МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Химия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость10 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 360
в том числе:
аудиторные занятия 172
самостоятельная работа 134
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 3
зачеты: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 19,5 15 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 20 20 20 20 20 76 40
Лабораторные 24 24 28 28 28 16 96 52
Сам. работа 5 37 60 33 33 36 134 70
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27 0 0 54 54
Итого 72 108 108 0 108 108 72 0 360 216

Программу составил(и):
к.х.н. доцент Ильина Е.Г., к.х.н. доцент В.И. Маркин

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Химия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. Безносюк С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой проф. Безносюк С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• освоение теоретических основ современной химии, ее методологических подходов;
• сформирование представления о возможности применения закономерностей и методов химии в профессиональной деятельности биологов.
• приобретение студентами знаний об основных классах органических соединений, основных умений и навыков работы в лаборатории органической химии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. понятия «термодинамическая система», «энергетические эффекты химических реакций», «энтальпия», «скорость химических реакций», «химическое равновесие»;
 основные законы химической термодинамики и химической кинетики, принципы смещения химического равновесия;
 понятия «раствор», «растворимость», «электролит» и «неэлектролит»;
 теории растворов и электролитической диссоциации, кислот и оснований;
 свойства разбавленных растворов электролитов и неэлектролитов;
 квантово-механическую модель атома и электронные конфигурации атомов;
 основные теории и виды химической связи;
 общую характеристику, биологическую роль и токсичность химических элементов;
 требования техники безопасности работы в лаборатории и правила оказания первой помощи.
- строение, методы получения, химические свойства и основные механизмы реакций орагнических соединений
3.2.Уметь:
3.2.1. проводить химические расчеты по различным способам выражения концентрации растворов;
 рассчитывать константы равновесия, степень и константы диссоциации сильных и слабых электролитов, рН и рОН растворов;
 самостоятельно выполнять простые химические эксперименты, обобщать наблюдаемые явления и оформлять результаты эксперимента;
 использовать учебную и справочную химическую литературу
- теоретически интерпретировать основные химические реакции орагнических соединений и самостоятельно проводить простейшие химические эксперименты с органическими вещетсвами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. организации самостоятельной работы в аудиторное и внеаудиторное время;
 участия в дискуссиях, публичных выступлений, написания рефератов;
 составления и уравнивания уравнений гидролиза и окислительно-восстановительных реакций;
 рассмотрения свойств элементов и условий прохождения химических реакций с применением периодического закона Д.И.Менделеева, сведений о строении и размерах атома и других фундаментальных закономерностей.
- работы с органическими соединениями в лаборатории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физико-химические основы неорганической химии
1.1. Основы химической термодинамики и кинетики Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
1.2. Растворы. Способы выражения концентраций растворов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
1.3. Растворы. Способы выражения концентраций растворов Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.4. Подготовка к лабораторной работе "Растворы. Способы выражения концентраций растворов" Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.5. Химическое равновесие. Кислотно-основное равновесие в растворе. Водородный показатель. Гидроксильный показатель Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
1.6. Химическое равновесие. Кислотно-основное равновесие в растворе. Водородный показатель. Гидроксильный показатель Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.7. Химическое равновесие. Кислотно-основное равновесие в растворе. Водородный показатель. Гидроксильный показатель Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.8. Гидролиз солей. Кислотно-основные равновесия в водных растворах солей Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
1.9. Гидролиз солей. Кислотно-основные равновесия в водных растворах солей Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.10. Подготовка к лабораторной работе "Гидролиз солей. Кислотно-основные равновесия в водных растворах солей" Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.11. Электролитическая диссоциация Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
1.12. Электролитическая диссоциация Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.13. Подготовка к лабораторной работе "Электролитическая диссоциация" Сам. работа 1 4 Л1.2
1.14. Окислительно-восстановительные реакции Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
1.15. Окислительно-восстановительные реакции Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.16. Подготовка к лабораторной работе "Окислительно-восстановительные реакции" Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.17. Строение атома. Химическая связь. Лекции 1 4 Л1.2
1.18. Строение атома. Химическая связь. Лабораторные 1 4 ОПК-2 Л1.2
1.19. Подготовка к лабораторной работе "Строение атома. Химическая связь." Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л1.2
Раздел 2. Химия элементов
2.1. Периодический закон и периодиеская система элементов Д.И. Менделеева Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
2.2. Изменение свойст соединений элементов по периодам и группам Периодической системы элементов Лекции 1 2 ОПК-2 Л1.2
2.3. Основные химические свойства, биороль и токсичность соединений s-, p-, d-элементов Сам. работа 1 13 ОПК-2 Л1.2
Раздел 3. Органическая химия
3.1. Алканы Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Основные методы работы в лаборатории органической химии Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.1
3.3. Алканы Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.4. Непредельные углеводороды Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.5. Углеводороды Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.1
3.6. Непредельные углеводороды Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.7. Арены Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.8. Арены Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.9. Спирты. Фенолы Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.10. Спирты. Фенолы Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.1
3.11. Спирты. Фенолы Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.12. Карбонильные соединения Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.13. Амины. Карбонильные соединения Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.1
3.14. Карбонильные соединения Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.15. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.16. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.17. Углеводы Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.18. Углеводы Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.19. Амины Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.20. Амины Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.21. Карбоновые кислоты и их функциональные производные Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.1
3.22. Аминокислоты. Белки Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.23. Углеводы. Полисахариды. Аминокислоты. Белки Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.1
3.24. Аминокислоты. Белки Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.25. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.26. Исследовательская задача Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л3.1
3.27. Гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты Сам. работа 3 3 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.28. Экзамен Экзамен 3 27 ОПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
1. Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие. Истинное и ложное равновесие. Константа химического равновесия.
2. Константа химического равновесия, факторы, влияющие на равновесие. Принцип Ле-Шателье, его значение в биологии. Стационарное состояние.
3. Растворение как физико-химический процесс. Растворимость веществ, ее зависимость от температуры. Закон Генри, его значение для процесса дыхания животных организмов.
4. Физическая и химическая теория растворов. Понятие об идеальном растворе. Истинные и коллоидные растворы. Сольваты и гидраты, кристаллогидраты. Роль растворов в биологии.
5. Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Степень и константа электролитической диссоциации. Закон разбавления Оствальда. Роль электролитов в жизнедеятельности организмов.
6. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение. рН и рОН растворов. Теория кислот и оснований. рН биологических жидкостей, сохранение постоянного значения рН с помощью буферных систем организма.
7. Гидролиз солей. Необратимый гидролиз. Константа гидролиза рН водных растворов солей.
8. Формирование квантово-механических представлений о строении атома Основные модели строения атомов. Двойственная природа электрона. Электронные орбитали.
9. Квантово-механическая модель атома. Уравнение Шредингера Квантовые числа, энергетические уровни и подуровни. Типы атомных орбиталей, их количество на подуровнях.
10. Структура электронных оболочек атомов. Принцип Паули, правило Хунда. Электронные конфигурации атомов.
11. Химическая связь. Квантово-механическая трактовка (Тайтлер, Лондон). Метод валентных связей. Донорно-акцепторный и обменный механизм образования ковалентной связи. Насыщенность и направленность связи. Кратные связи.
12. Гибридизация. Геометрия молекул.
13. Ионная и металлическая связь. Силы Ван-дер-Ваальса. Водородная связь и ее значение в биологии.
14. Комплексные соединения, координационное число, классификация. Константа нестойкости комплексных соединений. Диссоциация комплексных соединений. Роль комплексообразования в биохимических процессах. Важнейшие биолиганды и биокомплексы.

ХИМИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
1. Водород. Строение атома. Положение в Периодической системе. Изотопы. Окислительно-восстановительные свойства водорода. Вода. Пероксид водорода. Гидриды. Биороль водорода.
2. Общая характеристика s-элементов I группы. Физические и химические свойства щелочных металлов. Оксиды и гидроксиды, характеристика солей. Биороль s-элементов I группы.
3. Общая характеристика s-элементов II группы. Физические и химические свойства бериллия, магния, щелочноземельных металлов. Свойства оксидов, гидроксидов, характеристика солей. Биороль s-элементов II группы. Токсичность бериллия.
4. Общая характеристика р-элементов III группы. Физические и химические свойства простых веществ. Биороль р-элементов III группы.
5. Алюминий. Свойства алюминия. Алюминаты. Оксиды, гидроксиды, соли алюминия. Токсичность алюминия и его соединений.
6. Общая характеристика р-элементов IV группы. Биороль р-элементов IV группы. Углерод, модификации углерода, уголь как адсорбент. Взаимодействие с водородом, склонность к образованию цепей. Монооксид и диоксид углерода, парниковый эффект. Равновесие в водных растворах CO2. Карбонаты. Соединения с галогенами, серой, азотом. Синильная кислота, цианиды, роданиды. Углерод – биогенный элемент. Токсичные соединения углерода.
7. Общая характеристика p-элементов V A группы. Биороль p-элементов V A группы. Азот, строение и инертность молекулы. Оксиды азота (II) и (IV): строение и свойства, определяющие их экологическую роль. Свойства азотной и азотистой кислот и их солей. Нитриды, аммиак. Равновесие в водном растворе аммиака. Фосфорные кислоты и их соли. Кислотные и окислительно-восстановительные свойства. АТФ. Фосфатная буферная система. Биороль азота и фосфора. Аминокислоты. Удобрения. Токсичность элементов V группы.
8. Общая характеристика р-элементов VI группы. Электронное строение, степени окисления. Биороль р-элементов VI группы.
9. Кислород, сера. Оксиды серы. Серная и сернистая кислоты. Кислотные дожди, смог. Сульфаты.
10. Общая характеристика p-элементов VII А группы. Галогены как окислители. Водородные и кислородные соединения галогенов. Оксиды, кислоты и соли галогенов. Биологическая роль и токсичность p-элементов VII А группы
11. Общая характеристика d-элементов. Электронные конфигурации. Валентность и степени окисления. Кислотно-основные свойства d-элементов в разных степенях окисления. Комплексы d-элементов. Токсичность d-элементов.
12. Общая характеристика элементов семейства железа. Железо. Физические и химические свойства. Соединения железа (II), (III). Биороль и токсичность железа, кобальта, никеля.
13. Общая характеристика элементов подгруппы меди. Оксиды, гидроксиды, соли меди (I) и меди (II). Биороль меди. Соединения серебра и золота. Биороль серебра и золота.
14. Общая характеристика элементов подгруппы цинка. Оксиды, гидроксиды, соли цинка, их амфотерность. Биороль цинка. Соединения кадмия и ртути. Токсичность этих элементов.

