МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки06.03.01. Биология
ПрофильФизиология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-34-2017
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Меженин Я.Э., к.с.н., доцент

Рецензент(ы):
Чуканова Т.В., к.с.н., доцент

Рабочая программа дисциплины
Социология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология : Ботаника, Биохимия, Биотехнология, Зоология, Физиология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2017 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 30.06.2017 г. № 7
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 30.06.2017 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о методах социологического исследования; умении проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.условия и предпосылки возникновения социологии как науки, этапы развития социологии.

Назвать объект, предмет, структуру, функции и методы социологии как науки, основные социологические нормы
основные элементы культуры и ее социальные функции.
Назвать отличительные особенности субкультуры, контркультуры, массовой и элитарной культуры.
основу социальной жизни, систему социальных связей и отношений.

Назвать основные элементы социальной структуры, признаки групповой общности.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценить роль социальных институтов в процессе формирования основ гражданственности и гуманизма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки социологического знания для анализа проблем современного социума.
знанием основ социокультурного процесса, путей развития общества.
основами процесса социализации для формирования и развития социальных качеств личности, пониманием природы социальных конфликтов, способов и методов их разрешения, знанием процесса социальной адаптации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Социология как наука. Лекции 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Социология как наука. Практические 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Социология как наука. Сам. работа 1 8 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Основные направления развития современного социологического знания. Лекции 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Основные направления развития современного социологического знания. Практические 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Основные направления развития современного социологического знания. Сам. работа 1 8 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Общество как социальная система. Лекции 1 6 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Общество как социальная система. Практические 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Общество как социальная система. Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Лекции 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Практические 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Социальные общности и группы в социальной системе общества. Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Социальная структура современного общества. Лекции 1 6 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Социальная структура современного общества. Сам. работа 1 8 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.15. Социальная структура современного общества. Практические 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.2
1.16. Социальные изменения и их роль в социальных процессах общества. Лекции 1 6 ОК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.17. Социальные изменения и их роль в социальных процессах общества. Практические 1 4 ОК-6 Л1.1, Л2.2
1.18. Социальные изменения и их роль в социальных процессах общества. Сам. работа 1 10 ОК-6 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Предпосылки возникновения и становление социологии как науки. Закон трех стадий развития общества О. Конта.
2. Проблема метода. Классический и неклассический типы научности.
3. Объект и предмет социологии. Понятие «социальное».
4. Уровни социологического знания. Макро- и микросоциология.
5. Функции социологии.
6. Эволюционизм Г. Спенсера.
7. Социальный факт Э. Дюркгейма. Теория общественного разделения труда.
8. Концепция «социального действия» М. Вебера.
9. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
10. Современное состояние теоретической социологии. Классификация теоретического знания Дж. Александера.
11. Теории интеграции структуры и действия П. Бурдье, Э. Гидденса.
12. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.
13. Общество как система Н. Лумана.
14. Основные направления русской социологии.
15. Понятие социального института, его основные признаки. Типология социальных институтов.
16. Проблема развития социальных институтов. Понятие функции и дисфункции.
17. Общее и различия в определении понятий «социальная группа» и «социальная общность». Типология социальных общностей и групп.
18. Личность в малой группе. Методы исследования малых групп.


Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы:

1. Типология обществ: основные подходы и перспективы в глобализационном аспекте (исторические типы и современный подход).
2. Сравнительная характеристика основных способов развития общества (прогресс и регресс, эволюция и революция).
3. Социальные общности: предпосылки их становления, изменений, развития.
4. Формирование новых общностей (движений и т.д.) в современной России.
5. Проблема социального неравенства в контексте социальных изменений современного российского общества.
6. Природа и факторы социальной стратификации.
7. Основания социальной стратификации: от единообразия к многообразию?
8. Основные тенденции социальной мобильности в современном мире.
9. Проблемы и перспективы «алармистских» направлений исследований в социологии. Глобализация социальных процессов: плюсы и минусы для российского социума.
10. Социология человечества: история и перспективы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов, докладов:

1. Социальное пространство и время человека и общества.
2. Человеческое общество и его социальная история как объект изучения социологии.
3. Основные концепции социальной эволюции.
4. Огюст Конт - основоположник социологической науки.
5. Объект и предмет социологии.
6. Социологические парадигмы в их развитии и обновлении.
7. Проблема исследования личности в социологии.
8. Питирим Сорокин - выдающийся социолог России и США.
9. Социологический анализ бизнеса, государственно-политического управления и «третьего сектора» в современном обществе.
10. Первые этапы эволюции социологического знания: личности, концепции, школы.
11. Основные теории революционного развития общества.
12. Проблема монизма и полипарадигмальности в современном социологическом знании.
13. Основные факторы и условия девиантного поведения в объективе современной социологии.
14. Человек в сфере предпринимательской деятельности: социологический анализ.
15. Человек, индивид, личность – соотношение понятий.
16. Социализация, ее назначение и этапы.
17. Социология девиантного поведения (норма, отклонение, стигма).
18. Уровни и отрасли социологического знания.
19. Количественные и качественные методы социологического исследования: возможности и ограничения.
20. Социология и социологи на Алтае: прошлое и современность.
21. Социальная стратификация и социальная дифференциация российского общества.
22. Социологические знания о жизнедеятельности и роли современной семьи в обществе.
23. Актуальные проблемы в сфере образования современного российского общества.
24. Религия как сфера духовной жизни: опыт социологического изучения.
25. Социокультурная детерминация ценностей как основная категория социологии культуры и особенности развития социальной культуры.
26. Специфика различных подходов к периодизации социальной истории человечества.
27. Глобализация как социальный процесс и ее последствия.
28. Социальная история России в Xx веке: особенности социологического анализа.
29. Социальное положение и роль русских в России: специфика исследования в классическом и неклассическом социологическом знании.
30. Эволюция и революция в истории России: особенности исследования проблемы в современной социологии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Брушкова Л.А. Социология : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B.
Л2.2 Исаев, Б. А. Социология : учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы
Э2 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ)
Э3 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э4 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН)
Э5 Электронные библиотечные системы:
Э6 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э7 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office_; Word, Excel, PowerPoint и др.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://ideabank.narod.ru/6.htm
www.socio.ru
www.i-u.ru/biblio/arhive/pochepcov
www.humanities.edu.ru/db/msg/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные аудитории, в том числе для интерактивных: видеопроектор, ноутбук, переносной экран

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.