МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медицинских знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра зоологии и физиологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Требухов А.В.

Рецензент(ы):
Шапетько Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы медицинских знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВПО по направлению подготовки - 020400.65 «Биология», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «04» февраля 2010 г. № 100.

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.09.2017 г. № 17
Срок действия программы: 2017-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
Мацюра А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра зоологии и физиологии

Протокол от 01.09.2017 г. № 17
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение основами оказания первой медицинской помощи. Формирование у студентов осознанного отношения к здоровью как ценности и убеждения в приоритете здорового образа жизни.
Задачи:
формирование у студентов системы знаний о здоровье и факторах его укрепляющих;
выявление особенностей и специфики социальных предпосылок формирования здорового образа жизни;
знать основные группы острых заболеваний и состояний, требующих оказания неотлож-ной помощи;
обучение студентов основам оказания первой медицинской помощи при возникновении неотложных состояний и травм;
подготовка студентов к проведению профилактических мероприятий при возникновении эпидемий;
овладеть навыками оказания первой медицинской помощи при заболеваниях различных органов и систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-9 способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные природные и техногенные опасности, их свойства и характеристики;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи.
3.2.Уметь:
3.2.1.идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации;
принимать решения по целесообразным действиям в ЧС;
распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности;
приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС;
приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Здоровье и факторы его определяющие. Состояние здоровья учащихся.
1.1. Критерии индивидуального здоровья. Факторы, влияющие на здоровье человека. Индивидуальное здоровье. Лекции 7 4 ОК-9 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Состояние здоровья учащихся.Определение понятия "здоровье". Общественное здоровье. Критерии и факторы общественного здоровья. Здоровье населения и индивидуальное здоровье. Определение факторов риска развития болещней. Оценка уровня индивидуального здоровья. Медико-статистические показатели состояния здоровья учащихся различных возрастных групп. Группы здоровья учащихся. Взаимосвязь здоровья, предболезни, болезни. Основные признаки нарушения здоровья ребёнка. Лекции 7 6 ОК-9 Л1.2
Раздел 2. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема. Роль школы в формировании здоровья и профилактики заболеваний учащихся.
2.1. Критерии нормирования и расчет индивидуальных физических нагрузок при занятии спортом. Гигиена питания. Составление пищевого рациона.Особенности питания различных групп населения. Лечебное питание. Диеты, как основа лечебного питания. Практические 7 2 ОК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Понятие "здоровый образ жизни". Основные составляющие здорового образа жизни. Медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Здоровый образ жизни, как социальная проблема. Микро- и макросоциальные факторы, определяющие образ жизни человека. Законодательные акты по оздоровлению нации. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в школе. Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся. Понятие о рациональном и сбалансированном питании. Рациональное питание, как один из критериев здорового образа жизни. Занятия спортом и здоровье. Здоровый образ жизни и гигиена питания. Пища и ее составляющие. Биологическая роль входящих в продукты питания макронутриентов (белков, жиров, углеводов) и микронутриентов (витаминов и минеральных веществ). Биологическая рол Сам. работа 7 10 ОК-9 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Болезни и их классификация. Задачи и принципы первой медицинской помощи.Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. Сердечно-легочная реанимация.Оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах.
3.1. Оценка показателей общественного здоровья (на примере Алтайского края). Классификация болезней по МКБ 10. Понятие транспортной иммобилизации. Принципы оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах различных видов. Кровопотеря, признаки, тяжесть, оказание первой медицинской помощи.Признаки остановки сердца, причины, диагностика, неотложная помощь. Острая дыхательная недостаточность, причины, признаки, диагностика, оценка степени тяжести, общие принципы искусственной вентиляции легких. Лекции 7 2 ОК-9 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Здооровье и болезнь. Определение "болезнь". Факторы, влияющие на развите болезней. Классификация болезней. Понятие патологический процесс и патологическое состояние. Поняте патогенеза заболеваний. Синдромы и симптомы болезней. Диагностика болезней.Основные принципы лечения болезней и их профилактики. Общественное здоровье.Понятие о терминальных состояниях. Общие принципы помощи при терминальных состояниях. Болевой (травматический) шок. Механизм развития шока, и его признаки.Профилактика шока. Обморок и коллапс.Предагональное и агональное состояние, клиническая и биологическая смерть, их признаки. Приёмы и этапы сердечно - лёгочной реанимации. Показания к реанимации. Ошибки реанимации. Критерии эффективности реанимации. Методы и приемы оценки состояния больных и травмированных. Задачи и принципы оказания первой медицинской, доврачебной и врачебной (специализированной) помощи. Травматология. Классификация ран. Признаки раны. Осложнения ран, раневая инфекция. Травмы. Понятие "травма". Виды травм. Клинические Сам. работа 7 20 ОК-9 Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Первая медицинская помощь при острых состояниях.Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии. Меры профилактики инфекционных болезней.
4.1. Первая медицинская помощь при утоплении и удушении, инородных телах в дыхательных путях, аллергических состояниях. Гипогликемическая и гипергликемическая кома. Причины, первая медицинская помощь при диабетической и гипогликемической коме. Помощь при гипертоническом кризе. Синдром бронхобструкции. Неотложные состояния при заболеваниях с бронхобструктивном синдромом.Алгоритм первой медицинской помощи при данных заболеваниях. Практические 7 14 ОК-9 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Понятие "острого состояния",виды и его признаки. Особенности алгоритма первой медицинской помощи пострадавши при острых состояниях. Синдром гипретензионный - Гипертоническая болезнь и гипертонический криз. Первая помощь при приступах бронхиальной астмы, почечной колики, стенокардии, эпилептическом припадке. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Пищевые отравления не микробного характера. Неотложная помощь при острых отравлениях. Алкогольные, лекарственные, отравления наркотиками. Отравления фосфорорганическими соединениями, ядовитыми газами, средствами бытовой химии. Эпидемиология. Понятие об инфекционном процессе Характеристика патогенных микроорганизмов (классификация, свойства, устойчивость к воздействию факторов внешней среды). Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности. Иммунитет и восприимчивость организма человека к инфекционным болезням. Противоэпидемические мероприятия и профилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах. Понятие о дезинфекции, дезинсекции, дер Сам. работа 7 14 ОК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Определение понятия "здоровье". Показатели здоровья.
Факторы, влияющие на здоровье. Роль различных факторов в укреплении здоровья.
2. Индивидуальное здоровье и здоровья населения.
3. Режим дня и здоровье.
4. Двигательная активность и здоровье.
5. Закаливание. Виды, значение, правила организации и проведения закаливания.
6. Питание и здоровье. Понятие о рациональном, сбалансированном питании.
7. Вредные привычки и здоровье. Профилактика вредных привычек.
8. Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в учебное и внеучебное время.
9. Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний.
10. Признаки болезни, их классификация. Формы, стадии развитие и исходы болезней.
11. Задачи и принципы первой медицинской помощи.
12. Первая медицинская помощь при ранениях. Асептика и антисептика.
13. Первая медицинская помощь при ожогах.
14. Первая медицинская помощь при переломах.
15. Первая медицинская помощь при вывихах.
16. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
17. Первая медицинская помощь при отравлениях.
18. Первая медицинская помощь при острых состояниях.
19. Терминальные состояния. Сердечно-лёгочная реанимация.
20. Инфекционные заболевания. Классификация ИЗ. Синдромы и симптомы ИЗ.Профилактика ИЗ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Здоровый образ жизни в сохранении и укреплении здоровья.
Питание и здоровье.
Влияние пищевых добавок на здоровье.
Диета – польза или вред.
Вредные привычки - угроза здоровью.
Влияние физических упражнений на здоровье человека.
Функциональные пробы и тесты в оценке индивидуального здоровья.
Система закаливания - важное условие воспитания здорового ребенка.
Профилактика близорукости.
Профилактика нарушений осанки.
Гигиена умственного труда.
Влияние употребления алкоголя на психофизиологические характеристики детей и под-ростков.
Влияние табакокурения на психофизиологические характеристики детей и подростков.
Влияние употребления наркотиков на психофизиологические характеристики детей и подростков.
Психическое здоровье.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Проверяемые компетенции: ОК-19
2.1. Зачетные вопросы: 1. Сформировать представление о здоровье, оценить значение факторов, влияющих на здоровье. 2. Демографические показатели: рождаемости, заболеваемости, смертности. 3. Физиологические пробы, характеризующие здоровье человека. 4. Состояния, требующие неотложной медицинской помощи. 5. Основные приемы сердечно-легочной реанимации. 6. Оказание неотложной помощи при остановке сердца и критических состояниях. 7. Тактика оказания первой медицинской помощи при: инородных телах, укусах, судорогах и аллергических реакциях. 8. Расскажите о способах остановки кровотечений в порядке само- и взаимопомощи. 9. Принципы наложения повязок разного вида и типа на различные участки тела больных и пострадавших. 10. Правила и способы наложения повязок, способы транспортировки больных и пострадавших. 11. Диагностика основных отравлений и оказание первой помощи при них. 12. Тактика оказания первой медицинской помощи при ожогах. 13. Тактика оказания первой медицинской помощи при отморожениях. 14. Общие правила ухода за больными. 15. Уход за пораженными и больными. 16. Показания и противопоказания для применения горчичников, грелок, компрессов, пузыря со льдом. 17. Методы введения лекарств при оказании экстренной помощи. 18. Предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