Модуль "Органическая химия"
В ходе лабораторных занятий решаются практические задачи по рассмотрению строения и свойств основных классов органических соединений:
- Углеводороды (Алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены)
- Кислородсодержащие органические соединения (Спирты. Фенолы. Карбонилсодержащие соединения)
- Кислородсодержащие органические соединения (Карбоновые кислоты. Углеводы.)
- Азотсодержащие соединения (Амины. Аминокислоты. Белки). Понятие о гетероциклах.

Основные вопросы разбираемые в ходе занятий:
1. Общая химическая характеристика алканов. Физические свойства. Химиче-ские свойства. Понятие о цепном свободно-радикальном механизме. Пути использования алканов.
2. Алициклические соединения. Циклоалканы и их производные. Классифи-кация циклоалканов.
3. Методы синтеза циклопропана, циклобутана и их производных. Физические свойства. Особенности химических свойств соединений с трехчленным циклом. Синтез соединений ряда циклопентана и циклогексана.
4. Гомологический ряд этилена. Общая характеристика двойной связи. Физи-ческие свойства. Методы синтеза.
5. Химические свойства. Реакции электрофильного присоединения галогенов, галогеноводородов, воды и серной кислоты. Правило Марковникова и его обоснование, индуктивный и мезомерный эффекты. Реакции окисления ал-канов, их значение для установления строения. Присоединение водорода (гидрирование). Гидратация. Полимеризация. Полимеры. Сополимеры
6. Непредельные углеводороды с двумя двойными связями (диены). Типы дие-нов. Изомерия. Номенклатура. Сравнение устойчивых диенов разных ти-пов. Сопряженные диены. Физические свойства. Методы синтеза.
7. Особенности реакций присоединения (1,2- и 1,4-присоединение). Олигомери-зация и полимеризация диенов. Изопреновый каучук.
8. Непредельные углеводороды ряда ацетилена (алкины). Изомерия. Номенклатура. Общая характеристика тройной связи. Физические свойства. Методы синтеза алкинов. Химические совйства.
9. Бензол. Ароматический характер бензол. Строение бензола. Номенклатура. Физические свойства. Методы синтеза аренов.
10. Реакции электрофильного замещения в ароматическом ряду. Механизм ре-акции.
11. Жирноароматические углеводороды. Реакции в ядре и боковых цепях. Многоядерные ароматические углероды. Нафталин, антрацен, фенатрен. Общее представление о строении. Реакции.
12. Классификация гидроксисоединений (насыщенные, ненасыщенные и ароматические спирты, фенолы и нафтолы; многоатомные спирты).
13. Одноатомные спирты. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства спиртов.
14. Окисление первичных спиртов до альдегидов и карбоновых кислот, вто-ричных спиртов – до кетонов.
15. Методы получения спиртов: из алкенов, карбонильных соединений, гало-геналканов, сложных эфиров.
16. Многоатомные спирты. Номенклатура. Физические свойства. Методы синтеза. Свойства.
17. Фенолы. Номенклатура. Физические свойства. Методы получения. Свой-ства.
18. Простые эфиры спиртов и фенолов. Номенклатура. Физические свой-ства. Методы получения: реакция. Свойства простых эфиров.
19. Классификация карбонильных соединений.
20. Предельные альдегиды и кетоны. Изомерия. Номенклатура. Физические свойства. Связь с другими классами соединений. Строение карбонильной группы.
21. Методы получения карбонильных соединений.
22. Строение карбонильной группы, ее полярность и поляризуемость.
23. Реакции карбонильных соединений.
24. Монокарбоновые кислоты. Предельные, ароматические и циклоалкан-карбоновые кислоты. Изомерия. Номенклатура. Строение карбоксильной группы. Физико-химические свойства кислот. Методы синтеза.
25. Реакции карбоксильной группы: образование солей; получение функцио-нальных производных.
26. Дикарбоновые кислоты. Щавелевая, малоновая, янтарная, глутаровая.
27. Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры, галогенангидриды, ангидриды, амиды, нитрилы. Их номенклатура. Методы синтеза. Их взаимные переходы. Относительная реакционная способность их в реакциях присоединения нуклеофильных агентов по карбонильной группе.
28. Сложные эфиры. Методы получения. Реакции сложных эфиров. Природ-ные сложные эфиры: эфирные масла, воска, липиды. Жиры (состав, гидро-генизация, омыление жиров, мыла).
