Практические занятия включают: 1) написание эссе, 2) проведение семинаров (коллоквиумов), 3) анализ домашних заданий (решение тестов и задач), Самостоятельная работа студентов включает: 1) конспектирование литературы 2) подготовку к написанию докладов по темам соответствующего раздела; 3) подготовку к семинарским занятиям по предложенным темам и вопросам; 4) подготовку к зачету и экзамену |