2.2. - Тестовые задания: На вопросы дайте наиболее правильный ответ (один или в комбинации). 1. ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) рациональное питание 2) отсутствие вредных привычек 3) занятия физической культурой 4) рациональный режим труда и отдыха.

2. ЗДОРОВЬЕ ЗАВИСИТ ОТ ОБРАЗА ЖИЗНИ НА Выберите один правильный ответ. 1) 10% 2) 20% 3) 40% 4) 50%


3.ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЙОДА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) пища 2) вода

4.ИСТОЧНИКОМ ФТОРА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) пища 2) вода

5.ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ МАРГАНЦА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) пища 2) вода

6.ЭТИ ИОНЫ ОБУСЛАВЛИВАЮТ ЖЁСТКОСТЬ ВОДЫ Выберите один правильный ответ. 1) железо, хлор 2) кальций, магний 3) натрий, кальций 4) медь, магний

7.СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В УГЛЕВОДАХ (В Г) В СУТКИ Выберите один правильный ответ. 1) 50-80 2) 150-200 3) 350-400 4) 500-700

8.СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В БЕЛКЕ (В Г) В СУТКИ Выберите один правильный ответ. 1) 1.15-20 2) 2.30-40 3) 3.50-70 4) 4.80-100

9.ВИТАМИНА «С» СОДЕРЖИТСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО В Выберите один правильный ответ. 1) капусте 2) моркови 3) чёрной смородине 4) шиповнике

10.НЕДОСТАТОК ВИТАМИНА «А» В ОРГАНИЗМЕ ВЫЗЫВАЕТ Выберите один правильный ответ. 1) снижение прочности костей 2) куриную слепоту 3) порозность капилляров 4) снижает свёртываемость крови

11.ПОВРЕЖДЕНИЕ КАКОЙ ИЗ НИЖЕПРИВЕДЕННЫХ АРТЕРИЙ В ОБЛАСТИ ПЕРЕДНЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ПРЕДПЛЕЧЬЯ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ КРОВОТЕЧЕНИЕ? Выберите один правильный ответ. 1) лучевой 2) локтевой 3) общей межкостной 4) нижней локтевой коллатеральной 5) возвратной локтевой

12. ПЯТНА КРОВИ, ОСТАЮЩИЕСЯ ПОСЛЕ ЕЕ ЗАБОРА ИЛИ МАНИПУЛЯЦИЙ НА ЖГУТЕ, КЛЕЕНКЕ, СТОЛИКЕ И ПРОЧ., ПРОТИРАЮТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) салфеткой, смоченной водой
2) салфеткой, смоченной водой, затем дезинфектантом 3) дезинфектантом

13.ПЯТНА КРОВИ НА РУКЕ ПАЦИЕНТА ПРОТИРАЮТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) 6% перекисью водорода 2) водой 3) спиртом 4) йодом

14. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНОЙ ИНФЕКЦИИ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) ношение марлевых масок 2) уборка операционной и перевязочных 3) лечение верхних дыхательных путей бациллоносителей 4) ограничение перемещения в операционной 5) ограничение разговора в операционной и перевязочных

15. ЦЕЛЬ ДАВЯЩЕЙ ПОВЯЗКИ Выберите один правильный ответ. 1) создание неподвижности и покоя для органа или части тела 2) остановка кровотечения 3) исправление патологического положения части тела 4) прочная фиксация лекарственных препаратов к ране 5) предупреждение вторичного инфицирования раны

16. ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ПРОСТОЙ (ЗАЩИТНОЙ) ПОВЯЗКИ ИСПОЛЬЗУЮТ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) марлевый бинт 2) гипсовый бинт 3) косынку 4) трубчатый трикотажный бинт 5) лейкопластырь

17. ПОВЯЗКА ДЕЗО ПО ЛЕЧЕБНОМУ ЭФФЕКТУ ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) иммобилизирующей 2) давящей 3) корригирующей 4) защитной

18. ПОВЯЗКОЙ «ЧЕПЕЦ» МОЖНО ЗАБИНТОВАТЬ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) ухо 2) лобную область 3) теменную область 4) затылочную область 5) заднюю поверхность шеи