29. Галогенангидриды. Методы получения и свойства.
30. Ангидриды. Методы получения и свойства.
31. Амиды. Методы получения и свойства.
32. Нитрилы. Методы получения и свойства.
33. Углеводы. Определение. Классификация: моносахариды (монозы), олиго-сахариды и полисахариды. Биохимическая значимость этого класса со-единений.
34. Моносахариды. Классификация. Стереоизомерия моноз. Циклические формулы. Конформационные изомеры. Химические свойства моноз.
35. Дисахариды. Восстанавливающие и невосстанавливающие. Мальтоза, целлобиоза, сахароза и лактоза. Их строение и методы установления строения.
36. Полисахариды. Их нахождение в природе и значение. Крахмал. Целлю-лоза. Гидролиз. Алкалицеллюлоза. Простые и сложные эфиры целлюлозы.
37. Органические соединения азота. Классификация.
38. Нитросоединения. Номенклатура. Физические свойства. Реакция восста-новления (Зинин) и ее значение в ароматическом ряду. Промежуточные продукты восстановления. Синтетическое значение.
39. Амины. Номенклатура. Физические свойства. Классификация аминов. Методы получения.
40. Амины как основания.
41. Химические свойства аминов.
42. Аминокислоты. Изомерия. Аминокислоты. Особая роль -аминокислот, их распространение в природе. Стереоизомерия. Биосинтез кислот. Заме-нимые и незаменимые аминокислоты.
43. Важнейшие химические свойства аминокислот. Кислотно-основные свой-ства (изоэлектрическая точка). Образование дипептидов, дикетопипера-зинов и лактамов.
44. Отдельные представители моноаминокарбоновых кислот.
45. Пептиды и белки. Пептидная (вторичная амидная) связь. Общие пред-ставления о составе и строении белков.
46. Гетероциклы. Общее понятие о гетероциклах. Классификация гетеро-циклов. Ароматические и гетероциклические системы. Роль гетероциклов в природе и различных областях производства.
47. Пятичленные гетероциклы с одним гетероатомом: фуран, пиррол, тиофен. Взаимные переходы гетероциклов. Реакции электрофильного замещения в пятичленных ароматических гетероциклах и их отличие от реакций в ряду бензола
48. Конденсированные пятичленные гетероциклы: бензофуран, индол, бензо-тиофен. Природные продукты: триптофан, серотонин и индольные алка-лоиды.
49. Пятичленные гетероциклы с несколькими гетероатомами. Пирозол, ими-дазол, их основность и кислотность. Строение солей. Таутомерия. Пяти-членные гетероциклы с несколькими гетероатомами.
50. Шестичленные азотсодержащие гетероциклы. Пиридин, его ароматический характер. Химические свойства.
51. Гетероциклы с несколькими гетероатомами. Производные ряда пири-мидина (урацил, тимин, цитозин) и пурина (аденин, гуанин). Нуклеозиды, нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Понятие об их строении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маркин, Вадим Иванович Органическая химия : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Ильина Е.Г. Физико-химические основы неорганической химии: АлтГУ, 2014 URI: http://elibrary.asu.ru/handle/asu/216
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. И. Артеменко Органическая химия: [учеб. для вузов] М.: Высш. шк., 1987
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Катраков И.Б., Маркин В.И. Лабораторные работы по органической химии: Барнаул: изд-во АлтГУ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Используются такие информационные технологии как:
– мультимедийные презентации курса лекций по дисциплине, набор учебных фильмов
–организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты, скайпа;
– компьютерное тестирование (с использованием системы Moodle).
Система управления обучением на основе модульной динамической учебной среды «Moodle», предназначенная для автоматизации процессов управления обучением, предоставления доступа к электронному образовательному контенту и реализации электронных образовательных технологий. Пользователи системы: Преподаватели и сотрудники университета, обучающиеся всех форм обучения, слушатели курсов повышения квалификации.
- Электронная библиотека ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