19. РАЗНОВИДНОСТЬЮ ВОСЬМИОБРАЗНОЙ ПОВЯЗКИ ЯВЛЯЕТСЯ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) колосовидная 2) возвращающаяся 3) сходящаяся черепашья 4) расходящаяся черепашья 5) ползучая

20.НА ПЛЕЧЕВОЙ СУСТАВ НАКЛАДЫВАЕТСЯ ПОВЯЗКА Выберите один правильный ответ. 1) спиральная 2) ползучая 3) колосовидная 4) возвращающаяся
5) циркулярная

21. ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДАВЯЩЕЙ ПОВЯЗКИ ИСПОЛЬЗУЮТ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) трубчато-сетчатый бинт 2) эластичный бинт 3) резиновый бинт 4) жгут «Эсмарха» 5) марлевый бинт

22.ДЛЯ ЗАКРЫТИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОДБОРОДКА НАКЛАДЫВАЮТ ПОВЯЗКУ Выберите один правильный ответ. 1) Т-образную 2) Циркулярную 3) пращевидную 4) черепашью 5) восьмиобразную

23. ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО С ПЕРЕЛОМОМ КОСТЕЙ ТАЗА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) на щите лежа на животе 2) на щите строго горизонтально на спине 3) в положении «лягушки» на щите или носилках 4) на носилках на боку

24. ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) пращевидной повязкой 2) повязкой «уздечка» 3) повязкой «чепец» 4) воротником Шанца

25. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ Выберите один правильный ответ. 1) голени 2) бедра 3) предплечья 4) ключицы 5) плеча

26. ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ ПЛЕЧА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ШИНЫ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) Еланского 2) пневматическая 3) Крамера 4) Дитерихса 5) щит

27. ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ КОСТЕЙ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) предупредить дополнительные повреждения тканей костными отломками 2) предупредить развитие травматического шока 3) репозиция (сопоставление) костных отломков 4) вытяжение костных отломков 5) профилактика вторичного смещения костных отломков

28. ИММОБИЛИЗАЦИЮ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ МОЖНО ДОСТИЧЬ НАЛОЖЕНИЕМ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) черепашьей повязки 2) ползучей повязки 3) повязки Дезо 4) косыночной повязки
5) спиральной повязки

29. ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ ПРИ ПЕРЕЛОМЕ ЛОПАТКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) повязкой Дезо 2) шиной Крамера 3) подвешиванием верхней конечности на косынке 4) кольцами Дельбе 5) восьмиобразной повязкой

30. ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ШИНЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ИММОБИЛИЗАЦИИ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) кисти 2) предплечья 3) стопы 4) голени 5) бедра

31. СКОПЛЕНИЕ КРОВИ В СУСТАВЕ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) гемартроз 2) гемоторакс 3) гемоперикард 4) гемоперитонеум

32. ПЕНИСТАЯ КРОВЬ – ПРИЗНАК КРОВОТЕЧЕНИЯ ИЗ Выберите один правильный ответ. 1) носа 2) пищевода 3) легких 4) желудка 5) кишечника

33. В НОРМЕ КОЛИЧЕСТВО КРОВИ (В МЛ НА КГ МАССЫ ТЕЛА) СОСТАВЛЯЕТ Выберите один правильный ответ. 1) 45-50 2) 55-60 3) 65-70 4) 80-90 5) 100-110

34. В НОРМЕ КОЛИЧЕСТВО КРОВИ СОСТАВЛЯЕТ (В % ОТ МАССЫ ТЕЛА) Выберите один правильный ответ. 1) 3 2) 1 3) 7 4) 15 5) 11

35. В НОРМЕ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ КРОВИ НАХОДИТСЯ В Выберите один правильный ответ. 1) капиллярах 2) артериях 3) венах 4) полостях сердца

36. СКОПЛЕНИЕ КРОВИ В ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПОЛОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) гемоторакс 2) гемартроз 3) гемоперикард 4) гемоперитонеум

37. СКОПЛЕНИЕ КРОВИ В ОКОЛОСЕРДЕЧНОЙ СУМКЕ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) гемоторакс 2) гемартроз 3) гемоперикард 4) гемоперитонеум

38. ОПАСНОСТЬ СДАВЛЕНИЯ ЛУЧЕВОГО НЕРВА ВОЗНИКАЕТ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ЖГУТА НА УРОВНЕ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) в/3 плеча 2) с/3 плеча 3) н/3 плеча 4) в/3 предплечья

39. ЖИДКИЙ ДЕГТЕОБРАЗНЫЙ СТУЛ (МЕЛЕНА) НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИИ ИЗ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) пищевода 2) желудка 3) двенадцатиперстной кишки 4) сигмовидной кишки 5) прямой кишки

40. ОБЪЕМ ОСТРОЙ КРОВОПОТЕРИ, НЕ СОПРОВОЖДАЮЩИЙСЯ КЛИНИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ СО СТОРОНЫ ГЕМОДИНАМИКИ (% ОТ ОЦК) Выберите правильную комбинацию ответа. 1) 5% 2) 10% 3) 20% 4) 25% 5) 30%

41. СКОПЛЕНИЕ КРОВИ В БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) гемоторакс 2) гемартроз 3) гемоперикард 4) гемоперитонеум

42. ОБЪЕМ ОСТРОЙ КРОВОПОТЕРИ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ УГРОЖАЮЩИМ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО (ПРИ ОТСУТСТВИИ ЛЕЧЕНИЯ) Выберите один правильный ответ. 1) до 10% ОЦК 2) 15-20% ОЦК 3) более 30% ОЦК 4) 40-45% ОЦК

43. РВОТА В ВИДЕ КОФЕЙНОЙ ГУЩИ МОЖЕТ НАБЛЮДАТЬСЯ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИИ ИЗ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) легких 2) пищевода 3) желудка 4) толстой кишки 5) двенадцатиперстной кишки 6) прямой кишки

44. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОСТРОЙ КРОВОПОТЕРИ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) бледность кожи 2) головокружение 3) тахикардия 4) жажда 5) снижение АД
45. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ НАСТУПАЕТ ПРИ КРОВОПОТЕРЕ Выберите один правильный ответ. 1) до 5% ОЦК 2) до 10% ОЦК 3) до 15% ОЦК 4) более 15% ОЦК

46. ГИПОВОЛЕМИЧЕСКИЙ ШОК НЕ НАСТУПАЕТ ПРИ КРОВОПОТЕРЕ Выберите один правильный ответ. 1) до 10-15% ОЦК 2) 20% ОЦК 3) 25-30% ОЦК 4) 40% ОЦК 5) более 40% ОЦК

47. ВОЗБУЖДЕНИЕ В НЕРВНОЙ КЛЕТКЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) сокращением 2) распространением электрического импульса 3) секрецией

48.ТЕТАНУС – ЭТО Выберите один правильный ответ. 1) сокращение мышцы в ответ на раздражение одиночным импульсом 2) снижение работоспособности после длительной работы 3) ухудшение физиологических свойств под влиянием повреждающего (альтерирующего) фактора 4) длительное суммированное сокращение мышцы при частом ритмическом раздражении

49.МЕДИАТОРМ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) норадреналин 2) дофамин 3) ацетилхолин 4) глицин 50.СИНАПС – ЭТО Выберите один правильный ответ. 1) органелла, содержащая медиатор 2) часть нервной клетки, от которой берет начало аксон 3) окончание нервной клетки 4) структура, обеспечивающая передачу возбуждения с нервной клетки на другую клетку

51.АЦЕТИЛХОЛИН ИНАКТИВИРУЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ФЕРМЕНТ Выберите один правильный ответ. 1) холинэстераза 2) моноаминоксидаза 3) катехол-о-метилтрансфераза

52. СКЕЛЕТНЫЕ МЫШЦЫ У ТРЕНИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА СОСТАВЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ % МАССЫ ТЕЛА Выберите один правильный ответ. 1) 75% 2) 60% 3) 35-40% 4) 50%

53.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ СКЕЛЕТНЫМИ МЫШЦАМИ ЧЕЛОВЕКА Выберите один правильный ответ. 1) опорно-двигательную и сенсорную 2) содействие лимфотоку и доставке венозной крови к сердцу 3) образование тепла
4) депонирующую (гликоген и др.) 5) все перечисленное верно

54. СКЕЛЕТНЫЕ МЫШЦЫ У НЕТРЕНИРОВАННОГО ЧЕЛОВЕКА СОСТАВЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ % МАССЫ ТЕЛА Выберите один правильный ответ. 1) 75% 2) 60% 3) 35-40% 4) 50%

55.ВОЗБУЖДЕНИЕ ПО НЕРВНЫМ ВОЛОКНАМ СКЕЛЕТНОЙ МУСКУЛАТУРЫ ПРОВОДИТСЯ СО СЛЕДУЮЩЕЙ СКОРОСТЬЮ (М/С) Выберите один правильный ответ. 1) 12-14 м/с 2) 70-120 м/с 3) 140 м/с 4) 200 м/с

56.АВТОР ТЕОРИИ АКТИВНОГО ОТДЫХА Выберите один правильный ответ. 1) И.М.Сеченов 2) И.П.Павлов 3) Н.Е.Введенский

57.БОЛЬШОЙ СИЛОЙ ОБЛАДАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ МЫШЦЫ Выберите один правильный ответ. 1) продольные 2) косые 3) перистые 4) гладкие

58.БЫСТРЕЕ УТОМЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА Выберите один правильный ответ. 1) нерв 2) синапс 3) мышца

59.РЕФЛЕКСОМ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) совокупность рецепторов, составляющих рецептивное поле 2) ответная реакция организма на действие адекватных раздражителей при обязательном участии ЦНС 3) время от начала действия раздражителя до ответной реакции 4) совокупность нервных клеток

60.ЗВЕНЬЯМИ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ ЯВЛЯЮТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) рецептор, синапс, эффектор 2) рецептор, афферентный чувствительный нейрон, нервный центр, эфферентный двигательный нейрон, рабочий орган 3) рецептор, ЦНС, рабочий орган 4) афферентный нейрон, рабочий орган 61. ЗНАЧЕНИЕ ЦНС ДЛЯ ОРГАНИЗМА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО Выберите правильную комбинацию ответа. 1) ЦНС обеспечивает связь различных органов и систем 2) ЦНС осуществляет связь организма с внешним миром 3) ЦНС осуществляет процессы сознания и мышления 4) ЦНС регулирует работу внутренних органов



62. СПИННОЙ МОЗГ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ ЧИСЛО СЕГМЕНТОВ Выберите один правильный ответ. 1) 20 2) 21 3) 41 4) 31

63. В ШЕЙНЫХ СЕГМЕНТАХ СПИННОГО МОЗГА НАХОДЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ИЗ ПЕРЧИСЛЕННЫХ ЦЕНТРОВ Выберите один правильный ответ. 1) центры межреберных нервов 2) центры диафрагмального нерва 3) центры симпатических нервов 4) центр рвоты

64. В ГРУДНЫХ СЕГМЕНТАХ СПИННОГО МОЗГА НАХОДЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕНТРЫ Выберите один правильный ответ. 1) центры межреберных нервов 2) центры диафрагмального нерва 3) центры тазовых органов 4) центр рвоты

65. В ПОЯСНИЧНЫХ СЕГМЕНТАХ СПИННОГО МОЗГА НАХОДЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕНТРЫ Выберите один правильный ответ. 1) центры мочеиспускания, половых рефлексов 2) центры, регулирующие сокращение мышц нижних конечностей 3) дыхательный центр 4) центры регуляции вегетативных органов

66. В ПРОДОЛГОВАТОММОЗГЕ РАСПОЛАГАЮТСЯ ЦЕНТРЫ СЛЕДУЮЩИХ ЗАЩИТНЫХ РЕФЛЕКСОВ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) мигания 2) чихания, рвоты 3) рвоты 4) оборонительный

67. ПАРАСИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗЫВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) замедляет и ослабляет сокращения сердца 2) сужает бронхи 3) сужает зрачок 4) ослабляет моторику и секрецию пищеварительных органов

68. СИМПАТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ОКАЗЫВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВЛИЯНИЯ Выберите один правильный ответ. 1) расширяет бронхи 2) суживает зрачок 3) усиливает моторику ЖКТ

69. ГЛАВНЫЙ ПАРАСИМПАТИЧЕСКИЙ НЕРВ ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) IX парой черепно-мозговых нервов 2) X парой черепно-мозговых нервов 3) XI парой черепно-мозговых нервов 4) VII парой черепно-мозговых нервов

70. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ Выберите один правильный ответ. 1) восприятие раздражений 2) сокращение скелетных мышц
3) поведение 4) трофику и адаптацию

71. СОМАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧИВАЕТ Выберите один правильный ответ. 1) сокращение гладких мышц 2) адаптацию и трофику 3) сокращение скелетных мышц 4) обмен веществ

72. ОККЛЮЗИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ И ВОЗНИКАЕТ Выберите один правильный ответ. 1) усилением рефлекторного ответа при перекресте центральных зон нервных центров 2) ослаблением рефлекторного ответа при перекресте центральных зон нервных центров 3) усилением рефлекторного ответа при перекресте периферических зон нервных центров 4) ослаблением рефлекторного ответа при перекресте периферических нервных центров

73. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ НАЧИНАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) в левом предсердии 2) в правом предсердии 3) в левом желудочке 4) в правом желудочке

74. БОЛЬШОЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) в левом предсердии 2) в правом предсердии 3) в левом желудочке 4) в правом желудочке

75. МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ НАЧИНАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) в левом предсердии 2) в правом предсердии 3) в левом желудочке 4) в правом желудочке

76. МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) в левом предсердии 2) в правом предсердии 3) в левом желудочке 4) в правом желудочке

77. ПО ЛЕГОЧНЫМ АРТЕРИЯМ КРОВЬ НАПРАВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) венозная к легким 2) артериальная к легким 3) артериальная к левому предсердию 4) венозная к правому предсердию

78. ПО ЛЕГОЧНЫМ ВЕНАМ ТЕЧЕТ КРОВЬ Выберите один правильный ответ. 1) венозная к левому предсердию 2) артериальная к легким 3) артериальная к левому предсердию 4) венозная к правому предсердию

79. СИСТОЛА – ЭТО Выберите один правильный ответ. 1) сокращение сердца 2) расслабление сердца
3) одиночный сердечный цикл 4) пауза между сокращениями сердца

80. ДИАСТОЛА – ЭТО Выберите один правильный ответ. 1) пауза между сокращениями сердца 2) расслабление сердца 3) одиночный сердечный цикл 4) сокращение сердца

81. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОДНОГО СЕРДЕЧНОГО ЦИКЛА ПРИ ЧСС 75 УД./МИН. РАВНА Выберите один правильный ответ. 1) 0,1 сек 2) 0,7 мс 3) 0,8 сек 4) 0,1 мин

82. ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ В ПОКОЕ У ВЗРОСЛОГО В НОРМЕ СОСТАВЛЯЕТ Выберите один правильный ответ. 1) 50-60 в минуту 2) 75 в минуту 3) 60-80 в минуту 4) 80-100 в минуту

83. ТАХИКАРДИЯ – ЭТО Выберите один правильный ответ. 1) урежение частоты сердечных сокращений 2) усиление сердечных сокращений 3) увеличение частоты сердечных сокращений 4) увеличение скорости проведения возбуждения по миокарду

84. БРАДИКАРДИЯ – ЭТО Выберите один правильный ответ. 1) урежение частоты сердечных сокращений 2) увеличение частоты сердечных сокращений 3) уменьшение скорости проведения возбуждения по миокарду 4) ослабление сердечных сокращений

85. ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯ – ЭТО Выберите один правильный ответ. 1) оптическая регистрация электрической активности сердца 2) графическая регистрация электрической активности сердца 3) графическая регистрация звуковой деятельности сердца 4) запись сокращений сердца

86. АРТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) резистивными сосудами 2) магистральными сосудами 3) емкостными сосудами 4) обменными сосудами

87. ВЕНЫ ЯВЛЯЮТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) магистральными сосудами 2) емкостными сосудами 3) обменными сосудами 4) резистивными сосудами

88. КАПИЛЛЯРЫ ЯВЛЯЮТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) резистивными сосудами 2) емкостными сосудами
3) магистральными сосудами 4) обменными сосудами

89. КРОВЬ ИЗ СЕРДЦА ВЫНОСЯТ Выберите один правильный ответ. 1) вены 2) артерии и вены 3) артерии 4) артерии и артериолы

90. КРОВЬ ДЕПОНИРУЕТСЯ В Выберите один правильный ответ.
1) в венах 2) в артериях 3) в артериолах 4) в капиллярах

91. КРОВЬ К ТКАНЯМ ДОСТАВЛЯЮТ Выберите один правильный ответ. 1) вены 2) капилляры 3) артериолы и венулы 4) артерии

92. КРОВЬ К СЕРДЦУ ДОСТАВЛЯЮТ Выберите один правильный ответ. 1) артерии 2) вены 3) вены и венулы 4) лимфатические сосуды

93. ПРИЗНАК, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙ СМЕРТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ Выберите один правильный ответ. 1) остановка сердца 2) остановка дыхания 3) необратимые изменения в ЦНС 4) появление трупного окоченения 5) появление трупных пятен

94. ПОКАЗАНИЯ К ПРЕКРАЩЕНИЮ РЕАНИМАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СЛУЧАЕ ИХ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ Выберите один правильный ответ. 1) непроизвольное отхождение мочи, кала 2) возникновение перелома ребер 3) неэффективность реанимации в течение 30-40 минут 4) зрачки остаются суженными и на свет не реагируют

95. ОБЪЕМ ВДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ДЫХАНИИ У ВЗРОСЛОГО ДОЛЖЕН СОСТАВИТЬ Выберите один правильный ответ. 1) до 300 мл 2) до 500 мл 3) не менее 1 литра 4) не менее 3 литров

96. ЧАСТОТА НАДАВЛИВАНИЙ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ ПРИ МАССАЖЕ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ ДО 10 ЛЕТ (В МИНУТУ) Выберите один правильный ответ. 1) 40-60 2) 80-100 3) 120-140 4) 140-160

97. УСИЛИЕ, ПРИЛАГАЕМОЕ НА ГРУДИНУ, ВО ВРЕМЯ ЗАКРЫТОГО МАССАЖА СЕРДЦА У ВЗРОСЛОГО СОСТАВЛЯЕТ Выберите один правильный ответ. 1) 1-2 кГ 2) 2-3 кГ 3) 5-6 кГ 4) 8-9 кГ 5) 14-15 кГ

98. НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА У НОВОРОЖДЕННЫХ ПРОВОДИТСЯ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) одной рукой 2) кончиками II и III пальцев кисти 3) двумя руками 4) ногтевыми фалангами первых двух пальцев

99. ПРИ НЕПРЯМОМ МАССАЖЕ СЕРДЦА У ВЗРОСЛЫХ ГРУДИНА ДОЛЖНА СМЕЩАТЬСЯ СПЕРЕДИ НАЗАД НА Выберите один правильный ответ. 1) 1-2 см 2) 4-5 см 3) 7-8 см 4) 10-11 см 5) 12-13 см

100. МАССАЖ СЕРДЦА ВОССТАНАВЛИВАЕТ КРОВООБРАЩЕНИЕ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) мозга 2) сердца 3) легких 4) печени 5) конечностей

101. ЗАПАДЕНИЕ ЯЗЫКА УСТРАНЯЕТСЯ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) запрокидыванием головы назад 2) выдвижением вперед нижней челюсти 3) приведением подбородка к грудине 4) установкой в ротоглотке воздуховода 5) открыванием полости рта

102. ПРИ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ВДВОЕМ ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЧАСТОТОЙ ДЫХАНИЯ И МАССАЖА СЕРДЦА СОСТАВЛЯЕТ Выберите один правильный ответ. 1) 1:1 2) 1:5 3) 2:15 4) 2:30 5) 2:50 6) 3:2 7) 6:3

103. НАИБОЛЕЕ ЧАСТОЕ ОСЛОЖНЕНИЕ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА Выберите один правильный ответ. 1) разрыв миокарда 2) перелом ребер 3) разрыв нижней полой вены 4) разрыв аорты 5) разрыв кишечника



104. МИНИМАЛЬНОЕ СИСТОЛИЧЕСКОЕ АД, КОТОРОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДОСТИГНУТО У ВЗРОСЛОГО НЕПРЯМЫМ МАССАЖЕМ СЕРДЦА Выберите один правильный ответ. 1) 40 мм.рт.ст. 2) 60 мм.рт.ст. 3) 80 мм.рт.ст. 4) 100 мм.рт.ст. 5) 120 мм.рт.ст.