I. Перечень наглядных пособий для проведения лекционных и семинарских занятий.
1. Периодическая таблица элементов Д.И. Менделеева.
2. Плакаты:
а) Изменение атомных радиусов по периодической системе.
б) Изменение потенциалов ионизации по периодической системе.
в) Электроотрицательность элементов.
г) Электрохимический ряд напряженности металлов.
д) Формы электронных орбиталей s-, p- , d– элементов.
е) Схема МО молекул элементов II периода.
ж) Геометрия молекул.

II. Перечень методических указаний и пособий для проведения семинарских и лабораторных занятий.
1. Программа по неорганической химии.
2. Календарный план семинарских и лабораторных занятий.
3. Планы и задания к семинарским занятиям.
4. Билеты самостоятельных работ.
5. Билеты контрольных работ.
6. Экзаменационные билеты.
7. Ильина Е.Г.Общая химия. Учебное пособие. Барнаул, Изд –во Алт.ГУ, 2014. 83 с.

III. Перечень оборудования для лабораторных работ.
1. Лабораторные столы.
2. Вытяжной шкаф.
3. Сушильный шкаф.
4. Технохимические весы.
5. Водяные бани.
6. Термометры.
7. Спиртовки.
8. Лабораторная посуда (химические стаканы, колбы, пробирки, пипетки, держатели, фарфоровые чашки, штативы и др.)
9. Химические реактивы.