105. ПРИ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА ЗРАЧКИ СТАНОВЯТСЯ ЯВНО РАСШИРЕННЫМИ ЧЕРЕЗ Выберите один правильный ответ. 1) 30-60 минут 2) 3 минуты 3) 5 минут 4) 8 минут 5) 10 минут

106. ПРИ УТОПЛЕНИИ В ПРЕСНОЙ ВОДЕ ПОСЛЕ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО НА БЕРЕГ ПРОВОДЯТ Выберите один правильный ответ. 1) удаление жидкости из дыхательных путей 2) опорожнение желудка от воды 3) ИВЛ 4) массаж сердца 5) очистку полости рта от слизи, песка и ила 6) верно все

107. ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОПОРОЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ ОТ ВОДЫ ПРИ УТОПЛЕНИИ ДО ПРОВЕДЕНИЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ Выберите правильную комбинацию ответа. 1) пострадавшего повернуть на бок 2) пострадавшего положить на живот, энергично несколько раз надавить на грудную клетку 3) приподнять за ноги нижнюю часть туловища 4) ввести в трахею зонд

108. У УТОНУВШЕГО В ХОЛОДНОЙ ВОДЕ СРОК КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ СОСТАВЛЯЕТ ДО Выберите один правильный ответ. 1) до 3 минут 2) 5-6 минут 3) 10-15 минут 4) 15-17 минут

109. НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫ ПЕТЛИ ТОКА Выберите правильную комбинацию ответа. 1) рука-рука 2) рука-голова 3) нога-нога 4) рука-нога

110. ПРИ СОЛНЕЧНОМ УДАРЕ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ КЛИНИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ Выберите один правильный ответ. 1) отек головного мозга 2) отек легких 3) инфаркт миокарда 4) кровоизлияние в мозг





3. Фонд оценочных средств (ФОС) для промежуточной аттестации студентов:

Проверяемые компетенции: ОК-21; ОК-22.

3.1. Зачетные и экзаменационные вопросы: 1. Здоровье: определение понятия, виды, факторы, укрепляющие здоровье, и факторы риска. 2. Первая медицинская помощь: определение понятия, значение первой медицинской помощи, задачи и правила оказания. 3. Травматизм: определение, виды. Меры профилактики травм и первая медицинская помощь при них. 4. Закрытые повреждения: ушиб, растяжение и разрыв связок, вывих, перелом. Закрытые повреждения органов грудной клетки, брюшной полости и мозга. Симптомы, оказание первой медицинской помощи. 5. Открытые повреждения (раны): определение, классификация, основные осложнения. Симптомы, оказание первой медицинской помощи. Понятие об асептике и антисептике. 6. Транспортная иммобилизация: общие сведения, показания, основные правила и средства. Транспортная иммобилизация при повреждениях различных частей тела. 7. Синдром длительного сдавления тканей: определение, периоды, степени тяжести. Алгоритм оказания первой медицинской помощи. 8. Кровотечение: определение, классификация; виды остановки кровотечения; способы временной остановки кровотечения. 9. Реанимация: определение понятия, гипоксия как главный фактор умирания. Виды смерти, признаки. Показания к реанимации, противопоказания. Правила и техника непрямого массажа сердца и ИВЛ «изо рта в рот (нос)». Ошибки и контроль реанимации. 10. Применение лекарственных средств: определение доброкачественности лекарства. Пути введения лекарств. Инструменты для инъекций, виды инъекций. Места и техника уколов, ошибки и осложнения инъекций. 11. Аллергические реакции на введение лекарств. Алгоритм оказания первой медицинской помощи. 12. Элементы ухода за больными (термометрия, методика определения пульса и дыхания, измерение артериального давления, применение пузыря со льдом, согревающих компрессов: показания, противопоказания, техника). 13. Пути передачи инфекции и распространения ее в организме. 14. Иммунопрофилактика. 15. Первая медицинская помощь при острых отравлениях алкоголем. 16. Первая медицинская помощь при отравлении лекарствами. 17. Первая медицинская помощь при отравлении препаратами бытовой химии. 18. Первая медицинская помощь при отравлении наркотическими и токсическими веществами. 19. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током и молнией. 20. Первая медицинская помощь при ожогах: термических, химических. Степени ожогов. Определение площади ожога (измерение ладонью, правило «девяток»). 21. Первая медицинская помощь при отморожениях, замерзании. Четыре степени отморожения. 22. Первая медицинская помощь при утоплении, удушении. 23. Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах. 24. Первая медицинская помощь при укусах животных и насекомых.
25. Первая медицинская помощь при инородных телах различных органов (слухового прохода, полости носа, ротовой полости, гортани, трахеи, бронхов, желудочнокишечного тракта, глаза).

3.2. Тестовые задания: Подберите верные заключения: 1. ПРИ ПРОКОЛЕ ПАЛЬЦА ИНЪЕКЦИОННОЙ ИГЛОЙ НЕОБХОДИМО Выберите один правильный ответ. а. Выдавить каплю крови, обработать 70% спиртом, вымыть руки с мылом б. Обработать место прокола 70% спиртом в. Вымыть руки с мылом, обработать 70% спиртом г. Вымыть руки с мылом д. Имплантационный

2. ДЕЗИНФЕКЦИЯ КОЖИ В МЕСТЕ ИНЪЕКЦИИ ПРОИЗВОДИТСЯ Выберите один правильный ответ. а. 70% спиртом б. Йодом в. Хлорамином г. Перекисью водорода д. 1% гипохлоридом кальция

3. ЦЕЛЬ ДАВЯЩЕЙ ПОВЯЗКИ Выберите один правильный ответ. а. Создание неподвижности и покоя для органа или части тела б. Остановка кровотечения в. Исправление патологического положения части тела г. Прочная фиксация лекарственных препаратов к ране д. Предупреждение вторичного инфицирования раны

4. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ УГЛЕВОДОВ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОНИ Выберите один правильный ответ. а. являются источником энергии б. играют защитную роль в. являются источником витаминов

5. ДОЛЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ ЖИРОВ В СУТОЧНОМ СОДЕРЖАНИИ ЖИРА СОСТАВЛЯЕТ Выберите один правильный ответ. а. 10-15% б. 25-30% в. 40-60% г. 50-60%

6. ДЛЯ НАЛОЖЕНИЯ ПРОСТОЙ (ЗАЩИТНОЙ) ПОВЯЗКИ ИСПОЛЬЗУЮТ Выберите правильную комбинацию ответа. а. Марлевый бинт б. Гипсовый бинт в. Косынку г. Трубчатый трикотажный бинт д. Лейкопластырь

7. НА ПЛЕЧЕВОЙ СУСТАВ НАКЛАДЫВАЕТСЯ ПОВЯЗКА Выберите один правильный ответ. а. Спиральная б. Ползучая в. Колосовидная г. Возвращающаяся д. Циркулярная

8. ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДАВЯЩЕЙ ПОВЯЗКИ ИСПОЛЬЗУЮТ Выберите правильную комбинацию ответа. а. Трубчато-сетчатый бинт
б. Эластичный бинт в. Резиновый бинт г. Жгут «Эсмарха» д. Марлевый бинт

9. ДЛЯ ЗАКРЫТИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ В ОБЛАСТИ ПОДБОРОДКА НАКЛАДЫВАЮТ ПОВЯЗКУ Выберите один правильный ответ. а. Т-образную б. Циркулярную в. Пращевидную г. Черепашью д. Восьмиобразную

10. ДЛЯ БИНТОВАНИЯ ПЯТОЧНОЙ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПОВЯЗКА Выберите один правильный ответ. а. Черепашья б. Круговая в. Возвращающаяся г. Т-образная д. Ползучая

11. ЛОКТЕВОЙ СУСТАВ БИНТУЕТСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ПОД УГЛОМ (В ГРАДУСАХ) Выберите один правильный ответ. а. 45о б. 70о в. 90о г. 110о д. 130о

12. НАКЛАДЫВАЮЩИЙ ПОВЯЗКУ СТАНОВИТСЯ К БОЛЬНОМУ Выберите один правильный ответ. а. Лицом б. Боком в. В наиболее удобной для накладывания повязки положении г. Полубоком 13. МЯГКУЮ ПОВЯЗКУ НА КОНЕЧНОСТЬ НАКЛАДЫВАЮТ Выберите один правильный ответ. а. От периферии к туловищу б. От туловища к периферии в. Место наложения первого тура значения не имеет

14.УЧАСТКИ ТЕЛА, НА КОТОРЫЕ НАКЛАДЫВАЕТСЯ КОЛОСОВИДНАЯ ПОВЯЗКА Выберите правильную комбинацию ответа. а. Тазобедренный сустав б. Плечевой сустав в. Локтевой сустав г. Коленный сустав д. Задняя поверхность шеи

15. ПРИ НЕПРЯМОМ МАССАЖЕ СЕРДЦА У ВЗРОСЛЫХ ГРУДИНА ДОЛЖНА СМЕЩАТЬСЯ СПЕРЕДИ НАЗАД НА Выберите один правильный ответ. а. 1-2 см б. 4-5 см в. 7-8 см г. 10-11 см д. 12-13 см

16. ЗАПАДЕНИЕ ЯЗЫКА УСТРАНЯЕТСЯ Выберите правильную комбинацию ответа. а. Запрокидыванием головы назад б. Выдвижением вперед нижней челюсти
в. Приведением подбородка к грудине г. Установкой в ротоглотке воздуховода д. Открыванием полости рта

17. ПРИ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНОЙ РЕАНИМАЦИИ ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЧАСТОТОЙ ДЫХАНИЯ И МАССАЖА СЕРДЦА СОСТАВЛЯЕТ Выберите один правильный ответ. а. 1:1 б. 1:5 в. 2:15 г. 2:30 д. 2:50 е. 3:2 ж. 6:3

18.ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ МОЖНО ПРОВОДИТЬ Выберите правильную комбинацию ответа. а. С помощью воздуховода б. Приемом «изо рта в рот» в. Приемом «изо рта в нос» г. Сдавливая грудную клетку спереди назад д. Приемом «изо рта в рот и в нос» одновременно

19. ПРИЗНАКИ КЛИНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ Выберите правильную комбинацию ответа. а. Широкие зрачки с отсутствием их реакции на свет а. Отсутствие сознания б. Различная ширина зрачков в. Отсутствие пульса на сонной артерии г. Остановка дыхания

20. ЧИСЛО НАДАВЛИВАНИЙ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ В МИНУТУ ПРИ МАССАЖЕ СЕРДЦА У ВЗРОСЛОГО СОСТАВЛЯЕТ Выберите один правильный ответ. а. 10-15 б. 15-20 в. 30-40 г. 40-50 д. 60-80

21. СКОПЛЕНИЕ КРОВИ В СУСТАВЕ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. а. гемартроз б. гемоторакс в. гемоперикард г. гемоперитонеум

22. ПЕНИСТАЯ КРОВЬ – ПРИЗНАК КРОВОТЕЧЕНИЯ ИЗ Выберите один правильный ответ. а. носа б. пищевода в. легких г. желудка д. кишечника

23. В НОРМЕ БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ КРОВИ НАХОДИТСЯ В Выберите один правильный ответ. а. капиллярах б. артериях в. венах г. полостях сердца


24. СКОПЛЕНИЕ КРОВИ В ПЛЕВРАЛЬНОЙ ПОЛОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. а. гемоторакс б. гемартроз в. гемоперикард г. гемоперитонеум

25. СКОПЛЕНИЕ КРОВИ В ОКОЛОСЕРДЕЧНОЙ СУМКЕ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. а. гемоторакс б. гемартроз в. гемоперикард г. гемоперитонеум

26. ОПАСНОСТЬ СДАВЛЕНИЯ ЛУЧЕВОГО НЕРВА ВОЗНИКАЕТ ПРИ НАЛОЖЕНИИ ЖГУТА НА УРОВНЕ Выберите правильную комбинацию ответа. а. в/3 плеча б. с/3 плеча в. н/3 плеча г. в/3 предплечья

27. ЖИДКИЙ ДЕГТЕОБРАЗНЫЙ СТУЛ (МЕЛЕНА) НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИИ ИЗ Выберите правильную комбинацию ответа. а. пищевода б. желудка в. двенадцатиперстной кишки г. сигмовидной кишки д. прямой кишки

28. СКОПЛЕНИЕ КРОВИ В БРЮШНОЙ ПОЛОСТИ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. а. гемоторакс б. гемартроз в. гемоперикард г. гемоперитонеум

29. ОБЪЕМ ОСТРОЙ КРОВОПОТЕРИ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ УГРОЖАЮЩИМ ЖИЗНИ БОЛЬНОГО (ПРИ ОТСУТСТВИИ ЛЕЧЕНИЯ) Выберите один правильный ответ. а. до 10% ОЦК б. 15-20% ОЦК в. более 30% ОЦК г. 40-45% ОЦК