Наличие специальных помещений для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы.
Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа, групповых и индивидуальных консультаций, проведения текущего контроля и промежуточной аттестации наличие оборудования (столы, стулья, рабочее место преподавателя, доска, экран, проектор, переносной ноутбук), обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие рабочей программе модуля "Органическая химия.
Аудитории для проведения лабораторных работ, оснащенных набором посуды, реактивов (вытяжные шкафы, лабораторные столы и шкафы, весовой стол, весы технические и аналитические, плитки электрические, устройство для сушки посуды, термометры ртутные, штативы, сушильный шкаф, дистиллятор, иономер цифровой, набор лабораторной посуды, набор химических реактивов).
Помещение для самостоятельной работы - компьютерный класс (моноблоки NAIOCorpZ520 FullHDi5-6400T/4Gb/500GB; компьютеры НЭТА 518982 Celeron Dual Core E3400), подключенные к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и имеющие доступ в электронную информационную образовательную среду АлтГУ, (программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows); читальный зал (Научная библиотека АлтГУ) (стулья, столы на 44 посадочных места, ПК – 1 шт. ACER с выходом в Интернет и ЭИОС.
Помещение для хранения лабораторной посуды и вспомогательного лабораторного оборудования, для профилактического обслуживания учебного процесса (стеллажи, химическая посуда, вспомогательное лабораторное оборудование).

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для допуска к экзамену необходимо посещение всех лекций и лабораторных занятий, выполнение всех самостоятельных и контрольных работ. При подготовке к семинарским занятиям необходимо воспользоваться материалами учебной литературы, конспектами лекций.

В период подготовки к экзамену студенты могут получить у экзаменатора - преподавателя, проводивший лекционный курс индивидуальные и групповые консультации.
Подготовка к экзамену – это завершающий, наиболее активный этап самостоятельной работы студента над учебным курсом.
Студенту необходимо внимательно разобраться в записях лекций и в материалах практических занятий, систематизировать и упорядочить накопленные знания. Каждая тема имеет свои узловые, основные, концептуально обобщающие вопросы, вокруг которых собирается все остальное. Это своеобразные «проверочные» вопросы перед экзаменом, их дает кафедра. Студент, способный на них ответить, может считать себя подготовленным, к экзамену.
Экзамен проводится по билетам, в каждом из них поставлены пять вопросов из разных частей (разделов, тем) учебной дисциплины. Экзамен проводится в псьменной форме. Требования к изложению материала: а) изложение материала должно быть точным, должно быть логичным, т.е. излагать мысли последовательно, не противоречить самому себе, изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка. Ответ должен показать, как глубоко освоена дисциплина, насколько широки познания по предмету.
Оценка ответа
Ответ по каждому вопросу оценивается по пятибальной шкале.
Оценки "отлично" заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно- программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала. Для получения оценки «отлично» студент должен:
-продемонстрировать глубокое и прочное усвоение знаний программного материала;
-исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно изложить теоретический материал;
-правильно формулировать определения;
-правильно решить предлаагаемый задачи и выполнить практические задания;
-продемонстрировать умения самостоятельной работы с литературой;
-уметь сделать выводы по излагаемому материалу.

Оценки "хорошо" заслуживает студент обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Для получения оценки «хорошо» студент должен:
-продемонстрировать достаточно полное знание программного материала;
-продемонстрировать знание основных теоретических понятий;
-достаточно последовательно, грамотно и логически стройно излагать материал;
-продемонстрировать умение ориентироваться в психологической литературе;
-уметь сделать достаточно обоснованные выводы по излагаемому материалу.

Оценки "удовлетворительно" заслуживает студент, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя. Для получения оценки «удовлетворительно» студент должен:
-продемонстрировать общее знание изучаемого материала;
-показать общее владение понятийным аппаратом дисциплины;
-уметь строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;
-знать основную рекомендуемую программой учебную литературу.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка "неудовлетворительно" ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае:
-незнания значительной части программного материала;
-не владения понятийным аппаратом дисциплины;
-существенных ошибок при изложении учебного материала;
-неумения строить ответ в соответствии со структурой излагаемого вопроса;
-неумения делать выводы по излагаемому материалу.