30. РВОТА В ВИДЕ КОФЕЙНОЙ ГУЩИ МОЖЕТ НАБЛЮДАТЬСЯ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИИ ИЗ Выберите правильную комбинацию ответа. а. легких б. пищевода в. желудка г. толстой кишки д. двенадцатиперстной кишки е. прямой кишки


31. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ОСТРОЙ КРОВОПОТЕРИ Выберите правильную комбинацию ответа. а. бледность кожи б. головокружение в. тахикардия г. жажда д. снижение АД

32. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ НАСТУПАЕТ ПРИ КРОВОПОТЕРЕ Выберите один правильный ответ. а. до 5% ОЦК б. до 10% ОЦК в. до 15% ОЦК г. более 15% ОЦК

33. ГИПОВОЛЕМИЧЕСКИЙ ШОК НЕ НАСТУПАЕТ ПРИ КРОВОПОТЕРЕ Выберите один правильный ответ. а. до 10-15% ОЦК б. 20% ОЦК в. 25-30% ОЦК г. 40% ОЦК д. более 40% ОЦК

34.ТЕТАНУС – ЭТО Выберите один правильный ответ. а. сокращение мышцы в ответ на раздражение одиночным импульсом б. снижение работоспособности после длительной работы в. ухудшение физиологических свойств под влиянием повреждающего (альтерирующего) фактора г. длительное суммированное сокращение мышцы при частом ритмическом раздражении

35.АВТОР ТЕОРИИ АКТИВНОГО ОТДЫХА Выберите один правильный ответ. а. И.М.Сеченов б. И.П.Павлов в. Н.Е.Введенский

36.РЕФЛЕКСОМ НАЗЫВАЕТСЯ Выберите один правильный ответ. а. совокупность рецепторов, составляющих рецептивное поле б. ответная реакция организма на действие адекватных раздражителей при обязательном участии ЦНС в. время от начала действия раздражителя до ответной реакции г. совокупность нервных клеток

37.ЗВЕНЬЯМИ РЕФЛЕКТОРНОЙ ДУГИ ЯВЛЯЮТСЯ Выберите один правильный ответ. а. рецептор, синапс, эффектор б. рецептор, афферентный чувствительный нейрон, нервный центр, эфферентный двигательный нейрон, рабочий орган в. рецептор, ЦНС, рабочий орган г. афферентный нейрон, рабочий орган 38. ЗНАЧЕНИЕ ЦНС ДЛЯ ОРГАНИЗМА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО Выберите правильную комбинацию ответа. а. ЦНС обеспечивает связь различных органов и систем б. ЦНС осуществляет связь организма с внешним миром в. ЦНС осуществляет процессы сознания и мышления г. ЦНС регулирует работу внутренних органов

39. СПИННОЙ МОЗГ ИМЕЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ ЧИСЛО СЕГМЕНТ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
Л1.2 Волокитина Т.В., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие М.: Академия, 2010 249
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: : учеб. для вузов М. : Академия, 2012
Л2.2 Вайнер Э.Н. Валеология: учеб. для вузов М.: Флинта, 2007
Л2.3 Зайцев С. М. Здоровое питание: Энциклопедия: Минск: Книжный дом, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМКД"Основы медициснких зананий". Режим доступа : http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2027 portal.edu.asu.ru
Э2 Основы медицинских знаний /Под ред. Ю.С. Тарасова. - В 2-х томах. - Том 1. - Самара, 1996. - 175 с. Режим доступа: http://www.all-library.com/medicina/tradicionnaya-medicina/15303-osnovy-medicinskix-znanij.html www.all-library.com
Э3 -ное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, 292 с. Режим доступа: http://bookfi.org/book/791681
Э4 Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни (учеб--ное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, 292 с. Режим доступа: http://bookfi.org/book/791681 bookfi.org
6.3. Перечень программного обеспечения
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
11.http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
18.Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.medline.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Жгут кровоостанавливающий типа "альфа"
Бинты
Шины иммобилизационные
Аптечка первой помощи
Тонометры
Стетофонендоскоп
Таблицы: "Сердечно-легочная реанимация", "Причины остановки дыхания и сердечной деятельности", "Восстановление проходимости дыхательных путей".
Учебный фильм "Сердечно-легочная реанимация".
Маска для ИВЛ
Интубационная трубка
Кровоостанавливающие зажимы
Маникен для ИВЛ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К теме 1. " Здоровье и факторы его определяющие. Состояние здоровья учащихся " Определение понятия «здоровье». Здоровье населения и индивидуальное здоровье.
Критерии здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Медико-статистические показатели состояния здоровья учащихся различных возрастных групп. Взаимосвязь здоровья, предболезни, болезни.
Основные признаки нарушения здоровья ребенка.Принципы формирования здорового образа учащихся и воспитанников.
Проблемы в формировании здорового образа жизни. Понятие мотивации. Основы формирования мотиваций и установок на здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса.
Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся и воспитанников. Нервно-психические расстройства в детском возрасте и их профилактике.
К теме: " Понятие о неотложных состояниях. Причины и факторы, их вызывающие. Диагностика и приемы оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях " Понятие о неотложных состояниях. Основные принципы и направления оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская при ранениях, кровотечениях, ожогах, отморожениях, инородных телах, обмороке, аллергических состояниях. Гипогликемическая и гипергликемическая кома, головная боль.
К теме: "Терминальные состояния. Реанимация" Понятие о терминальных состояниях. Общие принципы интенсивной терапии при терминальных состояниях. Факторы, влияющие на процессы умирания. Преагональное и агональное состояние, клиническая и биологическая смерть, признаки. Приемы сердечнолегочной реанимации. Показания и противопоказания к реанимации. Ошибки реанимации. Остановка сердца, причины, диагностика, неотложная помощь. Острая дыхательная недостаточность, причины, признаки, диагностика, оценка степени тяжести, общие принципы искусственной вентиляции легких. Реанимация при утоплении, удушении, электротравме. Критерии эффективности.
К теме: " Характеристика детского травматизма. Меры профилактики " Классификация травм, их структура. Травматизм в различных возрастных периодах. Влияние анатомо-физиологических особенностей детского организма на характер травм. Особенности оказания первой медицинской помощи детям при травме или повреждении. Профилактика детского травматизма.
К теме: " Инфекционные болезни". Меры профилактики инфекционных заболеваний" Характеристика патогенных микроорганизмов (классификация, свойства, устойчивость к воздействию факторов внешней среды). Эпидемический процесс, его основные факторы и закономерности. Иммунитет и восприимчивость организма человека к инфекционным болезням. Противоэпидемические мероприятия и профилактика инфекционных заболеваний в детских коллективах.